СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление бумаги ручным способом.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вам мою разработку"Изготовление бумаги ручным способом", работа интересная и творческая. 

Просмотр содержимого документа
«Изготовление бумаги ручным способом.»

32


ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи»





Отделение: технических наук

Секция: Материаловедение

и технологии производства

материалов.







ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ РУЧНЫМ СПОСОБОМ.








Работу выполнила:

Чирич Лилия Васильевна,

учитель трудового обучения МОУ «Школа № 150 г. Донецка»










Донецк - 2016

ТЕЗИСЫ

Название работы: – «Изготовление бумаги ручным способом.»

Автор: : учитель трудового обучения МОУ «Школа № 150 города Донецка» Чирич Л.В

Территориального отделения МАН: Донецкое

Базовое внешкольное учебное заведение: Донецкий государственный университет управления

Учебное заведение: МОУ Донецкая общеобразовательная школа № 150

Населенный пункт: Донецк

Актуальность научной работы: Актуальность данной темы заключается в том, что бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все её недостатки абсолютной эксклюзивностью. Даже если при литье двух листов одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они будут отличаться другу от друга. Эффект неожиданности вот что больше ценят мастера бумаги; может быть именно он превращает изготовление бумаги в искусство.

Цель исследования: Научиться изготавливать бумагу ручного изготовления в домашних условиях. Найти применение ей в повседневной жизни.

Основные задачи исследования: Изучить информацию о способах изготовления. Рассмотреть материалы, используемые для получения бумаги (старая бумага; растительное волокно: хлопок, лен, сизаль; остатки х\б ткани)

Провести исследования способов получения бумаги: разные основы сеток, разные способы сушки, разы виды декорирования. Изготовить бумагу, варианты бумаги.

Объект исследования: Изучить технологию изготовления бумаги ручного изготовления (разные материалы, разные способы сушки, разное оформление, использование)

Предмет исследования: бумага ручного изготовления.

Результаты исследования:

Работа поможет самостоятельно изготовить альтернативные изделия с интересным применением разных способов декорирования, покажет возможность использования бумаги.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. История ручного изготовления бумаги. 7

    1. Немного истории. 7

    2. Условия изготовления бумаги. 8

    3. Из чего делается бумага. 9

    4. Применение бумаги и картона для упаковки. 11

  2. Технология производства бумаги и картона. 14

    1. Виды растительного сырья. 14

    2. Сырьё для волокнистых полуфабрикатов. 16

    3. Маркировка макулатуры. 19

    4. Технология производства. 19

    5. Рентабельность. 20

    6. Салфетки и туалетная бумага из макулатуры. 20

  3. Изготовление бумаги ручным способом. 21

    1. Технология изготовления. 21

    2. Бумага и дизайн. 22

    3. Исследования разных типов бумаги. 23

    4. Исследование связующих средств. 23

    5. Исследование способов сушки. 24

ВЫВОДЫ. 25

Список использованных источников. 26

Приложение. 27




ВВЕДЕНИЕ.

Самым универсальным материалом для письма, печати, и даже различных дизайнерских работ является обычная бумага. Бумага была изобретена в Китае около двух тысяч лет тому назад. Естественно поначалу она изготавливалась ручным способом. Для этого растительные волокна измельчали, замачивали в воде, процеживали, прессовали полученную массу, а далее сушили ее и использовали для различных целей, И только после появления специализированных приспособлений, производство бумаги стало механизированным. Но до сих пор самые дорогие эксклюзивные листы делаются ручным способом.

В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.

Актуальность темы

«Рукотворная» бумага не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, подчас слишком хрупкая такая бумага отнюдь не всегда подойдет для печати. Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством, которое заставляет забыть все её недостатки абсолютной эксклюзивностью. Мастера бумаги давно заметили закономерность: даже если при литье двух листов одни и те же материалы и технология изготовления остается неизменной, все равно они будут отличаться другу от друга. Эффект неожиданности вот что больше ценят мастера бумаги; может быть именно он превращает изготовление бумаги в искусство.

Цель:

Научиться изготавливать бумагу ручного изготовления в домашних условиях. Найти применение ей в повседневной жизни.


Задачи:

1. Изучить информацию о способах изготовления.

2. Рассмотреть материалы, используемые для получения бумаги (старая бумага; растительное волокно: хлопок, лен, сизаль; остатки х\б ткани)

3. Провести исследования способов получения бумаги: разные основы сеток, разные способы сушки, разы виды декорирования.

4. Изготовить бумагу, варианты бумаги

Объект исследования: Изучить технологию изготовления бумаги ручного изготовления (разные материалы, разные способы сушки, разное оформление, использование)

Предмет исследования: бумага ручного изготовления.

Практическая направленность работы.

Работа подробно познакомит, как подготовить рабочее место, какие понадобятся приспособления и инструменты , как изготовить ручную бумагу разными способами.

