СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение содержания деятельности преподавателя в современной школе при реализации ФГОС.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новый ФГОС направлен на обеспечение

-равных возможностей получения качественного образования;

-духовно-нравственного развития обучающихся, становление их гражданской идентичности;

-единства образовательного пространства Российской Федерации при существующем многообразии образовательных систем и видов образовательных учреждений.

         Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу своей ступени и уровня образования: начального общего, основного общего, общего или профильного.

Просмотр содержимого документа
«Изменение содержания деятельности преподавателя в современной школе при реализации ФГОС.»

Изменение содержания деятельности преподавателя в современной школе при реализации ФГОС.


Азиуллин Р.Р., доцент НФ ФГБОУ ВПО

«Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма» Россия, Набережные Челны,

Заслуженный учитель РТ.

Азиуллина Т.Р., кандидат социологических наук,

заведующая отделением «Дизайн»

ГАОУ СПО РТ «Набережночелнинский колледж искусств»


Введение федеральных государственных образовательных стандартов—одно из главных направлений модернизации системы российского образования. Стандарты (далее ФГОС) призваны привести к единой социальной норме договор на образовательные услуги между семьей, обществом и государством от обязательного минимума содержания образовательных программ, используемых в образовательных учреждениях до сегодняшнего времени, ФГОС отличается переориентацией на новые цели и, следовательно, обновления содержания, организации и результатов образовательного процесса. Наряду с формированием предметных результатов становится необходимость выработки универсальных учебных действий (УУД), развитие личностных качеств. Суть идеологии нового ФГОС, в отличие от существующих разработок, в переходе от минимизированного подхода к построению образовательного процесса к его фундаментальности. В эпоху глобализации и бурных изменений в экономическом развитии значение принципа фундаментальности образования значительно возрастает, становится важнейшим условием создания и использованиям инновационных технологий для развития страны, для конкурентоспособного встраивания в мировое образовательно-созидательное пространство.

Новый ФГОС направлен на обеспечение

-равных возможностей получения качественного образования;

-духовно-нравственного развития обучающихся, становление их гражданской идентичности;

-единства образовательного пространства Российской Федерации при существующем многообразии образовательных систем и видов образовательных учреждений.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу своей ступени и уровня образования: начального общего, основного общего, общего или профильного.

В каждой образовательной области есть четко прописанные требования, как к содержанию образовательных программ, так и к ожидаемым результатам.

При формировании универсальных учебных действий (УУД) учитель работает над развитием умений и усвоением понятий, накоплением групп свойств:

-личностных

-коммуникативных

-познавательных

-регулятивных.

Схема работы над формированием конкретных УУД указывается учителем в тематическом планировании и технологической карте урока. Для каждого ученика результаты уровня их сформированности формулируются и фиксируются в мониторинговом режиме. Учитель должен помнить, что любые действия должны быть осмысленными, с четкой внутренней мотивацией. Задачи, которые он ставит перед учеником, должны быть понятны ему, значимы для него и внутренне приятны.

Рекомендуемый к использованию ФГОС на всех ступенях образования направлен на достижение конкретных целей. Приведем пример ФГОС в образовательной области «Физическая культура» на ступени основного общего образования. Он предусматривает развитие основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Требования к уровню подготовки выпускников в результате освоения ими предметных теоретических знаний и практических умений содержат конкретные критерии и контрольно-измерительные материалы того, что ученик должен знать понимать; что уметь и что использовать. Так же конкретизированы в ФГОС предметные результаты освоения образовательных программ

в образовательной области «Изобразительное искусство». Например, ученики после начального общего образования на базовом уровне могут привести хотя бы один пример народного праздника или обряда, или песни, игры, забавы; каждый ученик принимает участие в обсуждении проекта проведения праздника, видит возможность своего участия в подготовке, организации и проведении праздника. Из предметных результатов ученик должен иметь возможность научиться в познавательной сфере

-представлять место и роль искусства в развитии мировой культуры;

-наблюдать (воспринимать) объекты и явления в искусстве;

-различать изученные виды и жанры искусства;

-описывать явления искусства, используя специальную терминологию;

в ценностно-ориентационной сфере

-представлять систему общечеловеческих ценностей;

-осознавать ценность искусства разных народов и др.

в коммуникативной сфере

-овладевать культурой устной и письменной речи;

-осваивать диалоговые формы общения и др.

Большая часть уроков ИЗО должна отводиться самостоятельной работе учащихся. У обучающегося должен быть выбор: что делать, сколько делать, как делать.

Роль учителя в условиях действия ФГОС значительно усложняется, расширяется, становится многогранной. Он—не только исполнитель задуманного, но и новатор, осваивающий инновационные технологии обучения; он владеет методами диагностики и анализа; умеет применять информационные технологии для сбора и обработки нужной информации в мониторинговом режиме. Учитель выступает и в роли менеджера, организующего требуемые условия и обеспечивающего необходимые ресурсы для обучения, для организации внеурочных занятий.

