ГБОУ НАО «СШ п.Красное»
Интегрированный урок
«Изготовление оберега из можжевельника».
Выполнили учителя технологии:
Устинкина Н.А.
Выучейская П.И.
п.Красное
Интегрированный урок на тему: «Изготовление оберега из можжевельника».
Пояснительная записка
Форма урока: комбинированный
Участники урока: обучающиеся 7 класса, администрация школы.
Авторы урока: Выучейская Парасковья Ивановна (учитель технологии – обслуживающий труд), Устинкина Наталья Анатольевна (учитель технологии – технический труд).
Образовательное учреждение: Государственное бюджетное образовательное учреждение Ненецкого Автономного Округа «Средняя школа п. Красное».
Актуальность. Жизнь и здоровье людей в условиях любого современного населенного пункта подвергается риску из-за всестороннего воздействия вредных факторов. Эти факторы многочисленны и разнообразны. Чтобы максимально обезопасить себя от их влияния, необходимо вести здоровый образ жизни. Последние годы интерес к этому возрастает. Но возможно ли человеку заботиться о здоровье, забывая при этом о создавшей его природе и постоянно нанося ей?! Наступило время, когда всем нам необходимо начать пересматривать свои привычки и изменять отношение обучающихся в сторону бережного отношения к окружающей среде и семейным ценностям и традициям. Почему нужно уважать семейные традиции? Благодаря им воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и многие другие.
Интегрированный урок в 7 классе «Изготовление оберега из можжевельника» разработан на основе теоретической и практической информации об оберегах из можжевельника. Урок проводится с помощью информационных технологий, используется творческая форма работы - ребята предоставляют материалы о своей самостоятельной поисковой деятельности, применяется метод эмоционально-нравственного стимулирования и метод создания ситуации новизны, актуальности. Чтобы использовать эти методы, были подобраны специальные примеры, иллюстрации, наглядные пособия, фотографии, которые в данный момент вызывали особый интерес к этой теме.
Использование компьютерных технологий позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным. Технология интегрированного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной творческой мыслительной деятельности, обучению прикладного - декоративного творчества (обработка можжевеловых заготовок вручную, оформление шнуровки с помощью разнообразной фурнитуры).
Такие уроки повышают интерес к Родному краю, способствуют экологическому воспитанию, расширяют кругозор.
Урок сопровождается подготовленной учителями презентацией, в которую вошли слайды про можжевельник, физкультминутка. Урок выполнен в соответствии с тематическим планированием и национально-региональным компонентом по предметам «Технология».
Методическая информация
Цель: Изготовление оберега
Задачи:
Образовательная:
продолжить формирование познавательного интереса семиклассников к истории родного края;
ознакомление учащихся с понятием «обереги», свойствами можжевельника;
научить приёмам художественной обработки древесины и кожи.
Развивающая:
способствовать развитию ключевых компетентностей обучающихся (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения) через использование разных источников информации;
закреплять коммуникативные умения: развития устной речи, ведения диалога.
развивать фантазию, творческие способности, самостоятельность, инициативу.
развивать самостоятельность мышления, познавательные интересы, интеллектуальные способности.
3.Воспитывающая:
строгое соблюдение правил техники безопасности при работе с ручными инструментами.
воспитание аккуратности, опрятности, эстетического вкуса.
приобщение учащихся к истокам самобытной культуры своего народа.
Продолжительность урока: 90 мин. В течение урока предусмотрено проведение физкультминутки.
Оборудование: раздаточный материал: ножницы, ножовки, наждачная бумага, резаки, заготовки можжевельника, сверло, суровые нитки, дрель, клей «ПВА», хром, замша, велюр, деревянные бусины.
Оформление: образцы оберегов разных народов.
Перечень технических и программных средств, используемых в ходе урока: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация «Можжевельник», «Физкультминутка».
Тип урока: интегрированный
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.
Приемы: словесный, практический.
Мотивация учащихся: мотивировать обучающихся путем выявления интереса к традициям нашего края; создать ситуацию успеха на уроке и подвести к выбору действий в соответствии возможностями ученика в практической жизни.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:
Знания: учащиеся приобретают знания по одной из познавательных тем из курса технологии «Декоративно-прикладное творчество»; через получения данной информации учащиеся получили интересный материал о деревьях – защитниках человека, о разновидностях оберегов и их использование в быту, о национальном обереге и его применении.
Умения: находить нужные примеры из жизни, работать с технологической картой, умение объяснять значение понятий, описывать предметы быта.
Навыки: уметь самостоятельно изготавливать оберег, придумывать эскиз оберега и украшения оберега.
Описание методики и технологии их применения:
При проведении данного урока сложилась последовательная система действий педагогов и учащихся, связанная с применением совокупности методов воспитания и обучения. Одним из главных методов повысить интерес учеников к уроку стало использование информационной и практической деятельности, способствующих интереса к данной теме. На уроке была создана ситуация успеха, способствующая раскрытию творческих возможностей учащихся.