Работа поможет самостоятельно изготовить альтернативные изделия с интересным применением разных способов декорирования, покажет возможность использования бумаги.

Методы:

1. поиск и анализ литературы.

2. проблемно-поисковый.

3. сравнительный.

4. деятельно-продуктивный.

Гипотеза.

Характеристика (свойства) бумаги ручного изготовления зависит от исходного сырья, технологии изготовления и способов декорирования.

Несмотря на то, что сегодня бумага для нас является привычной и необходимой вещью, о ней существует масса очень интересных фактов.

Известно ли вам, что на самом деле бумагу можно употреблять в пищу? Да, это так, ведь она состоит из целлюлозы и глюкозы.

Сырьевая бумажная масса производится из пород хвойных деревьев.

Когда-то давно вся бумага была серо-коричневого цвета из-за того, что ее не отбеливали. Из-за цвета бумаги очень быстро портилось зрение. Проблема была решена, когда в 18 веке был открыт хлор, который сразу же нашел широкое применение в придании белого цвета бумаге, что и стало его изначальным применением в производстве.

Согласитесь, в наши дни вряд ли вы представите свою жизнь без бумаги. Бумага является одним из самых популярных упаковочных материалов. В оберточную бумагу заворачивается все что угодно.

Современное производство может нам предложить искусственные материалы, такие как целлофан и полиэтилен. Однако самым практичным и к тому же экологичным материалом является бумага. Бумажные пакеты с атрибутикой магазина являются стильной и эксклюзивной упаковкой.

А если на листике бумаге поставлена подпись и дата, то данный лист бумаги уже является документом.

В Калифорнии был подготовлен закон, согласно которого для делопроизводства используется бумага, полученная из макулатуры.

В России, согласно статистических данных, из макулатуры (вторсырье) производится около 0,1% бумаги. В странах Европы данное производство занимает примерно 50% от общего объема, а в Японии еще больше – 65%.

В Москве была проведена очень интересная выставка, на которой была представлена женская одежда, изготовленная из туалетной бумаги.

Отметим, что не только женская одежда производится из бумаги – еще в 1991 году туалетная бумага нашла применение в ходе операции «Буря в пустыне». Из нее маскировали танки.

I. ИСТОРИЯ РУЧНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ БУМАГИ.

1.1 Немного истории.

Известно, что человек изобрел пригодный для письма материал задолго до того, как появилась собственно бумага. Так, древние египтяне около 4 тыс. лет назад брали стебли папируса, снимали с них кожицу и распрямляли. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали. Высушенные папирусные пластины представляли собой неплохой материал для письма. Однако этот материал бумагой не являлся. Что же делает бумагу бумагой?

Чтобы материал можно было назвать бумагой, должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, волокна сырья должны быть обработаны таким образом, чтобы они полностью отделялись друг от друга (этого можно добиться разными способами). А во-вторых, полученная масса размешивается в воде, а затем вычерпывается из нее с помощью сита. При этом вода вытекает через отверстия в сетке, а лист из переплетенных волокон остается на ее поверхности. Этот тонкий слой переплетенных волокон и есть бумажный лист.

Ручное изготовление бумаги освоили в Китае: почти 2000 лет назад (в 153 году н.э.) некий Цай-Лунь, министр земледелия, рекомендовал своим согражданам применять для письма бумагу «ши», изготовленную из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного деревца. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим. Кору толкли в воде, чтобы отделить волокна, и выливали полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на пластины из бамбука и старые тряпки. Видимо, из-за того что для сушки использовалось тряпье, китайская бумага имела одну особенность — она была настолько рыхлой, что краска на ней довольно сильно растекалась. Впрочем, впоследствии это качество китайской бумаги высоко оценили японские каллиграфы, которые использовали для своей работы именно китайскую бумагу.

В Японию секрет производства бумаги привез корейский монах в 610 году. За несколько столетий японцы модифицировали китайскую технологию и создали собственные способы производства бумаги. Японцы энергично трясли форму, чтобы волокна хорошенько переплелись между собой. Кроме того, они стали добавлять клейкий растительный экстракт, который способствовал более плотному и прочному соединению волокон. Древние японцы ценили бумагу не только за ее практические качества, но и за красоту. Она славилась своей тонкостью, почти прозрачностью, что вовсе не лишало ее прочности. Традиционная японская бумага ручного изготовления получила название «васи».

От китайцев секрет изготовления бумаги переняли не только японцы, но и арабы. Они и привезли его в Испанию, а уже оттуда искусство делать бумагу распространилось по всему миру. Ранние европейские бумаги делались из переработанной хлопковой и льняной ткани, поэтому стала бурно развиваться торговля ветошью и хлопковым полотном. Интересно, что по одному из предположений чума проникла в Англию из Европы как раз в старых тряпках. Вскоре, однако, этот источник получения сырья для бумаги стал недостаточным, и люди начали применять для производства бумаги новые, порой весьма экзотические материалы. Зафиксирован случай, когда в качестве сырья для упаковочной бумаги была использована… египетская мумия! Менее экстравагантные экспериментаторы пускали в дело солому, капусту, кожу животных, шерсть, гнезда ос. Оказывается, в слюне ос есть клей, поэтому, когда оса сгрызает молодые побеги для строительства гнезда, во рту у нее образуется клейкая масса, по составу сходная с бумагой: клетчатка древесины или соломы и клей.


