Изложение как вид итогового контроля по русскому языку в 4 классе
Назначение контрольных измерительных материалов.
Основной целью итогового изложения является оценка уровня усвоения системы опорных знаний по русскому языку, без которых невозможно продолжение его изучения в основной школе, а так же овладение основными способами действий в системе знаний на момент окончания начальной школы, умение выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку.
Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.
Содержание работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (действующая редакция), локальные акты МБОУ «Гимназия № 30».
В соответствии с «Положением с системе оценивания учебных достижений учащихся», утвержденным приказом по МБОУ «Гимназия № 30» от 08.11.2019 № 307-ОД во 2-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения обучающихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. В качестве контрольного проводится одно изложение в конце 4-го класса.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Основная цель работы – проверить достижение учащимися уровня базовой подготовки по курсу русского языка начальной школы. Этот уровень включает овладение предметными знаниями и умениями, которые составляют основу подготовки выпускника начальной школы по русскому языку, обеспечивающую возможность успешного продолжения образования в основной школе. Состав этих знаний и умений, уровень овладения ими определяются требованиями к уровню подготовки завершающих первую ступень обучения по русскому языку.
Структура КИМ.
Цель работы определила её структуру, уровень сложности. КИМ материалы включают текст изложения, а также материалы для проведения подготовки к непосредственному написанию изложения.
Оценка выполнения работы в целом.
Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.
В 3-4-х классах работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность.
Нормативы оценки творческих работ следующие.
Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст (изложение), логически последовательно раскрыта тема; отсутствуют фактические ошибки; богатство словаря; правильное речевое оформление (допускается не более 1 речевой неточности); нет орфографических и пунктуационных ошибок, допущено 1-2 исправления.
Отметка «4» - правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности (допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста), 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
Отметка «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), имеются некоторые отступления от темы (сочинение), в главном работа достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности (допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста); имеются 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.
Отметка «2» - работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), допущено много фактических неточностей, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста; 6-8 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки, 3-5 исправлений.
При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, чёткость письма.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Заяц - спаситель.
В августе дед Ларион охотился в лесу. Леса стояли сухие. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышен гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние лапки. Дед очень обрадовался встрече с зайцем. Ларион знал о способности зверей чувствовать направление огня.
Дед побежал за зайцем. Он бежал и плакал от страха и просил зайца бежать потише.
Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру и упали от усталости. Дед подобрал своего спасителя и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя. (108 слов)
Вопросы к тексту:
Что делал дед Ларион в лесу?
Как начался пожар в лесу? И каким он был?
Как дед Ларион пытался самостоятельно спастись от пожара? Как он себя при этом чувствовал?
Почему дед Ларион обрадовался встрече с зайцем?
Почему дед решил, что заяц спасет его?
Как дед бежал за зайцем?
Как заяц спас деда?
Чем закончилась история про деда Лариона и зайца-спасителя?
План текста.
Начало лесного пожара.
Встреча с зайцем.
Бег за зайцем.
Спасение и опалённые лапы.
_ Опорные слова по частям:
охотился, потянуло гарью, начался пожар, огромной скоростью, Ларион.
бежал по кочкам, дым выедал, треск пламени, вдруг выскочил, волочил лапы, чувствовать направление.
обрадовался, лучше чуют, плакал от страха.
вывел к озеру, опалены ноги и живот.
Обратите внимание на правописание следующих слов:
охотился, потянуло гарью, начался пожар, огромной скоростью.
бежал по кочкам, дым выедал, треск пламени, вдруг выскочил, волочил лапы.
обрадовался, плакал от страха.
вывел к озеру, опалены ноги и живот.
Обратите внимание на строение предложений:
Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал.
Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.
На доске до первого прочтения текста записано следующее:
Двенадцатое мая.
Изложение.
Заяц-спаситель.
Учитель читает текст в первый раз.
Дети отвечают на вопросы по тексту (содержание текста).
Учитель читает текст во второй раз.
Работа над планом текста.
Подготовительная работа с опорными словами, орфографическими нормами и синтаксическими конструкциями. Опорные слова записываем на доске, комментируем правописание слов. Перед началом работы над черновиком стираем их с доски.
Учитель читает текст в третий раз.
Дети задают вопросы пор тексту.
Ответы учителя.
Учитель читает текст в четвёртый раз (контрольное чтение).
Работа над черновиком. Работа над чистовиком.
Общее время – 60 минут.