СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изображение Бородинского сражения в романе Л. Толстого "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изображение Бородинского сражения в романе Л. Толстого "Война и мир"»

Бородинское сражение –кульминация романа «Война и мир» «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года» Л. Толстой

Бородинское сражение –кульминация романа «Война и мир»

«Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил «мысль народную» вследствие войны 1812 года»

Л. Толстой

«Зерном своего романа» Толстой называл лермонтовское «Бородино»

«Зерном своего романа» Толстой называл лермонтовское «Бородино»

Толстой напоминает, что историки описывают Бородинское сражение как заранее подготовленное. Он не согласен с этим:

Толстой напоминает, что историки описывают Бородинское сражение как заранее подготовленное. Он не согласен с этим:

«Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства» .
  • «Итак, Бородинское сражение произошло совсем не так, как (стараясь скрыть ошибки наших военачальников и вследствие того умаляя славу русского войска и народа) описывают его. Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, то есть в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства» .
Князь Андрей у Кутузова (XVI глава)  Как относится главнокомандующий к князю Андрею?

Князь Андрей у Кутузова (XVI глава) Как относится главнокомандующий к князю Андрею?

Облик Кутузова вызывает мысль о старом усталом отце. Толстовский Кутузов – предельное выражение веры в добрую для России судьбу. «Помни, что… я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец». Князь Андрей – гордость Кутузова, человек, олицетворяющий честь и славу русского воинства. Он остается со своим полком, заботится о своих солдатах, понимает вполне то, что происходит в их душе, верит в небывалый патриотический подъем.
  • Облик Кутузова вызывает мысль о старом усталом отце. Толстовский Кутузов – предельное выражение веры в добрую для России судьбу.
  • «Помни, что… я тебе не светлейший, не князь и не главнокомандующий, а я тебе отец».
  • Князь Андрей – гордость Кутузова, человек, олицетворяющий честь и славу русского воинства. Он остается со своим полком, заботится о своих солдатах, понимает вполне то, что происходит в их душе, верит в небывалый патриотический подъем.
Пьер осматривает место будущего сражения (ХХ глава)  Почему впечатление от панорамы будущего боя автор «передает» невоенному Пьеру?

Пьер осматривает место будущего сражения (ХХ глава) Почему впечатление от панорамы будущего боя автор «передает» невоенному Пьеру?

Пьеру в этом судьбоносном для России бою должна открыться великая и простая правда. К этой правде ведет Толстой читателей с помощью Пьера. Героя все время сопровождает солнце. Это – символическое обозначение торжественности, значительности надвигающейся минуты. Чувства, овладевшие Пьером, станут началом его нравственного перерождения. Он впервые ощутил себя не одиноким, оторванным от всех обладателем огромного состояния, а частью единого множества людей. «Всем народом навалиться хотят. Одно слово – Москва!»
  • Пьеру в этом судьбоносном для России бою должна открыться великая и простая правда. К этой правде ведет Толстой читателей с помощью Пьера.
  • Героя все время сопровождает солнце. Это – символическое обозначение торжественности, значительности надвигающейся минуты.
  • Чувства, овладевшие Пьером, станут началом его нравственного перерождения. Он впервые ощутил себя не одиноким, оторванным от всех обладателем огромного состояния, а частью единого множества людей.
  • «Всем народом навалиться хотят. Одно слово – Москва!»
Сцена с иконой божьей матери В чем символическое значение этой сцены?

Сцена с иконой божьей матери

  • В чем символическое значение этой сцены?
Эпизод с иконой показывает единство всех людей без различия сословий перед лицом близкой смерти. Торжественность и значимость этой минуты сопоставима с Аустерлицем для князя Андрея, только теперь на пороге вечности стоят все – и рядовой, и фельдмаршал. Сила русских в единстве - заключает Толстой, в беззаветной вере, в любви к Отечеству. «Статичные» герои отторжены от народной среды, от «роевой жизни», от истины и от Бога
  • Эпизод с иконой показывает единство всех людей без различия сословий перед лицом близкой смерти. Торжественность и значимость этой минуты сопоставима с Аустерлицем для князя Андрея, только теперь на пороге вечности стоят все – и рядовой, и фельдмаршал. Сила русских в единстве - заключает Толстой, в беззаветной вере, в любви к Отечеству.
  • «Статичные» герои отторжены от народной среды, от «роевой жизни», от истины и от Бога
Духовный кризис князя Андрея Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни

Духовный кризис князя Андрея

  • Приближается минута, когда должна окончательно выявиться сущность каждого человека, определиться цена его жизни
Князь Андрей потерял веру во все, что ему казалось важным в жизни: в славу, в любовь, в общественное благо. Но он верит в нравственное чувство, объединяющее всех русских людей. «Война – самое гадкое дело в жизни… Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии…» «Мы выиграем сражение завтра»
  • Князь Андрей потерял веру во все, что ему казалось важным в жизни: в славу, в любовь, в общественное благо. Но он верит в нравственное чувство, объединяющее всех русских людей.
  • «Война – самое гадкое дело в жизни… Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии…»
  • «Мы выиграем сражение завтра»
Наполеон перед сражением   Каким рисует автор гениального полководца? Роль детали в эпизоде

Наполеон перед сражением Каким рисует автор гениального полководца? Роль детали в эпизоде

Ранение князя Андрея  Какие черты характера героя раскрываются в эпизоде?

Ранение князя Андрея Какие черты характера героя раскрываются в эпизоде?

Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. «А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал, и не понимаю». «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
  • Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему.
  • «А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал, и не понимаю».
  • «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»
Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.
  • Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородиным была наложена рука сильнейшего духом противника.
Сопоставление текста Толстого с историческими источниками https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-metodologicheskie-aspekty-istoricheskoy-reprezentatsii-borodinskogo-srazheniya-na-stranitsah-voyny-i-mira-l-n-tolstogo/viewer

Сопоставление текста Толстого с историческими источниками

  • https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-metodologicheskie-aspekty-istoricheskoy-reprezentatsii-borodinskogo-srazheniya-na-stranitsah-voyny-i-mira-l-n-tolstogo/viewer