Отдел образования Администрации Советского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества
ст. Советской Советского района Ростовской области
ПРИНЯТО / СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического / совета Протокол от «___» ______ 202_ г. № ____ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО Советского ДДТ Овчинникова Н.Н. Приказ от «___» ______ 202_ г. №____ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(общеразвивающая) ПРОГРАММА
туристко –краеведческой направленности
«Изучаем родной край»
Уровень программы:
стартовый/ ознакомительный
Вид программы: типовая
Тип программы: общеобразовательная
Возраст детей: от 7 до 13 лет
Срок реализации: 1 год – 144часа
Разработчик: педагог дополнительного образования Гончаренко О.С.
ст. Советская
2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 4
2.1 Учебный план 4
2.2 Календарный учебный график 4
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5
3.1 Условия реализации программы 5
3.2 Формы контроля и аттестации 5
3.3 Планируемые результаты 5
IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 6
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ 7
VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8
VII.ПРИЛОЖЕНИЯ 9
Приложение 1 9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы Краеведение традиционно является одним из ведущих направлений
деятельности системы дополнительного образования детей и имеет большое
значение в воспитании патриотических чувств детей, расширению их
интеллектуального творческого потенциала. История Донского края является
составной частью истории страны и непосредственно соотносится со
всемирной историей.
Дон обладает богатейшим историко-культурным, фольклорно-
этнографическим наследием. Культурное богатство края представлено
памятниками, начиная от древнегреческой колонии Танаис и заканчивая
казачьими памятниками.
Освоение истории и культуры Дона как региональной части русской
истории и культуры, является необходимым условием воспитания
патриотизма, любви к своему краю у молодого поколения.
Отличительные особенности программы, новизна и оригинальность данной образовательной программы заключается в планировании одновременного обучения таким дисциплинам как история родного края, краеведения с использованием материала, программного содержания на современном высококвалифицированном уровне, также отводится место изучению исторических памятников регионального значения. Большое количество часов выделено на
практическое изучение малой Родины. Особенностью содержания является
то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. История Донского края – часть истории Отечества.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и
проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во
взаимоотношениях с другими.
Существующие региональные программы, посвященные истории Донского
края, имеют образовательные цели и задачи как первоочередные. Данная
программа способствует социализации воспитанников, воспитанию
терпимого отношения к другим национальностям, способствует
формированию гражданских идентификаторов (родная земля, традиции,
культура, обряды и т.д.).
Предметом изучения является история Донского края и г. Ростова-на-
Дону от возникновения до сегодняшних дней как самостоятельный, цельный,
культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и
характером.
Общение здесь берется в понимании как общительное бытие. Выход в экологическом образовании к «детству, как – творческому бытию» обеспечивает поле безопасности жизни. Освоение программы учащимися включает в себя наблюдение и изучение многообразие мира растений, мира животных, мира водоемов, переходя непосредственно к миру людей, изучению особенностей жизни и обычаев донских казаков в 16-18 века, а также закрепление увиденного и услышанного на занятиях в процессе изготовления поделок. Так, например, изучая мир растений, ребята слушают произведения известных русских поэтов и в процессе наблюдения сюжетов стихов в природе воспроизводят их в рисовании. Или, изучая быт казаков, учатся изготавливать предметы обихода из глины (пластилина, соленого теста), шить казачьи наряды на кукол, используя в работе вышивку и бисер. Это позволяет детям значительно расширить свои знания в области ботаники, зоологии, истории донского края, географии и др. предметов, а также получить необходимые трудовые навыки и умения, которые помогут им легче ориентироваться в выборе будущей профессии.
Одним из основополагающих принципов программы является принцип
историзма, подразумевающий рассмотрение изучаемых явлений в развитии.
Это важно для понимания проблем современности, составляющих
неотъемлемую часть Донского края и города.
Используя полученные знания в области изучения природных
особенностей, исторической судьбы края и города, обучающиеся смогут
лучше разобраться в том, какие из нереализованных ещё возможностей будут
способствовать процветанию края и города, предполагается посильное
участие обучающихся в охране памятников истории и культуры.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы.
