Кулагина С.Ю.
Выступление на педсовете по теме:
«Изучение и формирование учебной мотивации
и отношения к учебным предметам».
К 10 классу у учащихся уже достаточно сформирована учебная мотивация, ребята заинтересованы в успешном окончании школы, в получении в дальнейшем хорошей профессии (почти все уже знают, куда бы они хотели поступить).
Учителям — предметникам иногда кажется, что дети просто не хотят готовиться к урокам, занимаются посторонними делами во время уроков, вместо того, чтобы слушать учителя (и в отношении некоторых детей это, действительно, так); но большая часть ребят и хотела бы учиться лучше, но просто не в состоянии, так как имеет стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Эти нарушения остаются и в средних, и в старших классах школы. Дизорфография часто сочетается с дислексией, дисграфией, фонетико — фонематическим недоразвитием речи.
Как показало анкетирование, проведенное в 10 классе, наибольшие трудности у учащихся возникают на уроках русского языка, сюда же можно добавить и развитие речи, и логопедические занятия; и это естественно для нашей школы.
Задача учителя — сделать урок интересным, вызывающим желание преодолевать трудности. Например, можно привить интерес к предмету с помощью игровых моментов и элементов соревнования.
Наиболее частые дизорфографические проявления, как показывает обследование в начале каждого учебного года — ошибки в правописании безударной гласной в корне слова (не могут быстро подобрать проверочное слово во время диктанта или подбирают неправильно).
Положительный результат могут дать такие задания:
Запись однокоренных слов с ударением в корне, в приставке в суффиксе (чистота, чистый, чистенький, очищает, вычистит);
С помощью словаря найти слово с безударной гласной в корне, подобрать родственное, образовать новое (кто больше подберет слов).
Для соревнования желательно не брать слово «быстрее», так как в классе всегда есть медлительный ребенок, который поймет, что от него требуется, когда все остальные уже выполнят задание. С другой стороны, слово «быстрее» может привести к ошибкам; лучше употребить слово «правильнее».
Хорошее упражнение для преодоления дизорфографии - «Огоньки». Ученики прикрепляют магниты над орфограммами написанного на доске предложения, затем вместе думают над правилом.
При закреплении навыков согласования существительных с прилагательными (такие ошибки тоже встречаются в старших классах) игра «Узнай, что (кто) это?» создает непринужденную атмосферу (что очень важно на седьмом или восьмом уроке). Учитель вызывает ученика, дает ему картинку с изображением какого — либо предмета и предлагает описать его. Остальные учащиеся отгадывают название предмета по его признакам. Эту работу можно сделать групповой.
Развитию техники чтения могут помочь такие упражнения:
Учитель раздает карточки с точками вместо половины букв.
Восстановите слова.
И.п.г.н.ы., б.з.м.н.ы., с.з.а.н.й и т.д.
Учитель предлагает соединить части слов так, чтобы получились слова.
Воз, раз, зва, лож, стил, ена и т.д. (возложена).
Игра «Найди меня». На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» слова, их нужно найти.
Игра «Угадай». Чтение текста через решетку.
Так же урок станет интереснее, если использовать фрагменты художественных и документальных фильмов (они помогают созданию образных представлений), аудио - записи с чтением произведений известными актерами.
Таким образом, использование на уроках элементов игры и соревнования, фрагментов художественных и документальных фильмов и аудио - записей делают урок более интересным и содержательным, повышают мотивацию детей к обучению.