/Программы ОУ. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/Б. Неменский.- М.: Просвещение, 2010./
категории Р.Х. Курочкина
г. Нижний Новгород 2016
Этапы | Деятельность | Планируемые результаты |
учителя | учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности | - Ребята, в начале урока я вам предлагаю провести тренинг «Я всё смогу». У вас на столах карточки, они помогут нам. | Тренинг «Я всё смогу» • Сегодня прекрасный день и у меня всё прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение. • Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь. • Я уверен в себе. Я верю, что у меня всё получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели. • Я чувствую, что с каждым днём я становлюсь сильнее, умнее, красивее, трудолюбивее и увереннее в себе и в своих силах. • Я готов к работе. Я всё смогу. | Уметь настраивать себя на продуктивную работу (Коммуникативные УУД) Вырабатывать саморегуляцию – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий (Регулятивные УУД) |
II. Вступительная беседа. Объяснение нового материала. | - Ребята, мы продолжаем разговор о богатстве и многообразии художественных культур мира. Сегодня мы затронем культуру Японии. Вы уже знаете, что Японию называют «Страной Восходящего Солнца». Это небольшое государство, расположенное на островах. Её столица – город Токио. Япония – страна контрастов: в ней уживаются рядом древняя культура и современная техника. Несмотря на то, что культура этой страны очень целостна и экзотична, она в то же время вписывается в современный мир. Для японцев важно единство с природой. Они превратили в искусство и составление букетов – икебану, и любование «садом камней», и чайную церемонию. В Японии много праздников, посвящённых детям, горам, звёздам, цветам. Один из самых любимых – праздник цветущей вишни-сакуры. Если спросишь: В чём душа Островов Японии? В аромате горных вишен на заре. (Мотоори Норинага) Горная вишня - сакура! Почему же именно через неё мы можем понять душу японского народа? ... японцы воспевают красоту непостоянства (мудзё -но би), хрупкость и мимолётность жизни. Любимым цветком стала быстро облетающая сакура - символ мимолётности красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым её мгновением. Привычка губит красоту, мимолётное оставляет в душе чувство вечной тоски по прекрасному. Но цветы сакуры очень быстро начинают опадать. После раскрытия первых бутонов деревья стоят в полном цвету обычно не дольше недели. Поэтому с приближением весны в Японии большой популярностью пользуются прогнозы цветения сакуры, в которых ежедневно сообщается с помощью различных СМИ о том, в каких провинциях вишня уже в цвету, а где бутоны еще только начинают распускаться. Метеорологи, а вместе с ними и вся общественность, тщательно отслеживают «Фронт цветения сакуры». | Презентация «Праздник цветущей вишни-сакуры». Учащиеся дополняют объяснение учителя, опираясь на подготовленное домашнее задание. Период цветения сакуры – это праздник для японцев. Он проводится ежегодно в конце марта - начале апреля. Этот день принято проводить в кругу семьи на природе или в парках. В Японии весна наступает тогда, когда вся страна раскрашивается в бело-розовый цвет. Так цветет сакура. Японцы называют ее дикорастущей черешней или горной вишней. Эти цветы считаются национальным символом страны и воплощают всю красоту японских женщин. В Японии сакура цветет везде - и в горах, и на берегах рек и в парках, всего ее насчитывается более 300 различных видов. Сакура — это японское название декоративного дерева, относящегося к виду «Вишня», которая, в отличие от вишни, не приносит плодов. Цветы сакуры очень быстро начинают опадать. После раскрытия первых бутонов деревья стоят в полном цвету обычно не дольше недели. Поэтому с приближением весны в Японии большой популярностью пользуются прогнозы цветения сакуры, в которых ежедневно сообщается с помощью различных СМИ о том, в каких провинциях вишня уже в цвету, а где бутоны еще только начинают распускаться. | Приобрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Подробнее узнать о японском празднике цветущей вишни-сакуры. (Познавательные УУД) Умение извлекать необходимую информацию, используя энциклопедии, интернет и др. (Познавательные УУД) |
III. Постановка учебной задачи. | - Ребята, сегодня мы с вами будем делать коллективное панно «Цветущие ветки вишни-сакуры». Скажите, а в чём преимущество коллективной работы? -Ребята, а что такое объёмная аппликация? - Какие поделки мы делали, используя объёмную аппликацию? | - Работу можно выполнить очень быстро. - Работать интереснее, потому что ты не один. - Есть уверенность, что результат будет положительный. - Вместе всегда веселее, потому что цель – одна. _ Это когда некоторые элементы изделия не лежат на плоскости фона. Детали из бумаги приклеиваются не полностью. У них смазывается клеем только какая-либо часть, в зависимости от цели задания. - Колокольчики, подснежники, берёза, зимние цветы. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Умение принимать учебную задачу. Активизация мыслительной деятельности учащихся (Регулятивные УУД) Умение аргументировать свою точку зрения. (Коммуникативные УУД) Приведение доказательств (Познавательные УУД) |
