СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изобразительное Искусство Эпохи Возрождения

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой комплексную работу по Мировой Художественной Культуре, освещающая итальянское изобразительное искусство  эпохи Возрождения  и  основоположников.      

Просмотр содержимого документа
«Изобразительное Искусство Эпохи Возрождения»

Изобразительное искусство эпохи Возрождения Ренессанс

Изобразительное искусство эпохи Возрождения

Ренессанс

Возрождение  Ренессанс  (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri – «снова» или «заново» и nasci – «рожденный») – эпоха, которая имеет мировое значение в истории европейской культуры. Охватывает период с XIV века по конец XVI – начало XVII века Истоки зарождения - Италии

Возрождение Ренессанс

  • (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от re/ri – «снова» или «заново» и nasci – «рожденный») – эпоха, которая имеет мировое значение в истории европейской культуры.

Охватывает период с XIV века по конец XVI – начало XVII века

  • Истоки зарождения - Италии
В художественной культуре итальянского Возрождения выделяют следующие периоды:   Проторенессанс, или Предвозрождение  (вторая половина XIII—XIV вв.) , Раннее Возрождение ( кватроченто XV в.) , Высокое Возрождение  (чинквеченто конец XV — первая треть XVI в.) Позднее Возрождение  (середина и вторая половина XVI в.) Северное возрождение ( XV-XVI вв. – Нидеоланды, Франция, Германия, Великобритания)

В художественной культуре итальянского Возрождения выделяют следующие периоды:

  • Проторенессанс, или Предвозрождение (вторая половина XIII—XIV вв.) ,
  • Раннее Возрождение ( кватроченто XV в.) ,
  • Высокое Возрождение (чинквеченто конец XV — первая треть XVI в.)
  • Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.)
  • Северное возрождение ( XV-XVI вв. – Нидеоланды, Франция, Германия, Великобритания)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА И  РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ Основные черты: Интерес к Античности Восприятие человека как сознательной и мыслящей личности Роль личности в воспитании общества Иное осмысление христианской истории Светское начало , историческая тематика, портретный, бытовой и пейзажные жанры Пространственность и пластичность форм

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ПРОТОРЕНЕССАНСА

И

РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные черты:

  • Интерес к Античности
  • Восприятие человека как сознательной и мыслящей личности
  • Роль личности в воспитании общества
  • Иное осмысление христианской истории
  • Светское начало , историческая тематика, портретный, бытовой и пейзажные жанры
  • Пространственность и пластичность форм
Джотто – «лучший в мире живописец» . Проторенессанс. Джотто ди Бондоне  (итал.  Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция ) – итальянский художник и архитектор,  основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Джотто – «лучший в мире живописец» . Проторенессанс.

Джотто ди Бондоне  (итал.  Giotto di Bondone, июль 1266, Веспиньяно – 8 января 1337, Флоренция ) –

итальянский художник и архитектор,

основатель итальянской школы живописи, один из крупнейших реформаторов в истории европейского искусства.

Особенности творчества: в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни Новый принцип построения пространства, изображение интерьера и пространства живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья Сон Иоакима. Сцены из жизни Иоакима

Особенности

творчества:

  • в полной мере утверждает ценность реальной человеческой жизни
  • Новый принцип построения пространства, изображение интерьера и пространства
  • живые и наглядно трактованные образы противостоят по своему характеру абстрактно-символическому искусству Средневековья

Сон Иоакима. Сцены из жизни Иоакима

Фрески Джотто ди Бондоне: Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Сцены из жизни Христа

Фрески Джотто ди Бондоне:

Взятие Христа под стражу (Поцелуй Иуды). Сцены из жизни Христа

Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску). Легенда о святом Франциске Местонахождение: Церковь Сан-Франческо, Ассизи

Величание простого человека (Юродивый предсказывает грядущую славу молодому Франциску). Легенда о святом Франциске

Местонахождение: Церковь Сан-Франческо, Ассизи

Мадонна Оньиссанти (Маэста) – единственный сохранившийся до наших дней алтарный образ Джотто. В отличие от других известных работ художника, «Мадонна Оньиссанти» не фреска, а картина, написанная на деревянной основе водными красками. Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция

Мадонна Оньиссанти

(Маэста)

– единственный сохранившийся до наших дней алтарный образ Джотто. В отличие от других известных работ художника, «Мадонна Оньиссанти» не фреска, а картина, написанная на деревянной основе водными красками.

Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция

СТРАШНЫЙ СУД Связь Христа со страшным Адом живописец выделил особенно: с помощью ярких, плотных линий, похожих на кровеносные реки, он показывает дорогу, которая будет для всех непрощенных и грешных последней перед тем, как их навсегда заберет царство вечных страданий и мучений. Местонахождение: Капелла Скровеньи, Падуя

СТРАШНЫЙ

СУД

Связь Христа со страшным Адом живописец выделил особенно: с помощью ярких, плотных линий, похожих на кровеносные реки, он показывает дорогу, которая будет для всех непрощенных и грешных последней перед тем, как их навсегда заберет царство вечных страданий и мучений.

Местонахождение: Капелла Скровеньи, Падуя

Преодолев византийский канон, его «Оплакивание» открыло для искусства множество неизведанных приёмов и новых возможностей. «Пьета» (греческое слово, обозначающее оплакивание) совсем скоро станет очень востребованным сюжетом итальянской живописи. Оплакивание Христа Местонахождение:  Капелла, Скровенье. Падуа

Преодолев византийский канон, его «Оплакивание» открыло для искусства множество неизведанных приёмов и новых возможностей. «Пьета» (греческое слово, обозначающее оплакивание) совсем скоро станет очень востребованным сюжетом итальянской живописи.

Оплакивание Христа

Местонахождение:  Капелла, Скровенье. Падуа

Живопись Раннего Возрождения ( кватроченто XV в.) Триумфальный период в развитии искусства. Искусство выполняет роль универсального способа познания окружающего мира Основывается на точных науках Постижение механизма движения человеческого тела

Живопись Раннего Возрождения ( кватроченто XV в.)

  • Триумфальный период в развитии искусства.
  • Искусство выполняет роль универсального способа познания окружающего мира
  • Основывается на точных науках
  • Постижение механизма движения человеческого тела
Томмазо Мазаччо  - полное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи  (21 декабря 1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана —1428, Рим). — прославленный живописец эпохи раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, мастер флорентийской школы .

Томмазо Мазаччо - полное имя Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (21 декабря 1401, Сан Джованни Вальдарно, Тоскана —1428, Рим).

прославленный живописец эпохи раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, мастер флорентийской школы .

Триптих Сан Джовенале - из церкви св. Ювеналия Пластика форм и смелость ракурсов создают впечатление массивной объёмности, какого в итальянской живописи не существовало до этого.

Триптих Сан Джовенале - из церкви св. Ювеналия

Пластика форм и смелость ракурсов создают впечатление массивной объёмности, какого в итальянской живописи не существовало до этого.

Сюжетные росписи фресок Маззачо «Изгнание Адама и Евы  из Рая» 1427-1428 «Троица» 1425 фреска, написанную в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. . Простота фигур, но строгое соблюдение каноничности. Фигуры напоминают греческие статуи.. Символическое воплощение образа мира, созданное человеческим разумом

Сюжетные росписи фресок Маззачо

«Изгнание

Адама и Евы

из Рая»

1427-1428

«Троица» 1425 фреска, написанную в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. .

Простота фигур, но строгое соблюдение каноничности. Фигуры напоминают греческие статуи..

Символическое воплощение образа мира, созданное человеческим разумом

«Чудо со статиром» На фреске некоторые ключевые фигуры повторяются несколько раз. Так, например, сам Иисус Христос изображен в центре композиции всего один раз, как и большинство апостолов. А вот храмовый служитель в одежде эпохи Ренессанса написан дважды — в центре и справа. Святой же Петр удостоился сразу трех «упоминаний» на фреске — во фрагменте рыбной ловли слева, в центре при разговоре о подати и справа в момент ее уплаты служителю храма.

«Чудо со статиром»

На фреске некоторые ключевые фигуры повторяются несколько раз. Так, например, сам Иисус Христос изображен в центре композиции всего один раз, как и большинство апостолов. А вот храмовый служитель в одежде эпохи Ренессанса написан дважды — в центре и справа. Святой же Петр удостоился сразу трех «упоминаний» на фреске — во фрагменте рыбной ловли слева, в центре при разговоре о подати и справа в момент ее уплаты служителю храма.

