СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен прилагательных по падежам

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен прилагательных по падежам»

Этап урока

Цель

Время

Содержание взаимодействия с обучающимися

Мето

-дыобуче-

ния

Форма деятель-ности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности

(организационный момент).

Способствовать психологическому

настрою учащихся на урок.

1 мин.

Cегодня отличное утро. К нам на урок заглянуло солнышко. Пусть она поднимает нам настроение и указывает верный путь в открытии новых знаний.

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

-Сядьте, пожалуйста, девочки!

-Сядьте, пожалуйста, мальчики!

- Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения.



Метод «Риф-мо-ван-ногонача-ла уро-ка».

Фрон-тальная.

Учитель читает стихотворе-ние.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Обучающиеся произносят хором выделенные слова, проявляют эмоциональ-ную отзывчивость на слова учителя.


Личностные:

-проявляют доброжелатель-ность, готовность к сотрудничест-ву.

II. Ми-нуткачис-топи-сания.



















Словарная работа.

Спо-соб-ствовать раз-ви-тию

кал-лиг-ра-фи-чес-ких на-вы-ков,

вни-мания, речи.

4 мин.

-Откройте свои тетрадочки и запишите сегодняшнее число.

-Составим цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке м.р. ж.р. ср.р ( ой ый ий, ая яя, ое ее)

Запишите это каллиграфическим почерком .

-









Я предлагаю вам отгадать и написать слова под диктовку: (1 ученик на доске)

1) весенняя, апрельская, звонкая;

2) ясное, светлое, жаркое;

3) первый, весенний, белоснежный;

4) прозрачная, острая, тающая;

5) белое, пушистое, кудрявое, волнистое;

Капель, солнце , подснежник, сосулька, облако.

-какая тема объединяет эти слова? (тема весны)

-подчеркните орфограммы

-сколько букв и звуков в слове капель и солнце? (6 б.и 5 зв.)

-разберите по составу слово подснежник (у доски ученик)


Каллиграфическое письмо.

Фрон-тальная, индиви-дуаль-ная.

Напоминает обучающимся о правилах правильной посадки и выполнения письма.

Задаёт наводящие вопросы, о ранее неизвестном писателе.

Дети записывают эптграф,осуществляютпро-верку, отвечают на вопросы учителя.





















Дети записывают словарные слова, осуществляют взаимопроверку.


Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

-оценивают результаты своих действий.

Познаватель-ные:

-анализируют;

-преобразо-вывают объект.

Личностные:

-адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности;

-развивают творческие способности.

III.

Постановка задач урока.







































IV Уточнение направлений актуализации изученногоматериала.

Про-верить знания детей по прой-ден-ному мате-риалу.

10 мин.

Повторение знаний об именах прилагательных

- Как вы сумели определить слова, которые нужно было написать?(с помощью слов, которые обозначают признаки этих предметов)



- Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об именах прилагательных)

-Какова цель урока?

(Мы должны закрепить знания об изменении имён прилагательных по родам, числам, по падежам)

-Что мы знаем про имена прилагательные?


ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС

На столе у каждой команды лист А3. На листочке отведено место для каждого ученика и центральное командное пространство. Запишите тему Имена прилагательные.

Участники команды отвечают одновременно на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведённое время.

Первый ученик называет один из пунктов, которые он записал. Остальные члены команды комментируют идею.

Если ученики соглашаются с важностью упомянутого пункта, первый ученик записывает идеи команды в центре листка, обращаясь за помощью к партнёрам.

РАУНД РОБИН

Действия повторяются один или несколько кругов, ученики по очереди предлагают идеи и записывают общий вариант.


1. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по родам.

РЕЛЛИ КОУЧ

-На столах лежат листочки со словосочетаниями. Работаете в паре с партнёром по плечу. В работе можете использовать 1 лист и 1 ручку.

Определяете род имён прилагательных в словосочетаниях.


Тёмный лес, полевая мышь, железная дверь, огромный кит, белое облако, медвежья берлога, большой город, низкое крыльцо, деревенский дом, интересная повесть, душистое сено, ужасное чудовище./

/СЛАЙД №6/



-Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных?

(Им. Прил. всегда стоит в том же роде, что и им. Сущ., с которым оно связано по смыслу)


2. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по числам.

А теперь потренируемся в определении числа имён прилагательных в словосочетаниях.

-В конвертах лежат карточки , возьмите их . Я буду показывать на словосочетание, а вы с помощью карточки показываете род прилагательного.

/СЛАЙД №7/


серьёзная болезнь, надёжные друзья, начальная школа, дружные ребята, скользкий лёд, золотые медали, боевые награды, мамина забота.