Во многом учителю может помочь технологическая карта урока—форма технологической документации, в которой описан весь процесс обучения. Технологическая карта урока—это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, позволяющая обеспечить реализацию предметных, метапредметных (УУД) и личностных умений. Технологическая карта содержит характеристики деятельности и учителя, и учащихся, и результаты каждого этапа.

От учителя требуется теперь организовывать такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов. При этом ученик—равноправный партнер и соавтор урока—в деятельности осваивает знания и умения.












Пример технологической карты урока ИЗО в 5 классе.

Урок ИЗО по теме «Городецкая роспись»


Тема урока: Городецкая роспись.

Тип урока: Получение новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

  1. Предметные

умение распознавать городецкую роспись, обнаруживать особенности в элементах орнамента

  1. Метапредметные:

Осознание места и значения народных промыслов в современной жизни.

Умение оценивать искусство городецкой росписи как часть культуры народа.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе работы.

  1. Личностные:

Формируется готовность учащихся к обучению и самоопределению

Воспитывается российская идентичность, чувство гордости за традиционное искусство своего народа. Формируется эстетическое чувство и ответственное отношение к учебе.

Оборудование: проектор, компьютер, гуашь, кисти, бумага тонированная под дерево, произведения городецких мастеров, принесенные учащимися.



Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащимися

Формы организации совзаимодействия

УУД

Промежеточный контроль

1Организационный

Подготовка учащихся к изучению нового материала

Ребята, посмотрите на эти примеры народного творчества, которые вы принесли. Некоторые из них вы знаете (перечисляют) А эти прекрасные узоры на досках, какому традиционному промыслу принадлежат?

Городецкому. Городецкие розы, узоры, купавки. А как работали мастера? Сегодня мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы.

Учащиеся рассматривают изделия Городца и самостоятельно формулируют тему, цели урока.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.


Регулятивные:

Определяют цель и проблему учебной деятельности


2 Изучение нового материала

Частично-поисковый

Два типа украшения деревянных поверхностей знало Городецкое искусство—это резьба и роспись. (Рассказ сопровождается показом слайдов). Городецкие резчика становятся известными за пределами своего края уже в начале восемнадцатого века. Неглубокие, но выразительные прорезы, определяющие контурырисунка, дополняются искусственным морением дубом, охотно раскупались.

С годами трудоемкую резьбу начала вытеснять роспись масляными красками. Целые живописные полотна появилась на донцах прялок и другой домашней утвари. Основыне сюжеты часто дополнялись изображением цветов, птиц и животных. Яркость и разнообразие деталей делали городецкую роспись особенно декоративной. В рубляных деревянных избах вдруг расцветал праздник красок. Рассмотрим рисунка, представленные на карточках и сделаем вывод об основных элементах городецкой живописи. Городецки цветы-розы, купавки.





3. Практическая деятельность


Сегодня мы постраемся научиться писать бубенчик, розу, купавку, розан и др.


Помогут нам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблицы на доске. Учащиеся самостоятельно выбирают композиционное и цветовое решение работы.

Подготовьте для городецкой ярмарки товары: разделочные доски (бумага, тонированная под дерево). Распишите их Городецкими мотивами. Во время практической работы учитель осуществляет контроль.

Выполняют творческий рисунок

Фронтальная и индивидуальная работ

Познавательные: находят различия в композиции и цветовом решении.

Личностные: осознание своих эмоций, понимают эмоции других людей.


Итоги урока. Рефлексия.

Беседа с учениками

В конце урока проводится анализ творческих работ. Учащихся и выставка «Городецкая ярмарка»


Каждый художник неповторим. Многообразие композиционных, колористических решений отражено в ваших работах

Отвечают на вопросы, выражают эмоции.

Индивидуальная работа

Познавательные: делают выводы

Коммуникативные: излагают свои выводы а диалоге.


Пример технологической карты урока гимнастики в 10 классе.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Ф.И.О. учителя Азиуллина Раифа Раисовича

2. Класс: 10 а .Дата: 24.12.2012г. Предмет: физическая культура. № урока по расписанию:

2-й 8-50 и 9-30.

3.Тема урока: гимнастика

4. Место и роль урока в изучаемой теме: обучающий

5.Цели урока (образовательные, оздоровительные, воспитательные, совершенствование акробатических упражнений, закрепление элементов силовой гимнастики):

1. Развивать координационные способности, физические качества (скорость , точность, согласованность движения, гибкость).

2.Формировать правильно осанку, коррекция плоскостопия.

3. Воспитывать дисциплинированность, чувства коллективизма ,

4. Формировать эстетическое наслаждение от выполненной работы.






Характеристика этапов урока

Этап урока

Время, мин.

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

1


Построение, сообщение задач урока, приветствие



Организует обучающих для дальнейшей работы

Совершенствует строевые навыки

Постановка темы и цели урока

10-12

1,3

1





1




1



1




1





1




1



1




1,3


Акробатика, развитие координационных способностей.