Паоло Уччелло (1397-1475) в своём творчестве использовал линейную перспективу, уделял основное внимание ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур. «Битва при Сан-Романо»

Паоло Уччелло (1397-1475)

в своём творчестве использовал линейную перспективу, уделял основное внимание ракурсу со сложными разворотами многочисленных фигур.

«Битва при Сан-Романо»

Алессандро Филипепи Боттичели (1445-1510) Применяет энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля живописи. : живая и емкая повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. Боттичелли Сандро

Алессандро Филипепи Боттичели (1445-1510)

  • Применяет энергичные охристые тени для передачи телесного цвета – прием, который стал характерной чертой его стиля живописи.
  • : живая и емкая повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета.

Боттичелли Сандро

Рождение Венеры 1485 - 1486 г. Самая известная картина Боттичелли не касается христианских мотивов. Она посвящена мифу — Рождение Венеры.

Рождение Венеры 1485 - 1486 г.

Самая известная картина Боттичелли не касается христианских мотивов. Она посвящена мифу — Рождение Венеры.

Весна, 1482 Работа включает группу мифологических фигур в саду, в том числе Венеру, которая стоит в центре композиции, а так же Флору и Меркурия.

Весна, 1482

Работа включает группу мифологических фигур в саду, в том числе Венеру, которая стоит в центре композиции, а так же Флору и Меркурия.

Поклонение волхвов, 1475 Фигура, воплощающая в себе нравственную силу и убежденность. Но вместе с тем его «Сила» далека от выражения мужественной энергии. Аллегория силы, 1470

Поклонение волхвов, 1475

Фигура, воплощающая в себе нравственную силу и убежденность. Но вместе с тем его «Сила» далека от выражения мужественной энергии.

Аллегория силы, 1470

Карта Ада, 1480 «Карта ада» Боттичелли является одним из самых мощных визуальных представлений ада Данте. Изображает спуск, совершенный Виргинием и Данте через то, что последний назвал «бездонной долиной боли».

Карта

Ада,

1480

«Карта ада» Боттичелли является одним из самых мощных визуальных представлений ада Данте. Изображает спуск, совершенный Виргинием и Данте через то, что последний назвал «бездонной долиной боли».

Не обычный формат для флорентийских портретов того времени, которые обычно были в профиль на нейтральном фоне. Это также один из самых ранних итальянских портретов, на котором руки включены в картину. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи, 1475 Портрет молодой женщины, 1480-1485 Перед зрителем предстаёт красивый профиль юной девушки. Изящный силуэт, написанный с аккуратностью и вниманием к каждой детали.

Не обычный формат для флорентийских портретов того времени, которые обычно были в профиль на нейтральном фоне. Это также один из самых ранних итальянских портретов, на котором руки включены в картину.

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи, 1475

Портрет молодой женщины, 1480-1485

Перед зрителем предстаёт красивый профиль юной девушки. Изящный силуэт, написанный с аккуратностью и вниманием к каждой детали.

Скульптурные шедевры Донателло  Донато ди Никколо ди Бетто Барди – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы.  Годы жизни - 1386-1466

Скульптурные шедевры Донателло

Донато ди Никколо ди Бетто Барди – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы.

Годы жизни - 1386-1466

«Святой Георгий» Статуя для ниши в церкви Ор Сан-Микеле, 1415-1417. Национальный музей Барджелло, Флоренция. Легендарный образ воина –воплощение надежды на защиту города от завоевателей.

«Святой Георгий» Статуя для ниши в церкви Ор Сан-Микеле, 1415-1417. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

Легендарный образ воина –воплощение надежды на защиту города от завоевателей.

«Конная Статуя Гаттамелата» 1453 год , Площадь Пьяцца-дель-Санто (Падуя, Италия) «Кающаяся магдалина» 1453-1455 Музей Опера-дель-Дуомо (Флоренция, Италия)

«Конная Статуя Гаттамелата» 1453 год ,

Площадь Пьяцца-дель-Санто (Падуя, Италия)

«Кающаяся магдалина» 1453-1455 Музей Опера-дель-Дуомо (Флоренция, Италия)

Бронзовый «Давид» Донателло стал первой обнажённой скульптурой ещё со времён античности, и первой неподдерживаемой и абсолютно стоячей работой из бронзы, отлитой в эпоху Возрождения. «Давид», 1440-е годы, Национальный Музей Барджелло (Флоренция, Италия)

Бронзовый «Давид» Донателло стал первой обнажённой скульптурой ещё со времён античности, и первой неподдерживаемой и абсолютно стоячей работой из бронзы, отлитой в эпоху Возрождения.