(Я показываю на словосочетание, дети поднимают карточки с мн.ч. и ед.ч.,)


-Сделайте вывод: как узнать число имён прилагательных? ((Им. Прил. всегда стоит в том же числе, что и им. Сущ., с которым оно связано по смыслу)


-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

-Что ещё можете сказать о прилагательных во множественном числе? (По родам прилагательные во множественном числе не изменяются.)

Прак-ти-чес-кий метод

(вы-ра-ботка уме-нийопре-делять род имён при-лага-тель-ных по родам, чис-лам).

Работа в парах, фрон-тальная.

Контролирует действия детей при определении рода и числа у имён прилагатель-ных., организует коллективную проверку.

Классифици-руют имена прилагатель-ные по родам,

высказывают свои предположения в паре.

Осуществляют проверку по эталону.

Оценивают работу пары.


Классифици-

руют имена прилагатель-ные по числам под руководством одноклассни-ков.

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу;

-оценивание результатов своей деятельности и работы в паре.

Познаватель-ные:

-выявляют признаки имён прилагатель-ных, их формы.

Коммуникатив-ные:

-взаимодейст-вуют в ходе парной работы.

Личностные:

-адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности;

-развитие творческих способностей.


V

Включение в систему знаний и повторений.

Спо-собст-вовать

Фор-миро-ваниюмоти-вации к поиску реше-нияпос-тав-ленной задачи

3 мин.

3. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по падежам.


Волнуется синее море.Старик жил у синего моря. Корабль плыл по синему морю. Мы увидели синее море. Лебели летели над синим морем. Дельфины плавали в синем море.)

-Назовите выделенные существительные.(море)

/

-Что общего у выделенных существительных? (Средний род и единственное число.)

-Что можно сказать о прилагательных, связанных с этими существительными?

-Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде единственном числе? Оно какое?

(-ое, -ее)

-Какие окончания имеют прилагательные в наших предложениях? (-ее, -его, -ему, -им, -ем)

-Почему же такое несовпадение? (Потомучто им прил. изменяются по падежам)


Метод созда-ния проб-лем-ной ситу-ации.

Фрон-тальная.

Задаёт вопросы, побуждает к высказыва-нию собственного мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к выдвижению проблемы.

Читают предложения, находят словосочета-ния: прилагательное + существи-тельное.

Отвечают на вопросы учителя, анализируют, выдвигают предположения (гипотезы).

Озвучивают тему урока и цель.

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познаватель-ные:

-выявляют особенности прилагатель-ных (род, число).

Личностные:

-проявляют интерес к новому учебному заданию;

-развитие творческих способностей обучающихся.

Коммуникативные:

-участвуют в дискуссии,

-принимают другое мнение и позицию;

-допускают существование различных точек зрения.


VI.

Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях.

Закрепить умения

уча-щихся определить падеж им прил. (скло-нени-е).

5 мин.



-Да, действительно, имена прилагательные, как и имена существительные изменяются по падежам или склоняются.



-А теперь я предлагают вам каждому самостоятельно проверить свои умения склонять им прил. по падежам


КОНЭРС (3 угла м р., ж р., ср р.)

Встаньте, возьмите ручки, задвиньте стулья. Подойдите к углу, который соответствует им прилагательным на вашей карточке, и найдите пару. Оъяснять, какие окончания нужно писать будет тот, кто выше. Остальные внимательно проверяют.


Даны словосочетания, просклоняем их на листочках:

– лесной дом

. – сладкая ягода

– глубокое озеро

– речной берег

– высокая пальма

- морское дно.







Прак-ти-чес-кий метод (рабо-та с таб-лицей, опре-деле-ниепаде-жей).

Фрон-тальная.

Организует работу с таблицей, правилом; задаёт вопросы; контролирует выполнение работы.

Отвечают на вопросы учителя, находят в таблице информацию об изменении имён прилагатель-ных по падежам.

Регулятивные:

-умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познаватель-ные:

-выявляют особенности склонения имён прилагатель-ных по таблице.

Личностные:

-проявляют интерес к новому учебному заданию.

Коммуника-тивные:

-взаимо-действуют в ходе фронтальной работы.


VII.

Пер-вич-ное применение в измененных условиях.

Спо-соб-ство-ватьзак-репле-нию полу-чен-ных знаний о скло-нениии имён прила-га-тель-ных.

12 мин.

-Итак, что же надо сделать, чтобы правильно определить падеж у имени прилагательного? Давайте повторим алгоритм наших действий:



-найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным;

-определить падеж имени существительного;

-по падежу имени существительного определить падеж прилагательного.

1) Определение падежей у прилагательных. Игра «Рыбалка».

-Давайте воспользуемся нашим алгоритмом и поучимся определять падеж у имени прилагательного.



-Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка», только ловить вы будете словосочетания и по алгоритму определять падеж у имени прилагательного.




