СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение как форма промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изложение как форма промежуточной аттестации по русскому языку в 4 классе»

Изложение как вид итогового контроля по русскому языку в 4 классе

  1. Назначение контрольных измерительных материалов.

Основной целью итогового изложения является оценка уровня усвоения системы опорных знаний по русскому языку, без которых невозможно продолжение его изучения в основной школе, а так же овладение основными способами действий в системе знаний на момент окончания начальной школы, умение выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку.

  1. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов.

Содержание работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (действующая редакция), локальные акты МБОУ «Гимназия № 30».

В соответствии с «Положением с системе оценивания учебных достижений учащихся», утвержденным приказом по МБОУ «Гимназия № 30» от 08.11.2019 № 307-ОД во 2-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения обучающихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. В качестве контрольного проводится одно изложение в конце 4-го класса.

  1. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

Основная цель работы – проверить достижение учащимися уровня базовой подготовки по курсу русского языка начальной школы. Этот уровень включает овладение предметными знаниями и умениями, которые составляют основу подготовки выпускника начальной школы по русскому языку, обеспечивающую возможность успешного продолжения образования в основной школе. Состав этих знаний и умений, уровень овладения ими определяются требованиями к уровню подготовки завершающих первую ступень обучения по русскому языку.

  1. Структура КИМ.

Цель работы определила её структуру, уровень сложности. КИМ материалы включают текст изложения, а также материалы для проведения подготовки к непосредственному написанию изложения.

  1. Оценка выполнения работы в целом.

Основными критериями оценки изложения (сочинения) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложениях), создание текста (в сочинениях), речевое оформление, орфографическая и пунктуационная грамотность.

В 3-4-х классах работа по развитию речи оценивается двумя отметками: одна - за содержание, вторая - за грамотность.

Нормативы оценки творческих работ следующие.

Отметка «5» - правильно и последовательно воспроизведён авторский текст (изложение), логически последовательно раскрыта тема; отсутствуют фактические ошибки; богатство словаря; правильное речевое оформление (допускается не более 1 речевой неточности); нет орфографических и пунктуационных ошибок, допущено 1-2 исправления.

Отметка «4» - правильно, достаточно полно передан авторский текст (изложение), раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности (допускается не более 3 речевых недочётов в содержании и построении текста), 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.

Отметка «3» - имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), имеются некоторые отступления от темы (сочинение), в главном работа достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, имеются речевые неточности (допускается не более 5 недочётов речи в содержании и построении текста); имеются 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Отметка «2» - работа не соответствует теме, имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), допущено много фактических неточностей, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущено более 6 речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста; 6-8 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибки, 3-5 исправлений.

При оценке творческих работ также принимается во внимание аккуратность, чёткость письма.

































ИЗЛОЖЕНИЕ

Заяц - спаситель.

В августе дед Ларион охотился в лесу. Леса стояли сухие. Неожиданно потянуло гарью. Поднялся ветер. Начался лесной пожар. Огонь гнало по земле с огромной скоростью.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал. Дым выедал ему глаза. А сзади был уже слышен гул и треск пламени. Вдруг из-под ног у него выскочил заяц. Зверёк бежал медленно и волочил задние лапки. Дед очень обрадовался встрече с зайцем. Ларион знал о способности зверей чувствовать направление огня. 

Дед побежал за зайцем. Он бежал и плакал от страха и просил зайца бежать потише.

Заяц вывел деда из огня. Они выбежали из леса к озеру и упали от усталости. Дед подобрал своего спасителя и понес домой. У зайца были опалены задние ноги и живот. Дед его вылечил и оставил у себя. (108 слов)


Вопросы к тексту:

  1. Что делал дед Ларион в лесу?

  2. Как начался пожар в лесу? И каким он был?

  3. Как дед Ларион пытался самостоятельно спастись от пожара? Как он себя при этом чувствовал?

  4. Почему дед Ларион обрадовался встрече с зайцем?

  5. Почему дед решил, что заяц спасет его?

  6. Как дед бежал за зайцем?

  7. Как заяц спас деда?

  8. Чем закончилась история про деда Лариона и зайца-спасителя?


План текста.

  1. Начало лесного пожара.

  2. Встреча с зайцем.

  3. Бег за зайцем.

  4. Спасение и опалённые лапы.

_ Опорные слова по частям:

охотился, потянуло гарью, начался пожар, огромной скоростью, Ларион.

бежал по кочкам, дым выедал, треск пламени, вдруг выскочил, волочил лапы, чувствовать направление.

обрадовался, лучше чуют, плакал от страха.

вывел к озеру, опалены ноги и живот.

Обратите внимание на правописание следующих слов:

охотился, потянуло гарью, начался пожар, огромной скоростью.

бежал по кочкам, дым выедал, треск пламени, вдруг выскочил, волочил лапы.

обрадовался, плакал от страха.

вывел к озеру, опалены ноги и живот.

Обратите внимание на строение предложений:

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал.

Он бежал, плакал от страха и просил зайца бежать потише.

На доске до первого прочтения текста записано следующее:

Двенадцатое мая.

Изложение.

Заяц-спаситель.

Учитель читает текст в первый раз.

Дети отвечают на вопросы по тексту (содержание текста).

Учитель читает текст во второй раз.

Работа над планом текста.

Подготовительная работа с опорными словами, орфографическими нормами и синтаксическими конструкциями. Опорные слова записываем на доске, комментируем правописание слов. Перед началом работы над черновиком стираем их с доски.

Учитель читает текст в третий раз.

Дети задают вопросы пор тексту.

Ответы учителя.

Учитель читает текст в четвёртый раз (контрольное чтение).

Работа над черновиком. Работа над чистовиком.

Общее время – 60 минут.