Этапы урока | Содержание | Формирование УУД |
1-й урок |
действия учителя | действия учеников |
I. Создание проблемной ситуации. | Учитель записывает тему урока: «Монументально-декоративное искусство. Рождение монументальной живописи» и просит ответить на вопросы: – Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание монументальное искусство, монумент? Что вы представляете в этот момент? – Т.е. вы знакомы с монументальным искусством больше через монументальную скульптуру, но если вы посмотрите на с. 6–7 учебника, то вы увидите, что, кроме памятников, к монументальному искусству относят и живописные произведения. Так какой главный признак монументального искусства? | Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов): – Памятник. Затрудняются. | Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов: познавательные действия; регулятивные действия; коммуникативные действия; личностные результаты. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. |
II. Формулирование проблемы. | – Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить? | – Какое искусство можно назвать монументальным? Возможен другой вариант проблемного вопроса. | Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. |
III. Выдвижение гипотез. | – Может быть, у кого-то уже есть версии ответа на проблемный вопрос? | Выдвигают свои версии. |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с текстом. Работа с произведениями мастеров. | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 6, рассмотреть изображения, прочитать надписи и охарактеризовать монументальное искусство. – Рассмотрите изображения, прочитайте надписи и скажите, что относится к монументальной живописи, а что к монументальной скульптуре. – Что вы знаете о фресках, мозаике и витражах? | Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают. | Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного. |
2. Учитель предлагает поработать с текстом на с. 7 учебника в технологии продуктивного чтения. До чтения. – Рассмотрите заголовок текста и изображения на с. 7 и скажите, о чём пойдёт речь в тексте? Во время чтения. – Прочитайте текст на с. 7 учебника, используя комментированное и диалоговое чтение. После чтения. – Назовите самые главные качества наскальной живописи. | 2. Дети рассматривают изображения, читают текст, задают и отвечают на вопросы. – Об истории монументальной живописи, о наскальных рисунках. Читают, задают вопросы. – Большие размеры, волнующие людей темы. | Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию. Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
V. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Отвечают. | Делать выводы. Создавать свои устные тексты. |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме любыми материалами рисунок на тему «Удачная охота», подражая первобытным художникам. Лучше всего для этого подойдёт пастель или акварельные цветные карандаши. | Выполняют. | Работать по предложенному плану, использовать учебник. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму. – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Отвечают. | Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. |
VIII. Домашнее задание. | – Доделать работу и оформить её в паспарту. – Принести альбом, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), гуашь, кисти (№ 3, № 6–8), фломастеры, цветную бумагу, клей, ножницы. | Записывают. | Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
2-й урок темы | |
I. Актуализация знаний. | Учитель записывает тему урока «Фреска, мозаика и витраж», напоминает проблемный вопрос прошлого урока и просит ответить на вопросы. – Какие монументальные произведения (памятники, фрески, мозаики) вы видели? Где? | Отвечают. | Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Работа с произведениями мастеров. Работа с текстом. | Учитель предлагает ребятам разделиться на группы, поработать с текстом и изображениями учебника, подготовить небольшой рассказ, руководствуясь планом и вопросами (учитель готовит для каждой команды карточки с заданием и презентацию с изображениями). 1-я группа (с. 8 учебника «Фреска»): – Прочитайте текст. – Опишите технику фрески (материалы; способ работы с материалами; в чём трудность?). – Расскажите о художнике Джотто (откуда родом; какие темы выбирал для фресок; для чего создавал свои фрески?). – Рассмотрите произведения Джотто. – Что на них происходит? – Какие эмоции передал художник? – Чем лик Христа отличается от лиц стражников, Иуды? 2-я группа (с. 9 учебника «Фрески Феофана Грека и Андрея Рублёва»): – Прочитайте текст. – Расскажите о Феофане Греке (откуда родом; где работал; чем прославился). – Расскажите об Андрее Рублёве (откуда родом; где работал; чем прославился). – Рассмотрите фрески Грека и Рублёва. Какие эмоции удалось передать авторам? 3-я группа (с. 10 учебника «Мозаика»): – Прочитайте текст. – Опишите технику мозаики (материалы; способ работы с материалами). – Как распространялась мозаика в Византии и на Руси? – Какую роль сыграл М. Ломоносов в распространении мозаики? – Рассмотрите фрагменты мозаик. – В чём вы видите очарование мозаики? – Смог ли Ломоносов передать характер Петра I? 4-я группа (с. 11 учебника «Витраж»): – Прочитайте текст. – Опишите технику витража (материалы; способ работы с материалами). – Что украшали витражами? – Что необычного в витражах? – Рассмотрите витражи. – Чем средневековые витражи отличаются от современных? – Какое настроение смогли передать художники? | Ученики распределяются по группам, выполняют задания, по очереди представляют свою работу. | Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе. Работать по предложенному плану, использовать учебник. Слушать и понимать других, участвовать в диалоге. Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде. |
III. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. | Отвечают. | Делать выводы. Создавать свои устные тексты. |
IV. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает детям выполнить в альбоме изображение любого предмета или узора, подражая мастерам мозаики. Использовать можно любые материалы: краски, фломастеры, кусочки цветной бумаги. | Выполняют. | Работать по предложенному плану, использовать учебник. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. |
V. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. – Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу? | Выполняют. | Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки. |
VI. Домашнее задание. | – Принести альбом, кисти № 6, 8, акварель. | Записывают. | |