2) Определение окончаний у имён прилагательных по падежу. Игра «Лото».

-А выполнение упр. будет в виде игры в ЛОТО.

-Давайте проверим, как вы умеете работать в группах, и насколько вы внимательны.


(Класс делится на группы.

В конвертах лежат словосочетания

имён прилагательных с сущ.. Каждый из участников берёт из конверта карточку, читает предложение, по очереди определяют падеж и накладывают карточку на нужный падеж.Проверка по эталону.)




Ди-дак-ти-чес-кие игры «Ры-бал-ка», «Ло-то».

Фрон-тальная, груп-повая.

Организует составление алгоритма по определению падежа у имён прилагатель-ных, а далее, использовав данный алгоритм с помощью дидактичес-ких игр проверяет знания детей по теме урока.

Выполняют задания дидактических игр, объясняют свои действия, осуществляют самопроверку по эталону.

Регулятивные:

-составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Познаватель-ные:

-выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуника-тивные:

-определение способов взаимодействия в группах,

-разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

-развитие творческих способностей обучающихся.

VIII.

Реф-лек-сия дея-тель-ности (итог уро-ка).

Спо-собст-воватьвыра-ботке у уча-щихсяспо-соб-ности к само-анали-зу.

2 мин.

-Итак, какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-Чему научились?

-К каким выводам пришли?(формулировка правил, понятий)

-Что на уроке для вас было интересно?












-Давайте оценим свои достижения на уроке . У вас на партах лежат солнышко, облако, туча. Если вы считаете, что сегодня со всеми заданиями справились без труда – покажите солнышко. Если на уроке не всё так гладко получалось, были допущены незначительные ошибки, -облачко. Туча-если много затруднений.


















Метод «Реф-лек-сии дея-тель-нос-ти».

Индиви-дуаль-ная.

Подводит обучающихся к самооценке своей деятельности на уроке.

Дети, опираясь на схему, прикрепляют яблоки по цвету на яблоню, предварительно проанализи-ровав свою деятельность на уроке.

Личностные:

-формирование адекватной самооценки.

IX.

До-маш-нее зада-ние.

Благо-даря лич-ност-ному выбо-ру детей соз-дать ситу-ацию «успе-ха» при вы-полне-нии до-маш-него зада-ния.

1 мин.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.


-Молодцы! Спасибо за работу!


Метод вари-атив-ности при выбо-ре до-маш-них зада-ний.

Индиви-дуаль-ная.

Объясняет выполнение дома разноуров-невых заданий.

Внимательно слушают учителя и делают самостоятель-ный выбор по своим способностям.

Личностные:

-формирование адекватной самооценки.




Открытый урок Русский язык

Тема урока

Изменение имён прилагательных по падежам .Закрепление.

Дата:

19апреля 2017г

Учитель:

Валиева Флера Минвалиевна

Класс:

3

Тип урока

Закрепление

Цель урока

Способствовать формированию умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Задачи урока

Образовательные

– повысить уровень знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»;

– обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имён прилагательных;

– способствовать формированию у обучающихся способности логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли;

– дать ученику возможность сделать маленькое открытие на уроке – это значит, научить детей не только любить предмет, но и подходить к нему исследовательски, творчески.


Развивающие:


– развивать интеллектуальные качества обучающихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, умение контролировать свой результат.


Воспитательные:


– воспитание интереса к уроку русского языка;

– чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативности.

Планируемые результаты

Предметные:

– овладевают умением согласовывать имя прилагательное с именем существительным;

– получают возможность применять алгоритм определения падежа у имени прилагательного;

– изменяют имена прилагательные по родам, числам и падежам.

Личностные:


– проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (проблемы);

– проявляют самостоятельность при выполнении учебных заданий;

– проявляют способность к самооценке.


Метапредметные (УУД):

регулятивные:


– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

– принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– планируют свои действия и следуют установленным правилам в соответствии с поставленной задачей;

– вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок;

– контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

познавательные:

– используют знаково-символические средства для решения учебной задачи (таблица, алгоритм);

– анализируют изучаемые объекты с выделением существенных признаков, строят логическую цепь рассуждений;

коммуникативные:


– формулируют собственное мнение;

– договариваются и находят общее решение в совместной деятельности.


Основные понятия

Род, число, падеж (склонение) имён прилагательных. Падежные окончания имён прилагательных

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

Основные

– учебник В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого «Русский язык. 3 класс»;

– таблица «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных».

Дополнительные:


– презентация «Изменение имён прилагательных по падежам»;

– дидактические игры «Рыбалка», «Лото» и т.д..

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технология

Проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве в малых группах, активные методы обучения, технология разноуровневого обучения (дифференцирование).

Оборудование

Мультимедийный проектор; экран; карточки с названиями родов и чисел, падежей…



О