СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка»

 Изобразительно-выразительные средства языка     Подготовлено Савенковой Е.Е., учителем русского языка и литературы МБОУ «Угранская СШ»

Изобразительно-выразительные средства языка

Подготовлено Савенковой Е.Е.,

учителем русского языка и литературы

МБОУ «Угранская СШ»

Лексические Синтаксические Морфологические Изобразительно-выразительные средства Фонетические Словообразовательные 2

Лексические

Синтаксические

Морфологические

Изобразительно-выразительные средства

Фонетические

Словообразовательные

2

общие лексико-фразеологические специальные (тропы) общие синтаксические фигуры речи звукопись Выразительные средства языка

общие

лексико-фразеологические

специальные (тропы)

общие

синтаксические

фигуры речи

звукопись

Выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка общие лексико-фразеологические специальные (тропы) общие синтаксические звукопись  Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, высокая лексика, просторечная лексика, термины, диалектизмы, канцеляризмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.

Изобразительно-выразительные средства языка

общие

лексико-фразеологические

специальные (тропы)

общие

синтаксические

звукопись

Многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, паронимы, фразеологизмы, высокая лексика, просторечная лексика, термины, диалектизмы, канцеляризмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы.

Специальные средства выразительности – тропы. Метафора Сравнение Эпитет Метонимия Синекдоха Олицетворение Гипербола Литота Перифраз(а) Ирония

Специальные средства выразительности – тропы.

Метафора

Сравнение

Эпитет

Метонимия

Синекдоха

Олицетворение

Гипербола

Литота

Перифраз(а)

Ирония

фигуры  речи (или стилистические фигуры).  Тропы Троп — изобразительный приём, состоящий в употреблении  слова или выражения в переносном значении.  Цель тропа - украсить речь, сделать её более выразительной.  Фигура речи —  это особое  синтаксическое построение, служащее для усиления выразительности речи .

фигуры речи

(или стилистические фигуры).

Тропы

Троп

изобразительный приём,

состоящий в

употреблении

слова или выражения

в переносном

значении.

Цель тропа - украсить

речь,

сделать её более

выразительной.

Фигура речи

это особое

синтаксическое

построение,

служащее для

усиления

выразительности речи .

Изобразительно-выразительные средства языка общие лексико-фразеологические специальные (тропы) общие синтаксические фигуры речи звукопись  Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, антитеза, градация, повтор, анафора, эпифора, параллелизм, градация, эллипсис, парцелляция, оксюморон

Изобразительно-выразительные средства языка

общие

лексико-фразеологические

специальные (тропы)

общие

синтаксические

фигуры речи

звукопись

Риторическое обращение, риторическое восклицание, риторический вопрос, антитеза, градация, повтор, анафора, эпифора, параллелизм, градация, эллипсис, парцелляция, оксюморон

Изобразительно-выразительные средства языка общие лексико-фразеологические специальные (тропы) общие синтаксические звукопись  Ряды однородных членов, неполные предложения, вводные слова, цитаты, вопросительные и восклицательные предложения, прямая речь.

Изобразительно-выразительные средства языка

общие

лексико-фразеологические

специальные (тропы)

общие

синтаксические

звукопись

Ряды однородных членов, неполные предложения, вводные слова, цитаты, вопросительные и восклицательные предложения, прямая речь.

    звукопись Изобразительно-выразительные средства языка общие лексико-фразеологические специальные (тропы) общие синтаксические риторические фигуры  Ассонанс, аллитерация, звукопись

  • звукопись

Изобразительно-выразительные средства языка

общие

лексико-фразеологические

специальные (тропы)

общие

синтаксические

риторические фигуры

Ассонанс, аллитерация, звукопись

Определите средства выразительности:   1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро…  А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение   2. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский)  А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон   3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова)  А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора   4. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин)  А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора   5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов)  А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Антитеза   5

Определите средства выразительности: 1. У колодца балагурит ветер, расплескалось полное ведро… А) Сравнение Б) Эпитет В) Антитеза Г) Олицетворение 2. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива. (Маяковский) А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Оксюморон 3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (Ахматова) А) Сравнение Б) Олицетворение В) Эпитет Г) Анафора 4. Есть тоска веселая в алостях зари. (Есенин) А) Сравнение Б) Метафора В) Оксюморон Г) Эпифора 5. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка (Грибоедов) А) Литота Б) Эпитет В) Гипербола Г) Антитеза

5

6) Ликует буйный Рим. (Лермонтов)  А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола   7) Гаснут красные крылья заката…(Есенин)  А) Метонимия Б) Оксюморон В) Метафора Г) Гипербола   8) Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям)  А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет   9) Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (Пушкин)  А) Анафора Б) Перифраз В) Аллитерация Г) Ассонанс   10) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;  Ты сам на свете был гоним,  Ты в людях только зло изведал…(Лермонтов)  А) Гипербола Б) Риторическое обращение В) Метафора Г) Анафора 5

6) Ликует буйный Рим. (Лермонтов) А) Метонимия Б) Перифраз В) Сравнение Г) Гипербола 7) Гаснут красные крылья заката…(Есенин) А) Метонимия Б) Оксюморон В) Метафора Г) Гипербола 8) Не станет нас! А миру хоть бы что. Исчезнет след! А миру хоть бы что. (Омар Хаям) А) Анафора Б) Эпифора В) Градация Г) Эпитет 9) Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (Пушкин) А) Анафора Б) Перифраз В) Аллитерация Г) Ассонанс 10) Ты дал мне жизнь, но счастья не дал; Ты сам на свете был гоним, Ты в людях только зло изведал…(Лермонтов) А) Гипербола Б) Риторическое обращение В) Метафора Г) Анафора

