СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО и художественный труд 4 класс. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид учебного труда: конструирование из бумаги, изготовление коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»

Просмотр содержимого документа
«ИЗО и художественный труд 4 класс. Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа № 5"





Проект урока

по предмету изобразительное искусство и художественный труд

(«Начальная школа XXI века», система Н.Ф.Виноградовой)

/Программы ОУ. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/Б. Неменский.- М.: Просвещение, 2010./


4 класс



Тема: Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»



Выполнила учитель начальных

классов высшей квалификационной

категории Р.Х. Курочкина







г. Нижний Новгород 2016


Тема: Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»

Вид учебного труда: конструирование из бумаги, изготовление коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры»

Цели:

- Образовательные: познакомить учащихся с необычной художественной культурой другой страны, с праздником в Японии – цветением вишни-сакуры. Учить осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира, учить выполнять последовательность учебных действий при выполнении конструирования; повторение свойств бумаги и правил выполнения объёмного лепестка из бумаги, закрепление умений работать по алгоритму, повторение видов аппликации, коллективное изготовление объёмной аппликации

Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, коллективной деятельности, формировать эстетическое отношение к иным художественным культурам. Формировать понимание единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность переживать за общее дело, вносить свой личный вклад.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. Работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; приобретать новые знания в изображении природы, новые конструктивные и композиционные навыки, умения в работе с выразительными средствами художественных материалов, находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Умения различать ситуации, требующие выполнения действий при конструировании.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, уметь работать в группе

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Изобразительное искусство и художественный труд

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, групповая работа, создание коллективного панно


Оборудование: интерактивная доска (презентация), цветная бумага, линейка, карандаш, ножницы, клей.

Оформление доски: тема урока: Создание коллективного панно «Праздник цветения вишни – сакуры», алгоритм построения объёмного цветочка.

Рабочий афоризм: Один за всех и все за одного.


Ход урока



Этапы

Деятельность

Планируемые результаты

учителя

учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, в начале урока я вам предлагаю провести тренинг «Я всё смогу». У вас на столах карточки, они помогут нам.

Тренинг «Я всё смогу»

• Сегодня прекрасный день и у меня всё прекрасно. Я чувствую себя хорошо. У меня замечательное настроение.

• Я готов работать. Я буду настойчиво и упорно трудиться и обязательно всему научусь.

• Я уверен в себе. Я верю, что у меня всё получится. Буду настойчивым и упорным в достижении цели.

• Я чувствую, что с каждым днём я становлюсь сильнее, умнее, красивее, трудолюбивее и увереннее в себе и в своих силах.

• Я готов к работе. Я всё смогу.

Уметь настраивать себя на продуктивную работу

(Коммуникативные УУД)

Вырабатывать саморегуляцию – способность к мобилизации сил, преодолению препятствий

(Регулятивные УУД)

II. Вступительная беседа. Объяснение нового материала.

- Ребята, мы продолжаем разговор о богатстве и многообразии художественных культур мира. Сегодня мы затронем культуру Японии. Вы уже знаете, что Японию называют «Страной Восходящего Солнца». Это небольшое государство, расположенное на островах. Её столица – город Токио. Япония – страна контрастов: в ней уживаются рядом древняя культура и современная техника. Несмотря на то, что культура этой страны очень целостна и экзотична, она в то же время вписывается в современный мир. Для японцев важно единство с природой. Они превратили в искусство и составление букетов – икебану, и любование «садом камней», и чайную церемонию. В Японии много праздников, посвящённых детям, горам, звёздам, цветам. Один из самых любимых – праздник цветущей вишни-сакуры.

Если спросишь: В чём душа Островов Японии? В аромате горных вишен на заре.

(Мотоори Норинага) Горная вишня - сакура! Почему же именно через неё мы можем понять душу японского народа?