1.2 Условия изготовления бумаги.

Изготовление бумаги состоит из нескольких обязательных этапов: в любом случае сырье сначала измельчается, потом вымачивается, затем вываривается от 2 до 6 часов, промывается, очищается от различного мусора и только после этого перемешивается с водой до кремообразной, мягкой массы. На этом этапе в сырье могут быть добавлены различные красители. Далее состав заливается в чан. Мастер окунает в состав сетку, обладающую формующей и фильтрующей функцией, и поднимает ее с бумажной массой над чаном так, чтобы масса распределялась по сетке, повторяя ее форму, а жидкость просачивалась через сетку. На этой стадии особенно важно мастерство бумажника. Если на готовый мокрый лист попала капля влаги, все придется начинать сначала, ведь в противном случае на листе в этом месте будет нежелательная вмятина.

1.3 Из чего делается бумага.

Главный компонент бумаги, конечно же, целлюлозные волокна, которые, связываясь, формируют бумагу. Их источником могут быть ткань, сырое волокно, частично обработанное волокно, целлюлоза — все эти материалы пригодны для производства бумаги, однако каждый из них требует соответствующей предварительной обработки и определенной технологии. Поэтому в дополнение к различным визуальным и осязательным свойствам выбор волокна зависит от вида оборудования и еще, может быть, от энергии, которую готов затратить производитель.

Для изготовления бумаги может использоваться любая ткань из растительного волокна « например» из хлопка, льна или «рами» (китайское название крапивы). Особенно часто тканевое сырье, или ветошь, как его еще называют, применяется в производстве по европейской бумагоделательной традиции. Однако его использование требует больших затрат по предварительной обработке и измельчению в однородную массу. Прежде чем такие волокна превратятся в состав, пригодный для литья, их нужно отделить друг от друга, а это не так-то просто, ведь они прялись, ткались, а затем обрабатывались специальными веществами для большей плотности. Для этого сырье замачивают, варят или подвергают брожению, а затем измельчают с помощью специального холландера (название образовано от слова нollander — голландский).

Для бумажного производства используются также сырые волокна, которые условно можно разделить на три категории: внутренние волокна растений (лыко), волокна листа и волокна травы. Среди трав, волокна которых используются в производстве бумаги, можно отметить коноплю, бамбук, овес, сахарный тростник, солому риса, пшеницы, кукурузы и уже упоминавшейся нами крапивы рами (которая имеет особенно длинные волокна, достигающие 60 мм). Хлопковые волокна получаются путем переработки коробочек и отделения их от хлопкового пуха. Все перечисленное сырье обычно требует значительной подготовки: выварки, вымачивания, брожения и перемола с помощью холландера.

Мастера бумажного дела работают и с частично обработанным волокном различного происхождения. Это может быть специальным образом очищенный хлопок, абака или любой другой материал, сформированный и спрессованный в листы. Работать с такими листами намного проще, так как волокно в них уже переработано до кондиции, и для превращения ее в однородную массу достаточно блендера (миксера), специальной центрифуги или так называемого гидропульпера (водоразбивателя), который взбалтывает волокно вместе с водой.

В целом, в производстве ручной бумаги действует правило, из которого почти не бывает исключений: какого качества исходное сырье, такого качества будет и конечный продукт. Если используется газета — на выходе получится газетная бумага, если вата — бумага будет пухлой и более рыхлой.


1.4 Применение бумаги и картона для упаковки.

С началом XIX века бумага и проклеенный прессованный картон все больше используют как упаковочный материал. Картонные коробки для дорогих товаров и подарков первоначально были штучным изделием. Их изготавливали вручную, часто придавая им круглую или овальную форму.

В 1798 году баварский картограф Алоиз Зенефельдер изобрел способ цветной плоской печати – литографию, которая получила широкое распространение. В 1834 году в одном только Лондоне было больше 700 литографов. Это позволило освоить производство многоцветных и недорогих этикеток, которые появились на коробках со спичками, пачках чая, банках с рыбой и мясом, флаконах с духами, бутылках с вином и т.п. С 50-х годов XIX века в розничной торговле США начали использоваться плоские бумажные пакеты и картонные коробки раскладывающимися крышками. В 1852 году в г. Бэтлехеме, штат Пенсильвания, был изготовлен и введен в действие один из первых станков для производства бумажных пакетов. В 1859 году в Англии по заказу почтового ведомства началось изготовление картонных ящиков для посылок. В 60-70-х годах XIX века потребление бумажных пакетов, мешков и картонных коробок стало стремительно увеличиваться в различных странах мира. В 1870 году появился патент Лютера Чайльдса Кроуэлла на способ изготовления бумажных пакетов с дном. Эти пакеты вскоре стали универсальной тарой поддержания их формы. Для получения гофрированной бумаги использовались нагреваемые рифленые валы.

