Этап урока | Цель | Время | Содержание взаимодействия с обучающимися | Мето -дыобуче- ния | Форма деятель-ности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности (организационный момент). | Способствовать психологическому настрою учащихся на урок. | 1 мин. | Cегодня отличное утро. К нам на урок заглянуло солнышко. Пусть она поднимает нам настроение и указывает верный путь в открытии новых знаний. Прозвенел звонок весёлый Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. -Сядьте, пожалуйста, девочки! -Сядьте, пожалуйста, мальчики! - Я надеюсь, что совместный труд принесёт нам радость общения. | Метод «Риф-мо-ван-ногонача-ла уро-ка». | Фрон-тальная. | Учитель читает стихотворе-ние. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Обучающиеся произносят хором выделенные слова, проявляют эмоциональ-ную отзывчивость на слова учителя. | Личностные: -проявляют доброжелатель-ность, готовность к сотрудничест-ву. |
II. Ми-нуткачис-топи-сания. Словарная работа. | Спо-соб-ствовать раз-ви-тию кал-лиг-ра-фи-чес-ких на-вы-ков, вни-мания, речи. | 4 мин. | -Откройте свои тетрадочки и запишите сегодняшнее число. -Составим цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имён прилагательных в следующем порядке м.р. ж.р. ср.р ( ой ый ий, ая яя, ое ее) Запишите это каллиграфическим почерком . - Я предлагаю вам отгадать и написать слова под диктовку: (1 ученик на доске) 1) весенняя, апрельская, звонкая; 2) ясное, светлое, жаркое; 3) первый, весенний, белоснежный; 4) прозрачная, острая, тающая; 5) белое, пушистое, кудрявое, волнистое; Капель, солнце , подснежник, сосулька, облако. -какая тема объединяет эти слова? (тема весны) -подчеркните орфограммы -сколько букв и звуков в слове капель и солнце? (6 б.и 5 зв.) -разберите по составу слово подснежник (у доски ученик) | Каллиграфическое письмо. | Фрон-тальная, индиви-дуаль-ная. | Напоминает обучающимся о правилах правильной посадки и выполнения письма. Задаёт наводящие вопросы, о ранее неизвестном писателе. | Дети записывают эптграф,осуществляютпро-верку, отвечают на вопросы учителя. Дети записывают словарные слова, осуществляют взаимопроверку. | Регулятивные: - принимают и сохраняют учебную задачу; -оценивают результаты своих действий. Познаватель-ные: -анализируют; -преобразо-вывают объект. Личностные: -адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности; -развивают творческие способности. |
III. Постановка задач урока. IV Уточнение направлений актуализации изученногоматериала. | Про-верить знания детей по прой-ден-ному мате-риалу. | 10 мин. | Повторение знаний об именах прилагательных - Как вы сумели определить слова, которые нужно было написать?(с помощью слов, которые обозначают признаки этих предметов) - Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (об именах прилагательных) -Какова цель урока? (Мы должны закрепить знания об изменении имён прилагательных по родам, числам, по падежам) -Что мы знаем про имена прилагательные? ПЛЕЙСМЭТ КОНСЕНСУС На столе у каждой команды лист А3. На листочке отведено место для каждого ученика и центральное командное пространство. Запишите тему Имена прилагательные. Участники команды отвечают одновременно на своей части листочка, записывая как можно больше пунктов в отведённое время. Первый ученик называет один из пунктов, которые он записал. Остальные члены команды комментируют идею. Если ученики соглашаются с важностью упомянутого пункта, первый ученик записывает идеи команды в центре листка, обращаясь за помощью к партнёрам. РАУНД РОБИН Действия повторяются один или несколько кругов, ученики по очереди предлагают идеи и записывают общий вариант. 1. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по родам. РЕЛЛИ КОУЧ -На столах лежат листочки со словосочетаниями. Работаете в паре с партнёром по плечу. В работе можете использовать 1 лист и 1 ручку. Определяете род имён прилагательных в словосочетаниях. Тёмный лес, полевая мышь, железная дверь, огромный кит, белое облако, медвежья берлога, большой город, низкое крыльцо, деревенский дом, интересная повесть, душистое сено, ужасное чудовище./ /СЛАЙД №6/ -Сделайте вывод: как определить род имён прилагательных? (Им. Прил. всегда стоит в том же роде, что и им. Сущ., с которым оно связано по смыслу) 2. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по числам. А теперь потренируемся в определении числа имён прилагательных в словосочетаниях. -В конвертах лежат карточки , возьмите их . Я буду показывать на словосочетание, а вы с помощью карточки показываете род прилагательного. /СЛАЙД №7/ серьёзная болезнь, надёжные друзья, начальная школа, дружные ребята, скользкий лёд, золотые медали, боевые награды, мамина забота. (Я показываю на словосочетание, дети поднимают карточки с мн.ч. и ед.