Тема: «Изготовление подсвечника»
Тип урока: Урок комбинированный
Цель урока: научить изготавливать подсвечник в технике тестопластика.
Задачи:
1. Обучающая: сформировать представление о подсвечнике, учить видеть эстетику вещи: целостность, соразмерность частей, гармонию ее контуров в пластике.
2. Развивающая: Развивать у учащихся творческое воображение и художественный вкус,познавательный интерес. Закреплять овладения приемами лепки в процессе работы с материалом – тестом.
3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к декоративно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.
Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа
Оборудование урока:
для учителя:
-компьютерная презентация «подсвечники»
-соленое тесто, шаблоны, стека, клеенка, баночка с водой, картон, ножницы, карандаш.
для учащихся: соленое тесто, шаблоны, стека, клеенка, баночка с водой, картон, ножницы, карандаш.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Приветствие, контроль посещаемости.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Изучение нового материала.
Раскрытие новой темы в форме беседы с демонстрацией иллюстративного материала
Подсвечники – это волшебное чудо живого огня в ваших руках. А кто из вас задумывался над тем, какую дорогу прошел подсвечник от обычного огонька к современному произведению искусства?
Подсвечники и их родственники канделябры появляются еще в культуре этрусков. В тоже время в Древнем Египте был миф о рождении бога Солнца Ра (слайд 3) из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах, поэтому их традиция и породила изготовление устройств для размещения источника света в виде стилизованного цветка.
В прошлые времена, когда человек не знал электричества, но умел добывать огонь, перед ним стояла задача сохранять огонь не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения своею жилища. (слайд 4)…Для того чтобы можно было переносить огонь, люди придумывали небольшие "ёмкости", "чашечки", а затем уже и "приборы" для сохранения огня. Приставку «под-» подсвечник приобрел относительно недавно, у наших предков он назывался «свечником» или «шандалом». По словарю Даля, у слова «шандал» татарские корни (от «шамдан» — свеча), и прижилось оно сначала в монастырях, а уже потом перебралось в свет.
При раскопках древних культур встречаются сосуды с углем или пропитанной жиром древесной стружкой, а также факелы, которые являются уже самостоятельными ступенями в развитии осветительных приборов. Вскоре были изобретены более безопасные масленые лампы (слайд 5). Они появились в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте. В VI веке до нашей эры в Греции изготовлялись уже лампы классической формы, соединявшие в себе красоту и пользу. В III веке до нашей эры здесь же возникла новая техника изготовления светильников. Глина, из которой делались лампы, оттискивалась в 2-х горизонтальных плоских формах, которые скреплялись друг с другом и украшались растительным орнаментом. Необычный взлет производства ламп произошел в древнем Риме (слайд 6). Здесь знали и настенники из ламп, которые на цепях подвешивались к стальному крюку, а также канделябры (7 - 6 в. до н.э.), самые древние из которых были найдены в этрусских гробницах. Античные канделябры делались из дерева, алебастра, мрамора, они имели вид многопрофильного членения стояка для свечей или сосуда с маслом и достигали размеров до 1,5 метров. Лишь в 3 веке они стали меньше и располагались на столе или на алтаре. В те времена использовались менее роскошные, имевшие скорее функциональный характер фонари. С закатом Рима исчезают помпезные осветительные приборы, их заменяют точеные деревянные подсвечники, источником освещения в которых снова стали жир и воск.
Подсвечник настольный осветительный прибор для восковой свечи. Формы и размеры подсвечников различны в зависимости от их назначения.
Подсвечники меняли формы и материалы, облачались в самые изысканные одежды резьбы и украшений, становились величественными или воздушно нежными. Но основным в подсвечниках оставался живой огонь и его животворный свет.
Прошло время, и научный прогресс залил улицы городов и поселков электрическим светом, более светлым и ярким. Казалось бы, подсвечники потеряли свою значимость в современном мире светомузыки. Но, о чудо! Теперь мы смогли по-другому взглянуть на сказочную красоту и важность подсвечника. Перестав теряться в пространствах обыденности, подсвечники вышли на первые полосы романтических представлений, неся в своем прекрасном нутре маленькое горящее сердце. А мистика огня очаровала даже наиболее рациональные умы. Именно благодаря подсвечнику, мы, находясь в сердце мегаполиса, можем на некоторое время вернуться в лоно природы и почувствовать мистическую связь с духом огня.
Подсвечники за долгое время истории очень сильно изменили свой внешний вид. Не последнюю роль в этом сыграли материалы, из которых они сделаны. Бывают разные виды подсвечников: кованые, из керамики, соляные, из стекла, подсвечники на одну или две свечи или канделябры (для нескольких свечей), ажурные или совсем простые и др.
