СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9-ом классе на тему "Изобразительно-выразительные средства лексики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9-ом классе на тему "Изобразительно-выразительные средства лексики"»

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства лексики

Цели урока:

  1. Актуализировать и обобщить знания о изобразительно-выразительных средствах языка.

  2. Совершенствование навыков анализа текста художественного и публицистического стилей речи;

  3. Отработка заданий 10, 11, 12, 13 ОГЭ

Задачи:

- обучающие:  формирование навыков работы с выразительными средствами лексики;

- развивающие: развитие  творческих способностей учащихся; навыков публичного выступления;

- воспитательные: воспитание стремления к достижению поставленной цели; уверенности в себе, умения  работать в коллективе.

Тип занятия:  обобщение изученного.

Оборудование: компьютер, раздаточный материал.



  1. Орг.момент. Мотивация

Здравствуйте, ребята! Хотелось бы услышать, чем для вас является школа?

По определению гениального советского педагога-новатора Василия Александровича Сухомлинского школа является очагом культуры. Но!!! Лишь тогда, когда в ней царят четыре культа… Какие культы имел ввиду Сухомлинский, скажете мне вы в конце урока, исходя из смыслового содержания материалов наших с вами заданий.




  1. Подведение к теме урока.

Перед вами слово и его ??? Какой раздел науки о языке изучает слово и его лексическое значение? А что такое лексика? Для чего человеку необходима лексика?

Совсем скоро вам предстоит пройти первые важные испытания в вашей жизни. Это ОГЭ, среди которых ОГЭ по русскому языку. Сколько заданий вам предстоит выполнить? 13 заданий. Скажите, какое самое красивое, образное, эмоциональное задание ОГЭ? Задание, в котором можно оживлять, можно преувеличивать, сравнивать кого угодно с кем угодно, и даже можно великана превратить в мальчика с пальчика Скажите, пожалуйста, какие зашифрованные средства выразительности вы услышали в моей речи? Да, конечно! И тема нашего сегодняшнего с вами урока «Изобразительно-выразительные средства лексики». Запишите число, классная работа и тему урока.

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию



Лексические средства выразительности: 1) тропы: гипербола, литота, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет,  2) средства: синонимы, антонимы (в том числе контекстные), фразеологизмы, книжная, разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, архаизмы, историзмы, неологизмы, термины;

Что такое троп? Троп  – это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: гипербола, литота, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.

  • Литота – средство художественного изображения, основанное на преуменьшении размеров или свойств предмета, человека, явления.

  • Гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении размеров или свойств предмета, человека, явления.

  • Шаровары шириною с Черное море.

  • Мальчик с пальчик.

  • Мужичок с ноготок.

  • Ест за четверых, работает за семерых.

  • В сто сорок солнц закат пылал…

  • Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака.

  • Метафора – это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков. То есть метафора – сокращенное сравнение, лишенное союзов или других сравнительных слов. Метафору можно переделать в сравнение.

  • В крови горит огонь желанья. (Пушкин)

  • Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов. (Блок)

  • «мечты кипят" (А. С. Пушкин).

  • Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Ф.Тютчев)

  • Ее любовь к сыну была подобна безумию. 

  • Лавина писем с выражениями восхищения и восторга обрушилась на Андрея Васильевича.

  • Эпитет – это художественное, эмоциональное, красочное определение, подчеркивает свойства предмета.

  • Только в спальне горели свечи равнодушно – жёлтым огнём. (А.Ахматова)

Четвертый лишний:

  • 1) веселый ветер

  • 2) седая старина

  • 3) деревянный дом

  • 4) черная тоска

Сравните:

  • каменная стена / говорил с каменным лицом

  • !!! Не следует смешивать эпитет и обыкновенное определение. Определение указывает на признак предмета, а при помощи эпитета автор передает свое отношение к увиденному, подчеркивает определенный признак предмета/явления, воздействует на читателя.

  • Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Олицетворение создаётся обычно глаголами.

  • Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев)

  • О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? (Тютчев)

  • ...Нева всю ночь рвалася к морю против бури, не одолев их буйной дури... и спорить стало ей не в мочь.. (Пушкин)

  1. Закрепление материала.

  1. Выполнение интерактивных заданий на платформе РЭШ.