Описание организации работы с учениками с применением ИКТ в ходе урока:
Использование при проведении урока компьютерной презентации дает возможность учителю в сжатые сроки представить материал довольного большого объема. Программы Power Point, Windows Live не перегружают зрительного пространства, фиксируют внимание ребят на восприятие материала. Презентации урока были подготовлены учителями заранее.
Собственная оценка эффективности проведения урока и использования ИКТ по данной теме:
Все этапы урока были выдержаны, и цель урока была достигнута. Учащиеся с использованием на уроке ИКТ получили значимую информацию о различных видах можжевельников, их применении в декоративно-прикладном искусстве и в быту. На уроке царила обстановка взаимодействия и взаимной ответственности, сотрудничества учителей и детей.
Подробный конспект интегрированного урока
Технология
«Изготовление оберега из можжевельника »
Ход урока
Орг. Момент.
Приветствие и проверка явки обучающихся.
Настрой обучающихся на работу.
Обучающимся педагог показывает различные обереги и задает вопросы:
- Что это такое? (Ответы детей – оберег, амулеты, талисманы).
- Какой материал использован для изготовления оберегов?
- Как Вы думаете с какой целью изготавливались обереги?
2. Как вы думаете, какая цель сегодняшнего урока? (Ответы детей).
Тема урока «Изготовление оберега из можжевельника».
Скажите, пожалуйста, цель нашего урока.
Цель нашего урока: изготовление оберега.
Активизация обучающихся с использованием вопросов:
- Как вы думаете, почему оберег изготовлен из можжевельника?
-Что вы знаете о можжевельнике?
Презентация «Можжевельник»:
(Слайд 1)Можжевельник – род вечнозеленых хвойных кустарников, реже деревьев. Другое название растения данной группы – «верес», или «арча». Род можжевельников включает около 60 видов.
(Слайд 2) Интересно и происхождение самого слова можжевельник. По первой версии это слово произошло от меж ельник", т.к. это растение можно встретить в лесах неподалёку от раскидистых елей. По второй версии можжевельник произошёл от слова мозг (у растения очень крепкая древесина). А суть третьей версии в том, что в Древней Руси существовало такое слово можжа, что в переводе означает узел, ведь как мы знаем, на стебле у можжевельника много таких "узелков.
(Слайд 4) Род можжевельников включает около 60 видов.
(Слайд 5) Продолжительность жизни можжевельников составляет до 600 лет. В природе эти растения возобновляются плохо. Из древесины некоторых сортов можжевельника производят карандаши и трости. Многие виды можжевельник разводят как декоративные растения. Так, древовидные и высокие кустарниковые формы можжевельника выращивают среди парковых насаждений для создания небольших групп или в одиночных посадках. Отдельные виды можжевельника используют для живых изгородей, защитных посадок. Известно множество садовых сортов можжевельника, которые отличаются друг от друга по цвету хвои и форме роста. Некоторые из этих растений, такие как можжевельник высокий, вонючий, твердый, охраняются как редкие исчезающие виды.
(Слайд 6) Масло можжевельника широко используется в парфюмерии, медицине и ветеринарии. Также в медицинской практике издавна применяются ягоды можжевельника и препараты из других частей растения, в частности, при болезнях мочеполовой сферы, при кожных и ревматических заболеваниях.
(Слайд 7) Вера в охраняющую силу можжевельника была настолько сильна, что клубы его дыма направляли вслед уходящим врагам (чтобы больше не возвращались), а ветками выгоняли скот на пастбище (чтобы защитить его от болезней). А в древние времена от паралича людей лечили также с помощью можжевельника: они срезали ветку можжевельника и стегали больного до тех пор, пока у него не выступали капельки крови.
(Слайд 8) Можжевельник используется для изгнания злых духов, а также, сжигали эту удивительную траву во время эпидемии оспы, чумы и других опасных заболеваний. Многие народы считали, что можжевельник представляет собой некий символ бессмертия (т.е. преодоления смерти и вечной жизни). Издавна существовал один обряд, связанный с можжевельником. Суть его заключается в том, что последний путь умершего устилают ветвями этого магического растения, а на похоронах сжигают. Из твёрдой древесины можжевельника в древние времена даже делали саркофаги для особо знатных господ.
(Слайд 9) Между прочим, то, что можжевельник-растение волшебное, доказывает и наличие магического числа "3" в количестве частей этого растения (в шишкоягодах по 3 семени, в женских колосках три чешуйки, хвоя также собрана по три)
(Слайд10) Из можжевельника делают веники для парной бани - помогает при простудах и радикулитах. (Слайды 11, 12,) изделия из можжевельника
Также известно, что молоко обычно держали в крынке, сделанной из древесины можжевельника, потому как в такой таре оно долго не кисло. А в можжевельниковых бочках хранили овощи, засоленные на зиму. Можжевельник устраняет все неприятные запахи, образующиеся при брожении, и придает соленьям приятный свежий аромат.
3.Основная часть.
Что такое оберег?
Оберег — предмет или действие, обладающие, по поверьям, апотропейной (охранительной) силой. Оберег — предмет, оберегающий от несчастий.
Суть оберега очень точно передает его название: оберегать людей от несчастий, в первую очередь, от притязаний нечистой силы. Обереги предупреждают своего хозяина о любом негативном воздействии и по мере сил спасают его.
