Тема: Имя прилагательное. Изменение имён прилагательных по числам и по родам.
Тип урока: урок обобщения, закрепления знаний, умений и навыков.
Цель: обобщить, закрепить, систематизировать знания учащихся об изменении имён прилагательных по числам и по родам.
Задачи:
- формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных;
- развивать умение определять род и число имен прилагательных;
- корректировать внимание, память, мелкую моторику;
- воспитывать культуру общения, интерес к предмету.
Используемые современные образовательные технологии:
технология личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения; технологии адаптивного обучения; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии.
Оборудование:
Русский язык. 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. -М.: Просвещение, 2013г.
Презентация к уроку, ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, каждый из вас называет по одному прилагательному к существительному день и садится на своё рабочее место.
Учащиеся называют по одному прилагательному к существительному день, психологически настраиваются на работу.
Гимнастика для пальцев рук. (слайд 1)
Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Сообщение темы урока. (слайд 2)
- Тема нашего урока: «Имя прилагательное. Изменение имен прилагательных по родам и по числам».
Запишем сегодняшнее число, классная работа и тему урока.
.
Минутка чистописания. (СЛАЙД 3)
- - Перед вами сочетания букв.
На экране:
- По образцу на экране запишите в тетрадях элементы букв и слияния букв.
- Посмотрите на сочетания букв и скажите, что они вам напоминают?
- Разделите эти соединения на группы.
На экране появляется таблица окончаний имен прилагательных. (СЛАЙД 4)
Словарная работа. (СЛАЙД 5-11)
- Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися, появляется картинка на экране):
- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).
- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).
- Самый крупный водоем на земле (океан).
- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).
- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).
- Военный человек (солдат).
- Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное).
-Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).
- Придумайте предложения с прилагательным «интересный».
Физминутка для глаз
Глазки быстро закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Обобщение и систематизация знаний
Беседа (на экране опорная схема): (СЛАЙД 12)
- Что такое имя прилагательное?
- Для чего нужны в речи имена прилагательные?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени прилагательного?
Род и число имен прилагательных определяется по роду и числу имен существительных, с которыми они связаны.
Формирование умений и навыков
« Найди пару»
- Перед вами слова. (СЛАЙД 13)
В правом столбике имена существительные, в левом – имена прилагательные.
Задание: правильно соедините каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным. Определите число и род имён существительных и имён прилагательных и выделите родовые окончания.
(СЛАЙД 14-18)
СЛАЙД 19
Учащиеся соединяют каждое имя существительное с соответствующим ему именем прилагательным, определяют число и род имён существительных и имён прилагательных и выделяют родовые окончания, записывают словосочетания в тетрадь.
Физминутка
Раз – поднялись, подтянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
Дети выполняют зарядку вместе с учителем.
Формирование умений и навыков
- Прочитайте текст. (СЛАЙД 20)
- О каком времени года идёт речь?
В тексте пропущены окончания имен прилагательных. Задание: поставьте нужные окончания в именах прилагательных. Слова какой части речи помогут вам в этом? (Имена существительные).
- Запишите текст. Выделите окончания имен прилагательных.
ПРОВЕРЯЕМ (СЛАЙД 21-25)
Учащиеся записывают текст и выделяют окончания имён прилагательных.
Подведение итогов. Оценки.
Опрос:
- Что такое имя прилагательное?
- С какой частью речи связаны имена прилагательные?
- Как изменяются имена прилагательные?
- Как определить род и число имени прилагательного?
Оценки.
Домашнее задание: с. 127 – 128 упр. 205
Рефлексия. СЛАЙД 26. Понравился ли вам урок. Покажите гостям соответствующую карточку или смайл.