Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №16
Подготовила:
учитель начальных классов
Остапова В.А
Белгород 2013 год
Тема:
"Русская народная кукла. Изготовление куклы – оберега" Цель: способствовать знакомству детей с историей развития кукол оберегов и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
создать условия для привития интереса к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества;
содействовать развитию навыков работы с различными материалами.
формирование интереса детей к миру традиционной русской культуре, воспитание чувства причастности к своему народу, к его истории и культуре.
Предметные результаты: создать условия для развития умения конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративно-художественным условиям;
выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
Метапредметные результаты и деятельность учащихся:
Познавательные: способствовать открытию новых знания, освоению новых умений в процессе наблюдений, рассуждений.
Регулятивные УУД:
содействовать развитию умения формулировать цель занятия после предварительного обсуждения; выявлять и формулировать учебную проблему;
содействовать выполнению текущего контроля (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценки выполненной работы.
Коммуникативные УУД:
Учиться высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Личностные результаты: создание условий для формирования умений:
отзывчиво относиться к одноклассникам и проявлять готовность оказать им посильную помощь;
проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним.
Практическая работа: изготовление вепсской куклы «Желанница».
Учебно-материальное оснащение:
лоскуты белой и набивной ткани 25 на 25 см для туловища и костюма
нитки для перевязывания
вата для набивки
ножницы для отрезания ниток
образцы народных кукол (презентация)
мультимедийный проект
Объект труда:
Ход занятия
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к занятию.
Сообщение темы и целей, знакомство с планом занятия.
Сегодня мы познакомимся с народной игрушкой. А также изготовим вепсскую куклу-оберег.
В начале нашего занятия хотелось бы прочитать слова А.Синявского:
“Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,
и дети перестали бы походить на родителей,
и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.
На наш взгляд, в этом отрывке очень хорошо сказано как о значении, так и о важности куклы, как для детей, так и для народа в целом. А теперь давайте начнем знакомство с таинственным и загадочным миром народной куклы.
1. Определение понятия «кукла».
- А как вы думаете, что обозначает слово “кукла”, как вы понимаете его значение?
Ответы учащихся.
В словарях можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре В.Даля и в словаре “Русских народных говоров” это слово имеет множество значений:
Идол. В старину говорили: “А если сильно холодно, куклу вынесут, подержат: завтра тепло будет”.
“Заломы”, “закрутки” в посевах, делаемые колдунами. Рассказывали: “Кто куклу снимет – тот умрет”.
Снежная баба.
Кулак (кукиш).
Лен в связке.
Горсть льна для трепания (отходы – “куклевина”), кудель, моток ниток.
Связка ивовых прутьев.
Почки (ростки).
Различные хлебы и пироги.
Насекомое в предпоследней стадии развития, в состоянии замирания.
Форма, болванка у вязальщиков.
Фальшивые денежные знаки.
Кукла не рождается сама: создает ее человек. Являясь частью культуры, кукла сохраняет в своем образе черты создающего ее народа.
Все народные куклы традиционно делятся на три группы:
игровые,
обрядовые
обереги
2. Появление куклы-оберега.
Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Существовало поверье, что при изготовлении обрядовых кукол нельзя было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому ткань и нитки для кукол надо было только рвать руками. А еще непременным условием изготовления куклы была ее безликость. Кукла не имела … лица. Так как она выполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Считалось, что она может сглазить ребенка, принести несчастья. Таких кукол делали вплоть до 18 века. Но не только этим была обусловлена ее безликость. Игра с такой безликой куклой побуждала ребенка воображать, фантазировать, придумывать ее настроение и характер, представлять ее в разных игровых ситуациях.
В крестьянских семьях кукол было много, их не разбрасывали, ими Дорожили, их берегли. Крестьяне считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья.
Кукла «Бессонница» (слайд №2)
Из квадратных кусков ткани создавали куклу Бессонницу, набивая ее успокаивающей травой. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из 2 лоскутков ткани куклу-оберег и клала ее в колыбель. Такая кукла оставалась в доме навсегда.
Кукла «Бабочка» (слайд №3)
Простейшая традиционная тряпичная кукла бытовала в нескольких районах. Куклу «Бабочку» подвешивали над колыбелькой, ею играли и девочки, и мальчики. Кукла – игровая, ее могли изготовить своими руками даже маленькие дети. Как правило, делали «Бабочку» из однотонной ткани.
Неразлучники (свадебная кукла) (слайд №4-5)
Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутов белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см, шириной до 1,5 см из любого дерева, кроме ольхи и осины (эти деревья связывались с нечистой силой).
У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и в беде. Куклы можно свободно двигать по «руке».
Зернушка (Крупеничка) (слайд №6-7)
Зернушка - кукла, которая символизировала достаток в доме, была своего рола оберегом семьи. Иногда ее называли Зерновка или Крупничка. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы - мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла сделать женщина, которая хотела иметь ребенка. Зернушка символизировала прибыль и благополучие в семье. Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Кукла «Веснянка»
Кукла «Лихоманка»
Толстушка-Костромушка.
Кукла "десятиручка"
Кукла Покосница.
«Вепсская кукла» – желанница. (слайд №8-9)
Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось. Вот такие были куклы.
И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.
Физкультминутка
Вводный инструктаж
Самой любимой и памятной всегда была и будет только та кукла, которая сделана своими руками, в которую вы вложили частичку своей души.
Сегодня мы попробуем изготовить своими руками рукотворную куклу. Вам предлагается выполнить вепсскую куклу, рассказ о которой вы уже слышали. Работать мы будем по технологическим картам. (слайд №10)
Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами. Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
Повторение правил безопасной работы.
Учащиеся работают по технологическим картам. Учитель контролирует ход работы. (слайды №11-16)
А теперь, когда вы выполнили свои куклы, подумайте, как вы их назовете, и продемонстрируйте их присутствующим.
И в конце нашего урока ответьте на следующие вопросы:
Что нового вы узнали на уроке?
Почему народная кукла была безликой?
Какие народные куклы и обряды, связанные с ними перешли в наше время?
Отличается ли современная кукла от традиционной народной куклы? В чем, по-вашему, “плюсы” и “минусы” этих кукол?
В конце позвольте сказать вам спасибо за внимание и за вашу работу. (слайд №18)