ч.,) -Сделайте вывод: как узнать число имён прилагательных? ((Им. Прил. всегда стоит в том же числе, что и им. Сущ., с которым оно связано по смыслу) -Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе? -Что ещё можете сказать о прилагательных во множественном числе? (По родам прилагательные во множественном числе не изменяются.) | Прак-ти-чес-кий метод (вы-ра-ботка уме-нийопре-делять род имён при-лага-тель-ных по родам, чис-лам). | Работа в парах, фрон-тальная. | Контролирует действия детей при определении рода и числа у имён прилагатель-ных., организует коллективную проверку. | Классифици-руют имена прилагатель-ные по родам, высказывают свои предположения в паре. Осуществляют проверку по эталону. Оценивают работу пары. Классифици- руют имена прилагатель-ные по числам под руководством одноклассни-ков. | Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу; -оценивание результатов своей деятельности и работы в паре. Познаватель-ные: -выявляют признаки имён прилагатель-ных, их формы. Коммуникатив-ные: -взаимодейст-вуют в ходе парной работы. Личностные: -адекватно понимают причины успешности или неуспешности в учебной деятельности; -развитие творческих способностей. |
V Включение в систему знаний и повторений. | Спо-собст-вовать Фор-миро-ваниюмоти-вации к поиску реше-нияпос-тав-ленной задачи | 3 мин. | 3. Повторение знаний об изменении имён прилагательных по падежам. Волнуется синее море.Старик жил у синего моря. Корабль плыл по синему морю. Мы увидели синее море. Лебели летели над синим морем. Дельфины плавали в синем море.) -Назовите выделенные существительные.(море) / -Что общего у выделенных существительных? (Средний род и единственное число.) -Что можно сказать о прилагательных, связанных с этими существительными? -Какие окончания имеют прилагательные в среднем роде единственном числе? Оно какое? (-ое, -ее) -Какие окончания имеют прилагательные в наших предложениях? (-ее, -его, -ему, -им, -ем) -Почему же такое несовпадение? (Потомучто им прил. изменяются по падежам) | Метод созда-ния проб-лем-ной ситу-ации. | Фрон-тальная. | Задаёт вопросы, побуждает к высказыва-нию собственного мнения, проводит параллель с ранее изученным материалом, подводит обучающихся к выдвижению проблемы. | Читают предложения, находят словосочета-ния: прилагательное + существи-тельное. Отвечают на вопросы учителя, анализируют, выдвигают предположения (гипотезы). Озвучивают тему урока и цель. | Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу. Познаватель-ные: -выявляют особенности прилагатель-ных (род, число). Личностные: -проявляют интерес к новому учебному заданию; -развитие творческих способностей обучающихся. Коммуникативные: -участвуют в дискуссии, -принимают другое мнение и позицию; -допускают существование различных точек зрения. |
VI. Воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях. | Закрепить умения уча-щихся определить падеж им прил. (скло-нени-е). | 5 мин. | -Да, действительно, имена прилагательные, как и имена существительные изменяются по падежам или склоняются. -А теперь я предлагают вам каждому самостоятельно проверить свои умения склонять им прил. по падежам КОНЭРС (3 угла м р., ж р., ср р.) Встаньте, возьмите ручки, задвиньте стулья. Подойдите к углу, который соответствует им прилагательным на вашей карточке, и найдите пару. Оъяснять, какие окончания нужно писать будет тот, кто выше. Остальные внимательно проверяют. Даны словосочетания, просклоняем их на листочках: – лесной дом . – сладкая ягода – глубокое озеро – речной берег – высокая пальма - морское дно. | Прак-ти-чес-кий метод (рабо-та с таб-лицей, опре-деле-ниепаде-жей). | Фрон-тальная. | Организует работу с таблицей, правилом; задаёт вопросы; контролирует выполнение работы. | Отвечают на вопросы учителя, находят в таблице информацию об изменении имён прилагатель-ных по падежам. | Регулятивные: -умение принимать и сохранять учебную задачу. Познаватель-ные: -выявляют особенности склонения имён прилагатель-ных по таблице. Личностные: -проявляют интерес к новому учебному заданию. Коммуника-тивные: -взаимо-действуют в ходе фронтальной работы. |
VII. Пер-вич-ное применение в измененных условиях. | Спо-соб-ство-ватьзак-репле-нию полу-чен-ных знаний о скло-нениии имён прила-га-тель-ных. | 12 мин. | -Итак, что же надо сделать, чтобы правильно определить падеж у имени прилагательного? Давайте повторим алгоритм наших действий: -найти существительное, которое согласуется с именем прилагательным; -определить падеж имени существительного; -по падежу имени существительного определить падеж прилагательного. 1) Определение падежей у прилагательных. Игра «Рыбалка». -Давайте воспользуемся нашим алгоритмом и поучимся определять падеж у имени прилагательного. -Я предлагаю вам поиграть в игру «Рыбалка», только ловить вы будете словосочетания и по алгоритму определять падеж у имени прилагательного. 2) Определение окончаний у имён прилагательных по падежу. Игра «Лото». -А выполнение упр. будет в виде игры в ЛОТО. -Давайте проверим, как вы умеете работать в группах, и насколько вы внимательны. (Класс делится на группы. В конвертах лежат словосочетания имён прилагательных с сущ.. Каждый из участников берёт из конверта карточку, читает предложение, по очереди определяют падеж и накладывают карточку на нужный падеж.Проверка по эталону.) | Ди-дак-ти-чес-кие игры «Ры-бал-ка», «Ло-то». | Фрон-тальная, груп-повая. | Организует составление алгоритма по определению падежа у имён прилагатель-ных, а далее, использовав данный алгоритм с помощью дидактичес-ких игр проверяет знания детей по теме урока. | Выполняют задания дидактических игр, объясняют свои действия, осуществляют самопроверку по эталону. | Регулятивные: -составление плана и последовательности действий, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него. Познаватель-ные: -выбор способов решения задач в зависимости от конкретных заданий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуника-тивные: -определение способов взаимодействия в группах, -разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация; -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -развитие творческих способностей обучающихся. |
