Тема: Обучающее изложение. «Ёжик»
Цель: Формирование умения строить текст.
Задачи:
Научить определять тему текста
Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.
Формировать умение определять последовательность частей в тексте
УУД:
Предметные:
Метапредметные:
Личностные:
Оборудование:
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Что вы знаете о жизни ёжика?
Первичное чтение текста
- Прочитайте текст
Ежик.
Пошёл тёмной ночью серый ёжик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел жёлтый листочек и тоже наколол.
Вдруг заметил ёжик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть – да не вышло. Подумал он, подумал и накрыл её лопушком: пусть до утра полежит.
А утром под лопухом вместо голубой звезды нашёл большое красное солнышко. Вот ёж смеялся. Очень.
Анализ текста и составление плана.
- О чём этот рассказ? ( О том, как ёжик отражение принял за настоящую звезду)
- Сколько абзацев в тексте? Сколько будет пунктов плана?
Прочитайте 1 абзац.
- Когда происходит действие? (темной ночью)
- Что делал ежик в лесу? (гулял)
- Что насобирал ежик? (клюквинку, желтый листочек).
- Как озаглавим 1 часть? (Ночная прогулка по лесу).
- Что интересного увидел ежик? (голубую звезду)
- Смог ли и ее наколоть? (нет)
- Что же с ней сделал ежик? (накрыл её лопушком)
- Как озаглавим 2 часть? (Голубая звезда в луже).
- Что же случилось с голубой звездой? (вместо голубой звезды большое красное солнышко)
- Понял ли ёж свою ошибку? Что же ночью увидел ежик? (отражение звезды в небе)
- Как он отнёсся к своей ошибке? Прочитайте.
- Как озаглавим 3 часть? (Утреннее красное солнышко).
План
Ночная прогулка по лесу.
Голубая звезда в луже.
Утреннее красное солнышко.
Подготовка к изложению
А) Речевая подготовка (Языковые особенности текста). Подготовка опорных слов.
-Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почёму автор повторяет слова «увидел» и «наколол»? (Ёжик неторопливо гуляет, что увидит, то и наколет на иголки).
- В тексте автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите их. Почему используются именно эти слова? (клюквинка, иголочка, листочек, ежик, солнышко – ежик маленький и предметы собирает маленькие, а солнышко в луже отразилось маленькое)
Во 2 части автор повторяет слова. Какие? Это ошибка?
- Можно ли убрать в сочетании «подумал-подумал» 1 слово? Почему нужно оставить?
Б) Орфографическая подготовка
1. Вставь пропущённые в словах буквы:
пош_л увид_л н_чего ж_лтые
замет_л л_пушком наш_л подум_л
Найди в тексте слова с приставками, назови приставки.
В) Пунктуационная подготовка
- Какой знак пунктуации стоит во 2 предложении 2 части текста? Прочитай выразительно.
- Какой знак пунктуации стоит в 3 предложении 2 части текста?
Физкультминутка.
Написание изложения.
Прочитайте ещё раз текст и приготовьтесь к его записи.
-Сколько частей в тексте? Как их нужно показать при записи?
Учащиеся пишут изложение по плану.
Самопроверка, редактирование.
Итог урока. Рефлексия.