СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение педагогического мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителей общеобразовательных школ ,работающих по ФГОС, для выступления на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Изменение педагогического мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ «Изменение педагогического мышления педагога, формирование педагога с позицией воспитателя»

Введение новых образовательных стандартов привели к изменению взглядов на воспитательную работу. Эти изменения связаны не только с постановкой новой педагогической цели воспитания, эти изменения связаны в первую очередь с личностью самого учителя, изменением его взглядов на само понятие «воспитание».  Развитие образования,   понима‐ ние  воспитания как процесса, направленного  на  расширение  ценностно‐смыслового  поля  человека, на саморазвитие личности, предполагает принципиальные изменения и в организации  воспитания, прежде всего позиции его  субъектов -как педагогов, так и учащихся. Социальные условия, в которых  работают  и предстоит работать педагогам в  ближайшие 10‐15 лет, таковы: воздействующие  на  сознание  ребёнка  различные  средства  массовой  информации  (телевидение,  интернет,  печать)  и  видео‐,  аудио‐компьютерная  индустрия;  экспансия  молодёжной  субкультуры,  ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;    формирование  в  обществе  стилей  и  форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих  и отчуждающих от реальности. 

В  центре  воспитательной  системы  современной школы и, соответственно, деятельности  педагога как воспитателя  формирование  такого  образа  жизни  школы,  где  ключевым  понятием должно стать не понятие «адаптация», а «развитие». «Школа -это не сфера услуг, а институт становления личности с ценностно-мировоззренческим ориентиром». Значит, нужно учесть  новые реалии, в которых осуществляется воспитательный  процесс:  меняется  внутренняя  природа участников воспитательного процесса -педагогов, детей, семьи.  Совладать  с  этими  условиями  и  решить проблемы сможет только педагог, постоянно  осуществляющий в отношении их ценностное  самоопределение, то есть педагог с позицией  воспитателя. 

В современной теории воспитания к определению «воспитания» существует два подхода:

1- объектный

2- субъектный

Объектный подход к воспитанию:

Объектный подход рассматривает ребенка как объект педагогического процесса. В этом случае главной направляющей силой развития и формирования ребенка является внешнее воздействие.

Такое понимание воспитания подразумевает: субъект - объектное отношение учителя и ученика (учитель выступает не субъектом общения, а субъектом воздействия, ученик, соответственно – объектом воздействия). При этом нет взаимодействия, а есть однонаправленное воздействие. Педагог реализует формальное общение, используя метод сверхконтроля, эмоционального и административного давления, вызывание в ученике чувства страха, подавленности и пассивного послушания. Такое воспитание приводит к следующим негативным последствиям: ребята становятся либо излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, они не знают хорошо или плохо иметь собственные мысли, цели и интересы. Либо полностью выходят из подчинения, бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы. Но в любом случае нарушается гармоничное развитие личности, тормозится становление свободного, творческого мышления детей. Они формируются как исполнители, готовые в основном к репродуктивной деятельности. Все это порождение традиционной системы обучения и воспитания. Рассмотрим ученика в качестве объекта деятельности педагога в целом. Существенным отличием этой модели является то, что ученик не осмысливает и не ощущает на себе внешнего принуждения. За ребенком утверждается право самому определять не только «кем быть», «каким быть», но и «как жить», то есть право самостоятельно строить свой образ жизни, выбирать область интеллектуальных, физических, художественных интересов, самостоятельно решать свои проблемы. Воспитатель в такой системе взаимоотношений признается, как равноправный партнер по совместным занятиям, как доброжелательный организатор поддержки ребенка в рамках его проблем.

Современный гуманистический подход

Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней стимуляции. Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание – самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников. Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду. Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог – является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей. Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.

Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль – он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся.

 

Школе будущего требуются педагоги с изменённым профессиональным мышлением, новой личностно-профессиональной позицией.  «Учитель, образ его мыслей — вот что самое главное во всяком обучении и воспитании», - говорил А. Дистервег. Как отмечено в образовательных стандартах,  педагог должен принимать  ценностные ориентации и нравственные нормы, определяющие атмосферу в образовательном учреждении, обладать высокими моральными качествами.

 Каждому  педагогу   важно  изменить угол  зрения  и  свою  позицию, увидеть  в  ученике  растущего,  как  побег, саморазвивающегося  самостроителя,   стать  садовником,  иразыгрывать  сценарии  педагогических  событий  в  соответствии  с  личностными  особенностями  учеников,  для  развития  конкретных  свойств  конкретного  ученика  в  нужное  именно  для  него  время  и  в  уместных   именно  для  него  обстоятельствах. Только так педагог способен помочь ребёнку в решении его естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач.

Итак, современной школе нужен педагог с позицией воспитателя.   Задача каждого педагога - сформировать её — это сформировать потребность в личностном саморазвитии,   веру в   возможности каждого  ученика,  установку на диалог, на открытое общение, освоить приёмы эмоциональной саморегуляции, развить эмпатию, педагогический такт, деликатность.    

Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного  общения,  тут нужен  особый педагогический талант, творческая работа,  соблюдение особой этики поддержки, сущность которой -  единство нравственных и педагогических норм. 

И хотелось бы закончить свое выступление словами, что воспитать «крылатого» ребенка может только «крылатый» педагог, воспитать    счастливого может только счастливый, а современного – только современный.