СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная лекция подготовлена в рамках мероприятия по продвижению и популяризации русского языка в Монголии (2018 г.), ее основную цель – создание условий для профессионального самосовершенствования учителей русского языка монгольских школ, формирование опыта подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды.
Общая тема мероприятия: Деятельность российской школы по продвижению и популяризации русского языка в Монголии.
Тема лекции: Изучение норм употребления глагола как необходимое условие постижения смысла текста.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Глагол в современном русском языке. Формы глаголы, семантика грамматических категорий глагола. Затруднения иностранных учащихся при изучении глагола.
Категория вида. Категория лица. Категории рода и числа. Категории наклонения и времени. Категория залога. Возвратность-невозвратность.
2. Разные уровни изучения семантики грамматических категорий глагола как необходимое условие постижения смысла текста (система упражнений).
2.1. Базовый уровень(пороговый).
Грамматические и лексические навыки оформления высказываний в стандартных ситуациях.
Упражнения на формирование базовых навыков употребления глагола.
Упражнения на формирование коммуникативных умений, связанных с нормами употребления глагола.
2.2. Продвинутый уровень (постпороговый).
Умение адекватно воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний в ситуации свободной беседы.
Упражнения на формирование навыков употребления глаголас учетом особенностей грамматического значения.
2.3. Углубленное изучение (компетентностный уровень).
Умение продемонстрировать знание языковой системы, проявляющееся в навыках употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых для понимания художественной речи и оформлении оригинальных высказываний.
Стилистическая окраска грамматических форм глагола в художественной речи.
Семантика грамматических категорий глагола как инструмент выявления подтекста и интерпретации авторской позиции.
3. Резюме.
Анализ семантики грамматической формы - ключ к постижению явного и скрытого смысла высказывания.
ЛЕКЦИЯ
1. Глагол в современном русском языке. Формы глаголы, семантика грамматических категорий глагола. Затруднения иностранных учащихся при изучении глагола.
Категория вида. Категория лица. Категории рода и числа. Категории наклонения и времени. Категория залога. Возвратность - невозвратность.
Изучение языка - сложный процесс. Он требует от педагога полной погруженности в процесс и личностного подхода к каждому обучаемому. Но некоторые принципы одинаковы для всех. Есть пункты, которые должны присутствовать при обучении любого человека.
Не секрет, что современные школьники не особенно увлечены изучением русского языка. Причина подобного заключается в том, что у них не сформирован познавательный интерес к изучению данного предмета. Как же преподавать русский язык, чтобы увлечь им детей?
Функциональный (системно-деятельностный – по терминологии ФГОС) подход предполагает изучение языка в его функционировании, опору на языковую рефлексию учащихся и связь изучаемого материала с речевой деятельностью. Такой подход ставит перед учащимися задачу не только взглянуть на те или иные нормы грамматики, но и научиться отвечать на вопрос: «Почему я выбираю данную грамматическую форму для выражения данного смысла?».
Изучение русского языка в современных условиях предполагает выбор ориентира предстоящей деятельности, организацию самой деятельности с последующим анализом и коррекцией стратегии ее развития.
Обучающиеся должны осознать ситуацию высказывания, представить адресата, определить коммуникативную задачу и оценить собственное речевое поведение.
Общая цель обучения русскому языку иностранных учащихся состоит в том, чтобы помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения полноценного восприятия звучащей речи, рационального чтения, навыки грамотного письма, свободной коммуникации в различных речевых ситуациях, использовать приобретенные умения и навыки для успешной социализации в современном мультикультурном пространстве.
Моделирование современных образовательных технологий не может происходить без учета их влияния на развитие личностного опыта ученика, индивидуальных особенностей развития его познавательной сферы, учета индивидуальных способов познания мира, инструментов познавательной и учебной деятельности.
Главное в работе с иностранными учащимися, изучающими русский язык, - преодоление языкового барьера и "выход в коммуникацию", то есть в живое общение. Здесь не столько важны сами лексические и грамматические нормы, сколько коммуникативные навыки и умения, которые позволят свободно входить в иную культурной среду. Грамматика в таком случае важна как условие того, чтобы люди понимали других людей.
Для начала обратимся к основным понятиям грамматики русского языка.
Лексическое и грамматическое значение. Грамматическое значение сопутствует лексическому значению. Отличия между этими типами значений таковы: 1) Грамматические значения абстрактны, поэтому они характеризуют большие классы слов. Например, значение глагольного вида всегда присутствует в смысловой структуре русского глагола. Лексическое же значение более конкретно, чем грамматическое, оно характеризует лишь какое-то определенное слово. 2) Лексическое значение выражено основой глагола, грамматическое значение – особыми формальными средствами (поэтому грамматические значения часто называют формальными). Итак, грамматическое значение – это отвлеченное (абстрактное) языковое значение, выраженное формальными грамматическими средствами. Обычно слово имеет несколько грамматических значений.
Грамматическая форма – это языковые средства, служащие для выражения грамматического значения: пишу – пишешь – пишешь – пишем – пишете – пишут – разные грамматические формы одного и того же слова.
2. Разные уровни изучения семантики грамматических категорий глагола как необходимое условие постижения смысла текста (система упражнений).
2.1. Базовый уровень.
Базовый (пороговый) уровень владения иностранным языком предполагает наличие грамматических и лексических навыков оформления высказываний в стандартных ситуациях.
Упражнения на формирование базовых навыков употребления глагола.
ВИДО-ВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
ЗАДАНИЕ. Запишите предложения, правильно выбирая видо-временные, а также предложно-падежные, личные и родовые формы. Подчерните в предложениях подлежащее и сказуемое. В скобках укажите время глаголов, а также падеж имен существительных и личных местоимений.
МОДЕЛЬ. Вчера одноклассники (шли – идут, ходили – ходят) в(на) музе(й, е) в(на) выставк(а, у, е) московск(ий, ого) художник(, а). - Вчера одноклассники(именительный падеж) ходили(прошедшее время) в музей(винительный падеж) на выставку(винительный падеж) московского художника(родительный падеж).
