Календарно-тематическое планирование учебного курса «Изобразительное искусство» составлено на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (авторы Б.М. Неменский, В.Г. Горячев и др.), обязательного минимума, в соответствии с Базисным учебным планом.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение окружающего мира отведено 33 часа, 1 час в неделю.
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Цели урока | Планируемый результат |
план | факт |
1 четверть (9 часов) |
1. | Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас. | 1 | | | Ознакомить уч-ся с учебным предметом «Изобразительное искусство» и его задачами. Познакомить с Мастером Изображений, со значением изобразительной деятельности в жизни людей. Предложить нарисовать рисунок по желанию. | Иметь представление о доступных для младших школьников материалах для изображения; о роли изобразительной деятельности в жизни людей. Проявлять интерес к изобразительному творчеству. Уметь нарисовать то, что им хочется, то, что они умеют и любят рисовать. |
2. | Мастер Изображения учит видеть. | 1 | | | Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза формирование поэтического видения мира. Воспитывать умение видеть и переживать красоту. | Уметь видеть и рисовать, сравнивать предметы между собой и видеть их форму. |
3. | Изображать можно пятном | 1 | | | Показать детям, что пятно – одно из главных средств изображения, более того, оно лежит в основе любого изображения на плоскости. Научить ребенка видеть образ в целом. | Уметь увидеть в любых пятнах и их подтеках то, что напоминает изображения. |
4. | Изображать можно в объеме | 1 | | | Дать понять учащимся, что такое объем. Развивать фантазию, учить художественному умению – находить сравнения. | Уметь видеть образ в целом объеме, развивая и уточняя его форму. |
5. | Изображать можно линией | 1 | | | Познакомить учащимся с выразительным характером линии, развить умение пользоваться линией. | Знать о выразительном характере линии. Уметь пользоваться линией и смелее выполнять дальнейшие рисунки. |
6. | Разноцветные краски | 1 | | | Учить детей работать гуашью, правильно организовывать рабочее место. Развитие навыков работы красками на уроке, проба красок; умение правильно различать цвета. | Уметь правильно организовать рабочее место; пользоваться гуашью; правильно называть цвета. |
7. | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | 1 | | | Перечислить детям, что можно изобразить: предметы, явления, события, зверей, людей. Предложить детям попробовать нарисовать наши чувства (радость и грусть). | Знать, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств. Уметь выражать образ, настроение с помощью красок. |
8. | Цветы. | 1 | | | Рассмотреть с уч-ся цветы, задать вопросы: какие они, для чего они нужны? Затем нарисовать их в альбоме красками. | Овладеть навыками работы гуашью и приемами работы кистью. |
9. | Художники и зрители (обобщающий урок). | 1 | | | Сделать выставку детских работ и провести беседу о том, что дети узнали за четверть. Познакомить с картинами на сказочные сюжеты. | Овладеть первичными навыками восприятия произведения искусств. |
2 четверть (7 часов) |
10. | Мир полон украшений. | 1 | | | Познакомить с многообразием и красотой узоров, с украшениями обычных и простых предметов. Вызвать восторг, разбудить воображение детей при встрече с необычными, ярко украшенными предметами. Развивать наблюдательность. | Приобрести опыт эстетических впечатлений. Уметь создавать простейшие узоры гуашью. |
11. | Красоту надо уметь замечать. | 1 | | | Развивать наблюдательность, эстетически активного видения окружающего мира, чуткости к красоте явлений природы. | Уметь эстетически воспринимать произведения искусства. Овладеть техникой одноцветной монотипии. |
12. | Узоры на крыльях. | 1 | | | Рассмотреть узоры на крыльях бабочек. Обсудить с детьми поэзию орнамента крыльев и одновременно учить пользоваться кистью и красками. | Приобрести опыт эстетических впечатлений и новые навыки изобразительной деятельности. |
13. | Украшения птиц. | 1 | | | Рассмотреть птиц. Учить обращать внимание на форму, цветной орнамент окраски, оформление. | Уметь украшать, фантазировать. |