... японцы воспевают красоту непостоянства (мудзё -но би), хрупкость и мимолётность жизни. Любимым цветком стала быстро облетающая сакура - символ мимолётности красоты. Жизнь быстротечна, и, значит, надо дорожить каждым её мгновением. Привычка губит красоту, мимолётное оставляет в душе чувство вечной тоски по прекрасному. Но цветы сакуры очень быстро начинают опадать. После раскрытия первых бутонов деревья стоят в полном цвету обычно не дольше недели. Поэтому с приближением весны в Японии большой популярностью пользуются прогнозы цветения сакуры, в которых ежедневно сообщается с помощью различных СМИ о том, в каких провинциях вишня уже в цвету, а где бутоны еще только начинают распускаться. Метеорологи, а вместе с ними и вся общественность, тщательно отслеживают «Фронт цветения сакуры».

Презентация «Праздник цветущей вишни-сакуры».

Учащиеся дополняют объяснение учителя, опираясь на подготовленное домашнее задание.


 Период цветения сакуры – это праздник для японцев. Он проводится ежегодно в конце марта - начале апреля. Этот день принято проводить в кругу семьи на природе или в парках.


 В Японии весна наступает тогда, когда вся страна раскрашивается в бело-розовый цвет. Так цветет сакура. Японцы называют ее дикорастущей черешней или горной вишней. Эти цветы считаются национальным символом страны и воплощают всю красоту японских женщин. В Японии сакура цветет везде - и в горах, и на берегах рек и в парках, всего ее насчитывается более 300 различных видов.


 Сакура — это японское название декоративного дерева, относящегося к виду «Вишня», которая, в отличие от вишни, не приносит плодов.


 Цветы сакуры очень быстро начинают опадать. После раскрытия первых бутонов деревья стоят в полном цвету обычно не дольше недели. Поэтому с приближением весны в Японии большой популярностью пользуются прогнозы цветения сакуры, в которых ежедневно сообщается с помощью различных СМИ о том, в каких провинциях вишня уже в цвету, а где бутоны еще только начинают распускаться.



Приобрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.


Подробнее узнать о японском празднике цветущей вишни-сакуры.

(Познавательные УУД)

Умение извлекать необходимую информацию, используя энциклопедии, интернет и др.

(Познавательные УУД)

III. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня мы с вами будем делать коллективное панно «Цветущие ветки вишни-сакуры».

Скажите, а в чём преимущество коллективной работы?








-Ребята, а что такое объёмная аппликация?






- Какие поделки мы делали, используя объёмную аппликацию?




- Работу можно выполнить очень быстро.

- Работать интереснее, потому что ты не один.

- Есть уверенность, что результат будет положительный.

- Вместе всегда веселее, потому что цель – одна.


_ Это когда некоторые элементы изделия не лежат на плоскости фона. Детали из бумаги приклеиваются не полностью. У них смазывается клеем только какая-либо часть, в зависимости от цели задания.

- Колокольчики, подснежники, берёза, зимние цветы.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Умение принимать учебную задачу.

Активизация мыслительной деятельности учащихся

(Регулятивные УУД)

Умение аргументировать свою точку зрения.

(Коммуникативные УУД)

Приведение доказательств

(Познавательные УУД)

IV. Составление плана работы

- Давайте составим план нашей работы.

Что нужно приготовить для нашего панно?

-Как вам кажется, веточку нарисуем вертикально или горизонтально?

-К чему мы приступаем далее?

- Общий лист бумаги.

- Нарисовать ветку вишни.

-Лучше горизонтально, как будто она свисает с дерева.


-Делаем цветочки и листики и прикрепляем к веточке.


Высказывать свои мысли, пожелания.

(Коммуникативные УУД)

Уметь планировать свои действия для достижения общей цели

(Регулятивные УУД)

V. Анализ этапов изготовления

- Ребята, нам с вами нужно разбиться на группы, чтобы организовать соревнование. А затем групповую работу объединить в коллективную.

- Какие есть предложения по созданию групп?


- Ребята, какими качествами должен обладать лидер?





-Какие материалы нам понадобятся для изготовления цветочков вишни?

-Какого цвета бумагу вы возьмёте?

-Давайте выберем фон для нашей поделки.

- Давайте познакомимся с алгоритмом работы над цветочком.

1. Нарезать квадраты 5см х 5см.

2. Складываем юбочку для мамы. - Каким образом мы это делаем?


3. Превращаем её в рубашку для Незнайки.

- Кто расскажет, как это сделать?


4. Закругляем правый нижний угол.

5. Один лепесток отрезаем, т.к. у цветка сакуры их только пять.

