СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменение звуков в речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы с вами начали изучать?

- Что изучает фонетика? (Звуки речи)

- Чем отличаются звуки речи от букв?

Наша устная речь представляет собой поток звуков.Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.

 - Оказываясь рядом, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.

  • Как называется такая позиция? (Сильная).

 - Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.

  • Как называется такая позиция? (Слабая).
  • Вспомните, пожалуйста, ребята, как называются изменения звуков в слабой позиции. (Позиц чередования).
  • Позиционные чередования каких звуков мы изучали на прошлом уроке? (Позиционные чередования гласных звуков)
  • Назовите сильную позицию для гласных звуков. (Под ударением)
  • Проверим как вы поняли чередование гласных звуков.

Просмотр содержимого документа
«Изменение звуков в речи»

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Изменение звуков в речи».

Цели:

- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении алфавита.

Задачи:

- дать представление об отличии устной речи от письменной;

- формировать умение отличать устную речь от письменной, умение правильно произносить названия букв, составлять алфавитный перечень слов;

- воспитывать любовь к родному слову через обращение к русской литературе;

- развить общие и специальные учебные умения, позволяющие совершенствовать учебную деятельность по овладению языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.

Повторение понятия «позиционное чередование».

- Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы с вами начали изучать?

- Что изучает фонетика? (Звуки речи)

- Чем отличаются звуки речи от букв?

Наша устная речь представляет собой поток звуков.Сами по себе звуки ничего не значат. Только складываясь в определённом порядке в слова, они обозначают явления, предметы, действия.

 - Оказываясь рядом, звуки ведут себя по-разному. Одни из них не изменяются.

  • Как называется такая позиция? (Сильная).

 - Другие звуки влияют друг на друга и изменяются.

  • Как называется такая позиция? (Слабая).

  • Вспомните, пожалуйста, ребята, как называются изменения звуков в слабой позиции. (Позиц чередования).

  • Позиционные чередования каких звуков мы изучали на прошлом уроке? (Позиционные чередования гласных звуков)

  • Назовите сильную позицию для гласных звуков. (Под ударением)

  • Проверим как вы поняли чередование гласных звуков.

III.  Слово учителя. 

Подумайте, какую тему мы продолжаем изучать? Вспомните стихотворные строки А.С. Пушкина:

  • И тридцать витязей прекрасных

  • Чредой из вод выходят ясных,

  • И с ними дядька их морской.

Тема (проекция на доску).

И вновь мы в сказке: представьте себе мысленно эту сказочную картину. Какое слово в стихотворении может вызвать у вас вопрос? Что означает слово чредой? (анализ ответов, отметки). Ребята, именно от этого слова образовался глагол чередовать. Его употребляют, когда что-то или кто-то сменяется по очереди. Чередоваться могут и звуки речи (гласные и согласные). Предлагаю вам рассмотреть таблицу.

Слова

Чередование

Слова

Чередования

Ухо—уши

х/ш

Кую — ковать

у/ов

Пеку — печь

к/ч

Заря — зорька

а/о

Свет- свеча

т/ч

Жатъ-жну-пожинать

а/н /ин

Ход — хожу

д/ж

Жать — жму — пожимать

а/м/им

Вновь произнесли звуки, сделали выводы.

3. Знакомство с теоретическим материалом учебника — стр. 112. (учащиеся 1-ого варианта стараются ответить на вопрос: «В каких позициях могут стоять согласные звуки?», учащиеся 2-го варианта – «В каких позициях могут стоять гласные звуки?»

Подведение выводов, ответы на вопросы

Придумайте свои примеры слов с чередованием гласных и согласных.