Научить детей управлять своими эмоциями


Водно-подготовительная часть: ходьба, упражнения на развитие голеностопа, бег(медленный), передвижение правым, левым боком, Общеразвивающие упражнения в кругу.1. И.п. руки на пояс, круговые движение головой влево вправо 4 раза.2. И.п. руки к плечам, круговые движения руками вперед и назад.3 .И.п. руки в перед, круговые движение прямыми руками вперед и назад. 4.И.п. руки на пояс, круговое движение туловища вправо, влево.5. И.п. стойка ноги врозь, пружинящие наклоны к правой, к левой ноге и к середине. 6.И.п. стойка ноги врозь, руки за голову, наклон вправо ,влево, на 2 счета.7. И.п. стойка руки вперед, махи правой, левой.8. И.п. основная стойка, раз упор присев,2 упор лежа,3 упор присев,4 упор и.п.9. И.п. руки на поясе, прыжки на двух ногам на месте.


Фронтальный, водный










Для укрепление мышц шеи, рук, плечевого пояса





Укрепление мышц туловища


Фронтальный


Готовит обучающихся к основной части урока, готовит организм для разогрева связок, мышц, суставов.


Обучающиеся выполняют правильность выполнение упражнений, следят за осанкой.

Освоение

Нового

Материала







Уметь отрабатывать упражнения во взаимодействии с партнером

Способ

проверки






25


7





Способствовать развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, смелости и решительности


Учиться ориентироваться в пространстве











Улучшить функции вестибулярного аппарата

Перестроение в колонну по одному: 1. передвижение на руках вперед ногами 2. спиной вперед 3. передвижение на руках лежа 4. бег на коленях (до 10метров).

II. основная часть

Акробатика. Подготовительные упражнения: 1. сед ноги врозь, наклон к правой, к левой ноге вперед 2. сед ноги углом, согнув ноги 3. И.п. лежа на мате: а) поднять ноги согнутые в колени б) подтянуть к груди (6-8 раз)4. поднять прямые ноги (6-8 р.) 5. И.п. лежа на животе: а) прогнуться б) поднять правую руку, левую ногу в) поднять левую руку, правую ногу (6 раз) 6. И.п. лежа на животе, поднять руки и ноги, прогнуться в спине (6-8 раз) 7. И.п. лежа на животе, руками взяться за ноги лодочкой (8-10 раз) 8. И.п. группировка 9. И.п. лежа, кувырок назад 10. Кувырок вперед из упора присев в упор присев

Фронтальный

Фронтальный

Соблюдать правильность выполнения упражнений






Научить детей управлять своими эмоциями, воспитывать доброжелательное отношение к товарищам

Обучающиеся выполняют подготовительные упражнения для дальней работы по акробатике, лазание по канату.

Закрепить навыки страховки и самостраховки

Первичное закрепление нового материала








Преодоление трудностей, приобретение новых знаний, умений, и навыков, развитие личностей

4






5






5

















4






Создать условия для проявления инициативы и ответственности школьника, обеспечить условия для достижения значимого результата деятельности

Создания условий для самореализации и для саморазвития обучающихся

Помощь обучающихся, построение индивидуальных возможностей






Взаимоподдержка взаимосотрудничество

Обучающиеся выполняют кувырок вперед, проходят пол канату, кувырок назад и ходьба по канату. Юноши: 1.длинный кувырок с 3 (шагов): а) с места через мат в ширину, и.п. стойка пловца б) длинный кувырок с 3 (шагов) 2. силовые элементы гимнастики посредством лазания по канату


Девушки: 1.стойка на лопатках, полу шпагат, равновесие (2- девочки работают индивидуально по состоянию своего развития по карточке) 2. упражнение с гантелей

3. игра « Кто быстрее возьмет мяч» Для совершенствования реакции обучающихся, игроки сидят на полу лицом друг к другу на расстоянии 1,5 метра, по команде учителя выполняют упражнение, по звуку «хоп» игроки стараются взять мячи побеждает кто больше возьмет и 1-й выполнит (усложненный вариант сед друг к другу)

Работают поточно



поточно







групповой



фронтальный


индивидуальный







Игровой метод поднимает интерес к занятиям физ. культуры

Работают поточно


поточно






групповой



фронтальный

индивидуальный









Игровой

Следит за правильностью выполнение кувырка, постановкой рук




















Следить за правилами игры. Организовать деятельность обучающихся

Соблюдают группировку




Соблюдать группировку и интервал



















Проверяют сою реакцию

Получают удовольствие, эмоциональность, активность, старательность, внимательность


Подведение итогов

3

Подготовить организм к расслаблению

Заключительная часть: построение в кругу, руки на плечи друг к другу, упражнения на релаксацию, мимика лица веселого человека, злого, бодрого, усталого.

Итоги урока: оценки, домашнее задание: УКГ, закаливающиеся процедуры




Мотивация обучающихся получить определенный результат и разные психологические действия


6. Работа обучающихся на уроке ( указать активность, меру занятости) __________________________________________

7. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала/ отсутствовала.

8. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный, продуктивный.

9. Оценка достижения целей урока: _________________________________________________________________________


Для реализации требований нового стандарта необходимо принципиально изменить педагогическую позицию учителя с ориентацией на нормативность на овладение современными ключевыми компетенциями, обеспечивающими умение учиться самому и своим ученикам.

5