6. По линии сгиба делаем надрез до центра.

7. Подкладываем остаток лепестка под следующий и склеиваем. Получился конус.

8. Наклеиваем три цветка «спинка к спинке». Получаем соцветие.

9. В серединку каждого конуса вклеим комочек желтой бумаги – тычинки.





- Предлагаю назначить командиров групп, а потом ребята по желанию выберут себе лидера.

- Он должен быть справедливым, честным, умным.

- Ещё он должен разбираться в том деле, которое выполняет вся группа, чтобы помочь, если потребуется.

-Цветная бумага, ножницы, клей.

- Розовую, бледно-сиреневую.


-Фон можно выбрать голубой или синеватый, как небо.





- Складываем квадрат пополам и ещё раз пополам.



- Нужно разделить угол на три части и свернуть.

Уметь соотнести «что знаю», «что умею», «что не знаю» с помощью учителя (целеполагание)

(Регулятивные УУД)



Использовать полученную информацию

(Познавательные УУД)

Определять во время работы последовательность своих промежуточных действий (планирование)

(Регулятивные УУД)



Умение вести диалог, уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданием

(Коммуникативные УУД)

Умение вносить изменения и дополнения в результат своей деятельности с помощью консультанта (коррекция)

(Регулятивные УУД)



VI. Пояснение принципа скрепления цветочков

- Намазываем клеем один лепесток каждого цветочка и соединяем их в один букетик.


Синтез: составление целого из частей

(Познавательные УУД)

VII.Физкультминутка

Учитель читает рифмовку и показывает действия, которые повторяют школьники.

С каждым днём мы вверх растём,

Хорошеем с каждым днём.

(Из полуприседа школьники медленно поднимаются вверх)

Стать бы нам чуть-чуть повыше,

Чтоб достать руками крыши.

(Поднимаются на цыпочки, вытягивают вверх руки.)

Раз, два – вверх поднялись,

(Делают корпусом несколько рывков вверх.)

Три, четыре – снова вниз.

(Садятся на свои места)


Применение знаний о здоровом образе жизни

(Личностные УУД)

VIII. Выполнение практической работы

- Ребята, которые быстро работают обратите внимание на тех одноклассников, у которых возникли затруднения.

Тьюторы помогают учащимся, у которых возникли затруднения

Умение сопоставлять результаты своей работы с образцом, выделять и осознавать то, что надо освоить (оценка), умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него (контроль)

(Регулятивные УУД)

Определять во время работы последовательность своих промежуточных действий (планирование)

(Регулятивные УУД)

IX. Самостоятельная работа

- Если вы располагаете временем, можно сделать несколько объёмных листиков.

Учащиеся вместе вспоминают, как делать листики или поручают это кому-либо из группы

Активизация мыслительной деятельности учащихся

(Регулятивные УУД)

Сверка собственных знаний с опытом товарищей, умение работать в группе

(Коммуникативные УУД)

X. Контрольный момент. /Осознание цели урока/

- Каким видом работы вы занимались сегодня на уроке?


- Мы делали коллективное панно, используя объёмную аппликацию

Умение определять и формулировать достигнутую цель, проговаривать последовательность действий на уроке. (Регулятивные УУД)

XI. Подведение итогов.

Рефлексия

- Ребята, вам понравилось панно?

- Наши помощники – тьюторы помогут нам оценить работу каждого.

- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки, которые могли бы быть девизом нашего урока? Давайте проведём конкурс: кто больше знает пословиц и поговорок о труде.

Помощники-тьюторы помогают оценить каждого учащегося



- Терпенье и труд всё перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Дело мастера боится.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Кто в работе впереди, у того орден на груди.

Лучше меньше, да лучше.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Без труда добра не бывает

Умение сличать результат своей деятельности с заданным эталоном, с целью обнаружения отклонений или отличий от него (контроль), умение сопоставлять (сравнивать) результат своей работы с образцом, выделять и осознавать то, что надо освоить (оценка)

(Регулятивные УУД)

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. (Познавательные УУД)

Умение формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД)

XII. Уборка рабочего места.




Умение всей группой привести в порядок рабочее место.

(Коммуникативные УУД)


11