Обереги следует отличать от талисмана и амулета. Главное отличие оберега в том, что он делается человеком с намерением защитить не только себя, но и свое жилище, своих родных и близких.
Амулет, как и талисман, имеет только одного хозяина. А вот оберег может быть общим.
Усилить возможности оберега можно наговором (с помощью молитвы или заговора) или освящением его в церкви. Главное, чтобы человек при создании оберега относился серьезно к этой идее. Если вы не верите в то, что делаете, не сомневайтесь: магическая сила оберега будет уменьшена вами же. Неверие, недоверие разрушает силу оберега, и в итоге пострадаете вы сами. При этом желательно, чтобы никто не мешал и не отвлекал вас.
Обереги разделяются на вещественные (предметные), символические и словесные (заговоры).
Еще в древние времена, когда наши предки ходили на охоту, всегда существовала угроза для их жизни со стороны окружающего мира. Люди боялись стихий, явлений природы, духов и т.п. Поэтому, чтобы придать себе уверенности и защитить на всякий случай от опасности, люди и стали делать обереги.
Физкультминутка «Зимняя»
Практическая часть.
На протяжении всего урока ребята работают в паре.
Учитель технологии технического труда.
У вас на столах находятся необходимые материалы и инструменты для изготовления оберега: можжевеловые заготовки, ножницы, карандаши, оленья кожа, иголки, игольницы, текстильный шнур, деревянные бусины, бисер, ножовка, наждачная бумага, коловорот и сверло, красное и желтое сукно.
Учитель технологии национальных промыслов.
Вспомним правила техники безопасности при работе с ручными инструментами. Начало со вступительной беседы, в процессе которой учитель освежает и пополняет знания обучающихся об оленьей коже.
Прежде чем, приступить к оформлению оберега кожу нужно внимательно осмотреть, найти дефекты и отметить их. Мездру перед раскроем следует слегка смочить.
Учитель технологии технического труда.
Вечнозелёный кустарник высотой 1—3 м. Кора тёмно - серая или серовато-бурая. Древесина ядровая. Заболонь узкая, белая с узкими годичными слоями. Ядро серовато-коричневое с матовым блеском. Годичные слои узкие, извилистые, хорошо заметные на всех разрезах. Ранняя часть годичного слоя резко переходит к поздней, которая слабо развита. Смоляных ходов нет. Древесина можжевельника обыкновенно имеет высокие механические свойства. Древесина красноватая с приятным запахом, ввиду малого размера дерева древесина промышленного значения не имеет. Мелкослойная и плотная, она применяется для токарных работ, резьбы, изготовления игрушек и тростей. Из древесины можно получать коричневую и красную краски.
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с ручным инструментом.
А теперь приступаем к работе.
Учитель технологии национальных промыслов.
Последовательность выполнения работы: (у каждого на столе).
1.Разложите кожу лицевой стороной вверх.
2.Осмотрите мездру, отметьте карандашом дефекты.
3.Выкроите задуманные вами детали.
4.Оформление шнура бусинами.
5.Собираем детали оберега в единое целое.
6. Приступаем к работе.
Подведение итогов. Результат работы.
Проходит в игровой форме: давайте встанем в круг и проведём языческий ритуал, повторяйте за нами слова: (слова на ненецком и русском языках)
Мань’нюм’ (харт нюм’), том’, харн’ вэва сёзям’ тамась. Няв Харни"панг, пыдар нят хаебим’, мипим’. Мал” вэнзёйм” хар нят мэд”, сим’нёя яйтамбю”. Вэва сер” тань хэя”, яӈго”я”. Харн’и” нян’ним’ нямбю. Ти”.
«Ладонями хлопаю, ногами топаю. Я, раба Божия (имярек), пришла, кручину свою с союой привела. Братец можжевельник, тебе ее оставляю, тебе ее поручаю. Раствори ее, убери ее, чтобы не было ее, чтоб не трогала меня. Пусть уйдет навсегда эта беда. Если ее не будет, от меня не убудет. Из нее выхожу, у себя не держу. Аминь.»
У вас получились настоящие обереги, которые мы с вами скрепили словами. Нам с вами было интересно работать, мы получили удовольствие от урока. А вы? Поделитесь мнениями об уроке. Просим вас оценить нас, вытянуть смайлики по оценкам:
-чёрный
-красный
-синий
-зелёный
-жёлтый
Спасибо за урок, не забудьте привести в порядок свои рабочие места.
Использованная литература:
Астрологова Л.Е., Феклистов П.А. Лекарственные растения Севера. –
Архангельск: Изд-во АГТУ, 2002. - 156 с.
2. Бобрикова Е.Н. Технология и обработки и художественная отделка
традиционных изделий. – Нарьян-Мар. 2000.
3. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву. – М., 1999.
4. Харючи Г.П. Традиции и инновации ненецкого этноса. – Томск. 2001.
5. Хомич Л.В. Ненцы. – М.Л. 1966.
6. www.nvinder.ru
7. http: // ru.wikipedia.org /
8.www.yandex.ru/картинки