СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока "Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии" 

Просмотр содержимого документа
«Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии»

Изобразительно – выразительные возможности лексики и фразеологии.


ЦЕЛЬ: повторить лексические и фразеологические единицы языка; владеть нормами словоупотребления; уметь пользоваться фразеологическими, толковыми, этимологическими словарями, словарями синонимов; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность.

Оборудование: словари иностранных слов, фразеологический, толковый, этимологический словари, словарь синонимов, видеофрагмент фильма «Мастер и Маргарита».

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I Организационный этап

II Актуализация опорных знаний


III Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

1.Учитель: «Выразительность, образность»

красноречие есть искусство

о всякой данной материи

красно говорить и тем преклонять

других к своему мнению».

(М. Ломоносов)

Обратимся к высказыванию Ломоносова. В этом определении подчеркивается характерный признак культуры речи. Ломоносов утверждает, что говорить образно, выразительно важно для того, чтоб с большей силой воздействовать на слушателей. Что же делает речь образной? Какие выразительные средства языка? Ресурсы выразительных средств языка неисчерпаемы. Выразительность речи во многом зависит от того, в какой степени говорящий знаком с художественными приемами, традиционно называемыми тропами. К тропам относятся метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, сравнения, эпитеты и т.д.

2.Беседа по расшифровке терминов-понятий из домашнего задания.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Эпитеты

Сравнение

Метафора

Олицетворение

Градация

Оксюморон

Антитеза

Перифраза

Литота----- Гипербола

Метонимия

Синекдоха

Анафора -- Эпифора


IV Работа по теме

1.Основные аспекты культуры речи (по конспекту)

2.Просмотр видеофрагмента из фильма «Мастер и Маргарита» (перед просмотром даются ориентировочные установки для последующего обсуждения диалога).

3.Этап закрепления и применения знаний и умений. Обсуждение диалога Понтия Пилата с Иешуа с точки зрения требований культуры речи.

4. Работа с текстом песни В.Егорова (бард) «Я вас люблю, мои дожди».

Задача: выписать из стихов В.Егорова примеры сравнений, олицетворений, метафор, анафоры и т.п.

V Рефлексия. Подведение итогов.

VI Домашнее задание.


Пословицы, взятые из сборника В.И.Даля, характеризуют русский народный речевой идеал. Проиллюстрируйте их.

  1. Язык поит и кормит, и спину порет.

  2. Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

  3. Много наговорено, да мало переварено.

  4. Не всякому слову верь, не всякую правду сказывай.

  5. Кстати промолчать, что большое слово сказать.