Во второй половине XIX века Брамах и Дикинсон независимо друг от друга изобрели круглосеточные машины для изготовления бумаги, а Якоб Оехельхаузер – самосъемную пап-машину. С появлением длинносеточных бумагоделательных агрегатов стало возможным машинное производство картона – бумажного материала с массой 1 м2 – 400…1200 г.

Через несколько лет такой тип упаковки стал широко использоваться для различных групп товаров.

В 1883 году американская компания «Tompson & Norris» основала в Лондоне первую в Европе фабрику изделий из гофрокартона, в 1886-м – основал собственную фабрику в Германии, в Фукстале, неподалеку от Киршберга. В 1888 году новая фабрика картонных изделий «Tompson &Norris» начала свою работу во Франции. В начале XX века в Европе уже работало более двадцати фирм, производящих упаковку из гофрокартона, и ее интенсивное развитие продолжалось. По всему миру одна за другой открывались новые картонажные фабрики: 1902 год – Чехия, Австрия, Нидерланды, Польша, Япония (Токио); 1905-й – Швеция, Швейцария; 1907-й – Россия (С.-Петербург); 1909-й – Италия; 1910-й – Венгрия; 1911-й – Финляндия; 1913-й – Дания, Россия (Одесса); 1915-й – Австралия (Сидней).

В конце XIX века началось массовое производство бумаги и картона из древесной массы и целлюлозы.

В последнее десятилетие XIX века в США, Англии, Германии появились более совершенные конструкции машин и оборудования для производства картонных изделий. В США изобретателем Сефтоном был построен прототип комбинированной машины для производства гофрокартона. Это привело к дальнейшему развитию производства картонных изделий. В начале 20-х годов XX века инженер Эрнст Могель построил в Дрездене первую быстроходную роторную машину для производства картонных заготовок. К 1970 году эти параметры машин в мире стабилизировались, прежде всего в США и Канаде: рабочая ширина 7…7,5 м и скорость 800…900 м/мин. Это давало 400…500 т бумажной продукции в день. Технический прогресс привел также к тому, что скорости машин для производства гофрокартона увеличились с 25 м/мин (1920 год) до 400 м/мин (2000 год).

В настоящее время преобладающим видом целлюлозы является сульфатная беленая, а сульфатный способ производства является ведущим во всех странах с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью. Доля сульфатной целлюлозы в общей выработке целлюлозы составляет в США, Финляндии, Японии, Канаде более 90 %, а в России более 60 %.

В ближайшие 10 лет сульфатный способ производства целлюлозы сохранит свою ведущую роль, несмотря на экологическое неблагополучие, связанное с выделением в окружающую среду метилсернистых соединений. Конкурентно способным признается натронный способ с добавкой антрахинона. Сульфитный способ также сохранил право на существование и у нас в стране, и в Канаде, и в среднеевропейских странах. Сульфитный способ дает возможность получать легкобелимую целлюлозу.

В XXI веке в ряде стран будут работать целлюлозные заводы, осуществляющие варку с органическими растворителями.

В настоящее время разрабатываются и внедряются методы варки с веществами, не содержащими серу, например кислородно щелочная обработка, обработка пероксидами, озоном. Эти же вещества используют для отбелки вместо традиционно применяемого хлора и его соединений.
























II. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА

БУМАГИ И КАРТОНА.

Процесс получения бумаги или картона состоит из двух основных этапов:

- первый этап заключается в выделении волокон из растительного сырья и придании им бумагообразующих свойств (гибкости, пластичности);

- второй этап – получение из этих волокнистых материалов (волокнистых полуфабрикатов) бумаги или картона.

Волокнистые полуфабрикаты, применяемые для производства бумаги и картона.

2.1 Виды растительного сырья.

Источником растительного сырья для получения волокнистых полуфабрикатов служат семенные растения. Основными составляющими любого семенного растения являются стебель, лист и корень. В соответствии с разделением стеблей на деревянистый и травянистый типы различают древесные и травянистые растения. К древесным растениям относят деревья и кустарники.

Деревья многолетние растения, имеющие хорошо выраженный ствол (деревянистый стебель) с верхушечным побегом, корневую систему и ветви, образующие крону. Для ствола, ветвей, корней характерно одревеснение, вызываемое лигнификацией – отложением лигнина, придающего жесткость древесной ткани. В ботанике деревья классифицируются на две основные группы: хвойная (шишконосная), или группа мягкой древесины (красное дерево, ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, а также тсуга), и лиственная, или группа твердой древесины (береза, бук, клен, дуб, тополь, камедное дерево, вяз осина, а также хлопковое дерево). Они различаются свойствами и строением древесины.

