Урок русского языка
в 4 классе Д.
Тема: Изменение глаголов по временам.
Цель: учить образовывать разные временные формы глаголов.
Формируемые УУД: п. – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений; доказательство; к. – владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. – нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока
Организационный момент. СЛАЙД 1
Проверим готовность к уроку. Сегодня на уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.
СЛАЙД 2 Мы – умные! Мы – дружные!
Мы – внимательные! Мы – старательные!
Мы отлично учимся! Всё у нас получится.
Актуализация знаний.
Минутка чистописания.
- Сегодня урок русского языка я хочу начать с интересной загадки. СЛАЙД 3
Оно и б__жит, оно и л__тит,
Оно и быстротечно, оно и бесконечно.
- Что общего в словах, в которых пропущена орфограмма? (это глаголы)
- Какая орфограмма пропущена? (проверяемая безударная гласная)
- Как ее проверить? (поставить слово так, чтобы на нее падало ударение)
- А кто догадался, о чем идет речь в этой загадке? (о времени)
- А что такое время? (Варианты детей) СЛАЙД 4
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Напишите загадку по памяти. СЛАЙД 5
- Проверка (с доской, какие орфограммы повторили?) СЛАЙД 6
- Где мы встречаемся с понятием время? (в быту, в математике).
- Может ли это понятие относится к русскому языку?
- Каким образом? Докажите на примере глагола бежать.
- Какие пословицы о времени вы знаете? (Делу – время, потехе – час. Время разум даёт. Время, как воробей, упустишь – не поймаешь. Не трать время попусту. Время – лучший лекарь. И т. д.)
- Определите тему урока? СЛАЙД 7 (Изменение глаголов по временам)
- Определим цель урока, продолжите предложение: СЛАЙД 8
ЦЕЛЬ: - научиться ... (изменять глаголы по временам).
Блиц опрос
Глагол – это…
Глагол обозначает…
Глаголы отвечают на вопросы…
В предложении глагол…
Глаголы изменяются…
НЕ с глаголами пишется…
Неопределённая форма глагола это…
Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы…
III. Самоопределение к деятельности.
- Прочитайте: СЛАЙД 9
На празднике школьники (исполнять) песню для ветеранов.
- Это предложение?
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (изменить форму глагола)
- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходит сейчас.
На празднике школьники исполняют песню для ветеранов.
- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что происходило раньше.
На празднике школьники исполняли песню для ветеранов.
- Измените форму глагола так, чтобы в предложении говорилось о том, что произойдёт.
На празднике школьники исполнят песню для ветеранов.
- Чем различаются эти предложения? (формой глагола)
- В каких формах употреблён глагол в каждом из этих предложений?
IV. Работа по теме урока. СЛАЙД 10
Работа по учебнику упр. 157 (с.76) – устная работа. Вывод. СЛАЙД 11
«Прошедшее время - то, что прошло:
«Вчера мы писали», «Солнце ушло».
Настоящее время приходит теперь:
«Мы пишем имя», «Бегает зверь».
Будущее время ещё не пришло:
«После уроков пойдём мы в кино»
(В. Волина.)
Упр. 158 (с.76) – у доски (записать в 3 столбика по одному ученику.) СЛАЙД 12
«Говорите правильно» с.76.
V. Физкультминутка. СЛАЙД 13
Мы писали, мы писали
И немножечко устали. Встали.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка в присядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
VI. Закрепление.
1. Упражнение «Четвёртый лишний». (работа в парах) СЛАЙД 14
- Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово. СЛАЙД 15
Трещит, скрипит, воет, свяжет. (Свяжет – это глагол будущего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
Вяжет, визжал, поскрипывал, дул. (Вяжет – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
Прочитает, запишет, нарисует, связала. (Связала – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.
ВЫКЛЮЧИТЬ ДОСКУ.
2. Составьте и запишите предложение со словом «связала».
Бабушка св.зала ш.рстяной свит.р (для) внука.
- Какое слово вызвало затруднение при написании?
- Сегодня у нас новое словарное слово «свитер».
- Посмотрите в толковом словаре, что это слово обозначает.
- Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
- Выполните разбор предложения.
- Выполните морфологический разбор слова «связала».
VII. Рефлексия.
- У вас на столе листочки с четверостишьем. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните глаголы, укажите время глаголов.
Кр…снеет лес, т…мнеют степи,
В…сенн… вет…р пот…нул.
И тают л…дяные цепи,
Везде движение и гул.
ВКЛЮЧИТЬ ДОСКУ.
- Взаимопроверка. (текст на доске) СЛАЙД 16
VIII. Подведение итогов.
СЛАЙД 17 Я ЗНАЮ… Я УМЕЮ… Я МОГУ…
- Мне было трудно при выполнении….
- Выставление оценок.
IX. Домашнее задание. СЛАЙД 18
РНО, упр. 159.
- Урок окончен.
- Спасибо за внимание.
7