Программа предназначена для работы с обучающимися в возрасте от 7 до 13 лет, что соответствует началу подросткового возраста.
Начало подросткового возраста - это период позитивных изменений и
преобразований. В этом возрасте важно (период является сензитивным),
чтобы ребенок почувствовал радость познания, уверенность в себе, приобрел
навыки познавательной деятельности, самоорганизации и саморегуляции,
общения со сверстниками.
Возраст от 7 до 13 лет значим для психического и социального
развития личности. На первое место выходит целенаправленная
познавательная деятельность, в процессе которой обучающийся получает и
перерабатывает огромные объемы информации. Под воздействием новой,
учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание, память, а, следовательно, развиваются новые качества психики.
Эффективность формирования учебной деятельности зависит от содержания
усваиваемого материала, конкретной методики в обучении и форм
организации учебной работы. В этот период школьники активно накапливают знания. Тематика занятий, рассчитанная на эту возрастную категорию -разнообразна и познавательна.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Одной из основных задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями является становление личности каждого в целом, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. У детей с ограниченными возможностями здоровья совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения. Во внеклассной деятельности дети сплачиваются, учатся понимать проблемы другого человека и стараются по возможности их решить. Успешность социальной и образовательной интеграции зависит от отношения к таким детям, от той среды, в которую ребенок интегрируется. И чем раньше ребенок встретится с трудностями реального социума, тем быстрее он адаптируется в нем. Если делать грамотный упор на то, что ребенок может делать лучше, а не на то, чего он не может, можно получить хорошие результаты.
Именно дополнительное образование – составная часть образовательной системы, показатель реализации прав детей с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов на реализацию потребностей в развитии. Дополнительное образование направлено на создание условий для развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству.
В ходе освоения программы «История Донского края» у обучающихся формируется нравственный аспект отношения к культурно-историческим ценностям.
Цель создание условий для успешной социализации
и становления гражданской идентичности обучающихся подросткового
возраста посредством изучения истории Донского края.
Задачи:
обучающие:
– пробудить интерес к малой Родине;
познакомить с различными историческими периодами развития Донского края;
формировать представление о народах, проживающих в Ростовской
области, историко-культурном наследии и их традициях;
познакомить с историческими страницами возникновения войн на
территории Донского края;
формировать знания по истории развития Донского казачества;
расширить и углубить знания по истории становления города Ростова-на-Дону.
развивающие:
– развивать мотивацию к познанию;
развивать познавательные потребности и интересы в сфере краеведения;
развивать навыки самоконтроля, самоорганизации;
развивать навыки исследовательской деятельности в процессе
воспитательные:
– воспитывать уважительное бережное отношение к культурно-
историческому наследию Донского края и города;
воспитывать любовь к малой Родине;
воспитывать чувства патриотизма и гражданственности;
воспитывать чувства ответственности и долга перед своей страной.
Характеристика программы
Направленность -туристско- краеведческая
Тип - общеобразовательная
Вид -типовая
Уровень освоения – стартовый-ознакомительный
Объем и срок освоения программы
1год обучения
Режим занятий -144часа – 4 часа в неделю
Тип занятий:
-Комбинированный(изложение материала, закрепление полученных знаний);
-подача нового материала;
-повторение, усвоение пройденного-анализ полученного результата;
-закрепление знаний, умений и навыков-самостоятельная работа ребенка под руководством педагога.