Хвойные древесные породы относятся к классу хвойных отдела голосеменных. Хвойные насчитывают семь семейств, около 55 родов и 600 видов. Представители хвойных пород – это, главным образом, деревья высотой от 10 до 100 м, реже кустарники. Большинство хвойных деревьев вечнозеленые, за исключением немногих, сбрасывающих хвою на зиму, например, лиственница, которая является основной лесообразующей породой России.

Лиственные древесные породы относятся к классу двудольных отдела покрытосеменных. Они очень разнообразны и распространены во всех лесных районах мира. Для производства бумаги и картона используют осину (тополь), березу, на Западе – вяз, бук, дуб, граб, клен.

Кустарники также имеют одревесневшие надземные части, но в отличие от деревьев, у них отсутствует главный ствол и ветвление начинается от поверхности почвы. Высота кустарников не превышает 6 м, продолжительность жизни может достигать нескольких сотен лет, но у отдельных стволиков она составляет от 10 до 40 лет. В районах с отсутствием древостоев для производства бумаги и картона широко используются кустарники.

Травянистые растения характеризуются наличием не одревесневших стеблей. Надземные части (стебель, листья) у них отмирают к концу вегетационного периода. Различают однолетние, двулетние и многолетние травянистые растения. Виды не древесного растительного сырья по анатомо-морфологическому строению и химическому составу можно условно разделить на две основные группы:

- виды сырья с высоким содержанием целлюлозы (75…85 %) и низким содержанием лигнина (1…2 %), характеризующиеся большой длиной элементарных волокон (10 мм и выше);

- все остальные виды, содержащие 35…52 % целлюлозы, 10…25 %

лигнина, 18…27 % пентозанов и характеризующиеся сравнительно

малой длиной элементарных волокон (0,3…2,0 мм).

К первой группе относятся волокна хлопка, хлопковый линтер, лубяные волокна льна и конопли, ко второй – все остальные не древесные растения. Существенным преимуществом этого вида сырья является ежегодная возобновляемость, однако, трудность сбора, доставки и хранения пока ограничивают его применение. Целлюлоза из однолетних растений придает ряд специфических свойств бумаге (повышает гладкость, непрозрачность, белизну) и поэтому является желательным волокнистым полуфабрикатом в композиции многих видов бумажной продукции.

Из древесины получают около 95 % волокнистых полуфабрикатов, оставшуюся часть вырабатывают из не древесного растительного сырья (соломы крупяных и хлебных злаков, багассы, бамбука, конопли, хлопка и льна), а также из макулатуры и синтетических волокон. Размеры и форма древесных волокон зависит от породы и вида древесины .

В среднем, деревья с мягкой древесиной имеют длину волокон

1,3…2,4 мм, в то время как деревья с твердой древесиной имеют более короткие волокна длиной 0,8…1,2 мм. Различия в длине и структуре волокон, имеющиеся у хвойных и лиственных деревьев, оказывают значительное влияние на их характеристики с точки зрения бумажного производства.

2.2 Сырье для волокнистых полуфабрикатов.

Балансы – это древесина хвойных и лиственных пород, поступающая на целлюлозно-бумажные предприятия в виде бревен толщиной 60...240 мм и соответствующая возрасту 50...200 лет. Балансы предназначены для получения технической целлюлозы и древесной массы. Качество балансов характеризуется: шириной годичных колец, сучковатостью, прямизной и округлостью ствола, наличием гнили.

Низкокачественная древесина – это круглые лесоматериалы, которые по своим качественным показателям или размерам не соответствуют стандартам и техническим условиям на деловую древесину. Основным пороком, по которому древесина переводится в разряд низкокачественной, является внутренняя гниль, кривизна, овальность, крень, сучковатость .

Дрова для технологических нужд -это древесина преимущественно лиственных пород, поставляемая предприятиям по специальным техническим условиям. Характерной особенностью дров является трудность их окорки, высокое содержание гнили, большая кривизна, сучковатость и разнообразие размеров.

Отходы лесопиления – это отходы периферической части ствола деловых пиловочных бревен древесины хвойных и лиственных пород с низким содержанием сучков и других пороков. Отходы лесопиления являются высококачественным технологическим сырьем для производства целлюлозы сульфатным и сульфитным методами варки.

Отходы деревообработки - В виде технологической щепы используются отходы деревообрабатывающих предприятий – фанерных, мебельных, катушечных, тарных, столярных и др. Щепа очень неравномерна по размерам, но почти не содержит сучков и гнили. Такая щепа успешно применяется для производства полуцеллюлозы, различных механических масс, сульфатной, сульфитной и бисульфитной целлюлозы.

