СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изготовление куклы-оберега

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся знакомятся с разными видами кукл и их особенностями. Итогом урока является изготовление куклы-оберега.

Просмотр содержимого документа
«Изготовление куклы - оберега.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №16


















Подготовила:

учитель начальных классов

Остапова В.А











Белгород 2013 год

Тема: "Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега"

Цель: способствовать знакомству детей с историей развития кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.

Задачи:

  • создать условия для привития интереса к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;

  • содействовать развитию навыков работы с различными материалами.

  • формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.


Предметные результаты: создать условия для развития умения конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависи­мости от требований конструкции.


Метапредметные результаты и деятельность учащихся:

Познавательные: способствовать открытию новых знания, освоению новых умений в процессе наблю­дений, рассуждений.

Регулятивные УУД:

  • содействовать развитию умения формулировать цель занятия после предвари­тельного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проб­лему;

  • содействовать выполнению текущего контроля (точность изготовления деталей и ак­куратность всей работы) и оценки выполненной работы.

Коммуникативные УУД:

  • Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосно­вать;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;

  • уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совмест­ном решении проблемы (задачи);

  • уважительно относиться к позиции других, пытаться договари­ваться.

Личностные результаты: создание условий для формирования умений:

  • отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;

  • проявлять интерес к историческим традициям своего края и Рос­сии;

  • испытывать потребность в самореализации в доступной декоратив­но-прикладной деятельности, простейшем техническом моделиро­вании;

  • принимать мнения и высказывания других людей, уважительно от­носиться к ним.


Практическая работа: изготовление вепсской куклы «Желанница».

Учебно-материальное оснащение:

  • лоскуты белой и набивной ткани 25 на 25 см для туловища и костюма

  • нитки для перевязывания

  • вата для набивки

  • ножницы для отрезания ниток

  • образцы народных кукол (презентация)

  • мультимедийный проект

Объект труда:

  • вепсская кукла

Ход занятия


    1. Организационно – мотивационный этап

  1. Приветствие учащихся.

  2. Проверка готовности к занятию.

  3. Сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.

Сегодня мы познакомимся с народной игрушкой. А также изготовим вепсскую куклу-оберег.


    1. Изложение нового материала (показ слайдовой презентации)

В начале нашего занятия хотелось бы прочитать слова А.Синявского:

Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился, 
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

На наш взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.

1. Определение понятия «кукла».

- А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”, как вы понимаете его значение?

Ответы учащихся.

В словарях можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.

В словаре В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:

  • Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.

  • “Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.

  • Снежная баба.

  • Кулак (кукиш).

  • Лен в связке.

  • Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.

  • Связка ивовых прутьев.

  • Почки (ростки).

  • Различные хлебы и пироги.

  • Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.

  • Форма, болванка у вязальщиков.

  • Фальшивые денежные знаки.


Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.

Все народные куклы традиционно делятся на три группы:

  • игровые,

  • обрядовые

  • обереги


2. Появление куклы-оберега.

Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.

В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими Дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.


    1. Разнообразие кукол.

Кукла «Бессонница» (слайд №2)

Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель. Такая кукла оставалась в доме навсегда.

Кукла «Бабочка» (слайд №3)

Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

Неразлучники (свадебная кукла) (слайд №4-5)

Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».

Зернушка (Крупеничка) (слайд №6-7)

Зернушка -  кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.


Кукла «Веснянка»

Кукла «Лихоманка»

Толстушка-Костромушка.

Кукла "десятиручка"

Кукла Покосница.

«Вепсская кукла» – желанница. (слайд №8-9)

 Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. Вот такие были куклы.

И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.


    1. Физкультминутка

    2. Вводный инструктаж

Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.

Сегодня мы попробуем изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать мы будем по технологическим картам. (слайд №10)

Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.

Повторение правил безопасной работы.


    1. Практическая работа (показ слайдовой презентации и показ учителем)

Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы. (слайды №11-16)


    1. Подведение итогов

А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.

