Просмотр содержимого документа
«Изменение имен существительных по падежам.»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока
По предмету русский язык
5 класс
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Автор-составитель:
Губайдуллина С.М.
2020-2021
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Цель урока: Продолжать знакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных.
Задачи:
Образовательные:
•повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;
•продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
•продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся
Воспитательные:
•воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.
•развивать умение детей работать в коллективе.
Технологии: здоровьесберегающие, информационные.
Словарь: мороз, январь, метель.
Оборудование: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.
Ход урока
№ | Содержание | Примечания |
1 | Организационный момент – Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем, кто к уроку готов. – Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина. Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. – А какой вы увидели сегодня зиму? – Какие вы знаете пословицы о зиме? | Проверка готовности к уроку. Высказывания детей. |
2 | Повторение пройденного – Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради. 1.Декабрь год кончает, а зиму начинает. 2.Мороз не велик, а на дороге стоять не велит. 3.Январь году начало, а зиме середина. 4.Готовь сани летом, а телегу – зимой. 5.Береги нос в большой мороз. 6.Вьюги да метели под февраль налетели. 7.Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. (объяснить смысл пословицы). 8.Любишь кататься, люби и саночки возить. (объяснить смысл пословицы). К какой части речи относятся слова, которые вы записали в тетрадь?( имя существительное) Дадим характеристику именам существительным (род,число,падеж) | Пословицы на электронной доске и на индивидуальных карточках. Разбор пословиц с учащимися, самостоятельно записывают словарные слова в тетрадь. |
3 | Подготовка к восприятию нового материала. Прочитайте запись на доске. Девочка любовалась. – Что записано? (Предложение) – Докажите. – Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения). – Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение). – Запишите предложение с комментированием. Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой. •Как мы устанавливаем связь слов в предложении? •Назовите имена существительные в этом предложении. •Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные) •Докажите (Используем вопросы кто? или что?) •Чем отличаются? (Снежинкой – изменилась форма слова). •Что такое словоизменение? •Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении) | Обучающиеся составляют предложение. Находят и подчеркивают главные члены предложения. Отвечают на вопросы (работа в коллективе) |
4 | Новый материал Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка». – К какому из этих слов подходит существительное? (Есть) – Что просится между этими словами? (Вопрос) – Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов. – Можно ли так сказать нет девочка? Почему? – А как поступить? – Нет кого? Девочки. – Почему так (По смысловой связи). – Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.) – Они разные. Менялось и окончание слова. Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам. – Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз) – В русском языке 6 падежей. | На доске и индивидуально у обучающихся таблица. Постепенное заполнение таблицы. Перед обучающимися правило . Вспоминаем название падежей. |
5 | Закрепление нового материала. –Перед вами таблица с названием имен падежей. Будем вместе склонять имена существительные – отгадки на мои загадки. Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег). Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют. Не боится он простуды С первым снегом тут, как тут. (Снегирь) - Записываем в тетради вопросы и имена существительные. По цепочке у доски. Выделить окончания. – Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных. – Хорошо справились с этим заданием. Ученику – успех, учителю – радость. – С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по вопросам (склонять).) – Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении). – Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая | Работа в тетрадях и у доски. Подведение итогов. Выставление отметок. |
Слово- помощник | Девочка | Снежинка |
Есть | | |
Нет | | |
Обрадоваться | | |
Вижу | | |
Доволен | | |
Думаю | | |
1.Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2.Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.
3.Январь году начало, а зиме середина.
4.Готовь сани летом, а телегу – зимой.
5.Береги нос в большой мороз.
6.Вьюги да метели под февраль налетели.
7.Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
8.Любишь кататься, люби и саночки возить.