Тонкомерная древесина – это молодая тонкомерная древесина, диаметр которой не превышает 13 см (в верхнем торце от 2 до 13 см включительно). К тонкомерной древесине относя плантационную молодую древесину с коротким циклом выращивания; стволовую часть лесосечных отходов; молодую древесину рубок ухода (вершины, сучья и ветви деревьев).

Технологическая щепа – это древесное сырье для выработки волокнистых полуфабрикатов. Основную массу составляет собственная щепа, получаемая из балансов непосредственно на целлюлозно-бумажных комбинатах. Все древесные отходы, низкокачественная древесина и дрова превращаются в технологическую щепу, которая поставляется на предприятия в готовом к переработке виде и должна содержать: не менее 84 % щепы нормальных размеров, не более 3 % коры, 6 % гнили и 1 % опилок, остальное – мелочь.

Опилки. Источником древесного сырья для получения целлюлозы являются опилки, образующиеся в огромных количествах при распиловке заготовленной древесины. Сульфатная целлюлоза из опилок хвойных пород по механическим показателям близка к сульфатной целлюлозе из древесины лиственных пород; выход ее на 5 % ниже, чем из нормальной щепы.

Не древесное сырье – это однолетние растения, вторичное сырье и макулатура. Вторичное сырье – тряпье (тряпичные волокна), является более дефицитным по сравнению с целлюлозой волокнистым материалом, в настоящее время используется для изготовления бумаги в относительно небольшом объеме. Тряпичные волокна, получаемые из хлопчатобумажного и льняного тряпья, волокнистых отходов текстильного, канатно-веревочного и швейного производств, волокон хлопка, льна и др., длиннее и прочнее волокон древесной целлюлозы, придают бумаге и картону повышенную прочность и эластичность. Поэтому они применяются для выработки высококачественной документной, денежной, чертежной, картографической, копировальной, писчей и многих технических видов бумаги и картона.

Макулатура – сырье для целлюлозно-бумажной промышленности, ресурсы которого постоянно возрастают. Значительный рост переработки макулатуры объясняется тем, что 1т макулатуры заменяет 3...4 м3 древесины, а макулатурная масса почти в два раза дешевле древесной массы и целлюлозы.

Синтетические волокна используют для получения бумаг со специфическими свойствами. Недостатками синтетических волокон являются их высокая стоимость, зависимость от не возобновляемого сырья, например нефти, не являются биоразрушаемыми и непригодны для повторной переработки.

По статистике, ежегодно каждый городской житель выбрасывает до 300 кг различных отходов. Среди них около 40% (120 кг) составляют бумажные отходы, которые можно переработать. Со школы все помнят, что 100 кг макулатуры спасут 1 ель, а 1 тонна заменит 4 кубических метра древесины. Переработка макулатуры является весьма прибыльным занятием и уважаемым, так как открывшееся предприятие переходит сразу же в ранг социальных, а начинающий предприниматель, кроме уважения сограждан, получает также поддержку от властей.

2.3 Маркировка макулатуры .

Макулатура, в соответствие с нормами ГОСТ 10700-97, разделяется на 3 группы (категории):

  • Группа «А» — сырье высокого качества — включает белую бумагу, бумажные мешки и пакеты.

  • Группа «Б» — сырье среднего качества — картон и образцы полиграфической продукции, не учитывая газет.

  • Группа «В» — сырье низкого качества — включает газеты, цветной картон и др.

2.4 Технология производства.

Видео технологии производства бумаги из макулатуры:

Макулатура загружается в емкости с водой, где происходит ее замачивание и перемешивание до образования большого кома или нескольких больших кусков. Данные куски затем дробятся, а из смеси удаля- ются металлические предметы (скрепки и др.), грязь, песок, остатки клея, органики, типографская краска, жиры, красители и др. После откачки излишков воды остается аморфная масса — пульпа. При помощи двух специальных сетчатых барабанов, пульпа поступает на линию бумагоделательной машины, здесь она остается на сетке, выравнивается и доводится до нужной толщины. Лента окончательно высыхает на спекающем барабане, превращаясь в бумагу.

Главной проблемой является поступление на фабрику сырья. В России культура раздельного выбрасывания и переработки отходов не достигла европейского или японского уровня.

Сегодня многие организации, вместо утилизации макулатуры, просто ее выбрасывают. Поэтому дополнительно потребуется штат заготовителей сырья (6 чел. и 3 грузовика или пикапа).

Фонд оплаты труда, из расчета 15-20 тыс. руб. ежемесячно на одного работающего будет составлять 300-600 тыс. руб.

2.5 Рентабельность.

На мировом рынке цена тонны бумаги составляет 760 у.е., цена картона — 850 у.е. В переводе на рубли это составит около 22,3 и 24,9 тыс. руб.

На нашем рынке стоимость тонны писчей бумаги 780-1100 у.е. (22,8 — 32,2 тыс. руб.), а картона — 18,5-26,5 тыс. руб.