До поступления в институт Антон три года (изучает - изучал, изучит - изучил) испанский язык. Сейчас студенты (учат - учили, выучат – выучили) склонение существительных. Испанский язык легко (изучает - изучается) студент(ы, ами). Вчера Марина долго (учит – учила, выучит – выучила) спряжение глаголов. На экзамене Антон сразу (отвечает – ответил) на вопрос преподаватель(, я). Математические задачи (решают – решаются) в(на) каждом урок(, е). В(на) каждом урок(, е) алгебры старшеклассники (решают – решат, решаются - решатся) сложные уравнения.
Завтра выпускники (едут – ехали, поедут – поехали) в(на) Москв(а, у, е) поступать в(на) университет(, е). Мо(й, е, я, и) родители каждое лето (едут, ездят, поедут) в(на) курорт(, е). Наш(, а, е, и) сосед часто (шел, идет, ходит) на прогулку со сво(я, ей, ую) собак(а, ой, у). Два дня назад Антон (приезжает, приезжал, приехал, приедет) из(с) Москв(а, ы, е) и (привез, привезет, привозит, привозил) я(меня, мне, мной) нов(ый, ая, ое, ые) учебники. В пятницу Марина (заболела, болеет, заболеет) и (ушла, уходит, уйдет) из(с) урок(, а). Каждый день Марина (идет – ходит) в гости к сестр(а, е, у).
Нов(ый, ая, ое, ые) преподаватель зашел(, а, о, и) в(на) кабинет(, е) математик(а, и, е). В(на) эт(от, ом) кабинет(, е) (находится, находятся) нов(ый, ая, ое, ые) столы. После занятий Антон (вышел, выходит, выйдет) из(с) университет(, а, е) и (пошел, идет, пойдет) в(на) библиотек(а, у, е). Обычно по дороге в(на) школ(а, у, е) я (прошел, прохожу, пройду) мимо памятник(, а). В(на) эт(о, ом) мест(о, е) дети (переходит, переходят) через дорог(а, у). Марина отошел(, а, о, и) от стол(, а) и подошел(, а, о, и) к окн(о, у). Каждое утро студенты (подошли, подходят, подойдут) к больш(ой, ому) кабинет(, у) и (зашли, заходят, зайдут) в(на) лекци(я, ю).
Антон часто (везет - возит) из(с) Москв(а, ы) подарки друзь(я, ям). Милиционер всегда (несет – носит) свой пистолет. Из магазина идут покупатели и (несут – носят) свои сумки. Обычно Антон (дошел – доходит) до университет(, а) за десять минут. В(на) аэропорт(, е) пассажиров (везут – возят) автобусы. Сегодня на дороге была авария, поэтому автобус (доехал – доезжает) до остановк(а, и) на пятнадцать минут позже.
ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ ФОРМЫ
ЗАДАНИЕ. Запишите вопросы и ответы, правильно выбирая предложно-падежные, а также личные и родовые формы. Подчерните в предложениях подлежащее. В скобках укажите падеж имен существительных и личных местоимений.
МОДЕЛЬ. Где леж(ит, ат) тво(й, я, е, и) книги? Мо(й, я, е, и) книги леж(ит, ат) в(на) комнат(а, у, е) в(на) стол(, е). - Где лежат твои книги(именительный падеж)?Мои книги(именительный падеж) лежат в комнате(предложный падеж) на столе(предложный падеж).
Где жив(у, ешь, ет, ем, ете, ут) тво(й, я, е, и) сестра? Мо(й, я, е, и) сестра жив(у, ешь, ет, ем, ете, ут) в(на) Москв(а, у, е).
Где вис(ит, ят) стар(ый, ая, ое, ые) картины? Стар(ый, ая, ое, ые) картины вис(ит, ят) в(на) комнат(а, у, е) в(на) стен(а, у, е).
Где был(, а, о, и) вчера ваш(, а, е, и) одноклассники? Антон вчера был(, а, о, и) в(на) концерт(, е), а Марина был(, а, о, и) в(на) библиотек(а, у, е).
Куда поед(ешь, ет, ете, ут) Антон летом? Летом Антон поед(ешь, ет, ете, ут) в(на) Москв(а, у, е) или в(на) Петербург(, е).
Куда ходил(, а, о, и) брат Антона? Его (ее, их) брат ходил(, а, о, и) в(на) клуб(, е) в(на) дискотек(а, у, е).
Куда ход(ишь, ит, ите, ят) ваш(, а, е, и) ученики? Наш(, а, е, и) ученики часто ход(ишь, ит, ите, ят) в(на) музе(й, е) в(на) выставк(а, у, е) картин.
Откуда приехал(, а, о, и) Марина? Марина приехал(, а, о, и) из(с) Москв(а, ы, у).
Откуда ду(ет, ют) холодн(ый, ые) ветры? Холодн(ый, ые) ветры ду(ет, ют) из(с) север(, а, е).
Откуда вернулись тво(й, я, е, и) друзья? Он(она, оно, они) вернулись из(с) университет(, а, е) из(с) экзамен(, а, е).
В как(ой, ую, ое, ие) школу пойд(у, ешь, ет) ты? Я пойд(у, ешь, ет) в(на) московск(ая, ую, ой) школ(а, у, е).
Кто привезет я(меня, мне, мной) нов(ая, ую, ой) книгу? Антон привезет ты(тебя, тебе, тобой) сво(й, я, о, и) учебник.
Кому переда(ет, ют) привет Антон? Он(она, оно, они) переда(ет, ют) привет Марин(а, е, ой).
О чем говорил(, а, о, и) учительница Марины? Его(ее, их) учительница рассказывал(, а, о, и) о(в) сво(я, ей, ю) работ(а, ой, е).
О чем говорил(, а, о, и) московск(ие, их, им, ими) ученики? Эт(от, а, и) ученики рассказывал(, а, о, и) в(о) сво(я, ей, ю) школ(а, у, е).
С кем ты пойд(ешь, ет, ете, ут) в(на) школ(а, у, е) в(на) урок(, е)? Я пойд(у, ешь, ет, ем) в(на) школ(а, у, е) в(на) урок(, е) с Антон(, ом, е) и Марин(а, ой, е).
ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
Задание. Перестройте предложения с действительным залогом в предложения со страдательным залогом; подчерните подлежащие, сказуемые и дополнения, укажите падеж имен существительных и личных местоимений.