VIII. Реф-лек-сия дея-тель-ности (итог уро-ка). | Спо-собст-воватьвыра-ботке у уча-щихсяспо-соб-ности к само-анали-зу. | 2 мин. | -Итак, какую цель мы поставили перед собой в начале урока? -Чему научились? -К каким выводам пришли?(формулировка правил, понятий) -Что на уроке для вас было интересно? -Давайте оценим свои достижения на уроке . У вас на партах лежат солнышко, облако, туча. Если вы считаете, что сегодня со всеми заданиями справились без труда – покажите солнышко. Если на уроке не всё так гладко получалось, были допущены незначительные ошибки, -облачко. Туча-если много затруднений. | Метод «Реф-лек-сии дея-тель-нос-ти». | Индиви-дуаль-ная. | Подводит обучающихся к самооценке своей деятельности на уроке. | Дети, опираясь на схему, прикрепляют яблоки по цвету на яблоню, предварительно проанализи-ровав свою деятельность на уроке. | Личностные: -формирование адекватной самооценки. |
IX. До-маш-нее зада-ние. | Благо-даря лич-ност-ному выбо-ру детей соз-дать ситу-ацию «успе-ха» при вы-полне-нии до-маш-него зада-ния. | 1 мин. | -Откройте дневники и запишите домашнее задание. -Молодцы! Спасибо за работу! | Метод вари-атив-ности при выбо-ре до-маш-них зада-ний. | Индиви-дуаль-ная. | Объясняет выполнение дома разноуров-невых заданий. | Внимательно слушают учителя и делают самостоятель-ный выбор по своим способностям. | Личностные: -формирование адекватной самооценки. |
| Открытый урок Русский язык |
Тема урока | Изменение имён прилагательных по падежам .Закрепление. |
Дата: | 19апреля 2017г |
Учитель: | Валиева Флера Минвалиевна |
Класс: | 3 |
Тип урока | Закрепление |
Цель урока | Способствовать формированию умений у обучающихся определять падеж у имён прилагательных, опираясь на согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже. |
Задачи урока Образовательные | – повысить уровень знаний обучающихся по теме «Имя прилагательное»; – обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имён прилагательных; – способствовать формированию у обучающихся способности логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли; – дать ученику возможность сделать маленькое открытие на уроке – это значит, научить детей не только любить предмет, но и подходить к нему исследовательски, творчески. |
Развивающие: | – развивать интеллектуальные качества обучающихся: речь, внимание, мышление, наблюдательность, умение контролировать свой результат. |
Воспитательные: | – воспитание интереса к уроку русского языка; – чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышение уровня коммуникативности. |
Планируемые результаты Предметные: | – овладевают умением согласовывать имя прилагательное с именем существительным; – получают возможность применять алгоритм определения падежа у имени прилагательного; – изменяют имена прилагательные по родам, числам и падежам. |
Личностные: | – проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи (проблемы); – проявляют самостоятельность при выполнении учебных заданий; – проявляют способность к самооценке. |
Метапредметные (УУД): регулятивные: | – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; – планируют свои действия и следуют установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; – вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок; – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; познавательные: – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи (таблица, алгоритм); – анализируют изучаемые объекты с выделением существенных признаков, строят логическую цепь рассуждений; |
коммуникативные: | – формулируют собственное мнение; – договариваются и находят общее решение в совместной деятельности. |
Основные понятия | Род, число, падеж (склонение) имён прилагательных. Падежные окончания имён прилагательных |
Межпредметные связи | Литературное чтение |
Ресурсы: Основные | – учебник В.П.Канакиной и В.Г.Горецкого «Русский язык. 3 класс»; – таблица «Склонение (изменение по падежам) имён прилагательных». |
Дополнительные: | – презентация «Изменение имён прилагательных по падежам»; – дидактические игры «Рыбалка», «Лото» и т.д.. |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. |
Технология | Проблемное обучение, технология обучения в сотрудничестве в малых группах, активные методы обучения, технология разноуровневого обучения (дифференцирование). |
Оборудование | Мультимедийный проектор; экран; карточки с названиями родов и чисел, падежей… |