СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение имен существительных по падежам.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать знакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных.

Просмотр содержимого документа
«Изменение имен существительных по падежам.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа VIII вида с наличием интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»











Конспект урока

По предмету русский язык

5 класс

Тема: Изменение имен существительных по падежам.













Автор-составитель:

Губайдуллина С.М.











2020-2021

Тема: Изменение имен существительных по падежам.

Цель урока: Продолжать знакомить учащихся с названием падежей и склонением имен существительных.

Задачи:

Образовательные:

•повторить написание слов с непроверяемой безударной гласной;

•продолжить работу по отработке умений учащихся делать синтаксический разбор и устанавливать связь слов в предложении.

Коррекционно-развивающие:

•продолжить работу по развитию мыслительных способностей и речи учащихся

Воспитательные:

•воспитывать интерес к русскому языку, чувство товарищества.

•развивать умение детей работать в коллективе.

Технологии: здоровьесберегающие, информационные.

Словарь: мороз, январь, метель.

Оборудование: таблицы, схемы, опорные схемы для учащихся.



















Ход урока

Содержание

Примечания

1

Организационный момент

– Проверим, все ли в порядке: книги, тетради? Спасибо всем, кто к уроку готов.

– Ребята! Шла я сегодня в школу, и зима мне увиделась такой как у А.С. Пушкина.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

– А какой вы увидели сегодня зиму?

– Какие вы знаете пословицы о зиме?


Проверка готовности к уроку.











Высказывания детей.

2

Повторение пройденного


– Прочитайте самостоятельно пословицы, которые приготовила для вас я и найдите словарные слова. Запишите эти слова в тетради.

1.Декабрь год кончает, а зиму начинает.

2.Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.

3.Январь году начало, а зиме середина.

4.Готовь сани летом, а телегу – зимой.

5.Береги нос в большой мороз.

6.Вьюги да метели под февраль налетели.

7.Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий. (объяснить смысл пословицы).

8.Любишь кататься, люби и саночки возить. (объяснить смысл пословицы).

К какой части речи относятся слова, которые вы записали в тетрадь?( имя существительное)

Дадим характеристику именам существительным (род,число,падеж)





Пословицы на электронной доске и на индивидуальных карточках.


Разбор пословиц с учащимися, самостоятельно записывают словарные слова в тетрадь.

3

Подготовка к восприятию нового материала.

Прочитайте запись на доске.

Девочка любовалась.

– Что записано? (Предложение)

– Докажите.

– Что мы можем сказать об этом предложении. (Нераспространенное, состоит из основы – главных членов предложения).

– Что надо сделать, чтобы предложение стало распространенным. (Добавить второстепенные члены предложения, распространить предложение).

– Запишите предложение с комментированием.

Маленькая девочка любовалась хрупкой снежинкой.

•Как мы устанавливаем связь слов в предложении?

•Назовите имена существительные в этом предложении.

•Что можете о них сказать? (Одушевленные или неодушевленные)

•Докажите (Используем вопросы кто? или что?)

•Чем отличаются? (Снежинкой – изменилась форма слова).

•Что такое словоизменение?

•Для чего нужно словоизменение? (Для связи слов в предложении)














Обучающиеся составляют предложение.

Находят и подчеркивают главные члены предложения.


Отвечают на вопросы (работа в коллективе)

4

Новый материал

Установим связь между словами помощниками и именами существительными «девочка» и «снежинка».

– К какому из этих слов подходит существительное? (Есть)

– Что просится между этими словами? (Вопрос)

– Будем устанавливать связь этих слов при помощи вопросов.

– Можно ли так сказать нет девочка? Почему?

– А как поступить?

– Нет кого? Девочки.

– Почему так (По смысловой связи).

– Что вы заметили при заполнении таблицы? (Имена существительные изменялись по вопросам.)

– Они разные. Менялось и окончание слова.

Правило. Изменение имен существительных по вопросам – есть изменение по падежам.


– Сколько раз имя существительное изменило форму. (6 раз)

– В русском языке 6 падежей.




На доске и индивидуально у обучающихся таблица.


Постепенное заполнение таблицы.





Перед обучающимися правило .












Вспоминаем название падежей.

5

Закрепление нового материала.

–Перед вами таблица с названием имен падежей. Будем вместе склонять имена существительные – отгадки на мои загадки.

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (Снег).

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды

С первым снегом тут, как тут. (Снегирь)

- Записываем в тетради вопросы и имена существительные.

По цепочке у доски. Выделить окончания.

– Какой вывод сделаем. В каждом падеже свое окончание имен существительных.

– Хорошо справились с этим заданием.

Ученику – успех, учителю – радость.

– С какой целью мы сегодня выполняли эту работу? (Запомнить названия падежей. Уметь изменять существительные по вопросам (склонять).)

– Для чего надо уметь склонять имена существительные, изменять форму слова. (Для связи слов в предложении).

– Учились склонять, чтобы в дальнейшем правильно писать окончания имен существительных. Ребята, эта тема большая и трудная, но необходимая


Работа в тетрадях и у доски.













Подведение итогов.









Выставление отметок.










 Слово- помощник


Девочка

Снежинка

Есть


 

 

Нет


 

 

Обрадоваться


 

 

Вижу


 

 

Доволен


 

 

Думаю


 

 

































1.Декабрь год кончает, а зиму начинает.

2.Мороз не велик, а на дороге стоять не велит.

3.Январь году начало, а зиме середина.

4.Готовь сани летом, а телегу – зимой.

5.Береги нос в большой мороз.

6.Вьюги да метели под февраль налетели.

7.Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

8.Любишь кататься, люби и саночки возить.