  2. Работа с текстом Пескова




















Работа с текстом

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру. 
(2) Однажды отец взял меня в город. (3)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (4)Там я увидел книгу. (5)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (6)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (7)Дома я целый вечер говорил только о книге. (8)И вот через две недели отец дал мне деньги. 

(9)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (10)Нет, книга лежала на месте. 

(11)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (12)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки.  (13)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (14)И вдруг – о ужас! (15)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (16) Я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (17)Через минуту уже весь вагон помогал нам.  (18)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (19)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал: 

– (20)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (21)Скажи мне, где ты живёшь? 

(22)Я плакал и не мог говорить. (23)Отец дал лётчику адрес. (24)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу. 

– (25)Достал? 

– (26)Достал, – засмеялся отец. 

(27)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках. 

(28)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (29)В пакете была книга и записка от лётчика: «Я же говорил, что мы достанем её». 

(30)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек. 

(31)С того времени прошло почти 30 лет. (32)Книжки в войну потерялись. (33)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (34)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего. 

(По В.М. Пескову*)

*Васи́лий Миха́йлович Песко́в (14 марта 1930 - 12 августа 2013)  — советский писатель, журналист и фотокорреспондент, тележурналист.













В школе, где работал известный педагог книгу превозносили, а личная библиотека Сухомлинского могла похвастаться девятнадцатью тысячами томов, которые были в свободном доступе для всех желающих. По МНЕНИЮ ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА, НЕ СТОИТ СТЕСНЯТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА, БЫТЬ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ И ИМЕТЬ ТОНКУЮ НАТУРУ. СТЫДИТЬСЯ ДОЛЖНЫ ТЕ, У КОГО ДУША «ОКАМЕНЕЛА И СТАЛА НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ», А ВОТ ЧТОБЫ СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ» НУЖНО УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ.



Задание 10. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Деньги на книгу с картинками нашлись только через две недели после того, как мальчик увидел её в магазине.

  2. Лётчик не сдержал обещание прислать мальчику книгу.

  3. Рассказчик сожалел о том, что во время войны книги потерялись.

  4. Незнакомые люди, проявившие сочувствие и бескорыстие, надолго остались в памяти рассказчика.

  5. В течение нескольких дней почтальон доставил мальчику семь одинаковых книг.




Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. Запишите номера ответов.

  1. А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция

  2. Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

  3. Книга исчезла между двойными окнами вагона.

  4. Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

  5. Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном.




Задание 12. В предложениях 31–34 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.




  1. Работа с фразеологизмами.

Признаки:

- неделимая по смыслу конструкция

- является одним членом предложения

- можно заменить одним синонимичным по значению словом

Фразеологизмы есть во многих языках мира, в том числе, конечно, и в осетинском языке.

Найдите пару русскому фразеологизму из числа осетинских:



У черта на куличках – авд хохы сарты

Яблоку негде упасть - къах рываран дзы най

Во весь голос – хъаласы дзаг

Провалиться сквозь землю – заххы бын ныххауд

Без царя в голове – йа сар ыл на уаз каны









  1. Работа по видеофрагменту

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли изучать родной язык?» Дайте определение выражению РОДНОЙ ЯЗЫК  и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из видеоролика, а другой – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70слов.
Зачем изучать родной язык?

Во-первых, родной язык является ключом к культурному наследию того народа, которому принадлежит говорящий. Язык несет в себе историю, традиции, обычаи и ценности, которые передаются из поколения в поколение.

Во-вторых, родной язык - это основное средство общения с членами своего общества. Навыки коммуникации на родном языке облегчают взаимопонимание с семьей, друзьями, коллегами и обществом в целом. Думаю, именно поэтому браки между представителями разных национальностей не всегда бывают удачными.

В-третьих, люди, владеющие несколькими языками, часто демонстрируют более высокий уровень когнитивных навыков.

В-четвертых, знание родного языка может быть ценным активом в профессиональной сфере. Многие работодатели ценят сотрудников, способных эффективно общаться на родном языке, что может быть особенно важно в международных и многоязычных командных средах. Кроме того, на мой взгляд, вызывают уважение люди, владеющие в совершенстве родным языком. Человек, знающий свой народ, его традиции и обычаи, безусловно, сможет стать симпатичным для любого начальника, для всех коллег.