Модель. Ученики (именительный падеж) читают нов(ая, ую, ой) книгу (винительный падеж). Новая книга (именительный падеж) читается учениками (творительный падеж).
Строители возводят больш(ой, ое) здание. Студенты изучают иностранн(ый, ые) языки. Я изучал испанск(ая, ую, ой) грамматику. Лингвисты делают перевод с русского языка на французский. Опытный продавец обслуживал разн(ого, ых) покупателей.
Задание. Два предложения перестройте в одно, выбрав нужную форму причастия или деепричастия, подчеркните подлежащие и сказуемые, а также причастия и деепричастия.
Модель. Девочка читает (читающая, читавшая) книгу. Она не услышала звонок. Читающая книгу девочка не услышала звонок. Художник рисует (рисуя, нарисовав) портрет. Художник внимательно наблюдает внешность человека. Рисуя портрет, художник внимательно наблюдает внешность человека.
Мальчик купает (купающий, купавший) собаку. Он очень старается. Студентка сдавала (сдающая, сдававшая) экзамен по физике. Студентка очень устала. Кукла одевается (одевающаяся, одеваемая) девочкой. Кукла выглядит красиво. Новые задачи решались (решающиеся, решаемые) нами на уроке. Новые задачи были трудными. Студент приехал (приезжающий, приехавший) из Мексики. Он плохо знает английский язык. Шофер увидел (видя, увидев) красный свет. Он остановил автобус. Марина решает (решая, решив) сложное уравнение. Девочка ни на что не отвлекается. Антилопы заметили (заметя, заметив) крадущегося льва. Они всей стаей бросились бежать.
Задание. Постройте сложноподчиненные предложения с указанными значениями придаточных; подчеркните грамматические основы в этих предложениях.
Модель. Мы хорошо выполнили контрольную работу, потому что (причина). Мы хорошо выполнили контрольную работу, потому что мы выучили все правила.
Сегодня Антон опоздал на урок, потому что (причина). Студенты хорошо готовятся к экзамену, потому что (причина). Марина хорошо подготовилась к экзамену, поэтому (следствие). По дороге в аэропорт была авария, поэтому (следствие). Вечером мы пойдем на дискотеку, если (условие). Если (условие), я поступлю в университет. Скоро выпускники гимназии поедут в Москву и Петербург, чтобы (цель). Чтобы (цель), Антон внимательно прочитал правило. Дети весь день играли на улице, хотя (уступка). Хотя (уступка), футбольный матч состоялся вовремя.
Задание. Из двух простых предложений постройте сложноподчиненные предложения, выбрав нужную форму союзного слова который, подчеркните грамматические основы в этих предложениях.
Модель. Антон встретил нового друга. Антон познакомился с ним (который, с которым) в университете. Антон встретил нового друга, с которым он познакомился в университете. В университете мы встретили студентку. Она (которая, которую) приехала из Турции. В университете мы встретили студентку, которая приехала из Турции.
Нам нужен новый учебник. В учебнике (который, в котором) есть все правила. Завтра к нам придут гости. Они (которые, которых) прилетят из Москвы. На каникулы Марина поедет с Антоном. Он (который, которого) уже сдал все экзамены. Студенты побывали в музее. Преподаватель о нем (который, о котором) рассказывал. Друзья познакомились с артисткой. Об этой артистке (которая, о которой) рассказывали в телевизионной программе.
Упражне́ние. Вста́вить глаго́лы в ну́жной фо́рме.
Обы́чно Ни́на (конча́ет-ко́нчит) рабо́тать в шесть часо́в, но вчера́ она́ (конча́ла-ко́нчила) ра́ньше. Она́ (возвраща́лась-верну́лась) домо́й в шесть часо́в. Ве́чером она́ (гото́вила-пригото́вила) у́жин, (у́жинала-поу́жинала), (смотре́ла-посмотре́ла) телеви́зор, (чита́ла-прочита́ла) но́вый расска́з.
Упражнение. Замените активные конструкции пассивными.
1. Первую музыкальную пьесу маленький Петр Чайковский написал в 4 года.
2. Талантливый авиаконструктор С.П. Королёв создал проект первого летательного аппарата в 17 лет.
3. Эту интересную статью написала молодая журналистка.
4. Эти контрольные работы проверяет экзаменатор.
5. Этот теплый шарф дочь купила своей матери.
6. Решающий гол в ворота противника забросил опытный футболист.
7. Уроки по рисованию в этой школе проводит молодая художница.
8. Великий учёный Михаил Ломоносов основал первый российский университет.
9. Этот известный профессор читает лекции по геодезии каждую среду.
10. Приём больных главный врач осуществляет по средам и пятницам.
Упражнение. Восстановите предложения, используя глаголы учить, изучать, учиться, заниматься в нужной форме.
1. Когда я … в школе, я … не только арабский язык, но и английский.
2. Мой друг будет … в техническом университете, а я … в строительном.
3. Я всегда … в комнате, а мой друг любит … в нашей библиотеке, потому что там тихо.
4. Я хочу хорошо … по-русски, поэтому я каждый день … новые слова, грамматику, тексты.
5. Мой друг будет выступать на концерте. Сейчас он … новую песню.
Базовый тест по грамматике русского языка
В наш город приезжает … . | а) известный музыкант б) известного музыканта в) известному музыканту |
Наши ученики часто ходят … . | а) музей б) в музей в) в музее |
… друзья учатся в университете. | а) мой б) моя в) мои |
Московские ученики рассказывали … . | а) своя школа б) свою школу в) о своей школе |
Я пойду в институт … . | а) Антон и Марина б) Антону и Марине в) с Антоном и Мариной |
Антон вчера был …. | а) концерт б) на концерте в) в концерте |
Марина приехала … . | а) Москва б) с Москвы в) из Москвы |
Наша учительница … о своей работе. | а) рассказывал б) рассказывала в) рассказывали |
До поступления в институт Антон три года … испанский язык. | а) изучал б) изучил в) изучает |
Каждый день Марина … в гости к сестре. | а) едет б) ездит в) поедет |
Из магазина идут покупатели и … свои сумки. | а) несли б) несут в) носят |
Лингвист … переводы с русского языка на французский. | а) делает б) делается в) делаются |
Большое здание … строителями. | а) возводят б) возводятся в) возводится |
Марина хорошо сдала экзамены, … она выучила все правила. | а) потому что б) поэтому в) чтобы |
В институте мы встретили студентку, … приехал из Мексики. | а) которая б) которой в) о которой |
Нам нужен новый учебник, … есть все орфографические правила. | а) который б) в котором в) о котором |
Упражнения на формирование коммуникативных умений,
связанных с нормами употребления глагола.
