СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение уровня физического развития детей с задержкой психического развития средством физических упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей приобрела особую актуальную и социальную значимость. Нервно - психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушению моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Изменение уровня физического развития детей с задержкой психического развития средством физических упражнений.»

Изменение уровня физического развития детей с задержкой психического развития средством физических упражнений.

Н.Н. Михалева

Учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 18 им братьев Могилевцевых г. Брянска

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, физическое развитие, физические упражнения.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех органов и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те двигательные качества, навыки умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития.[1]

В настоящее время проблема состояния здоровья и физического развития детей приобрела особую актуальность и социальную значимость. Нервно-психические и соматические заболевания, а также различные функциональные расстройства ведут к нарушениям моторного развития детей и замедлению темпа их психического развития. Известно, что у многих дошкольников наблюдаются отклонения в психомоторном развитии, имеющие различные проявления и причины. Частым проявлением нарушения развития в дошкольном возрасте является задержка психического развития (ЗПР).

В специальной дошкольной педагогике отсутствуют исследования, посвящённые изучению особенностей двигательного развития детей с задержкой психического развития, не определены основные направления и содержания работы по преодолению недостатков их моторного развития. Вышесказанное позволяет говорить об актуальности избранной темы.

Предметом являются методика физического воспитания и развития .

Объектом: физическое развитие детей данной группы средством физических упражнений.

Гипотезой выступает предположение о том, что при систематической работе и грамотно подобранных методик в работе с детьми с задержкой психического развития по физическому воспитанию, наблюдается динамика в функциональном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель нашей работы является определение динамики физического развития у детей с задержкой психического развития средством физических упражнений.

В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:

  1. Выявить физиологические и психологические предпосылки коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.

  2. Определить необходимость и роль физической культуры в процессе коррекции недостатков развития.

  3. Исследовать особенности обучения двигательным навыкам детей с ЗПР.

Педагогический эксперимент был проведен в период с 01.09.2015 по 01.12.2015 на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 139 « Антошка» города Брянска. В эксперименте принимали участия 10 детей 4 коррекционной группы компенсирующей направленности 5-6 лет. Дети были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную.

Цель констатирующего этапа эксперимента: Подбор и апробирование наиболее эффективных методик, для обследования исходного уровня сформированности двигательных навыков у детей 5-6 лет с задержкой психического развития

На основании программы был взят ряд упражнений, позволяющий нам выявить исходный уровень сформированности основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития:

- Ходьба и бег, сохраняя правильную осанку, направление, темп.

- Лазание по гимнастической стенке (выс.2.5 м.) с изменением темпа.

- Спрыгивание в обозначенное место с высоты 30 см.

- Метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-9 м.

- Выполнение упражнений на статическое и динамическое равновесие.

- Прыжки в длину с места не менее 80 см.

- Броски мяча вверх, о землю и ловлей одной рукой.

Формирующий этап эксперимента мы строили на основе констатирующего этапа. С помощью подбора для выбранной нами группы детей, максимально подходящих для них упражнений, которые помогут нам в формировании основных двигательных навыков.


Диаграмма 1. Уровни сформированности двигательных навыков (первичное обследование)

После проведения формирующего эксперимента мы провели контрольный эксперимент по методикам констатирующего эксперимента. После систематических упражнений, улучшилась мелкая и крупная моторики. Воспитатели и дефектолог данной группы заметили, что ребята экспериментальной группы стали более уверенно держать кисти, карандаши, ручки.

Дети из контрольной группы также улучшили свои результаты. При вторичном обследовании это показано, но достичь уровня экспериментальной группы им не удалось. При этом у детей экспериментальной группы улучшилась координация движений, ориентация в пространстве. Стали более уверенно и умело выполнять задания с мячами разных диаметров. Оказывать помощь при организации непосредственных занятий. Большая часть детей свободно выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Диаграмма 2. Уровни сформированности двигательных навыков у детей с задержкой психического развития (первичное обследование)

Дети с задержкой психического развития имеют свои особенности физического развития. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, но при более пристальном изучении обнаруживается отставание в двигательном развитии, нарушении регуляции произвольных движений, а также несформированность техники выполнения движений и формирования двигательной сферы. Дети быстро утомляются, тяжело переключаются с одной деятельности на другую. Также для них характерны такие отклонения как:

- гипер- или гиподинамия, мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса, нарушение общей моторики, ручной моторики, ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация движений, несформированность функций равновесия, замедленность освоения новых движений. заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости. [7]

Первая диагностика показала, что навыки детей контрольной и экспериментальной группы не достаточно сформированы. Контрольная группа: высокий уровень 0%,средний уровень 0%,низкий уровень 100%. Экспериментальная группа: высокий уровень 0%, средний уровень 10 %,низкий уровень 90 %. После формирующего эксперимента улучшились показатели по всем разделам. Контрольная группа : высокий уровень 0 %, средний уровень 60 %, низкий уровень 40 %. Экспериментальная группа: высокий уровень 40 %, средний уровень 60 % низкий уровень 0 % . В отличие от экспериментальной группы, дети контрольной группы лишь незначительно улучшили некоторые показатели.

При систематической работе и грамотно подобранных методик в работе с детьми с задержкой психического развития по физическому воспитанию, наблюдается динамика в функциональном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом наша гипотеза – доказана.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Борякова Н.Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. М., 2007. – с. 44-56

  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М.,2000.

  3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С.,Васильева М.А. « От рождения до школы»Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования\ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., и доп. – М.,2012.-336с.

  4. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6 – с.25-29.

  5. Литвинова О.М. Физкультурные занятия в детском саду\О.М.Литвинова.-Изд.2-е-Ростов н\Д: Феникс,2010

  6. Мастюкова Е.М. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. М.,2004. – с.62-68



4