СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗО. Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать             о           происхождении монументальной            живописи. Приводить примеры монументального искусства. Рассказывать об особенностях фресковой живописи. Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике. Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и  Андрей Рублёв. Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж.

2ЛР: Выполнить творческое задание по мотивам наскальных росписей «Удачная охота». Выполнить творческое задание, подражая мастерам мозаики.

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения монументально-декоративного искусства, выражать своё отношение к ним на примере работ Джотто, А. Рублёва, Ф. Грека и др. 

Просмотр содержимого документа
«ИЗО. Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.»

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 1–2.

Тема. Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи. Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Иметь представление о некоторых видах монументально-декоративного искусства. Рассказывать о происхождении монументальной живописи. Приводить примеры монументального искусства. Рассказывать об особенностях фресковой живописи. Изучить фрески Джотто, приведённые в учебнике. Рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси, как Феофан Грек и Андрей Рублёв. Иметь представление о таких техниках монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж.

2ЛР: Выполнить творческое задание по мотивам наскальных росписей «Удачная охота». Выполнить творческое задание, подражая мастерам мозаики.

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения монументально-декоративного искусства, выражать своё отношение к ним на примере работ Джотто, А. Рублёва, Ф. Грека и др.

Обязательный минимум содержания: монументально-декоративное искусство, монументальная живопись, монументальная скульптура, фреска, мозаика, витраж, памятники (Н), Джотто, Феофан Грек, Андрей Рублёв (П).

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Зрительный ряд: фрагменты наскальных росписей; фрагменты фресок Джотто «Поцелуй Иуды», Ф. Грека «Ангел», А. Рублёва «Шествие праведных в рай»; фрагменты мозаики М. Ломоносова «Портрет Петра I», А. Гимпела, В. Ильяшова, церквей г. Равенна, г. Шартра, г. Парижа.

Этапы урока

Содержание


Формирование УУД

1-й урок

действия учителя

действия учеников


I. Создание проблемной ситуации.







Учитель записывает тему урока: «Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи» и просит ответить на вопросы:

– Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание монументальное искусство, монумент? Что вы представляете в этот момент?

– Т.е. вы знакомы с монументальным искусством больше через монументальную скульптуру, но если вы посмотрите на с. 6–7 учебника, то вы увидите, что, кроме памятников, к монументальному искусству относят и живописные произведения. Так какой главный признак монументального искусства?



Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):


Памятник.




Затрудняются.


Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов:

познавательные действия;

регулятивные действия;

коммуникативные действия;

личностные результаты.


Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.




II.

Формулирование проблемы.


– Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?


Какое искусство можно назвать монументальным?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.


Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.


III. Выдвижение гипотез.


– Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос?


Выдвигают свои версии.


IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.


1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 6, рассмотреть изображения, прочитать надписи и охарактеризовать монументальное искусство.

– Рассмотрите изображения, прочитайте надписи и скажите, что относится к монументальной живописи, а что к монументальной скульптуре.

– Что вы знаете о фресках, мозаике и витражах?



Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.





Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного.



2. Учитель предлагает поработать с текстом на с. 7 учебника в технологии продуктивного чтения.

До чтения.

– Рассмотрите заголовок текста и изображения на с. 7 и скажите, о чём пойдёт речь в тексте?



Во время чтения.

– Прочитайте текст на с. 7 учебника, используя комментированное и диалоговое чтение.

После чтения.

– Назовите самые главные качества наскальной живописи.


2. Дети рассматривают изображения, читают текст, задают и отвечают на вопросы.

– Об истории монументальной живописи, о наскальных рисунках.


Читают, задают вопросы.



– Большие размеры, волнующие людей темы.



Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.


V. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

Отвечают.

Делать выводы.

Создавать свои устные тексты.


VI. Применение знаний (продуктивные задания).


Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме любыми материалами рисунок на тему «Удачная охота», подражая первобытным художникам. Лучше всего для этого подойдёт пастель или акварельные цветные карандаши.



Выполняют.

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.


VII. Итог урока. Рефлексия.


Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму.


– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?


Отвечают.

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.



VIII. Домашнее задание.


– Доделать работу и оформить её в паспарту.

– Принести альбом, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), гуашь, кисти (№ 3, № 6–8), фломастеры, цветную бумагу, клей, ножницы.



Записывают.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2-й урок темы



I. Актуализация знаний.


Учитель записывает тему урока «Фреска, мозаика и витраж», напоминает проблемный вопрос прошлого урока и просит ответить на вопросы.

– Какие монументальные произведения (памятники, фрески, мозаики) вы видели? Где?







Отвечают.



Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.



II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с произведениями мастеров.

Работа с текстом.


Учитель предлагает ребятам разделиться на группы, поработать с текстом и изображениями учебника, подготовить небольшой рассказ, руководствуясь планом и вопросами (учитель готовит для каждой команды карточки с заданием и презентацию с изображениями).

1-я группа (с. 8 учебника «Фреска»):

– Прочитайте текст.

– Опишите технику фрески (материалы; способ работы с материалами; в чём трудность?).

– Расскажите о художнике Джотто (откуда родом; какие темы выбирал для фресок; для чего создавал свои фрески?).

– Рассмотрите произведения Джотто.

– Что на них происходит?

– Какие эмоции передал художник?

– Чем лик Христа отличается от лиц стражников, Иуды?

2-я группа (с. 9 учебника «Фрески Феофана Грека и Андрея Рублёва»):

– Прочитайте текст.

– Расскажите о Феофане Греке (откуда родом; где работал; чем прославился).



– Расскажите об Андрее Рублёве (откуда родом; где работал; чем прославился).

– Рассмотрите фрески Грека и Рублёва. Какие эмоции удалось передать авторам?


3-я группа (с. 10 учебника «Мозаика»):

– Прочитайте текст.

– Опишите технику мозаики (материалы; способ работы с материалами).

– Как распространялась мозаика в Византии и на Руси?

– Какую роль сыграл М. Ломоносов в распространении мозаики?

– Рассмотрите фрагменты мозаик.

– В чём вы видите очарование мозаики?

– Смог ли Ломоносов передать характер Петра I?


4-я группа (с. 11 учебника «Витраж»):

– Прочитайте текст.

– Опишите технику витража (материалы; способ работы с материалами).

– Что украшали витражами?

– Что необычного в витражах?

– Рассмотрите витражи.

– Чем средневековые витражи отличаются от современных?

– Какое настроение смогли передать художники?



Ученики распределяются по группам, выполняют задания, по очереди представляют свою работу.



Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.



III. Выражение решения проблемы.


Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.


Отвечают.


Делать выводы.

Создавать свои устные тексты.



IV. Применение знаний (продуктивные задания).


Учитель предлагает детям выполнить в альбоме изображение любого предмета или узора, подражая мастерам мозаики. Использовать можно любые материалы: краски, фломастеры, кусочки цветной бумаги.


Выполняют.


Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.



V. Итог урока. Рефлексия.


Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?



Выполняют.


Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.



VI. Домашнее задание.



– Принести альбом, кисти № 6, 8, акварель.


Записывают.