СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное искусство 5 класс. Внутренний мир русской избы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответстивии с ФГОС. Данная тема позволяет раскрыть национальные особенности, историю формирования, самобытность культурыРоссии.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное искусство 5 класс. Внутренний мир русской избы»

Учитель: Лядев Владимир Васильевич

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 5

Автор УМК: Б. М. Неменский

Тема урока: Внутренний мир русской избы

Тип урока: комбинированный (урок нового знания и практической работы)

Цель урока: приобщение учащихся к историческим корням русской

культуры , способствующим формированию у школьников

общечеловеческих ценностей.

Задачи:

1) познакомить учащихся с мудрой организацией русским человеком внутреннего пространства своего жилища;

2) формировать у учащихся чувство уважения к мировоззрению русского человека, к его мифоязыческому восприятию картины мира и собственного места обитания;

3) развивать навыки изображения интерьера избы сначала в рисунке, а затем в цвете.

Образовательные ресурсы: учебник «Изобразительное искусство» (авторы:

Н. В. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского), презентация «Украшение русской избы», презентация «Внутренний мир русской избы» , ПК, альбом для рисования, карандаш, литературный материал.

Планируемые результаты:

Личностные - уважительно относиться к культуре народного искусства;

- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные - использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции;

- выполнять эскизы экстерьера русской избы;

- уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Метапредметные

Познавательные УУД - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала.

Регулятивные УУД - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.



Х О Д У Р О К А


Виды деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

( 1-2 мин.)

Цель: Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке





2.Актуализация опорных знаний (методом фронтального опроса) 8-10 мин

Цель:

Определение границ знания и незнания.










































































3Постановка учебной задачи

(1-3 мин.)

Цель:

Формирование и развитие ценностных ориентиров к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.


4. Решение учебной задачи.

(14-16 мин.)

Цель:

Формирование и развитие ценностных ориентиров к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания






















































































































































































































































5.Самостоятельная (творческая) работа с самопроверкой по эталону(10-12 мин.)

Цель:

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.















6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.(2-3мин.)

Цель: Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения,самооценке знаний и способов действий.











7.Задание на дом

( 1 мин)

Цель:

Формировать умение самостоятельно организовать свою учебную деятельность

Приветствует учащихся, организует готовность учащихся к предстоящей деятельности, готовит их к восприятию новой темы









Ребята! Мы с вами живем на земле, именуемой Россией. Среди сидящих в классе есть представители разных национальностей и вероисповеданий, но вы, как потенциально образованные люди должны быть знакомы с культурой народа той страны, в которой живете. Давайте прикоснемся к ее корням.

На предыдущих уроках мы уже говорили об образе мироздания, который создал себе в эпоху язычества русский человек.

Давайте поговорим об этом.

- Скажите, с чем ассоциировался у древнего русского человека образ мироздания?




- Из скольких частей состояло «древо жизни»?










-Как вы думаете, для чего человек стремился создавать свой мир, свой дом?





- А по какому принципу строил дом русский человек?





Идет показ фильма-презентации №1»Украшение русской избы»



-Какие части дома , по представлению русского человека, являются частями космических стихий?




- Можно ли сказать, что человек одушевлял избу?



- А для чего украшали резьбой и росписью русские избы?




Вот как написал о русской избе поэт В.Федотов:


Глаголем, кошелем и брусом

Дом строили с резным

крыльцом

С обдуманным мужицким

вкусом

И каждый со своим лицом.


-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русской избы?









А теперь, друзья, войдем в крестьянское жилище.

(Идет показ фильма - презентации №2 «Интерьер русской избы»)


Л.Мей.

В низенькой светелке со

створчатым окном

Светится лампадка в сумраке

ночном.

Слабый огонечек то совсем

замрет,

То дрожащим светом стены

обольет.

Новая светелка чисто

прибрана:

В темноте белеет занавес

окна,

Пол оструган гладко, ровен

потолок,

Печка развальная стала в

уголок.

По стенам - укладки с

дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая

ковром…


…Внутренний мир крестьянской избы…

Здесь существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все, как в природе – гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет, связь с общим миром.

Простой крестьянский дом

Состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.


Под материальным центром мы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния.

В крестьянском доме источником всего этого была печь – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь – распространенный персонаж русских сказок.


-Напомните мне те сказки, в которых персонажем является печь.


-Можете назвать пословицы в которых упоминается о печи.


Популярная на русской земле с 15 века «русская печь» служила и служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи, для заготовки впрок продуктов – например, сушеных грибов, ягод, фруктов.

На печи можно « погреть косточки» старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Даже помыться в печи можно было!


Обратите внимание на отдельные детали и форму печи.



Перед устьем печи устроен шесток, на котором размещали чугунки.

Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины .а в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи можно увидеть углубление для хранения дров.

Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно разогревать до 200 градусов. При такой температуре можно печь хлеб.

Разогретое горнило часами хранит тепло – в нем можно «топить молоко», варить рассыпчатые каши , готовить жаркое.

Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставятся в печь и вынимаются из нее чугунки. А рядом кочерга мешать горящие дрова и лопата для выпечки хлеба.


Послушайте, как мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов:

«Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь была нужна в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу».


Где же в избе располагалась печь ? Печь клали справа или слева от входной двери.


Обратите внимание, как настилались полы по отношению к двери и окнам?


Да, совершенно верно – и полы, и домотканые половики на них постилались от двери к передним окнам – это было выражением идеи пути-дороги.

Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. А около печи укрепляли деревянный настил, на котором спали – полати.

Вдоль стен были укреплены лавки, на них спали , работали, играли дети.

Почти в каждой избе был ткацкий станок – кросно -, на нем женщины ткали. Его украшали круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.

Для новорожденных к центру матицы подвешивали нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки.

Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или кованный светец ( кусок шнура в масле), которые подвешивались к потолку или ставились на стол.


А в переднем углу находился духовный центр дома (духовный от слова душа).

Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.

Скажите, к кому обращались люди, чтобы поделиться бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья?


В каждом доме был лик Господа – иконы. А иконы располагались в «красном» (переднем, большом, святом) углу избы, обращенном к юго-востоку. С востоком у русского человека соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете, надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами.

С эпитетом «красный» очень многое связано. Вспомните: красна девица –красивая девица.

В «красном» углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам – белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. «Красный» угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи; самых дорогих гостей усаживали в « красном» углу, на «красную» лавку за стол.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала. Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.


- Что же нового вы узнали сегодня на уроке?




- А зачем нам это нужно знать?








- Так о чем можно судить по внутреннему убранству русской избы?






Посмотрите еще раз фильм-презентацию «Внутренний мир русской избы», вглядитесь в отдельные элементы интерьера и решите для себя , какой элемент интерьера русской избы вы будете изображать.



  Последовательность изображения крестьянского интерьера:

  1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.

  2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.


- При помощи карандаша изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию


 Обсуждение: правильность «построения» внутреннего мира русской избы на рисунках, тем самым повторяем пройденный материал.
Вопросы для закрепления новой темы:
Из каких предметов быта состоял интерьер жилища?
Как украшен каждый предмет?

Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Что у тебя хорошо получилось?

Какую оценку ты себе поставишь?
Ведь и не могло быть иначе.
Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Подобрать иллюстрации с изображением внутреннего убранства избы.

До новых встреч!



Выполняет самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных

принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.




















- Образ мироздания у человека в древности ассоциировался с древом жизни.


- «Древо жизни» состояло, по представлению наших предков, из верхней части (крона, небесная жизнь) –«правь»; средней наземной части (ствол, земная жизнь) – «явь»; нижней подземной части (корни) – «навь».


- По-моему, человек создавал свой дом, потому что чувствовал себя незащищенным от космических сил и стихий.


- Русский человек рубил себе избу по модели мироздания, соединяя в ней три космические стихии – небо, землю и подземный мир.

Учащиеся смотрят фрагмент фильма-презентации


- Фронтон избы (чело) олицетворял небо, сруб олицетворял земную жизнь, подпол – подземную, загробную жизнь.


- Да, это так. У дома есть чело – лоб, лицо с глазами- окнами.


- Декоративные элементы украшения избы выполняли роль оберегов от врагов, невзгод, бед и имели практическое назначение.










Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.







Учащиеся смотрят фильм- презентацию


























































- Это сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», сказки про Бабу-Ягу


-«Печь краса – в доме чудеса!»

-«Что есть в печи – все на стол мечи!»













Дети смотрят фрагмент фильма- презентации.


















































-Печь обычно располагалась по левую руку от входа в избу.


- Полы настилали в направлении от двери к передним окнам (окнам, выходящим на улицу)















































-Люди в этом случае обращались к Богу.







































- Сегодня мы узнали , как издревле обустраивался быт русского крестьянина.


-Мы должны быть знакомы с культурой края, в котором живем,

знать ее истоки и бережно , с уважением относиться к ее традициям.


- Интерьер избы – это целое искусство, в котором отражается мудрость народная : человек создавал свой дом, который отражал мир, в котором он жил.




- Учащиеся смотрят фильм – презентацию.







Дети приступают к выполнению задания.















Для самопроверки высвечивается слайд с примерами на экране.


Демонстрация выполненных работ детей.  

Учащиеся совместно с учителем дают оценку своим работам.


Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.










Дети записывают задание в дневники.