ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития МБОУ СОШ № 11в соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (редакция 2016г);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850
Общая характеристика курса
Цели: формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников.
Образовательные задачи:
формирование жизненно необходимых умений и навыков, обучение технике правильного выполнения изделий по образцу;
формирование трудовых навыков прикладного характера;
формирование пространственной ориентации;
учить планировать свою работу, осознавать логическую последовательность определённых действий;
обучение способам работы с различными материалами и инструментами.
Коррекционно- развивающие задачи:
-формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки в зависимости от их свойств;
-формирование умений ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-развитие способности планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
-формирование умения контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
- развитие у учащихся зрительного внимания восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу) на формирование представлений;
- совершенствование мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков.
Воспитательные задачи:
-воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе);
-воспитание уважения к людям труда;
-формирование трудовых качеств.
-воспитывать самостоятельность, целенаправленность и терпеливость, работоспособность, прививать интерес к обучению, воспитание положительных качеств личности;
. Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность» (рисование, лепка, аппликация)
Место предмета в учебном плане
Реализация рабочей программы учебного предмета «Изобразительная деятельность» (1 класс) в 2017-2018 учебном году рассчитана на 99 часов (33 учебные недели, по 3 часа в неделю.) Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика,сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни или отмены занятий по метеоусловиям
Учебно-тематический план
№ | Вид занятия | Кол.часов | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1 | Вводный инструктаж | 4 | 4 | | | |
2 | Рисование | 32 | 8 | 7 | 9 | 8 |
3 | Лепка | 31 | 7 | 7 | 9 | 8 |
4 | Аппликация | 32 | 5 | 9 | 9 | 9 |
| Всего | 99 | 24 | 23 | 27 | 25 |
Содержание программы
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаниями, умениями и навыками базового уровня учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений, что соответствует требованиям адаптированной образовательной программы основного общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Структура рабочей программы представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку; содержание курса «Изобразительная деятельность»; календарно-тематическое планирование; контроль усвоения знаний; критерии оценок по учебному предмету; планируемые результаты изучения учебного предмета, курса; список основной, дополнительной литературы; электронные образовательные ресурсы.
Планируемые результаты
Предполагается то, что учащиеся будут знать и уметь:
-сгибать бумагу, складывать по возможности пополам;
-отщипывать кусочки от целого куска пластилина, скатывать в мелкие шарики, скатывать столбики.
-названия видов бумаги, свойства бумаги, картона, названия выполняемых поделок, фигур и построек; название конструкторов и их деталей. низким уровнем.
Принципы: принцип коррекционной направленности в обучении;
-принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
-принцип научности и доступности обучения;
-принцип систематичности и последовательности в обучении;
-принцип наглядности в обучении;
-принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Концепция рабочей программы: ученик, способный применять полученные знания по предмету для приобретения знаний по другим предметам (математике, изобразительному искусству, чтению и письму, развитию устной речи).
Программа формирования базовых учебных действий
Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:
1.Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2.Формирование учебного поведения:
• направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
• умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3.Формирование умения выполнять задание:
• в течение определенного периода времени,
• от начала до конца,
• с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Материально-техническое обеспечение
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
1. Методические журналы по искусству.
2. Учебно-наглядные пособия.
3. Альбомы по искусству.
2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.