Форма обучения -очная
Адресат программы - от 7 до 13 лет
Наполняемость группы -12-15учащихся
УЧЕБНЫЙ ПЛАН. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
2.1 Учебный план Таблица 1
Учебный план
№ п/п | | Количество часов | Форма контроля, аттестации |
Теория | Практика | Всего |
Раздел 1 / Модуль |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 | беседа, игротека |
1.2 | Мир растений | 6 | 18 | 24 | тестирование |
1.3 | Мир животных | 8 | 16 | 24 | тестирование |
1.4 | Мир водоемов | 6 | 12 | 18 | тестирование |
Раздел 2 /Модуль |
2.1 | Природа своего края | 6 | 14 | 20 | тестирование, сбор материалов. |
2.2 | Животный мир Ростовской области | 8 | 11 | 19 | тестирование |
Раздел 3 /Модуль |
3.1 | Красота рукотворная | 8 | 8 | 16 | просмотр презентаций, общение, обсуждение, тестирование |
3.2 | Красота человека | 8 | 11 | 19 | просмотр презентаций, общение, обсуждение, тестирование |
Итого: | 52 | 92 | 144 | |
Содержание учебного плана
Вводное занятие (2ч.).
-Знакомство с планом работы кружка, целями и задачами на учебный год.
-Организация рабочего места. Материалы и инструменты. Правила техники безопасности.
1 раздел: Мир растений (6 ч.).
-Знакомство с многообразием мира растений донского края.
-Отражение красоты природы в произведениях русских поэтов.
- Листопадные и вечно- зеленые растения края.
-Сказочные цветы.
- Букет из осенней листвы.
-Разнообразие листьев древесных растений.
Практическая работа: (18ч.).
- Рисование природы по произведениям пейзажной лирики.
-Отражение красоты природы в декоративно-прикладном искусстве.
-Сбор природного материала.
-Выставка поделок из природных материалов.
-Изучение форм и цвета листьев.
-Зарисовка осенних листьев и цветов.
- Поделки сказочных цветов из соленого теста.
-Экскурсии.
2 раздел: Мир животных (8 ч.).
-Животные и птицы нашего окружения: домашние любимцы – кошки, собаки, ( происхождение, особенности характера, повадки породы, особенности содержания, уход).
-Животные степи: птицы - жаворонок, серая цапля, фазан, стрепет, орел – беркут, сокол, и др.
- Животные степи – еж ушастый, хомяк обыкновенный, тушканчик обыкновенный, слепыш обыкновенный, заяц – русак, волк, лиса, куница, ласка и др.
-Знакомые незнакомцы – животные живого уголка – грызуны (декоративные крысы, морские свинки, хомячки).
- Обитатели аквариума. Птицы – попугайчики, канарейки, ткачики. Особенности ухода.
Практические работы: ( 16ч.).
-Изготовление кормушек для зимующих птиц.
-Рисование птиц.
-Поделки из пластилина «Зимующие птицы».
-Рисование животных.
-Домашние любимцы - просмотр презентации.
3 раздел: Мир водоемов (6ч.)
-Реки донского края.
- Река нашей станицы.
-Обитатели водоемов: улитки, рыбы, раки, черепахи.
-Просмотр презентаций.
Практическая работа: (12ч.).
-Рисование пейзажей.
- Изготовление разнообразных пород рыб из гипса, солёного теста и природного материала.
-Выставка детских работ.
4 раздел: Природа своего края: (6ч.).
-Сущность взаимодействия человека и природы.
-Явления живой и не живой природы.
Практическая работа: (14ч).
-Экскурсия в парк.
-Весна в нашем селе.
- Исчезающие растения и животные родного края.
- «Трудный путь картошки».
-Вода в моем доме и в природе.
-Стихи, рассказы о воде и природе.
-Поход в лес.
5 раздел: Животный мир Ростовской области: (8ч.).
-Заповедники Ростовской области.
-Животные занесенные в красную книгу.
Практическая работа: (11ч.).
-Просмотр презентаций о животных Ростовской области.
-Зарисовки животных.
- Поделки животных из пластилина.
-Поделки из соленого теста.
-Чтение стихов и рассказов.
-Загадывание загадок о животных.
6 раздел: Красота рукотворная: (8ч.).
-Народная музыка.
-Гимн нашей области.
-Песни о нашем крае.
- Песни народов нашего города (Русские народные, татарские, чувашские).
-Семейный праздник «Поющая семья».