Упражне́ние. Отве́тьте на вопро́сы.
Образе́ц: - Что вы де́лаете сейча́с? (отдыха́ть)
- Сейча́с мы отдыха́ем.
1.Что вы де́лаете ве́чером? (у́жинать, отдыха́ть, гуля́ть) 2. А что Па́вел де́лает ве́чером? (занима́ться) 3. Что студе́нты де́лают сейча́с? (чита́ть текст, повторя́ть глаго́лы, отвечат́ь уро́к) 4. Что они́ де́лают у́тром? (за́втракать, чита́ть газе́ты, слу́шать ра́дио) 5. Что ты де́лаешь сейча́с? (чита́ть письмо́) 6. Что А́нна де́лает сейча́с? (писа́ть упражне́ние) 7. Что они́ де́лают ве́чером? (у́жинать, отдыха́ть, чита́ть журна́лы).
Упражнение. Ситуация. В Интернете ты познакомился со школьником (школьницей) из России. Он (она) прислал (прислала) тебе свою анкету. Кто предлагает тебе свою дружбу?
Анкета для девочек
Меня зовут Александра Смирнова.
Друзья называют меня Саша, а родители зовут меня Шурочка. Мне больше нравится, когда меня зовут просто Саша.
Адрес: 116930, г. Москва, ул. Камышина, д. 14 кв. 9.
Возраст: 16 лет
Школа: №67 г. Москвы
Класс: десятый «а»
Телефон: 310-78-94
Самый лучший подарок мне – книга.
Больше всего я люблю дискотеки и теннис.
Вечером я обычно смотрю телевизор.
Моя любимая игра – «Монополия».
Ответьте на вопросы, выбрав нужную форму глагола. Так или не так?
а) Эту анкету написал (написала) Саша.
б) Саша люблю (любишь, любит) заниматься спортом и танцевать.
в) Саша часто смотрю (смотришь, смотрит) телевизор.
г) Саша живу (живёшь, живёт) в городе Камышин.
д) Саше не нравится (не нравилось, не понравится) имя Шурочка.
е) Саше нравится (не нравилось, не понравится), когда друзья дарят ей (ему)__________.
а) книги. б) диски. в) игры.
Упражнение. Ситуация. В письме, которое написал твой друг, ты прочитал об интересной телепередаче.
Привет! Как твои дела? Я вчера смотрел по каналу «Культура» передачу, которая называется «Я знаю всё!». Это очень интересный конкурс. В конкурсе участвуют 16 команд. Команда, которая побеждает, участвует в следующем конкурсе. А ещё на конкурсе играют и поют популярные артисты и известные музыканты и группы. Я с удовольствием смотрю эту передачу. Посмотри её тоже и напиши, понравилась она тебе или нет. Иван.
1) Ты хочешь узнать, когда идёт эта телепередача, поэтому читаешь телепрограмму. Подготовь вопросы для просмотра и последующего обсуждения этой передачи. 2) Напиши ответ Ивану, поделись с ним своими впечатления от просмотра.
Упражнение. Ситуация. Ты читаешь интервью с Ляйсан Утяшевой. Что ты о ней узнал?
ЛяйсанУтяшева: Любите гимнастику, а не себя в ней.
- Ляйсан, какая у тебя сейчас цель?
- Олимпийские игры в Пекине. Сейчас я активно готовлюсь.
- Ты тренируешься?
- Да, сейчас мне девятнадцать лет. Когда мне было только четыре года, я уже занималась гимнастикой.
- А сколько нужно времени, чтобы выучить такую трудную программу, как у тебя?
- Ну, сейчас я тренируюсь 4 часа в день, плюс хореография. А раньше я тренировалась 7-8 часов каждый день.
- У тебя есть хобби?
- Мне очень нравятся шахматы и американский бильярд. Я люблю ходить на дискотеки, разговаривать с друзьями, читать книги.
- Кем ты хочешь стать?
- Я хочу создать школу художественной гимнастики.
Упражнение. Ситуация. Твой друг в России рассказывает тебе, где он живёт. Запиши его адрес.
Меня зовут Саша Петров. У меня есть папа, мама и старшая сестра Оля. Раньше мы жили во Владивостоке, а сейчас живём в Санкт-Петербурге. Моя школа находится около моего дома. Я хожу в школу пешком. А моя сестра учится в другой школе и ездит туда на автобусе № 18. Мы живём в новом доме на десятом этаже. Наш дом находится недалеко от центра города на улице Кораблестроителей. Это дом № 12, а квартира − № 46.
Упражнение. Ситуация. В Интернете ты познакомился с мальчиком (девочкой) из России. Он (она) прислал (прислала) тебе анкету. Заполни АНКЕТУ.
Анкета
Как тебя зовут? ____________________________________________________________
Сколько тебе лет? __________________________________________________________
Где ты живёшь? ___________________________________________________________
В каком классе ты учишься? _________________________________________________
Что тебе больше всего нравится / не нравится делать?___________________________
_________________________________________________________________________
Упражнение. Инструкция. Прочитай диалог и фразы. Какая предложения правильные? Обрати внимание на формы глаголов. Если фраза правильная, напиши в контрольном листе знак +, а если неправильная, напиши – .
Диалог.
- Привет, Оля!
- Привет, Петя! Как дела?
- Нормально. А у тебя? Я тебя давно не видел.
- А я с друзьями поехала на экскурсию в Москву.
- Правда? Ну и как, было интересно?
- Да, мне очень понравится. Мы видели Красную площадь, Кремль, Третьяковскую галерею и музеи.
- А какая там будет погода? Я знаю, что в Москве в это время тепло.
- Нет, погода была не очень хорошая. Было только плюс четырнадцать градусов. Идёт дождь. Я хочу ещё погулять в Москве, но у нас было только три дня. Мама сказала, что мы ещё поедем туда.
- Это хорошо. Я тоже хочу поехать в Москву.
Фразы.