IV. Составление плана работы | - Давайте составим план нашей работы. Что нужно приготовить для нашего панно? -Как вам кажется, веточку нарисуем вертикально или горизонтально? -К чему мы приступаем далее? | - Общий лист бумаги. - Нарисовать ветку вишни. -Лучше горизонтально, как будто она свисает с дерева. -Делаем цветочки и листики и прикрепляем к веточке. | Высказывать свои мысли, пожелания. (Коммуникативные УУД) Уметь планировать свои действия для достижения общей цели (Регулятивные УУД) |
V. Анализ этапов изготовления | - Ребята, нам с вами нужно разбиться на группы, чтобы организовать соревнование. А затем групповую работу объединить в коллективную. - Какие есть предложения по созданию групп? - Ребята, какими качествами должен обладать лидер? -Какие материалы нам понадобятся для изготовления цветочков вишни? -Какого цвета бумагу вы возьмёте? -Давайте выберем фон для нашей поделки. - Давайте познакомимся с алгоритмом работы над цветочком. 1. Нарезать квадраты 5см х 5см. 2. Складываем юбочку для мамы. - Каким образом мы это делаем? 3. Превращаем её в рубашку для Незнайки. - Кто расскажет, как это сделать? 4. Закругляем правый нижний угол. 5. Один лепесток отрезаем, т.к. у цветка сакуры их только пять. 6. По линии сгиба делаем надрез до центра. 7. Подкладываем остаток лепестка под следующий и склеиваем. Получился конус. 8. Наклеиваем три цветка «спинка к спинке». Получаем соцветие. 9. В серединку каждого конуса вклеим комочек желтой бумаги – тычинки. | - Предлагаю назначить командиров групп, а потом ребята по желанию выберут себе лидера. - Он должен быть справедливым, честным, умным. - Ещё он должен разбираться в том деле, которое выполняет вся группа, чтобы помочь, если потребуется. -Цветная бумага, ножницы, клей. - Розовую, бледно-сиреневую. -Фон можно выбрать голубой или синеватый, как небо. - Складываем квадрат пополам и ещё раз пополам. - Нужно разделить угол на три части и свернуть. | Уметь соотнести «что знаю», «что умею», «что не знаю» с помощью учителя (целеполагание) (Регулятивные УУД) Использовать полученную информацию (Познавательные УУД) Определять во время работы последовательность своих промежуточных действий (планирование) (Регулятивные УУД) Умение вести диалог, уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданием (Коммуникативные УУД) Умение вносить изменения и дополнения в результат своей деятельности с помощью консультанта (коррекция) (Регулятивные УУД) |
VI. Пояснение принципа скрепления цветочков | - Намазываем клеем один лепесток каждого цветочка и соединяем их в один букетик. | | Синтез: составление целого из частей (Познавательные УУД) |
VII.Физкультминутка | Учитель читает рифмовку и показывает действия, которые повторяют школьники. | С каждым днём мы вверх растём, Хорошеем с каждым днём. (Из полуприседа школьники медленно поднимаются вверх) Стать бы нам чуть-чуть повыше, Чтоб достать руками крыши. (Поднимаются на цыпочки, вытягивают вверх руки.) Раз, два – вверх поднялись, (Делают корпусом несколько рывков вверх.) Три, четыре – снова вниз. (Садятся на свои места) | Применение знаний о здоровом образе жизни (Личностные УУД) |
VIII. Выполнение практической работы | - Ребята, которые быстро работают обратите внимание на тех одноклассников, у которых возникли затруднения. | Тьюторы помогают учащимся, у которых возникли затруднения | Умение сопоставлять результаты своей работы с образцом, выделять и осознавать то, что надо освоить (оценка), умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него (контроль) (Регулятивные УУД) Определять во время работы последовательность своих промежуточных действий (планирование) (Регулятивные УУД) |
IX. Самостоятельная работа | - Если вы располагаете временем, можно сделать несколько объёмных листиков. | Учащиеся вместе вспоминают, как делать листики или поручают это кому-либо из группы | Активизация мыслительной деятельности учащихся (Регулятивные УУД) Сверка собственных знаний с опытом товарищей, умение работать в группе (Коммуникативные УУД) |
X. Контрольный момент. /Осознание цели урока/ | - Каким видом работы вы занимались сегодня на уроке? | - Мы делали коллективное панно, используя объёмную аппликацию | Умение определять и формулировать достигнутую цель, проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД) |
XI. Подведение итогов. Рефлексия | - Ребята, вам понравилось панно? - Наши помощники – тьюторы помогут нам оценить работу каждого. - Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, которые могли бы быть девизом нашего урока? Давайте проведём конкурс: кто больше знает пословиц и поговорок о труде. | Помощники-тьюторы помогают оценить каждого учащегося - Терпенье и труд всё перетрут. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Дело мастера боится. Землю красит солнце, а человека – труд. Кто в работе впереди, у того орден на груди. Лучше меньше, да лучше. Делу время – потехе час. Умелые руки не знают скуки. Без труда добра не бывает | Умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него (контроль), умение сопоставлять (сравнивать) результат своей работы с образцом, выделять и осознавать то, что надо освоить (оценка) (Регулятивные УУД) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (Познавательные УУД) Умение формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД) |
XII. Уборка рабочего места. | | | Умение всей группой привести в порядок рабочее место. (Коммуникативные УУД) |