-Произведения Советских писателей и поэтов.
- Поэты Ростовской области.
Практическая работа: (8ч.).
-Читаем стихи о родном крае.
-Я пробую сочинять.
- Мои первые строки о родном крае.
- В гостях у народных умельцев.
- Экскурсия в сельский краеведческий музей.
-Чудесные превращения веточки ивы.
-Посещение структурного подразделения ДДТ кружка «ИЗО».
7 раздел: Красота человека: (8ч.).
-Самобытность слова.
- Население нашего района.
- Национальный костюм.
-Печатные издания нашего края.
-Культура речи «Как мы говорим?».
- Этимология слова.
-Откуда к нам пришли слова.
-Народности нашего края их особенности: язык, культура, праздники, обычаи.
Практическая работа: (11ч.).
-Национальная одежда, украшения - рисование карандашами. «Откроем бабушкин сундук» - викторина.
- Игры народов нашего края.
- Семейные посиделки «У самовара».
-Презентация национальных блюд.
-Экскурсия в музей.
2.2 Календарный учебный график Таблица 2
Календарный учебный график
__________Изучаем родной край________________________
(наименование программы)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
план |
Вводное занятие | 4 | | | | |
1. | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка | 4 | 13.00 до 16.00 | Беседа, игротека | кабинет | Педагогическое наблюдение |
Мир растений | 24 | | | | |
2. | | Теория: Знакомство с многообразием мира растений донского края. Практика: Рисование природы по произведениям пейзажной лирики. | 4 | | Тестирование | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Отражение красоты природы в произведениях русских поэтов. Практика: Отражение красоты природы в декоративно-прикладном искусстве. | 4 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Листопадные и вечно-зеленые растения края. Практика: Сбор природного материала. | 4 | | Занятие-игра. Презентация | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Сказочные цветы.. Практика: Выставка поделок из природного материала. | 4 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Букет из осенней листвы. Практика: Изучение форм и цвета листьев. | 4 | | Занятие-игра. Презентация | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Разнообразие листьев древесных растений. Практика: Зарисовка осенних листьев и цветов | 4 | | Занятие-игра. Презентация | | Педагогическое наблюдение |
Мир животных | 24 | | | | |
3. | | Теория: Животные и птицы нашего окружения: домашние любимцы – кошки, собаки, ( происхождение, особенности характера, повадки породы, особенности содержания, уход). Практика: Изготовление кормушек для зимующих птиц. | 4 | | Игры, экскурсии, викторины, конкурс рисунков. просмотр презентации | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Животные степи: птицы - жаворонок, серая цапля, фазан, стрепет, орел – беркут, сокол, и др. Практика: Рисование птиц. | 4 | | Викторины, конкурс рисунков. просмотр презентации | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Животные степи – еж ушастый, хомяк обыкновенный, тушканчик обыкновенный, слепыш обыкновенный, заяц – русак, волк, лиса, куница, ласка и др. Практика: Поделки из пластилина «Зимующие птицы». | 6 | | Викторины, конкурс рисунков. просмотр презентации | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Знакомые незнакомцы – животные живого уголка – грызуны (декоративные крысы, морские свинки, хомячки). Практика: Рисование животных. | 6 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Обитатели аквариума. Птицы – попугайчики, канарейки. Особенности ухода. Практика: Домашние любимцы - просмотр презентации. | | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
Мир водоемов | 18 | | | | |
4. | | Теория: Реки донского края. Практика: Рисование пейзажей. | 5 | | Презентация | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Река нашей станицы. Практика: Изготовление разнообразных пород рыб из гипса, солёного теста и природного материала. | 5 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Обитатели водоемов: улитки, рыбы, раки, черепахи. Практика: Выставка детских работ. | 4 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Просмотр презентаций. | 4 | | | | Педагогическое наблюдение |
Природа своего края | 20 | | | | |
5. | | Теория: Сущность взаимодействия человека и природы. Практика: Экскурсия в парк. | 5 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Явления живой и не живой природы. Практика: Весна в нашем селе. Исчезающие растения и животные родного края. | 5 | | Занятие –игра, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Собаки наши друзья (происхождение, особенности характера, повадки) Практика: «Трудный путь картошки». Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы о воде и природе. Поход в лес. | 10 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