– Андрей ____________________ меня на день рождения.
а) поздравил б) пригласил в) предложил
– Саша ________________ в школе.
а) изучает б) учит в) учится
– Вы _____________ с Андреем на прошлой неделе?
а) встречались б) встречался в) встречалась
– Наш отряд ___________ «Спортивный».
а) зовут б) называется в) называют
– Нам нужно _______________ об этом.
а) поговорим б) поговорить в) говорит
– Какую оценку Таня_____________ за контрольную работу?
а) получил б) получили в) получила
– Я написал этот тест на пятерку, ____________ мама купила мне мороженое.
а) поэтому б) хотя в) почему
– Я знаю, где __________________ билеты на сегодняшний концерт.
а) продавать б) продают в) продаёт
– В комнате моей сестры на стене ______________ фотографии известных артистов.
а) висят б) лежат в) стоят
– Мама ________________ мне поехать летом в международный лагерь.
а) предлагают б) предлагаете в) предлагает
– Завтра я ____________ продукты в этом магазине.
а) покупаю б) куплю в) купил
– Вы вчера ____________________ маме убирать квартиру?
а) поможете б) помогали в) помогаете
Задание. Выбери нужную форму глагола.
1. – В твой школе _____________ спортзал?
а) есть б) существует в) находится г) бывает
2. – Вот ручка, ___________ мой адрес.
а) вспомни б) запомни в) впиши г) запиши
3. – Ты уже ____________ на уроке русского языка?
а) учился б) побывал в) находился г) был
4. – Нам ____________ сегодня пропустить тренировку.
а) устроит б) получится в) придётся г) подойдёт
5. – Чтобы попасть в музей, тебе нужно ____________ через парк.
а) подойти б) перейти в) пройти г) прийти
6. – Давай я _____________ тебя со своими друзьями.
а) познакомлю б) знакомлю в) познакомлюсь г) знакомлюсь
7. – Вечером у нас дома __________ гость.
а) был б) была в) были г) было
8. – Завтра я поздно лягу спать. Мы ____________ день рождения сестры.
а) отпразднуем б) будем праздновать в) отпраздновали г) праздновали
9. – Мы часто ____________ в кино.
а) идём б) пойдём в) придём г) ходим
10. – Соревнования уже __________________.
а) закончилось б) закончились в) закончилась г) закончился
11. – Сегодня я с сестрой _________ на балет.
а) ходим б) идём в) иду г) хожу
12. – Я хочу, чтобы мама ______________ мне котёнка.
а) подарила б) подарит в) дарит г) дарила
Упражнение. Вставьте в текст сочинения на месте цифр нужные глаголы.
Как мы ходили на кондитерскую фабрику.
Мы, сладкоежки, всегда хотели узнать, как конфеты ___1___ такими вкусными и красивыми. Поэтому мы ____2___ поехать на экскурсию на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь»! Там нам ____3_____ об истории фабрики и интересных событиях сегодняшней шоколадной жизни. Перед экскурсией по шоколадным местам нам ___4___ специальную одежду. Знакомство с процессом производства ____5____ с шоколадного цеха – огромное количество известных шоколадок «Алёнок» и конфет «Мишек» и других шоколадок ехало перед нами по ленте транспортёра. Участники экскурсии ___6____ брать и пробовать конфеты. Оказалось очень вкусно!
В конфетном цехе мы познакомились с тем, как ___7___ вафли и готовят то, что ____8___ внутри конфеты.
В каждом цехе нас долго ____9____ разными конфетами, и казалось, что мы больше никогда не сможем даже смотреть на шоколад. Однако когда мы ____10____ до чайного стола и увидели приготовленное для нас угощение – шоколад, съели, конечно, и его с удовольствием.
1. а) становятся б) ставят в) встают г) встанут
2. а) решали б) решаем в) будем решать г) решили
3. а) рассказывают б) рассказали в) расскажет г) рассказал
4. а) дали б) брали в) одели г) взяли
5. а) начал б) начался в) началось г) начало
6. а) могли б) можно в) возможно г) смогут
7. а) сделают б) сделать в) делать г) делают
8. а) лежит б) положит в) кладёт г) поставит
9. а) угостили б) угостят в) угощали г) угощают
10. а) дошли б) пошли в) подошли г) пришли
2.2. Продвинутый уровень
Продвинутый (постпороговый) уровень предполагает умение адекватно воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний в ситуации свободной беседы.
Упражнения на формирование навыков употребления глагола
с учетом особенностей грамматического значения.
Упражнение. Вставьте в текст на месте цифр нужные формы слов.
Смотреть и видеть (по рассказу С. Львова).
Иностранные студенты, которые изучают русский язык, не всегда понимают разницу ____1_____ «смотреть» и «видеть». И вот однажды преподаватель рассказал ___2______несложную историю.
«Вчера мы с дочкой возвращались из гостей. Мы стояли на остановке и ждали автобус.
- Посмотри, посмотри, - сказала девочка и показала _____3______ прямо напротив ____4_____, где мы стояли. Я посмотрел и ___5 __ особенного не увидел. Я пожал _____6___.
- Да посмотри же! – настойчиво повторила дочка. Я посмотрел и увидел. За день на дереве распустились листочки. Фонарь осветил _____7_____ и дерево теперь светилось зелёным светом среди ______8_______. Мы оба смотрели на это всё, а увидела только она».
- Поняли теперь, чем отличаются глаголы «смотреть» и « видеть»?
– «Видеть» - это то же самое, что «удивляться», - сказал один.
- «Видеть» - это значит «замечать», - сказал другой.
Так постепенно они пришли ____9_______оттенков значения _______10______.
