СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изложение в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика изложения в начальной школе для учителей.

Просмотр содержимого документа
«Изложение в начальной школе»

РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Подготовила студентка группы 4 «Б» Левина Елена.

РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Подготовила студентка

группы 4 «Б» Левина Елена.

Речемыслительная деятельность обучающихся как основное средство формирования коммуникативной компетенции  Составляющая коммуникативной компетенции - формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: - на репродуктивном : адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения; - на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

Речемыслительная деятельность обучающихся как основное средство формирования коммуникативной компетенции

Составляющая коммуникативной компетенции - формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях:

- на репродуктивном : адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости, владеть разными видами чтения;

- на продуктивном : создавать тексты различных стилей и жанров, владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога.

 Языковая интуиция (также чу́вство языка́) — умение чувствовать язык, его явления, понимать его взаимосвязанную иерархическую структуру и предвосхищать, угадывая интуитивно новые, до этого неизвестные индивидууму языковые явления, неологизмы.  Развитие языковой интуиции напрямую связано с процессом обучения сначала родному языку, а затем иностранному языку или языкам в детском саду, школе и других образовательных учреждениях.

Языковая интуиция (также чу́вство языка́) — умение чувствовать язык, его явления, понимать его взаимосвязанную иерархическую структуру и предвосхищать, угадывая интуитивно новые, до этого неизвестные индивидууму языковые явления, неологизмы.

Развитие языковой интуиции напрямую связано с процессом обучения сначала родному языку, а затем иностранному языку или языкам в детском саду, школе и других образовательных учреждениях.

Методические принципы развития речи   Правильный подбор дидактического материала - образцов речи - оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля учащегося.  Основные виды работ, направленных на развитие связной письменной речи – изложения и сочинения .

Методические принципы

развития речи

Правильный подбор дидактического материала - образцов речи - оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля учащегося.

Основные виды работ, направленных на развитие связной письменной речи – изложения и сочинения .

 Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку.

Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку.

Преимущества изложений  даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности  способствует связному выстраиванию текста на заданную тему  при передаче чужого текста максимально точно воспроизводится его словесный ряд и синтаксическая структура  необходимость обращения к тем или иным законам правописания  расширение лексического запаса, более сознательное (чем при написании диктанта) использование орфографических и пунктуационных сведений и навыков.

Преимущества изложений

  • даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности
  • способствует связному выстраиванию текста на заданную тему
  • при передаче чужого текста максимально точно воспроизводится его словесный ряд и синтаксическая структура
  • необходимость обращения к тем или иным законам правописания
  • расширение лексического запаса, более сознательное (чем при написании диктанта) использование орфографических и пунктуационных сведений и навыков.
Начальная школа  Обучающее изложение - проводится подготовительная работа с целью поупражнять учащихся в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.  Контрольное изложение – аналогичная подготовительная работа не предусматривается.

Начальная школа

Обучающее изложение - проводится подготовительная работа с целью поупражнять учащихся в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.

Контрольное изложение – аналогичная подготовительная работа не предусматривается.

 Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.  Формирование и совершенствование УУД составляет предмет и содержание работы над изложениями разных видов.

Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.

Формирование и совершенствование УУД составляет предмет и содержание работы над изложениями разных видов.

 Классификация по Ладыженской Т.А. 1) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения; 2) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием; 3 ) по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями; 4) по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно; 5) по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Классификация по Ладыженской Т.А.

1) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения;

2) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

3 ) по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;

4) по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно;

5) по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Этапы обучения в школе – усложняющиеся виды изложений I . Подготовительный этап - I - III классы II . Систематический этап - IV - VIII классы III . Завершающий этап - IX - XI классы

Этапы обучения в школе –

усложняющиеся виды изложений

I . Подготовительный этап - I - III классы

II . Систематический этап - IV - VIII классы

III . Завершающий этап - IX - XI классы

I этап: подготовительный Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу . Вступительная беседа В осприятие текста Беседа по содержанию текста  Анализ структуры текста Составление плана  Устный пересказ текста

I этап: подготовительный

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу .

