СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение»

Тема. Олицетворение

Цель: познакомить учащихся с олицетворением как средством выразительности речи; формировать умение пользоваться им и находить в предложенных текстах. 

Задачи:

Образовательные: изучить понятие «олицетворение»;

Развивающие: прививать интерес к литературе через изучение и анализ  текстов классической литературы;

развивать творческие способности учащихся при создании своих текстов, анализировать, сравнивать и оценивать свои работы и работы одноклассников.

Воспитательные: формирование бережного отношения к языку.

Оборудование: учебник, толковый словарь, распечатка текстов, интерактивная доска.

Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

А.С.Пушкин

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания (взаимопроверка тетрадей).

3. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.

Тема нашего урока очень тесно связана с уроками литературы. Ведь речь пойдёт об олицетворении.

4.Объяснени нового материала.

1).Прочитайте стихотворение Тамары Лосевой «Детство».

y Детство

Где-то в перелесках* голубых,

Средь ветвей берёзок молодых,

Среди поля, в ровной борозде,

Затерялось детство в лебеде*.

Где-то спряталось среди полян,

На лугах, закутанных в туман,

В синеве обветренных цветов,

В запахе калиновых кустов.

Узенькой речушкой, не рекой,

Прячется в названье Упокой,

В деревушке, мало знаменитой,

В домике под старою ракитой*.


- О чём это стихотворение? ( В этом стихотворении говорится о детстве. Поэтесса пишет о нём, как о живом существе, рисуют его шаловливым деревенским ребёнком. («Затерялось детство», « спряталось среди полян», «прячется в деревушке, в домике»…)

-Найдите в словаре значения выделенных слов.

Словарь.

Перелесок – редкий лес, соединяющий лесные массивы.

Лебеда – травянистое растение, засоряющее посевы.

Ракита – дерево из рода ив, растущее по берегам рек.


2).Объяснение учителем нового материала.

   Тамара Лосева, действительно, увидела сходство между детством и резвым, шаловливым ребёнком. Это не случайно. Поэтесса родилась в Смоленске, но её детство прошло в деревне Станиславково Монастырщенского района. Негромкие, как задушевная песня, свежие, как утренняя роса, строки Тамары Лосевой образны, задушевны, лиричны.

      Но увидеть сходство между, казалось бы, разными предметами – задача нелёгкая. С ней может справиться только очень внимательный наблюдатель. На наших уроках мы с вами будем учиться у поэтов и писателей наблюдать, замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, мастера слова, постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением, в которых содержится не просто сходство предметов, а сходство художественное, которое позволяет нам не только увидеть сами предметы, явления, но и выразить своё отношение к ним: полюбоваться, насладиться их красотой.

      Так в нашем языке появляются особые выразительные средства – тропы, которые, по словам К. Паустовского, могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

Используя художественное сходство между шаловливым, озорным ребёнком и детством, поэтесса создала в этом стихотворении образ детства-непоседы. Такое очеловечивание неживых предметов, явлений называется олицетворением. Олицетворения используются при описании явлений природы, окружающих человека вещей, которые наделяются способностью чувствовать, мыслить, действовать (слайд).





3).Работа с учебником. Прочитать определение олицетворения в учебнике (стр.63) и сравнить его с таблицей.


5.Закрепление нового материала.

1).Спишите поэтические строки А.С.Пушкина и Г.Р.Державина и подчеркни те олицетворение.

2).Тренировочные упражнения. Найдите в предложенных отрывках олицетворения и выпишите 2-3 примера в рабочие тетради из каждого текста. 

Текст №1.

Разозлилась старуха зима, подула холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала по дорогам. Одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на ёлку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. (К. Ушинский)

Текст №2

Разгулялись ветры злые, вредные –

Продувают шерстяной платок,

И зима, как с перепугу, бледная

Выпускает белый ноготок…


Щёку мне безжалостно царапает,

Колется морозною пыльцой.

                                                       (Тамара Лосева)



Текст №3. Утро

Плавают яблони в белом тумане,

Будто русалки в пруду.

Белые кони припали губами

К мокрой траве в саду.


Утро дразнит росой молодою,

Птицы в небо зовут,

А я по земле иду за водою –

Сама, как туман, плыву.

                                                                              (Тамара Лосева)



Текст №4. Осень

Вот и осень… Желтеют листья

Возле школы на старых клёнах.

А рябина багровой кистью

Красит светлый край небосклона.


За околицей стынет солнце.

Паутинную шаль накинув,

Тихо-тихо в село крадётся

Осень мутная с ночью длинной.

                                                                                            (Тамара Лосева)



6.Подведение итога.

Сегодня мы познакомились с тропами, основу которых составляют слова с переносным значением. Именно в этих словах заключены и яркие образы предметов, и всевозможные краски, и звуки, и различные чувства, которые может испытывать человек. Поэтому очень важно научиться «всматриваться» и «вслушиваться» в слово, которое открывается не каждому, а только чуткому человеку, умеющему любить и ценить русскую речь(слайд).









7.Домашнее задание.1. Просмотреть видео https://youtu.be/nKMCNw8Rh_s.

2. Выучить п.22; выполнить упр.133на стр.63. Подготовиться к контрольной работе по теме.