1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.
2. Электронные библиотеки по искусству.
3. Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, бумага А4, фломастеры, карандаши, кисти, пластилин.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол.часов | Дата по плану | Дата по факту |
I четверть (24 часа) |
-
| Вводный урок. Выявление знаний, умений, навыков. | 1 | | |
-
| Правила поведения на уроке. Техника безопасности. | 1 | | |
-
| Пластилин. Глина. Тесто. Правила работы. ТБ. | 1 | | |
-
| Разминание и раскатывание пластилина. | 1 | | |
-
| Отрывание и откручиваниекусочка материала от целого куска. | 1 | | |
-
| Лепка. «Ягоды». | 1 | | |
-
| Вводный урок. Выявление знаний, умений, навыков. | 1 | | |
-
| Знакомство с понятиями «верх», «низ». | 1 | | |
-
| Знакомство с основными цветами и заучивание их. | 1 | | |
-
| Ягоды на кустах. Рисование точек. | 1 | | |
-
| «Идёт дождь». Рисование прямых и наклонных линий | 1 | | |
-
| «Дорисуй у ёжика иголки». Рисование вертикальных инаклонных линий. | 1 | | |
-
| Вводный урок. Выявление знаний, умений, навыков. | 1 | | |
-
| Сгибание бумаги пополам. | 1 | | |
-
| Нарви ленточек из бумаги. | 1 | | |
-
| Коллекция цветной бумаги (2-3цвета). | 1 | | |
-
| «Книжечка» (из двух листов бумаги). | 1 | | |
-
| Размазывание пластилина по шаблону. Фрукты. | 3 | | |
-
| Закрашивание внутри контура. Фрукты | 3 | | |
-
| Аппликация. Фрукты (метод обрывания бумаги). | 1 | | |
II четверть (24 часа) |
-
| Аппликация. Фрукты (метод обрывания бумаги). | 2 | | |
-
| Размазывание пластилина по шаблону. Овощи. | 2 | | |
-
| Закрашивание внутри контура. Овощи. | 2 | | |
-
| Аппликация. Овощи (метод обрывания бумаги). | 2 | | |
-
| Лепка «Мяч». | 1 | | |
-
| Рисование круглых форм. | 1 | | |
-
| Аппликация мяч (метод обрывания). | 1 | | |
-
| Лепка «Ваза» (катание колбаски). | 1 | | |
-
| Закрашивание внутри контура. Ваза. | 1 | | |
-
| Аппликация метод обрывания «Ваза». | 1 | | |
-
| Напечём лепёшки бабушке. | 1 | | |
-
| Рисование «Блинчики для мамы». | 1 | | |
-
| Аппликация «Узор в полосе». | 1 | | |
-
| Лепка. Ягоды на блюдце. | 1 | | |
-
| Рисование. Ягоды на блюдце. | 1 | | |
-
| Аппликация. Ягоды на блюдце. | 1 | | |
-
| Лепка. Шарики. | 1 | | |
-
| Рисование. Воздушные шары. | 1 | | |
-
| Аппликация. Воздушные шары. | 1 | | |
-
| Лепка. Орешки. | 1 | | |
III четверть (27часов) |
-
| Рисование. Разноцветные колеса. | 1 | | |
-
| Аппликация в полосе. Шарики и кубики. | 1 | | |
-
| Лепка. Снежные комочки (большие и маленькие). | 1 | | |
-
| Рисование. Снежные комочки (большие и маленькие). | 1 | | |
-
| Аппликация Снежные комочки (большие ималенькие). | 1 | | |
-
| Лепка. Снеговик. | 1 | | |
-
| Рисование. Снеговик. | 1 | | |
-
| Аппликация. Снеговик. | 1 | | |
-
| Лепка. Елочка. | 1 | | |
-
| Рисование. Елочка. | 1 | | |
-
| Аппликация. Елочка. | 1 | | |
-
| Лепка. Пирамидка. | 1 | | |
-
| Рисование. Пирамидка. | 1 | | |
-
| Аппликация. Пирамидка. | 1 | | |
-
| Лепка. Светофор. | 1 | | |
-
| Рисование. Светофор. | 1 | | |
-
| Аппликация. Светофор. | 1 | | |
-
| Лепка. «Гриб со шляпой». | 1 | | |
-
| Рисование. «Гриб со шляпой». | 1 | | |
-
| Аппликация. «Гриб со шляпой». | 1 | | |
-
| Лепка. Флажок. Размазывание пластилина по шаблону. | 1 | | |
-
| Рисование. Красивые флажки.Аппликация. Флажок. | 1 | | |
-
| Лепка. Гусеница. | 1 | | |
-
| Рисование. Гусеница. | 1 | | |
-
| Аппликация. Гусеница. | 1 | | |
-
| Лепка. Домик для зайки. | 1 | | |
-
| Закрашивание внутри контура. Разноцветные дома. | 1 | | |
IV четверть (24 часа) |
-
| Аппликация. Высокие и низкие дома (готовые формы). | 1 | | |
-
| Лепка. Мисочки для трех медведей. | 1 | | |
-
| Рисование. Красивая тарелочка (готоваяформа). | 1 | | |
-
| Аппликация «Красивая тарелочка». | 1 | | |
-
| Лепка. Чашечки для трех медведей. | 1 | | |
-
| Рисование. Красивая чашка (готовая форма). | 1 | | |
-
| Аппликация. Красивая чашка. | 1 | | |
-
| Лепка. Платье для матрешки. | 1 | | |
-
| Рисование. Красивое платье (штриховка). | 1 | | |
-
| Аппликация. Платье для куклы. | 1 | | |
-
| Лепка. Брюки для Вовы (размазываниепластилина) | 2 | | |
-
| Рисование. Брюки для Вовы (штриховка). | 1 | | |
-
| Аппликация. Красивые брюки. | 1 | | |
-
| Лепка. Поезд (размазывание пластилина). | 1 | | |
-
| Рисование. Красивый поезд. | 2 | | |
-
| Аппликация. Поезд. | 1 | | |
-
| Лепка. Грузовик (размазывание пластилина). | 1 | | |
-
| Рисование. Грузовик. | 1 | | |
-
| Аппликация. Красивый грузовик. | 1 | | |
-
| Лепка. Цветочки. | 1 | | |
-
| Рисование. Красивый цветок. | 1 | | |
-
| Аппликация. Красивые цветы. | 1 | | |
| | 99часов | | |