Если взять в расчет минимальную цену реализации, максимальные затраты на оплату труда, наиболее высокую цену за сырье — ежемесячная прибыль будет составлять 5,5 млн. руб. за бумагу и 9,6 млн. руб. за картон.

Даже после уплаты коммунальных платежей (данное производство — водо- и энергоемкое), остается 75% от полученной прибыли, что составит 1,4 и 2,4 млн.руб. Производство в первом случае окупится через 4 года, во втором — раньше чем через год.

2.6 Салфетки и туалетная бумага из макулатуры.

Из тонны макулатуры выходит 9-9,5 тыс. рулонов туалетной бумаги.

Себестоимость тонны продукции 8-11 тыс. руб., а рулона бумаги (затраты на этикетку, втулку из картона, клей) — 2-3 руб. При производстве 9 тыс. рулонов ежедневно получаем за месяц 216 тыс. рулонов.

При себестоимости 3 руб. за рулон затраты равны 648 тыс. руб.

Учитывая минимальную наценку 20% (3 руб. 60 коп.), мы получаем ежемесячно чистую прибыль в 130 тыс. руб. Оборудование окупится через 11 лет. Данная технология не слишком выгодна в качестве главной, но как дополнительная вполне реальна.






III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ БУМАГИ РУЧНЫМ СПОСОБОМ.

3.1 Технология изготовления.

Варианты:

Вариант 1

Последовательность действий:

1. Замочить измельченную бумагу с емкостью с водой.

2.Перемешать бумажную массу и по желанию добавьте краситель, изготовленный, например, из растительных материалов, таких, как кора, ягоды или лепестки.

3. Отжимая избыток воды, перенесите бумажную массу в кювету или таз и добавьте объем воды, равный объему массы. Перемешайте смесь.

4.Отрежьте кусок решетки или сделайте каркас из проволоки и наденьте на него старые капроновые колготки, закрепите их резинкой, лишнее отрежьте. Каркас или решетка должна быть по размеру листа.

5. Аккуратно погрузить решетку в бумажную массу, затем поднять. Решетка должна быть покрыта слоем бумажной массы. Положите рамку на ровную поверхность. Через несколько часов лист бумаги высохнет. Аккуратно отделите его от рамки тупым ножом.

6. Если вы работали с решеткой - на чистую поверхность положите лист бумаги. Сверху накройте его куском ткани. Быстро переверните решетку и положите ее на ткань бумажной массой вниз.

7. Сильно придавите решетку и осторожно удалите избыток бумажной массы по краям. Снимите решетку, а оставшийся слой бумажной массы накройте еще одним куском ткани. Повторяйте действия, описанные в п. 3-5, до тех пор, пока не закончится бумажная масса.

8. Накройте "слоеный пирог" из бумажной массы и ткани несколькими газетами и придавите его грузом.

9. Через несколько часов разверните "пирог" и разложите листы бумаги для просушки.


Мои предложения:

  1. Залить бумагу горячей водой, поварить некоторое время в зависимости от толщины бумаги.

  2. Получившуюся кашицу раскладываем лопаткой равномерно на поверхности рамки.

Вариант 2

1. Измельчить изначальное сырьё (что вы будете использовать в производстве: газету, туалетная бумага, ксероксная бумага). «Пр.1»

2. Измельченное сырье необходимо залить кипятком и оставить на некоторое время. Время зависит от плотности бумаги. Если в качестве сырья вы взяли салфетки или другой достаточно тонкий и мягкий материал, то время можно уменьшить до 15-20 мин. «Пр.2»

3. Следующий этап – добавляем примерно чайную ложечку клея ПВА и измельчаем размокшее сырье до состояния каши блендером или миксером.

4. Получившуюся кашицу раскладываем на ровной твердой поверхности, покрытой тканью или марлей. «Пр.3»

5. Теперь можно добавить всяческие украшения: блестки сухоцветы, конфетти. Можно добавить дополнения и в момент перемешивания, тоже все получится. «Пр.5»

6.Закрываем то, что у нас получилось тканью берем губку и начинаем аккуратно собирать лишнюю влагу, то что останется осторожно проглаживаем утюгом и убираем ткань. «Пр.4»

7. Оставляем до полного высыхания.

Мои предложения:

  1. Использовать фольгу, керамическую плитку, электрическую плиту под бумажной массой.

3.2 Бумага и дизайн.

«Дизайнерская бумага» — этот термин, сравнительно недавно вошедший в лексикон российских полиграфистов и дизайнеров, означает нечто оригинальное, своеобразное. Тем не менее рынок дизайнерских бумаг постепенно переходит из стадии становления в фазу активного развития, и российские бумажные оптовики стараются стимулировать этот процесс, представляя всё новые серии дизайнерских бумаг. Постепенно происходит метаморфоза: если до сих пор дизайнерская бумага подчеркивала эксклюзивность представленной посредством ее информации или продукта, выделяла владельца из ряда конкурентов, то постепенно ее использование становится обычным явлением. Люди начинают узнавать полюбившиеся коллекции элитных бумаг. В связи с этим, видимо, можно говорить о серьезных перспективах бумаги ручного изготовления — уникального по своей сути продукта.