Животный мир Ростовской области | 19 | | | | |
6. | | Теория: Заповедники Ростовской области. Практика: Просмотр презентаций о животных Ростовской области | 6 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Животные занесенные в красную книгу. Практика: Зарисовки животных. Поделки животных из Чтение стихов и рассказов пластилина. Загадывание загадок о животных | 13 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
Красота рукотворная | 16 | | | | |
7. | | Теория: Народная музыка. Практика: Читаем стихи о родном крае | 3 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Гимн нашей области. Практика: Я пробую сочинять | 3 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Песни о нашем крае. Практика: Мои первые строки о родном крае | 2 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Песни народов нашего края (русские народные, татарские, чувашские). Практика: В гостях у народных умельцев | 4 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Семейный праздник «Поющая семья». Практика: Экскурсии в сельский краеведческий музей | 4 | | Круглый стол | | Педагогическое наблюдение |
Красота человека | 19 | | | | |
8. | | Теория: Самобытность слова Практика: Национальная одежда, украшения –рисование карандашами | 4 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Население нашего района . Практика: «Откроем бабушкин сундук»- викторина» | 2 | | Круглый стол | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Национальный костюм . Практика: Игры народов нашего края | 3 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Печатные издания нашего края Практика: Семейные посиделки «У самовара» | 3 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Культура речи «Как мы говорим. Практика: Презентация национальных блюд | 3 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Этимология слова Практика: Экскурсия в музей | 2 | | Комбинированная | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Откуда к нам пришли слова | 1 | | Круглый стол | | Педагогическое наблюдение |
| | Теория: Народности нашего края и их особенности: язык, культура, праздники, обычаи | 1 | | Презентация, дискуссия | | Педагогическое наблюдение |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1 Условия реализации программы Материально-техническое оснащение
1. учебный класс;
2. технические средства обучения (интерактивная доска, проектор, экран, звуковое сопровождение);
3. дидактические средства (карты, схемы, наглядные пособия).
Кадровое обеспечение Педагог имеет первую квалификационную подготовку, прошла профессиональную переподготовку «Педагог дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» - 2020 год. Постоянно повышает свой профессиональный уровень, через курсы повышения квалификации, высшее педагогическое образование, стаж работы более 20 лет.
3.2 Формы контроля и аттестации Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.
Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.
Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам).
Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.
Сроки контроля | Вид контроля | Объект контроля | Формы контроля |
Сентябрь | Начальный | Знания, умения, навыки, логическое мышление | Устный опрос |
На заключительном этапе каждого занятия | Текущий | Результат труда каждого ребёнка – умение использовать полученные знания - активность -усидчивость -трудолюбие - аккуратность. Образное мышление и фантазия. | Просмотр работ. Анализ качества, индивидуальных отличий. Опрос во время занятий, наблюдение, общение с детьми. |
После изучения темы | Текущий | Преодоление меры трудности изучаемого материала. Применение знаний на практике. Творческие способности: - эстетическое восприятие -воображение - фантазия | Самостоятельная практическая работа. Общение с детьми, наблюдение. Коллективное обсуждение. Оценка педагога, анализ их работы. Проведение викторин, конкурсов по проверке практических знаний, умений, навыков. |
Январь | Промежуточный | Тенденция развития творческих способностей учащихся. Результат по итогам полугодия. | Оценка педагога. Тестирование. |
Май | Итоговый этап. | Формирование знаний, умений, навыков: - теоретической подготовки - практической подготовки - учебно-интеллектуальные умения - учебно-коммуникативные умения - учебно-организационные умения и навыки – творческие навыки | Выставка. Творческий отчет. Оценка педагога. Результат участия в выставках |
Показателями результативности служат сформированные компетенции, которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой.