1. | а) перед глаголами |
| 2. | а) они | |
| б) с глаголами |
|
| б) им | |
| в) между глаголами |
|
| в) их | |
| г) в связи с глаголами |
|
| г) ими | |
|
|
|
|
|
|
3. | а) фонарь |
|
| 4. | а) то место |
| б) против фонаря |
|
|
| б) того места |
| в) на фонарь |
|
|
| в) от того места |
| г) фонаря |
|
|
| г) у того места |
|
|
|
|
|
|
5. | а) ничто |
| 6. | а) плечи | |
| б) ничего |
|
| б) плеч | |
| в) нечем |
|
| в) с плечами | |
| г) ничему |
|
| г) плечами | |
|
|
|
|
| |
7. | а) молодую листву |
| 8. | а) ночную темноту | |
| б) молодой листвы |
|
| б) ночной темноте | |
| в) молодой листвой |
|
| в) ночной темноты | |
| г) молодая листва |
|
| г) ночная темнота | |
|
|
|
|
| |
9. | а) с пониманием |
| 10. | а) эти два слова | |
| б) без понимания |
|
| б) этими двумя словами | |
| в) благодаря пониманию |
|
| в) этих двух слов | |
| г) к пониманию |
|
| г) этим двум словам |
Задание. Проанализируйте употребление глагольных форм в приведенных ниже фрагментах. Действие одного лица или нескольких лиц они называют? Каким коммуникативным целям может служить использование формы настоящего времени 3 лица множественного числа и прошедшего времени множественного числа для обозначения действий одного лица?
1. - Да, такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать (Лермонтов).
2. Отец обожал себя, и для него было убедительно только то, что говорил он сам. Продолжать разговор было бесполезно и не приятно, но я все сидел и слабо возражал, надеясь, что меня поймут. Ведь весь вопрос стоял просто и ясно и только касался способа, как мне добыть кусок хлеба, но простоты не видели, а говорили мне, слащаво округляя фразы, о Бородине, о святом огне, о деде, забытом поэте, который когда-то писал плохие и фальшивые стихи, грубо обзывали меня безмозглой головой и тупым человеком. А как мне хотелось, чтобы меня поняли (Чехов).
3. Когда не знали магнита, по морю не плавали далеко. Как выйдут далеко в море, что земли не видать, то только по солнцу и по звездам и знали, куда плыть (Л. Толстой).
4. За Верой Ивановной Кардиной выехали на тройке. Кучер уложил вещи и стал поправлять сбрую (Чехов).
5. Из своих жила одна только девушка Алена и не уходила, потому что на ее жалованье кормилась дома все семья - старухи и дети. Эта Алена, маленькая, бледная, глуповатая, весь день убирала комнаты, служила за столом, топила печи, шила, стирала, но все казалось, что она возится, стучит сапогами и только мешает в доме; из страха, как бы ее не рассчитали и не услали домой, она роняла и часто била посуду и у нее вычитали из жалованья, а потом ее мать и бабушка приходили и кланялись тете Даше в ноги (Чехов).
6. Деревья, автомобили, Лягушки в пруду поют... Сегодня меня убили, Завтра тебя убьют (Иванов).
Задание. Определите значение форм повелительного наклонения.
1. Тут вихрь, отколе ни возьмись, И сдунул паука опять на самый низ (Крылов). 2. Но скворушка услышь, что хвалят соловья (Крылов). 3. Да спрашивай ты толку у зверей! (Крылов). 4. Мерзни, мерзни, волчий хвост (Сказка). 5. Случись тут мухе быть (Крылов). 6. Я крикнул солнцу: “Дармоед! Занежен в облака ты, А тут - не знай ни зим, ни лет, Сиди, рисуй плакаты!” (Маяковский) 7. Хоть век его не будь, ничуть не пожалею (Крылов). 8. Бывало, он приводил к нам в крепость баранов и продавал дешево, только никогда не торговался: что запросит, давай, - хоть зарежь, не уступит (Лермонтов). 9. - Послушайте, - сказал я, - или застрелитесь, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать (Лермонтов).
Задание. Найдите устаревшие глагольные формы. Дайте их морфологическую характеристику. Приведите современную форму. Объясните отличия.
1. Я благодарность их мечтал бы приобресть. 2. Рафаэль дышет на холсте. 3. Я с укоризной указую Тебе на лавровый венок. 4. Ластюсь к ним, как облачко. 5. Выдь, дохни нам упоением, Соименница зари. 6. Потом спросил он, как я, живучи в Москве, научился говорить по-французски.
Упражнение. Вставьте в текст на месте цифр нужные формы слов.
Коспле́й (сокр. от англ. costumeplay — «костюмированная игра») - форма воплощения действия, ____1___ на экране. Возник современный косплей в Японии в среде японских фанатов аниме и манги, поэтому обычно основным ____2____ действия является манга, аниме, видеоигры или исторический фильм про самураев.
Участники косплея ____3____ себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят ____4____ одежду, употребляют схожие речевые обороты. Часто во времякосплея ____5____ ролевая игра.
Глагол косплеить, кроме прямого значения, имеет также ____6____. В ____7____ анимешников и не только это значит ровно то же самое, что и корчить, строить из себя, прикидываться кем-либо.
В 2011 году косплей-индустрия России _____8_____ свое официальное 10-летие (по неофициальным данным ей уже более 14 лет).
Сообщество косплееров по данным АКИК (Ассоциация Косплееров и Косбендов) _____9_____ на начало 2011 года более 250 000 человек только в России.
Российский косплей все еще находится в стадии ____10____, и существует в основном ____11____ индивидуальной самодеятельности.
В свою очередь, в Японии косплей успел стать ____12____ национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплей ____13____ на презентациях видеоигр, на национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном ____14_____ аниме.
1. а) исполняемого б) совершаемого в) творимого |
2. а) образцом б) примером в) прототипом |
3. а) отождествляют б) уподобляют в) равняют
|
4. а) подобную б) тождественную в) аналогичную
| 5. а) разыгрывается б) заигрывается в) переигрывается | 6. а) переносимое б) переносное в) перенесенное
|
7. а) среде б) области в) зоне | 8. а) наметила б) отметила в) заметила
| 9. а) высчитывало б) подсчитывало в) насчитывало |
10. а) вырождения б) зарождения в) перерождения | 11. а) на уровне б) на стадии в) на ступени | 12. а) частью б) разделом в) параграфом |
13. а) производится б) проводится в) переводится |
14. а) посвященных б) освященных в) просвещенных |
|
Задание. Запишите два словосочетания, поставив в нужной грамматической форме слова, данные в скобках.
подражать (любимый герой, повесть)
упрекать (опоздание, репетиция)
Ответ:
|
|
Задание. Укажите два предложения с грамматическими ошибками. Запишите номера этих предложений.
1. Все, кто пришли на занятие, знают правила.
2. Я действовал согласно Вашим указаниям.
