Когда вы отыщете, составьте с ним предложение.
Выполните морфемный разбор слова щетка.
3. Изучение нового материала.
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Болеть сердц..м, болеть душ..й.
- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит эти фразеологизмы синонимичны.
- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня. На месте пропуска оставьте окошко.
– Подумайте, в какой морфеме и в какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных).
- Укажите часть речи. Выделите морфему.
– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).
- Подчеркните согласную двумя чертами.
- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).
- А какая это может быть гласная? (о или е).
- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в тетрадь. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц, и научиться применять его на практике.)
- Сформулируйте цели урока. (Основная цель – узнать правило написания
IV. Формирование орфографических умений. Первичная проверка изученного материала
1) Устный орфографический разбор. Работа по «цепочке» с комментированием, применение опорных знаний учащихся. Слова записаны на доске:
плащ…м, матч…м, тираж…м, марш…м, кольц…м, туч…й.
V. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.Упр.556,557
1. Игра «Передай мелок другу». У доски
Запишите словосочетания, найдите слова с изученной орфограммой, графически её объясните:
любоваться чижом, суп с перцем, салат с огурцом, пять пальцев, за лиловой тучей, опытным врачом, быть молодцом.
– Какое правило мы применили, чтобы правильно написать -о (-е) после шипящих и ц в окончаниях существительных?
2. Творческая работа
Закончите предложения подходящим по смыслу существительным с изученной орфограммой и запишите, объясняя орфограмму. В записанных существительных определите падеж, число. Сделайте вывод.
Дверь открывалась огромным … . (Ключ-ом.)
Бабушка потчевала нас украинским… . (Борщ-ом.)
Большое белое облако плывет над березовой… . (Рощ-ей.)