Протокол промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся
по программе «Изучаем родной край»
№ | Ф.И.О. обучающегося | Разделы программы (темы), формы промежуточной (итоговой) аттестации | Средний балл обучающегося |
1 | | | Н – низкий С – средний В - высокий |
2 | | | |
Результативность деятельности по программе, также определяется следующими критериями:
Результатами участия в конкурсах, выставках.
Таблица учета участия учащихся в конкурсах и выставках.
Фамилия имя учащегося | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы | Результат |
| | | | |
3.3 Планируемые результаты Предметные:
1) формирование представлений о своей малой Родине, ее роли в освоении территории человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей региона, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
3) овладение основными навыками определения растений и животных по гербарию и картинкам.
4) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах;
6) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами:
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для успешной реализации программы необходимо материальное и методическое обеспечение:
Оборудование:
- Просторное помещение для занятий или зал;
- Аудио-видеоаппаратура;
- Компьютер, медиапроектор, принтер;
- Столы, стулья;
- Канцтовары.
Методическое сопровождение:
- Вспомогательная литература;
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
- Анкеты;
- Тестовые методики;
- Банк интерактивных игр и упражнений на знакомство, на выявление лидеров, на взаимодействие, на развитие креативности;
- Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы).
- При организации дистанционного обучения используются следующие программные обеспечения: WhatsApp, приложение YouTube.
Виды деятельности в ходе реализации программы:
- занимательные экскурсии;
- участие в различных акциях;
Методы работы, используемые в реализации данной программы:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений и т.д.);
- объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа обучающихся;
- фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
- индивидуально – фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
V. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения. Показатели воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Отношение к обществу |
1. Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Отношение к умственному труду |
2. Любознательность |
5. Познавательная активность | 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 - сам много читает; 1 - читает при побуждении взрослых, учителей 0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 - стремится учиться как можно лучше 1 - учиться при наличии контроля; 0 - плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 - есть любимое полезное увлечение; 1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 - во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Отношение к физическому труду |
3. Трудолюбие |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 - трудится при наличии контроля; 0 - участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 - бережет личное и общественное имущество; 1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Отношение к людям |
4. Доброта и отзывчивость |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Отношение к себе |
5. Самодисциплина |
17. Самообладание и сила воли | 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других; 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы:
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015
годы. Постановление правительства Российской Федерации № 6 от
07.02.2011г.
2. Федеральный закон от 14.03. 19954 № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых
памятниках».
3. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия» № 73 - ФЗ от
25 июня 2002г.
4. Закон РФ «Об образовании».
5. Конституция Российской Федерации.
6. Охрана и использование памятников культуры: сборник нормативных
актов и положений. М., 2004г.
7.Волошинова Л.Ф. Пушкинская улица. Ростов-на-Дону. «Донской
издательский дом», 2000г.
8. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999.
9. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-
Дону. Ростов-на-Дону, 1999г.
10. Ильин А.М. История города Ростова-на-Дону. Репринтное издание.
Ростов-на-Дону. Ростиздат, 1991г.
11. История Донского края. Ростов-на-Дону. Ростовское книжное изд-во,
1971г.
12. Крумменерль Райнер. Исчезнувшие города. М., «Мир книги», 2006.
13. Кукушкин В.С. История архитектуры нижнего Дона и Приазовья.
Ростов-на-Дону. «ГинГо», 1996г.
Литература для обучающихся:
1. Белякова Е., Таскаева Е., Штекель В. Игры народов Дона. Ростов -н/Д,
2008.
2. Зимина А.П. Города и станицы Дона на старых открытках. Ростов–на-
Дону,1991.
3. Моложавенко В. Донские были. Ростовское книжное издательство,
1970.
4. Симоненко В.А. Введение в Донскую историю. Ростов-на-Дону, 2002.
5. Чеснок В.Ф. Танаис. Продолжение легенды… «NВ», 2005.
6. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2016г.
7. Е. Сейненский. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2016г.