3. Научившись читать, Маша стала просить новые книги.
4. Читая стихотворения Есенина, создается впечатление искренности поэта.
5. В журнале «Новый мир» Вы найдете много интересных статей.
Ответ:
|
|
2.3. Углубленное изучение.
Углубленное изучение иностранного языка (компетентностный уровень) предполагает умение продемонстрировать знание языковой системы, проявляющееся в навыках употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых для понимания художественной речи и оформлении оригинальных высказываний.
Глубокое постижение смысла литературного произведения возможно лишь при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. Комплексный (или филологический) анализ наряду с выявлением таких компонентов текста литературного произведения, как жанровая специфика, композиция, сюжет, система персонажей и т.д., предполагает изучение словесной ткани произведения, художественного слова, - причем не только средств словесной образности, но и стилистического значения грамматической формы.
Стилистическая окраска грамматических форм глагола в художественной речи.
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
Как создается торжественный тон произведения? Чем необычны поэтическая лексика и синтаксис? Составьте словарик ключевых слов стихотворения и объясните их значение. Какую роль играют устаревшие слова, в том числе архаичные формы глаголов (влачился, отверзлись, внял, водвинул, виждь, внемли)?
В чем особенность композиции произведения? Почему физическому преобразованию героя посвящена большая часть текста? Как это, по вашему мнению, обусловлено идеей стихотворения?
Пророк.
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей".
(1826)
Анализ рассказа В. В. Набокова «Облако, озеро, башня» (1937)
Сюжет рассказа. Действие происходит в Берлине в 1930-е годы. Один из русских эмигрантов на благотворительном балу выиграл увеселительную поездку. В загородную поездку Василий Иванович отправляется в компании других экскурсантов. Из-за того, что он решил не продолжать поездку вместе со всеми, а остаться там, где ему понравилось, происходит конфликт героя с окружающими.
1) Прочитайте первый фрагмент из рассказа Владимира Набокова «Облако, озеро, башня». Что видит и что чувствует Василий Иванович, глядя в окно во время движения поезда и на остановках? Определите вид глаголов в этом текста. Какую роль в описании состояния героя играет смена глагольного вида с несовершенного (движется, ждет, появлялись, смотрел и др.) на совершенный (появится, замрет, заскакали, не запомнит и др.)?
2) Чем они заняты спутники Василия Ивановича (второй отрывок)? Замечают ли они то, за чем он наблюдает с таким интересом? Проанализируйте употребление конструкций "модальное слово + инфинитив". Какую роль играет антитеза «петь хором» - «пропеть соло»? Был ли неизбежен конфликт главного героя с окружающими?
Василий Иванович ухитрялся наслаждаться мимолетными дарами дороги. И действительно: как это все увлекательно, какую прелесть приобретает мир, когда заведен и движется каруселью! Безумно быстро неслась плохо выглаженная тень вагона по травяному скату, где цветы сливались в цветные строки. Шлагбаум: ждет велосипедист, опираясь одной ногой на землю. Деревья появлялись партиями и отдельно, поворачивались равнодушно и плавно, показывая новые моды. Синяя сырость оврага. Воспоминание любви, переодетое лугом. Перистые облака, вроде небесных борзых. Бывало, на дальнем склоне или в лесном просвете появится и как бы замрет на мгновение, как задержанный в груди воздух, место до того очаровательное, - полянка, терраса, - такое полное выражение нежной, благожелательной красоты, - что, кажется, вот бы остановить поезд и - туда, навсегда, к тебе, моя любовь... но уже бешено заскакали, вертясь в солнечном кипятке, тысячи буковых стволов, и опять прозевал счастье. А на остановках Василий Иванович смотрел иногда на сочетание каких-нибудь совсем ничтожных предметов -пятно на платформе, вишневая косточка, окурок, - и говорил себе, что никогда-никогда не запомнит и не вспомнит этого узора…
Но глядеть в окно можно было только урывками. Всем были розданы нотные листки со стихами:
Распростись с пустой тревогой,
Палку толстую возьми
И шагай большой дорогой
Вместе с добрыми людьми.
Это надо было петь хором. Василий Иванович, который не то что петь, а даже плохо мог произносить немецкие слова, воспользовался неразборчивым ревом слившихся голосов, чтобы только приоткрывать рот и слегка покачиваться, будто в самом деле пел, - но предводитель по знаку вкрадчивого Шрама вдруг резко приостановил общее пение и, подозрительно щурясь в сторону Василия Ивановича, потребовал, чтоб он пропел соло. Василий Иванович прочистил горло, застенчиво начал и после минуты одиночного мучения подхватили все, но он уже не смел выпасть.
Семантика грамматических категорий глагола
как инструмент выявления подтекста и интерпретации авторской позиции.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
И.А. Бунин
Последний шмель.
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро с бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
(26.VII.1916)
1) Охарактеризуйте ключевые образы стихотворения. Какие ассоциации связывают мир насекомых и мир человека?
2) Сравните употребление глагольных форм в 1-ой и во 2-ой строфе: какую роль играет переход от форм несовершенного вида с приставкой за- к формам совершенного вида с приставкой по-?
3) Проанализируйте диалог человека и шмеля. Почему шмель, выступающий в этом диалоге в качестве адресата, в конце стихотворения представлен как объект? Каким образом в этом стихотворении выразилось авторское понимания проблемы жизни и смерти?
Анализ рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (1915).
Отличительное свойство русской классической литературы начала 20 века (Бунин, Куприн, Горький, и др.) в том, что художественная мысль идет от изображения поверхности жизни к постижению законов бытия, универсальных человеческих ценностей. Проследим роль грамматической формы в создании подтекста, в углублении художественного смысла на примере двух описаний из хрестоматийного рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Сюжет рассказа. Пожилой богатый американец отправляется с семьей в трансатлантическое путешествие на комфортабельном лайнере с символическим названием "Атлантида". Во время путешествия он умирает в дорогом отеле на острове Капри. Гроб с его телом возвращается через океан в трюме того же корабля. Такое движение по кругу символично: между пошлой жизнью и смертью господина из Сан-Франциско нет принципиальной разницы.