3.2 Исследование разных типов бумаги.



Типы бумаги

Критерии

толщина

цвет

фактура

Ксероксная

Средняя

Оттенок белого

Шероховатая

Газета

Плотная

Серый

Более гладкая

Туалетная

Тонкая

Кремовый

Шероховатая


3.3 Исследование связующих средств.



Связующие средства

Характеристика

толщина

плотность

прочность

Клей ПВА

Средняя

Достаточная

Хорошая

Крахмал

Средняя

Малая

Хорошая

Желатин

Средняя

Достаточная

Хорошая

Обойный клей

Средняя

Достаточная

Хорошая

3.4 Исследование способов сушки.


Способы сушки

Критерии

Снятие бумаги

Скорость

сушки

Фактура полученной бумаги

Рамка

Сложное снимается

Средняя

Зависит

от материала

на сетке

Утюг

Прилипание к утюгу

Хорошее

Более гладкая

Электрическая плита,

керамическая плитка, фольга, утюг

Хорошее

Высокая

Более гладкая

Керамическая плитка, фольга, утюг

Хорошее

Высокая

Более гладкая









ВЫВОДЫ.


Во всем мире для художников бумага ручной работы давно перестала быть просто средством для письма, печати или рисования и превратилась в художественное пространство, многообразное, как и сама жизнь. Художники паперисты создают из бумаги различные двух-и трехмерные объекты: предметы быта, например светильники, подставки для книг и коробки, различные аппликации, целые архитектурные сооружения и предметы концептуальные. Бумага ручного изготовления нашла свое применение в японской технике аппликации: бумага различных цветов и структур складывается несколько раз, а затем на разных листах вырезаются отдельные элементы, вследствие чего получается яркое и цельное изображение. Тот факт, что его составляют несколько бумажных слоев, можно заметить, только при рассматривании вплотную. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и не имеют аналогов. То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растет с каждым днем, так что по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придется.













Список использованных источников.


1. Акулов Б.В. « Производство бумаги и картона»

Издательство ПГТУ 2010год .

Для сайта: eKnigi.org

2. Автор Борис Сергеевич ДАРОВСКИЙ

 «Производство картона» Редактор С. С. Пригожий

 Изд. Москва 1956 г. – 280 с.

3. Рожнёв, Я. А. «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских» Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2001

Я. А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

4. Кругликов, Г.И. «Основы технического творчества» Книга для учителя / Г.И. Кругликов, В.Д. Симоненко, М.Д. Цырлин. – М.: Народное образование, 1996. – 344 с.

5. www.magic-beads.ru создаём бумагу ручной работы.

6. Гелес И.С. « Древесное сырьё- стратегическая основа и резерв цивилизации». Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2007. 499с.

7. Чичаев В.А, Васильев А.А «Лесная промышленность» 1981г. 368с.

8. ФлятеД.М. « Технология бумаги» Учебник для вузов. Москва: Лесная промышленность, 1988г. 440с.











ПРИЛОЖЕНИЕ

Виды изготовленной бумаги.





Белая бумага

ПВА, сушка под прессом

Белая бумага

Обойный клей, утюг, сетка

Белая бумага

Крахмал, утюг, по ткани

Белая бумага

Желатин, утюг по ткани





Белая бумага

Крахмал, сушка под прессом, сетка

Туалетная бумага

ПВА, утюг, по ткани




Туалетная бумага

ПВА, сетка

Белая бумага

Желатин, пресс



Подготовить материал для работы. « Пр.1»


Измельчить изначальное сырьё (что вы будете использовать в производстве: газету, туалетная бумага, ксероксная бумага). «Пр.2»


Измельченное сырье необходимо залить кипятком и оставить на некоторое время. Время зависит от плотности бумаги. Если в качестве сырья вы взяли салфетки или другой достаточно тонкий и мягкий материал, то время можно уменьшить до 15-20 мин. «Пр.3»



Следующий этап – добавляем примерно чайную ложечку клея ПВА и измельчаем размокшее сырье до состояния каши блендером или миксером.


Получившуюся кашицу раскладываем на ровной твердой поверхности, покрытой тканью или марлей. «Пр.3»



«Пр.3»

Закрываем то, что у нас получилось тканью берем губку и начинаем аккуратно собирать лишнюю влагу, то что останется осторожно проглаживаем утюгом и убираем ткань. «Пр.4»



«Пр.4»


«Пр.4»


«Пр.4»


«Пр.4»


«Пр.4»


«Пр.4»

Теперь можно добавить всяческие украшения: блестки сухоцветы, конфетти. Можно добавить дополнения и в момент перемешивания, тоже все получится. «Пр.5»


«Пр.5»