Кованые (металлические) подсвечники (слайд 7) выполняются различными техниками: пайка, сварка, горячая ковка, что существенно влияет на их внешний вид и цену. В связи с этим, кованые подсвечники могут быть как ювелирными и утонченными, так и массивными, и величественными.
Деревянные подсвечники (слайд 8) - деревянный подсвечник может представлять собой образец художественной ручной резьбы, а может быть выточен на токарном станке. Очень часто подобные подсвечники изготовляют, беря за основу различные природные материалы: корни, ветки, тонкие стволы деревьев. Дерево перестало быть материалом, противопоказанным для производства подсвечников, ведь его теперь можно обработать огнестойким лаком. Но для свечки все равно необходимо металлическое гнездо.
Керамические подсвечники (слайд 9) - это веяние истории и традиций в семье. Керамика - материал, который приближает нас к Матушке Природе. Керамические подсвечники объединяют в себе четыре стихии - Землю, Воду, Огонь и Воздух: замешанная на воде глина выжигается в пламени и закаляется дымом.
Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер. Свечи в них создают в доме особую атмосферу таинственности и ожидания чуда.
- А как вы думаете, какой сувенир мы сегодня будем делать? Кто догадался? (Ответы детей)
Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста. Он будет служить украшением на вашем столе.
Давайте, рассмотрим наш подсвечник.
- На сколько частей надо будет разделить тесто?
- Для какой части кусочек должен быть больше, для какой меньше?
- Можно слепить каждую часть отдельно. У подсвечника должно быть гнёздышко – место, куда будет вставляться свечка.
-Как вы думаете, какие инструменты и материалы нам необходимы для работы? (Ответы детей)
Для изготовления подсвечника нам необходимы будут разные материалы и инструменты. Они находятся у вас на столах. Сейчас я познакомлю вас с основными этапами работы.
Работа с технологическими картами.
Дополнительные сведения по оформлению подсвечника:
Приклеивать детали нужно, смачивая основания туловище водой. После того, как поделка высохнет, ее нужно покрасить. Вот и всё, красивый подсвечник из соленого теста готов. Теперь вы можете изготовить такие подсвечники из соленого теста и подарить их всем родственникам.
Проведение физкультминутки. Правила по ТБ
Практическая работа
Выполнение задания. Использовать индивидуальный подход к учащимся. Добиваться самостоятельного решения проблем возникающих во время конструирования изделия, соединения элементов в целое, декорирования изделия и чистовой обработки изделия.
Подведение итогов
Провести анализ выполненной работы каждого ученика, учитывая достоинства и недоработки выполненного задания.
Анализ творческих работ проводится по следующим критериям, где учитывается:.
1. Самостоятельность выбора варианта подсвечника.
2. Аккуратность выполнения задания.
3. Законченность выполнения задания.
4. Проявление инициативы в творческом решении композиции.
5. Качественное соединение элементов изделия
После анализа, проводиться выставка готовых изделий.
В заключение занятия учащиеся убирают своё рабочее место
Технологическая карта
№ | Последовательность выполнения работы | Техника выполнения | Инструменты и материалы |
1 | Соленое тесто разделить на три части. Одна будет туловищем, другие две понадобятся для крыльев. Первую часть скатать в шар. | | тесто |
2 | С одной из сторон вытянуть вверх лебединую шею. | | тесто |
3 | Сформировать голову и клюв. | | тесто |
4 | До момента высыхания голова будет падать, поэтому надо подставить под нее что-то для поддержки. Можно взять крышку от пластиковой бутылки. | | Крышка от пластиковой бутылки |
5 | Вытянуть с противоположной стороны треугольник из теста для хвоста. Расплющить его. | | тесто |
6 | Нарезать ножницами на отдельные «перышки». Каждое «перо» хвоста сгладить и расправить в разные стороны. | | ножницы |
7 | Поставить свечу в то место на туловище, где она в дальнейшем будет гореть. Осторожно вдавить в тесто. Смочить пальцы небольшим количеством воды и сгладить все неровности теста на подсвечнике. | | свеча вода кисточка |
8 | Взять второй кусочек теста. Слепить из него шарик. Расплющить во все стороны. Сформировать пальцами удлиненное крыло. | | тесто |
9 | Нарезать края ножницами на отдельные «перья». Кончиком стеки и пальцами закруглить концы каждого «пера» из соленого теста. Аналогично сделать второе крыло. | | ножницы |
10 | Смазать бок лебедя водой. Приложить и приклеить крыло. Можно выгнуть или немного вогнуть внутрь некоторые «перышки» для более натурального эффекта. | | Кисточка вода |
11 | Прикрепить крыло с другой стороны. Убрать свечу и поставить подсвечник на просушку или выпечь при минимуме нагрева в духовке. | | |