И в конце нашего урока ответьте на следующие вопросы:

  • Что нового вы узнали на уроке?

  • Почему народная кукла была безликой?

  • Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?

  • Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?

В конце позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу. (слайд №18)

    1. Уборка рабочих мест и кабинета.



Просмотр содержимого презентации
««Изготовления куклы-оберега»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «16 «Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега». Подготовила: учитель начальных классов Остапова В.А. Белгород 2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа «16

«Русская народная кукла. Изготовление куклы-оберега».

Подготовила:

учитель начальных классов

Остапова В.А.

Белгород 2013

Кукла Бессоница Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой.

Кукла Бессоница

Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой.

Кукла «Бабочка»  Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

Кукла «Бабочка»

Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.

«Обрядовая свадебная кукла»

«Обрядовая свадебная кукла»

Зернушка (Крупеничка)   Куклу обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Зернушка (Крупеничка)

Куклу обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном, желательно пшеницей или зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур.

Зернушка (Крупеничка)

Зернушка (Крупеничка)

«Вепсская кукла»

«Вепсская кукла»

Технология изготовления «Вепсской куклы» Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью — это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, Из них же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы .

Технология изготовления «Вепсской куклы»

Вепсская кукла отличается ярко выраженной социальной и половой принадлежностью — это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, Из них же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы .

Для изготовления куклы потребуется:

Для изготовления куклы потребуется:

  • Лоскут белой бязи 25х25;
  • 3-4 лоскута цветного ситца или бязи 25х25;
  • Разноцветные обрывки нитей ;
  • Лоскут бязи (для косынки) 10х10;
  • Мотки красных и белых нитей.
1) Лоскут 25х25 белой ткани перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают вату. 2)Моток обтягивают в центр лоскута и обтягивают нитью, концы нити связывают двойным узлом.

1) Лоскут 25х25 белой

ткани перегибают по

диагонали. В центр лоскута закладывают вату.

2)Моток обтягивают в

центр лоскута и обтягивают нитью,

концы нити связывают

двойным узлом.

3) Лоскут складывают по диагонали, на одном из концов диагонали делают подгиб ткани на 1-1,5 см, края скручивают внутрь, и в 0, 5 см от края закрепляют несколькими плотными витками нити.

3) Лоскут складывают

по диагонали, на одном из концов диагонали делают подгиб ткани на 1-1,5 см, края скручивают внутрь, и в 0, 5 см от края закрепляют несколькими плотными витками нити.

4) Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягивают нитью.

4) Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягивают нитью.

Лоскут 25х25 цветной ткани перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают синтепон или вату.  Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематывают 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а за-тем 3-4 раза крест-накрест между ними.

Лоскут 25х25 цветной

ткани перегибают по

диагонали.

В центр лоскута

закладывают синтепон

или вату.

Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематывают 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а за-тем 3-4 раза крест-накрест между ними.

Поясом закрепляют передник куклы. Для этого подгибают на 1 см край небольшого лоскута ткани размером 5x6 см, отличающегося от предыдущих по цвету.  В подгиб пропускают пояс. Передник накладывают лицевой стороной на лицевую сторону куклы нижней стороной вверх и крепят двумя-тремя витками скрученных нитей. Затем отгибают и закрепляют двойным узлом сбоку.

Поясом закрепляют передник куклы. Для этого подгибают на 1 см край небольшого лоскута ткани размером 5x6 см, отличающегося от предыдущих по цвету.

В подгиб пропускают пояс. Передник накладывают лицевой стороной на лицевую сторону куклы нижней стороной вверх и крепят двумя-тремя витками скрученных нитей. Затем отгибают и закрепляют двойным узлом сбоку.

Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка. Сначала полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы.  Концы полоски крест-на-крест выводят на затылок и закрепляют. Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади.

Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка.

Сначала полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы.

Концы полоски крест-на-крест

выводят на затылок и закрепляют.

Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади.

« Спасибо за внимание !»

« Спасибо

за внимание !»