В-пятых, родной язык часто является ключевым элементом личной идентичности. Изучение и поддержание родного языка помогает сохранить связь с корнями, что важно для формирования самосознания и понимания себя. Родной язык предоставляет доступ к литературным и художественным произведениям, созданным в этом языке. Это может обогатить ваше понимание мира и предоставить уникальные перспективы и идеи.

  1. Работа по тексту песни


«Песня о России» (В. Локтев - О. Высотская)


Исполняет: ансамбль им. Локтева, солистка Лена Зайцева, 1968 год




Посмотри, как все красиво, посмотри, простор какой!
Точно мать, склонилась ива над заснувшею рекой.
Ветерок метнулся разом, облаков прорвав кольцо,
И ромашка желтым глазом смотрит
солнышку в лицо.

Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете нет страны ее родней,
Нет страны ее родней, нет страны ее родней!

Посмотри, леса какие и сады шумят кругом!
Наша Родина Россия хорошеет с каждым днем.
Видишь, яблони и сливы вдоль дороги стали в ряд?
О житье-бытье счастливом в русских селах говорят.



Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете нет страны ее родней,
Нет страны ее родней, нет страны ее родней!

И березку молодую, и кустарник, и траву,
Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову.
Хорошо костер походный на поляне разжигать,
Хорошо в стране свободной мне с друзьями подрастать.

Над Россией солнце светит, и дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете нет страны ее родней,
Нет страны ее родней, нет страны ее родней!









  1. Работа по картине.

Родина-это ласковая и требовательная мать. Матери больно, если ее сын стал плохим человеком - ленивым, бессердечным, слабовольным, лицемерным, нечестным. Родине, как родной матери, больно, если ты не станешь настоящим человеком. Живи и трудись так, чтобы Родина гордилась тобой. Умей увидеть самого себя с наивысшей вершины с точки зрения высших интересов родного народа. 


Молодцы, вы хорошо поработали! А сейчас я хочу вернуться к человеку, со слов которого мы начали наш урок. Прежде чем мы еще раз обратимся к его высказыванию, послушай те небольшую информацию об этом педагоге, человеке с большой буквы.

Со слов родных известно, что рабочий день у Василия Александровича начинался в четыре утра, при этом заканчивался достаточно поздно. О том, что количество его знаний напоминает энциклопедию, ходили слухи и легенды. Являясь преподавателем украинской литературы и языка, Сухомлинский тем не менее досконально знал всю школьную программу и с легкостью заменял любого педагога, в любом классе.

Каждый день встречал на крыльце школы своих учителей и учеников, и каждого знал не только в лицо, но и по имени. Как говорили многие, кто знал этого великого человека , «он жил школой и практически в школе».

В школе, где работал известный педагог книгу превозносили, а личная библиотека Сухомлинского могла похвастаться девятнадцатью тысячами томов, которые были в свободном доступе для всех желающих. По МНЕНИЮ ВЕЛИКОГО ПЕДАГОГА, НЕ СТОИТ СТЕСНЯТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОИ ЧУВСТВА, БЫТЬ ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ И ИМЕТЬ ТОНКУЮ НАТУРУ. СТЫДИТЬСЯ ДОЛЖНЫ ТЕ, У КОГО ДУША «ОКАМЕНЕЛА И СТАЛА НЕЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ», А ВОТ ЧТОБЫ СТАТЬ «ЧЕЛОВЕКОМ» НУЖНО УЧИТЬСЯ ВСЮ ЖИЗНЬ.





























Практическая работа

Совместите название тропа, его определение и пример, иллюстрирующий его. Например: 1 – 1) - а; 2 –2) - б и т. д.

Троп

Определение

Пример

1. Эпитет

1) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличения размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

А. В сорок солнц закат пылал…

В. Маяковский

2. Метафора

2) Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

Б. В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… А сам с ноготок!

Н. Некрасов

3. Гипербола

4) Слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество.

В. В саду горит костёр рябины красной…

С. Есенин

4. Сравнение

5) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов или явлений (скрытое сравнение).

Г. Он боролся, будто живое существо, еще более величественный среди ревущего моря и громовых взрывов.

А.Толстой

5. Литота

3) Это сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Д. Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.

М. Ю. Лермонтов