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» (1915) представлен в литературоведении как точный, буквально вычисленный до каждого штриха снимок противоречивых чувств писателя, его раздумий по поводу судьбы современной цивилизации. Масштабность художественного обобщения, осуществляемая за счет сквозной символизации мотивов и деталей (безликий герой, символика названия корабля, движение по замкнутому кругу и т.д.), достигает в этом рассказе высшей степени. Важную роль в углублении художественного смысла произведения играет актуализация семантики грамматической формы в развернутых описаниях «конвейера удовольствий».
1) Проанализируйте употребление глагольных форм прошедшего времени и инфинитива в описании распорядка жизни пассажиров «Атлантиды».
Пассажиров было много, пароход – знаменитая “Атлантида” - был похож на громадный отель со всеми удобствами, с ночным баром, с восточными банями, с собственной газетой, - и жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано, при трубных звуках, резко раздававшихся по коридорам накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам а в одиннадцать – подкрепляться бутербродами с бульоном; подкрепившись с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака Следующие два часа посвящались отдыху; все палубы были заставлены тогда длинными камышовыми креслами, на которых путешественники лежали, укрывшись пледами в пятом часу их поили крепким душистым чаем с печеньями; в семь повещали трубными сигналами о том, что составляло главнейшую цель всего этого существования….
В описании распорядка дня пассажиров «Атлантиды» - на первый план выступают формы прошедшего времени глаголов несовершенного вида. Подтекст этого описания таков6 стандартные, почти уже не исходящие от личности желания, стандартные ожидания услуг, комфорта, организованных соблазнов для неглубоких волнений. Бесцельность, бессмысленность существования пассажиров «Атлантиды» поддерживается актуализированной семантикой основной грамматической формы. Глаголы несовершенного вида с неограниченно-кратным значением в ситуации повторяющегося действия выражают абсурдность этого регламентированного «конвейера удовольствий» - этого подобия деятельности (деятельности, не предполагающей результата), этого подобия движения (движения, обреченного в своей замкнутости), этого подобия жизни – бездуховного существования. Это уже не движение (прошедшее время). Это уже не жизнь.
2) Проанализируйте отсутствие глаголов в описании распорядка жизни путешественников в Неаполе.
Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром - завтрак облачное, малообещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля; потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий потом – выход к автомобилю медленное движение по людным узким и сырым коридорам улиц в час – второй завтрак в пять - чай в отеле а там снова приготовления к обеду – снова мощный, властный гул гонга по всем этажам …
В другом описании - описании распорядка дня отеля в Неаполе – глагольные формы исчезают, их сменяют отглагольные существительные. Подтекст еще углубляется. Зияющее отсутствие глаголов в описании такой «насыщенной» событиями жизни (давно не жизни) подчеркивает полную опустошенность «конвейерного» существования, его полную обреченность. Подобие движения (несовершенный вид глаголов) неумолимо переходит в отсутствие движения (отсутствие глаголов). Прекращение движения, остановка движения, неподвижность – прекращение всего, смерть.
Таким образом, актуализация семантики грамматической формы в описаниях распорядка жизни пассажиров «Атлантиды» способствует выражению самых глубоких раздумий писателя о трагической судьбе современной ему буржуазной цивилизации, о катастрофичности подобного мироустройства.
Как мы убедились, анализ семантики грамматической формы глагола в художественном тексте действительно способствует глубокому постижению смысла литературного произведения. Такой подход к произведению способствует формированию высокой культуры художественного восприятия, развитию эстетического вкуса, логического и образного мышления.
Резюме.
Анализ семантики грамматической формы –
ключ к постижению явного и скрытого смысла высказывания.
Современное образование ориентируется на гуманистические общечеловеческие ценности. Русская язык, русская литература — неотъемлемая часть мировой культуры.
Профессионалы скажут: любой язык нужно преподавать в первую очередь с любовью. Но есть и особенности преподавания собственно русского языка, отличающиеся в зависимости от того, кому язык преподаётся - носителю языка или иностранцу.
Русский язык невероятно сложен. Даже нам, русскоговорящим, бывает трудно объяснить, что такое вид глагола, например. А для иностранных учащимся приходится составлять специальные упражнения, подбирать подходящие тексты, чтобы им стало всё понятно, как и нам. Преподавание русского языка иностранцам еще больше усложняется, когда объяснять приходится то, что носителями языка на интуитивном уровне.
Для того чтобы преподавать русский язык как иностранный, в идеале нужна специальная подготовка. На сегодняшний день существует множество методик, которые с успехом используются преподавателями русского языка из разных стран.
Нужно объяснить учащимся, что знание русского языка не сводится лишь к изучению правил грамматики, орфографии или пунктуации. Это еще и работа по развитию речи. А для этого необходимо воспитывать в себе потребность в чтении. Научите детей работать с разными видами словарей. Необходимо выработать у них потребность в случае затруднения на письме не обращаться сразу за подсказкой к учителю, а обратиться за помощью к словарю.
Если вы преподаёте русский язык для иностранцев, облегчите для них усвоение русского языка по мере возможности. Разнообразьте ваши занятия игровыми заданиями.
Кому бы вы ни преподавали русский язык, ваши занятия должны основываться на страноведческом материале, чтобы ученики могли узнать больше о России.
И нужно помнить о том, что каждая грамматическая форма является одновременно и средством изображения, поэтому каждую такую форму можно и должно осветить с точки зрения заложенных в ней выразительных возможностей. Используйте на занятиях тексты русской классики, для иностранцев - адаптированные тексты, чтобы изучаемый язык ассоциировался с лучшими достижениями русской культуры.
2018 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гулиева Л.М., Сеидзаде Л.Г. Сборник упражнений по русскому языку для студентов-иностранцев (подготовительный факультет – начальный этап) - Баку: Издательство Бакинского государственного университета, 2008.
2. Куринина Г.П. Учим русские глаголы! (словарь-справочник для иностранцев) - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000.
3. Русский язык в постсоветском мире: уход и возвращение? Опыт Монголии \ Материалы Международной научно-практической конференции /Отв. ред. С. Панарин. – Улан-Батор: Монгольский государственный университет науки и технологии, 2012.
4. Сборник контрольных упражнений по русскому языку для иностранных студентов. В двух частях \ Авторы-составители М.А. Латышева, О.С. Ширяева. - Волгоград, Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет, 2012.