5

 «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство , как _____ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Из синтаксических средств  чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17 «Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова» ). Тем выразительнее редкие тропы , передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)». Список терминов:  1) эпитет  2) ряды однородных членов  3) ирония  4) метафора  5) профессиональная лексика  6) диалектизм  7) антитеза  8) сравнительный оборот
  • «Для того чтобы перенести читателя в военную Москву, Е. Воробьёв использует такое лексическое средство , как _____ («камуфляж», «перебросят» и др.). Автор скуп на развёрнутые описания. Из синтаксических средств чаще всего используются бессоюзные предложения и _____ (предложение 17 «Они перешли площадь, прошагали мимо Стереокино, мимо Центрального детского театра, постояли на площади Свердлова» ). Тем выразительнее редкие тропы , передающие эмоциональное состояние героев: _____ («в пепельном небе» в предложении 25) и _____ («в сердце росла гордость» в предложении 35)».

Список терминов: 1) эпитет 2) ряды однородных членов 3) ирония 4) метафора 5) профессиональная лексика 6) диалектизм 7) антитеза 8) сравнительный оборот

(1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве. (6)Самому дорогому ей человеку!  (11)Досада накапливалась.  (13)Открытая улыбка осветила ее лицо.  (15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь.  (31)С тех пор эти воспоминания для твоей души — открытая рана.   Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 8), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15).   Список терминов: 1) устойчивое выражение 2) лексический повтор 3) синтаксический параллелизм 4) метафора 5) метонимия 6) сравнение 7) эпитет 8) парцелляция 9) восклицательное предложение 5

(1)Напомню один случай, который произошёл на твоих глазах в детстве. (6)Самому дорогому ей человеку! (11)Досада накапливалась. (13)Открытая улыбка осветила ее лицо. (15)И вдруг… клубок шерстяных ниток озорно, как живой, выскочил из неуверенных рук, разматываясь и уменьшаясь. (31)С тех пор эти воспоминания для твоей души — открытая рана. Стиль А. Костюнина кажется намеренно простым. О сложном, о важном писатель говорит так, чтобы было понятно каждому. И всё же художественная проза А. Костюнина строится с использованием средств художественной выразительности: (А)_______(«на твоих глазах» в предложении 1, «изо всех сил» в предложении 8), (Б)_______(«досада накапливалась» в предложении 11, «осветила» в предложении 13, «открытая рана» в предложении 31), (В)_______(предложение 6), (Г)_______(«как живой» в предложении 15). Список терминов: 1) устойчивое выражение 2) лексический повтор 3) синтаксический параллелизм 4) метафора 5) метонимия 6) сравнение 7) эпитет 8) парцелляция 9) восклицательное предложение

5

(15)В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна.  (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают.  (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики.  (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить.  (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя.   Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»).   Список терминов: 1. анафора 2. метафора 3. гипербола 4. однородные члены  5. парцелляция 6. лексический повтор 7. противопоставление 8. эпитеты  9. контекстные синонимы 5

(15)В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24)Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которое невозможно победить. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. Размышляя о роли сказки в жизни каждого из нас, автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А)___ (предложения 15,16,19) и (Б)___ (предложения 23–24). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («отступать внутрь себя», предложение 28) и (Г)___ («храброе сердце», «заветные мечтания»). Список терминов: 1. анафора 2. метафора 3. гипербола 4. однородные члены 5. парцелляция 6. лексический повтор 7. противопоставление 8. эпитеты 9. контекстные синонимы

5

(1) О книгах, которые читают для развлечения, принято говорить пренебрежительно: «бульварное чтиво», «макулатура». (6) Конечно, чтение детектива (даже если это роман Конан Дойла или Агаты Кристи) и, скажем, Толстого — совсем разные занятия, и удовольствие здесь различной природы. (7) Некоторые книги, например Достоевского или Белля, выматывают душу. (8)Но ведь когда книга не нравится, ее бросают, а раз продолжают читать, значит, и она тоже доставляет удовольствие. (13) Эстетическое чувство есть у каждого человека, но его следует развивать, иначе эталоном прекрасного останутся пошловатые песенки и дешевые мелодрамы. (16)Более того, оно сделается и вовсе невозможным, если человек спросит: «Зачем мне это надо?» (18) Разве что старым афоризмом: «Если надо объяснять, то не надо объяснять». Размышляя о том, какие книги мы читаем и зачем, авторы, чтобы сделать движение своей мысли нагляднее и отчетливее, используют такие синтаксические средства выразительности, как скопление (А)___(предложения 6,7,8), а также (Б)___ (предложения 16,18). На лексическом уровне авторская мысль подчеркивается использованием (В)___ («выматывают душу», предложение 7) и (Г)___(«бульварное чтиво», «макулатура», «дешевые мелодрамы», предложения 1,13). Список терминов: 1. фразеологизм 2. метафора 3. гипербола 4. экспрессивная лексика 5. парцелляция 6. лексический повтор 7. вводные слова 8. эпитеты 9. предложения с прямой речью

5