СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Изготовление подсвечника»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по художественной лепке в 1 классе. Тема урока " Изготовление подсвечника"

Просмотр содержимого документа
««Изготовление подсвечника»»

Тема: «Изготовление подсвечника»

Тип урока: Урок комбинированный

Цель урока: научить изготавливать подсвечник в технике тестопластика.

Задачи:

1. Обучающая: сформировать представление о подсвечнике, учить видеть эстетику вещи: целостность, соразмерность частей, гармонию ее контуров в пластике.

2. Развивающая: Развивать у учащихся творческое воображение и художественный вкус,познавательный интерес. Закреплять овладения приемами лепки в процессе работы с материалом – тестом.

3.Воспитательная: воспитывать культуру труда, содействовать воспитанию эстетического вкуса, повышать интерес к декоративно - прикладному искусству, совершенствовать навыки общения.

Форма урока – рассказ, беседа, практическая работа

Оборудование урока:

для учителя:

-компьютерная презентация «подсвечники»

-соленое тесто, шаблоны, стека, клеенка, баночка с водой, картон, ножницы, карандаш.

для учащихся: соленое тесто, шаблоны, стека, клеенка, баночка с водой, картон, ножницы, карандаш.


Ход урока.

Организационный момент.

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

Изучение нового материала.

Раскрытие новой темы в форме беседы с демонстрацией иллюстративного материала

Подсвечники – это волшебное чудо живого огня в ваших руках. А кто из вас задумывался над тем, какую дорогу прошел подсвечник от обычного огонька к современному произведению искусства?

Подсвечники и их родственники канделябры появляются еще в культуре этрусков. В тоже время в Древнем Египте был миф о рождении бога Солнца Ра (слайд 3) из выросшего на холме цветка лотоса. Ра победил тьму, избавил людей от страха ночи, принес свет. Подобные мифы известны и в других культурах, поэтому их традиция и породила изготовление устройств для размещения источника света в виде стилизованного цветка.
В прошлые времена, когда человек не знал электричества, но умел добывать огонь, перед ним стояла задача сохранять огонь не только для тепла и приготовления пищи, но и для освещения своею жилища. (слайд 4)…Для того чтобы можно было переносить огонь, люди придумывали небольшие "ёмкости", "чашечки", а затем уже и "приборы" для сохранения огня. Приставку «под-» подсвечник приобрел относительно недавно, у наших предков он назывался «свечником» или «шандалом». По словарю Даля, у слова «шандал» татарские корни (от «шамдан» — свеча), и прижилось оно сначала в монастырях, а уже потом перебралось в свет.

При раскопках древних культур встречаются сосуды с углем или пропитанной жиром древесной стружкой, а также факелы, которые являются уже самостоятельными ступенями в развитии осветительных приборов. Вскоре были изобретены более безопасные масленые лампы (слайд 5). Они появились в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте. В VI веке до нашей эры в Греции изготовлялись уже лампы классической формы, соединявшие в себе красоту и пользу. В III веке до нашей эры здесь же возникла новая техника изготовления светильников. Глина, из которой делались лампы, оттискивалась в 2-х горизонтальных плоских формах, которые скреплялись друг с другом и украшались растительным орнаментом. Необычный взлет производства ламп произошел в древнем Риме (слайд 6). Здесь знали и настенники из ламп, которые на цепях подвешивались к стальному крюку, а также канделябры (7 - 6 в. до н.э.), самые древние из которых были найдены в этрусских гробницах. Античные канделябры делались из дерева, алебастра, мрамора, они имели вид многопрофильного членения стояка для свечей или сосуда с маслом и достигали размеров до 1,5 метров. Лишь в 3 веке они стали меньше и располагались на столе или на алтаре. В те времена использовались менее роскошные, имевшие скорее функциональный характер фонари. С закатом Рима исчезают помпезные осветительные приборы, их заменяют точеные деревянные подсвечники, источником освещения в которых снова стали жир и воск.
Подсвечник настольный осветительный прибор для восковой свечи. Формы и размеры подсвечников различны в зависимости от их назначения.

Подсвечники меняли формы и материалы, облачались в самые изысканные одежды резьбы и украшений, становились величественными или воздушно нежными. Но основным в подсвечниках оставался живой огонь и его животворный свет.

Прошло время, и научный прогресс залил улицы городов и поселков электрическим светом, более светлым и ярким. Казалось бы, подсвечники потеряли свою значимость в современном мире светомузыки. Но, о чудо! Теперь мы смогли по-другому взглянуть на сказочную красоту и важность подсвечника. Перестав теряться в пространствах обыденности, подсвечники вышли на первые полосы романтических представлений, неся в своем прекрасном нутре маленькое горящее сердце. А мистика огня очаровала даже наиболее рациональные умы. Именно благодаря подсвечнику, мы, находясь в сердце мегаполиса, можем на некоторое время вернуться в лоно природы и почувствовать мистическую связь с духом огня.

Подсвечники за долгое время истории очень сильно изменили свой внешний вид. Не последнюю роль в этом сыграли материалы, из которых они сделаны. Бывают разные виды подсвечников: кованые, из керамики, соляные, из стекла, подсвечники на одну или две свечи или канделябры (для нескольких свечей), ажурные или совсем простые и др.