  • Вступительная беседа
  • В осприятие текста
  • Беседа по содержанию текста
  • Анализ структуры текста
  • Составление плана
  • Устный пересказ текста
Вступительная беседа  Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.  Круг вопросов зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения, могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.  В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.  Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

Вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения, могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

Восприятие текста Использование приемов:  чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);  2) чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);  3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Восприятие текста

Использование приемов:

  • чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);

2) чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

 Тема текста— это то, чему посвящено его содержание. Основная мысль – это идея, которую автор хотел выразить этим текстом. Например, возьмем известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Ее темой можно назвать попытки животных сдвинуть с места тяжелый воз.   Основная мысль этой басни заключается в том, что в любой коллективной деятельности всем участникам нужно действовать дружно и согласованно, только тогда они достигнут успеха. Тема текста часто бывает сформулирована (полностью или частично) в его заголовке. Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части.

Тема текста— это то, чему посвящено его содержание. Основная мысль – это идея, которую автор хотел выразить этим текстом. Например, возьмем известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Ее темой можно назвать попытки животных сдвинуть с места тяжелый воз.

Основная мысль этой басни заключается в том, что в любой коллективной деятельности всем участникам нужно действовать дружно и согласованно, только тогда они достигнут успеха. Тема текста часто бывает сформулирована (полностью или частично) в его заголовке. Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части.

Беседа по содержанию текста  Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль , установку автора, выяснить , какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.   Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

Беседа по содержанию текста

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль , установку автора, выяснить , какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения.

Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

Анализ структуры текста  Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи.

Анализ структуры текста

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи.

Составление плана  Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.  Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.

Составление плана

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения.

Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.

Устный пересказ текста    Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Устный пересказ текста

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Составление рабочих материалов – прием работы над изложением   Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.  Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста - слова и выражения из исходного текста и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении.

Составление рабочих материалов –

прием работы над изложением

Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста.

Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста - слова и выражения из исходного текста и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении.

Первичная проверка обучающих изложений (карандашом)  Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ. Вторичная проверка обучающих изложений (красной пастой)

Первичная проверка обучающих изложений (карандашом)

Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Вторичная проверка обучающих изложений (красной пастой)

Оценивание изложений Оценка 5 ставится, если: - содержание работы полностью соответствует теме; - нет фактических ошибок; - содержание излагается последовательно; - работа отличается богатством словаря; - достигнуто стилевое единство и выразительность текста.  Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценивание изложений

Оценка 5 ставится, если:

- содержание работы полностью соответствует теме;

- нет фактических ошибок;

- содержание излагается последовательно;

- работа отличается богатством словаря;

- достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценивание изложений Оценка 4 ставится, если: - содержание работы в основном соответствует теме; - содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности; - нарушение последовательности в изложении мысли; - лексический и грамматический строй речи разнообразен; - стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.  Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценивание изложений

Оценка 4 ставится, если:

- содержание работы в основном соответствует теме;

- содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;

- нарушение последовательности в изложении мысли;

- лексический и грамматический строй речи разнообразен;

- стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценивание изложений Оценка 3 ставится, если: - имеются существенные отклонения от темы; - достоверность в главном, но есть фактические неточности; - допущены отдельные нарушения последовательности изложения; - беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление; - стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.  Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценивание изложений

Оценка 3 ставится, если:

- имеются существенные отклонения от темы;

- достоверность в главном, но есть фактические неточности;

- допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

- беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;

- стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценивание изложений Оценка 2 ставится, если: - текст не соответствует теме; - допущено много неточностей; - нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану; - беден словарь; - нарушение стилевого единства текста.  Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.

Оценивание изложений

Оценка 2 ставится, если:

- текст не соответствует теме;

- допущено много неточностей;

- нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;

- беден словарь;

- нарушение стилевого единства текста.

Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.