Мастер-класс
Тема: Изготовление интерактивной папки «ЛЭПБУК (Lapbook)»
Цель: Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК», направленную на закрепление и систематизацию изученного материала, повышения интереса детей к обучению; развитие творческих и исследовательских способностей; с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Задачи:
Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
Познакомить педагогов с видами и этапами изготовления ЛЭПБУКа.
Закрепить практические навыки изготовления интерактивных папок.
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление педагогов с формой работы по познавательно – исследовательской и творческой деятельности с детьми дошкольного возраста «ЛЭПБУК».
2. Педагоги расширят свой педагогический опыт в направлении познавательно-исследовательской деятельности.
3. Педагоги познакомятся с этапами изготовления ЛЭПБУКа.
4. Педагоги систематизируют этапы создания ЛЭПБУКА и презентуют макеты своих интерактивные папок.
Участники мастер-класса: педагоги ДО
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; мультимедийная презентация «Изготовление интерактивной папки ЛЭПБУК (Lapbook)»; готовые Лэпбуки на разные темы; необходимые материала: листы формата А4, простые карандаши, ластики; буклеты.
Ход мастер-класса:
I Разминка. Упражнение «Выгодный обмен» - участники «обмениваются» своими личными качествами.
Цель упражнения: знакомство участников, разряжение обстановки; активизация участников.
II Теоретическая часть
Слайд 1 – заголовок
Слайд 2
ЛЭПБУК (lapbook) - в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» или «книга на коленях» (lap - колени, book - книга).
Это небольшая папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на внешнюю простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по какой-то определённой теме.
Слайд 3
При этом ЛЭПБУК - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной и совместной со взрослыми исследовательской работы (поиска информации, проведения наблюдений, выполнения заданий и др.), которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы.
Это особая форма организации учебного материала, которая помогает ребенку систематизировать знания, по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, лучше понять и запомнить материал. А так же, способ повторить пройденный материал.
Лэпбук обеспечивает:
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
разнообразие игровых заданий;
интеграцию разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);
компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
вариативность использования игровых заданий; возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Слайд 4
Эффективно использовать ЛЭПБУК можно для подгрупповой и индивидуальной работы.
ЛЭПБУК является интересной формой совместной работы взрослых и детей.
Слайд 5
ЛЭПБУК - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству. Родители обеспечивают поддержку:
организационную (экскурсии, походы);
техническую (фото, видео);
информационную (сбор информации для лэпбука);
мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их.
Слайд 6
Работа с ЛЭПБУКОМ отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А. Короткова:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у детей развиваютя умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
представлять (презентовать) результаты своего труда
и др.
Слайд 7- Выбор темы:
Для того, чтобы мы с Вами (педагогами) смогли обучить родителей и детей изготовлению лэпбука, мы должны с Вами сами освоить данные навыки.
Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Лучше всего выбирать частные, а не на общие темы. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. С другой стороны, можно сделать обзорный лэпбук на очень общую тему "Экология", потому что эта тема для ребенка-дошкольника совершенно новая, и лэпбук призван лишь поверхностно познакомить его с этой наукой, подробности о которой он будет узнавать уже позднее.
Слайд 8 - Составление плана:
После того, как вы выбрали тему, вам необходимо составить план. Ведь ЛЭПБУК - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.
Не более 5-7 заданий. Например, план к теме «Лягушки» может охватывать следующие информационные блоки:
Строение лягушки.
Где они обитают?
Чем питается?
Какую пользу или вред они приносят человеку?
Стихи, загадки о лягушках.
Подвижные игры.
Развивающие задания по теме.
Слайд 9 - Макет:
Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в ЛЭПБУКЕ будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать (начертить) на листе, сложенном в виде ЛЭПБУКА. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы.
Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д.Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.
Слайды 10-15 - Разновидности деталей
Кармашки, конвертики, книжки-раскладушки, вращающиеся круги, блокнотики и др.
Слайд 16 Что нужно, чтобы изготовитьЛЭПбук
Вам понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа. Ее можно купить готовую (кое-где она продается), а можно сделать своими руками.
Обычная бумага. Можно использовать цветную бумагу для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Стиплер.
Скотч.
Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. Наполняем. Презентуем. Затем выполняем все задания, фиксируем достигнутые знания, наблюдения и т.д.
III Практическая часть – Изготовление макета ЛЭПБУКА
Сейчас я приглашаю Вас к работе за столами.
Ваша задача: оформить макет и презентовать его.
IV Рефлексия.Игра «Ключевое слово» - участникам педагогического взаимодействия предлагается по цепочке называть вслух свое ключевое слово (ценность, впечатления, отношение, рекомендации и т.д.) по прошедшему мастер-классу.
Цель: проанализировать и сформулировать полученные результаты; определить цели своей дальнейшей работы, дать рекомендации и др.
V Заключение
Таким образом, данная форма работы помогает создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной тематической папки, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.
Свой мастер-класс я хотела бы закончить словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».
Педагогам вручается буклет по изготовлению ЛЭПБУКА.
Спасибо за внимание!!!