14. | Красивые рыбы. | 1 | | | Познакомить с выразительными возможностями фактуры, с неброской и неожиданной красотой в природе. Рассмотреть красивых рыб, украшенных узорами чешуи. | Уметь выполнять многоцветные фактурные отпечатки, которые дорисовываются графическими материалами. |
15. | Готовимся к новогоднему карнавалу. | 1 | | | Рассмотреть маски, головные уборы. Развивать фантазию. | Уметь выполнить работу исходя из своих фантазий. |
16. | Праздничные новогодние гирлянды и игрушки. | 1 | | | Провести беседу о празднике. Предложить нарисовать игрушки и гирлянды для украшения новогодней елки. | Уметь выполнить работу исходя из своих фантазий, придумывать свои варианты. |
3 четверть (9 часов) |
17. | Узоры, которые создали люди | 1 | | | Расширить представления детей о многообразии узоров в жизни людей, о значении узоров. Развивать наблюдательность, фантазию. | Уметь рисовать сразу кистью, на весь лист, по впечатлениям. |
18. | Как украшает себя человек. | 1 | | | Познакомить с видами украшений человека, с предназначением украшений. Развить навыки в изображении сказочных героев и их украшении. | Знать, для чего нужны украшения, и уметь их изображать. |
19. | Постройки в нашей жизни. | 1 | | | Познакомить с основами конструктивной художественной деятельностью. Мобилизовать детскую фантазию и активность восприятия. | Иметь представления о конструктивной художественной деятельности. Уметь изобразить дом и украсить его. |
20. | Дома бывают разными. | 1 | | | Рассмотреть с уч-ся архитектурные произведения. Познакомить с видами домов, их частями, рассмотреть детали. | Иметь представление об архитектурных произведениях. Уметь продумывать форму и соотношения всех деталей. |
21. | Домики, которые построила природа. | 1 | | | Расширить представления о домиках пчел, муравьев, черепахи скворца. Развить у детей чувство формы, умение анализировать. | Знать об устройстве домика, уметь выявить его внутреннее соотношение форм и пропорций. |
22. | Дом снаружи и внутри | 1 | | | Поразмышлять с детьми по внешнему виду дома, кто живет внутри. Развивать фантазию уч-ся. | Уметь подумать и нарисовать, как устроен внутри их дом, квартира. |
23. | Строим город, село | 1 | | | Познакомить с общими и отличительными признаками городов и сел. Развитие навыков рисования по впечатлению. | Уметь придумать и изобразить на выбор свой городок или село по впечатлению. |
24. | Все имеет свое строение | 1 | | | Познакомить с новым понятием конструкции. Развить навыки изображения из геометрических фигур разного цвета. | Уметь видеть соотношения форм, выявлять конструкцию, изображать с помощью геометрических фигур. |
25. | Рисуем вещи | 1 | | | Дать ученикам первичные представления о конструктивном устройстве предметов нашего быта. Развивать конструктивные навыки. | Уметь проявлять свои вкусовые пристрастия и выдумку. |
4 четверть (8 часов) |
26. | Город, в котором мы живем | 1 | | | Обобщение материала. Создание коллективного панно, нарисовать город в котором мы живем. | Научиться чувствительному познанию и эмоциональному выражению. |
27. | Совместная работа трех братьев-мастеров | 1 | | | Рассмотреть работы художников и детей. Объяснить уч-ся, что изображение, украшение и постройка составляют разные стороны работы художника и присутствуют во всем, что он создает. | Уметь распознавать все три вида изобразительно художественной деятельности. |
28. | Праздник весны. | 1 | | | Развить навыки в рисовании птиц и разукрашивании их разными цветами. Учить фантазировать. | Уметь разукрашивать разноцветными цветами, исходя из своей фантазии. |
29. | Разноцветные жуки | 1 | | | Развить навыки в изображении объектов природы, в разукрашивании их; развивать наблюдательность, творческое воображение при рассматривании природных форм. | Уметь рисовать объекты природы и их украшения. |
30. | Урок любования. Умение видеть и наблюдать | 1 | | | Провести наблюдение за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. | Уметь наблюдать за природой с точки зрения работы трех Братьев-Мастеров. |
31, 32. | Создание коллективной композиции «Здравствуй, лето!» | 2 | | | Создать коллективную композицию «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы. | Уметь создавать коллективную композицию. |
33. | Защита проектов. Выставка работ | 1 | | | | Уметь рассказать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. |