«Давид», 1440-е годы, Национальный Музей Барджелло (Флоренция, Италия)

Титаны высокого Возрождения Микеланджело , 1475-1564 Леонардо да Винчи, 1452-1519 Рафаэль Санти  ,1483-1520

Титаны высокого Возрождения

Микеланджело ,

1475-1564

Леонардо да Винчи, 1452-1519

Рафаэль Санти

,1483-1520

Леонардо да Винчи   Леонардо да Винчи, пожалуй, самый известный художник эпохи Возрождения, известный своими шедеврами «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», «Витрувианский человек»

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи, пожалуй, самый известный художник эпохи Возрождения, известный своими шедеврами «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», «Витрувианский человек»

Тайная вечеря. 1495-1498 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Тайная вечеря. 1495-1498

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Дама с горностаем. 1489-1490 «Мадонна Литта» , 1490-1491  Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой.

Дама с горностаем. 1489-1490

«Мадонна Литта» , 1490-1491

Особенностью портрета можно считать изображение рук. У художников это всегда считалось большой сложностью, но Леонардо с его огромными знаниями в анатомии виртуозно справлялся с такой работой.

Бунтующий гений  Микеланджело Самая известная работа - скульптура Давида, которая была завершена в первые годы XVI века

Бунтующий гений Микеланджело

Самая известная работа - скульптура Давида, которая была завершена в первые годы XVI века

«Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника. Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане.  «Пьета»

«Оплакивание Христа», или «Ватиканская Пьета», — одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника. Композиция Пьета была создана 24-летним скульптором из мрамора в 1499 году. Хранится в Соборе святого Петра в Ватикане.

«Пьета»

Сикстинская капелла, 1508 - 1512

Сикстинская капелла, 1508 - 1512

«Страшный суд» — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541[1].

«Страшный суд» — фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года — с 1536 по 1541[1].

Рафаэль – «первый среди великих» Певец женской красоты. Благородный овал лица, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза. Мадонна Конестабиле 1502-1503 гг.

Рафаэль – «первый среди великих»

Певец женской красоты. Благородный овал лица, длинные прямые волосы, спокойные и добрые глаза.

Мадонна Конестабиле

1502-1503 гг.

 На холсте представлена Богородица с младенцем Христом на руках. Живописец изобразил ее в полный рост, идущей с неба навстречу зрителю. «Сиксти́нская Мадо́нна» 1512-1513

На холсте представлена Богородица с младенцем Христом на руках. Живописец изобразил ее в полный рост, идущей с неба навстречу зрителю.

«Сиксти́нская Мадо́нна»

1512-1513

Афинская школа. Фреска. 1509-1511 гг. Рим. Ватикан. Подлинный гимн человеческому знанию.

Афинская школа. Фреска. 1509-1511 гг. Рим. Ватикан.

Подлинный гимн человеческому знанию.

Фреска

Фреска"Диспута»

Фреска «Парнас»"

Фреска "Добродетели и закон". Фрагмент: Три основные добродетели - Сила, Мудрость, Умеренность

Основные черты эпохи: — Обращение к античному наследию: искусству и философии древней Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается к трудам Аристотеля, то Возрождение восхваляет Платона и неоплатонизм; — Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу, он творец на земле, он высшее существо, созданное всевышним. Ценится уникальность человеческой личности. — Ренессанс во главе угла ставит не богословие, а искусство и философию.

Основные черты эпохи:

— Обращение к античному наследию: искусству и философии древней Греции и Рима. Если в Средние века схоластика обращается к трудам Аристотеля, то Возрождение восхваляет Платона и неоплатонизм;

— Возрождение — время перехода от художника-ремесленника к художнику-творцу, от безымянного мастера к автору. Человек становится подобным богу, он творец на земле, он высшее существо, созданное всевышним.

Ценится уникальность человеческой личности.

— Ренессанс во главе угла ставит не богословие, а искусство и философию.

© 2024, 163 0