Кованые (металлические) подсвечники (слайд 7) выполняются различными техниками: пайка, сварка, горячая ковка, что существенно влияет на их внешний вид и цену. В связи с этим, кованые подсвечники могут быть как ювелирными и утонченными, так и массивными, и величественными.

Деревянные подсвечники (слайд 8) - деревянный подсвечник может представлять собой образец художественной ручной резьбы, а может быть выточен на токарном станке. Очень часто подобные подсвечники изготовляют, беря за основу различные природные материалы: корни, ветки, тонкие стволы деревьев. Дерево перестало быть материалом, противопоказанным для производства подсвечников, ведь его теперь можно обработать огнестойким лаком. Но для свечки все равно необходимо металлическое гнездо.

Керамические подсвечники (слайд 9) - это веяние истории и традиций в семье. Керамика - материал, который приближает нас к Матушке Природе. Керамические подсвечники объединяют в себе четыре стихии - Землю, Воду, Огонь и Воздух: замешанная на воде глина выжигается в пламени и закаляется дымом.

Подсвечники можно не только купить в магазине, но и сделать своими руками. Из глины и из соленого теста получаются красивые и интересные подсвечники. Ими можно украсить любой интерьер. Свечи в них  создают в доме особую атмосферу таинственности и ожидания чуда. 
- А как вы думаете, какой сувенир мы сегодня будем делать? Кто догадался? (Ответы детей)
Я предлагаю вам, сделать подсвечник из соленого теста. Он будет служить украшением на вашем столе. 
Давайте, рассмотрим наш подсвечник.

- На сколько частей надо будет разделить тесто?
- Для какой части кусочек должен быть больше, для какой меньше?
- Можно слепить каждую часть отдельно. У подсвечника должно быть гнёздышко – место, куда будет вставляться свечка.

-Как вы думаете, какие инструменты и материалы нам необходимы для работы? (Ответы детей)

Для изготовления подсвечника нам необходимы будут разные материалы и инструменты.  Они находятся у вас на столах. Сейчас я познакомлю вас с основными этапами работы.
Работа с технологическими картами.

Дополнительные сведения по оформлению подсвечника:

Приклеивать детали нужно, смачивая основания туловище водой. После того, как поделка высохнет, ее нужно покрасить. Вот и всё, красивый подсвечник из соленого теста готов. Теперь вы можете изготовить такие подсвечники из соленого теста и подарить их всем родственникам.

Проведение физкультминутки. Правила по ТБ

Практическая работа

Выполнение задания. Использовать индивидуальный подход к учащимся. Добиваться самостоятельного решения проблем возникающих во время конструирования изделия, соединения элементов в целое, декорирования изделия и чистовой обработки изделия.

Подведение итогов

Провести анализ выполненной работы каждого ученика, учитывая достоинства и недоработки выполненного задания.
Анализ творческих работ проводится по следующим критериям, где учитывается:.
1. Самостоятельность выбора варианта подсвечника.
2. Аккуратность выполнения задания.
3. Законченность выполнения задания.
4. Проявление инициативы в творческом решении композиции.
5. Качественное соединение элементов изделия

После анализа, проводиться выставка готовых изделий. 
В заключение занятия учащиеся убирают своё рабочее место





Технологическая карта

Последовательность выполнения работы

Техника выполнения

Инструменты и материалы

1

Соленое тесто разделить на три части. Одна будет туловищем, другие две понадобятся для крыльев. Первую часть скатать в шар.


тесто

2

С одной из сторон вытянуть вверх лебединую шею.

тесто

3

Сформировать голову и клюв.

тесто

4

До момента высыхания голова будет падать, поэтому надо подставить под нее что-то для поддержки. Можно взять крышку от пластиковой бутылки.


Крышка от пластиковой бутылки

5

Вытянуть с противоположной стороны треугольник из теста для хвоста.


Расплющить его.

тесто

6

Нарезать ножницами на отдельные «перышки».


Каждое «перо» хвоста сгладить и расправить в разные стороны.

ножницы

7

Поставить свечу в то место на туловище, где она в дальнейшем будет гореть.

Осторожно вдавить в тесто.

Смочить пальцы небольшим количеством воды и сгладить все неровности теста на подсвечнике.

свеча

вода

кисточка

8

Взять второй кусочек теста. Слепить из него шарик.

Расплющить во все стороны.

Сформировать пальцами удлиненное крыло.

тесто

9

Нарезать края ножницами на отдельные «перья».

Кончиком стеки и пальцами закруглить концы каждого «пера» из соленого теста.

Аналогично сделать второе крыло.



ножницы

10

Смазать бок лебедя водой.

Приложить и приклеить крыло. Можно выгнуть или немного вогнуть внутрь некоторые «перышки» для более натурального эффекта.


Кисточка

вода

11

Прикрепить крыло с другой стороны. Убрать свечу и поставить подсвечник на просушку или выпечь при минимуме нагрева в духовке.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!