СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение повести Н. В. Гоголя «Шинель» в XI классе армянской школы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методы изучения и трактовки повести Н. В. Гоголя «Шинель» в XI классе армянской школы. Особое внимание уделено образу Акакия Акакиевича Башмачкина и сложной художественной символике гоголевского текста.

Просмотр содержимого документа
«Изучение повести Н. В. Гоголя «Шинель» в XI классе армянской школы»

ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ШИНЕЛЬ» В XI КЛАССЕ АРМЯНСКОЙ ШКОЛЫ

Абаджян Лилит Юриковна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории , старшая школа №1 г.Гюмри РА, [email protected]

В статье рассматриваются методы изучения и трактовки повести Н. В. Гоголя «Шинель» в XI классе армянской школы. Особое внимание уделено образу Акакия Акакиевича Башмачкина и сложной художественной символике гоголевского текста.

Ключевые слова: «маленький человек», «нечистая сила», символ, шинель, социологический

Study of the tale «The Overcoat » by N.V.Gogol’s in the 11th Class of the Armenian School

Abajyan L.Y.

In the article the author watches the methods of studying and interpreting of the tale «The Overcoat » by N.V.Gogol’s in the XI form of the Armenian school. Special attention is paid to the character of Akakiy Akakievich Bashmachkin and the complex artistic symbols of Gogol`s text.

Keywords : «ordinary human», «witchcraft», symbol, overcoat, sociological.


Сколько бы ни проходило времени, сколько бы изменений ни происходило в педагогике, познавательная, обучающая и воспитательная роль литературы была, есть и будет первичной и неизменной. Любовь к литературе, несомненно, зависит от мастерства педагога.

Наша статья основывается на изучении повести «Шинель» в армянской школе. Опережающее домашнее задание требовало, чтобы учащиеся самостоятельно прочитали повесть и подготовили рассказ об истории создания повести. Самостоятельное прочтение учащимися художественного произведения не всегда гарантирует его глубокое понимание. Нужна последующая целенаправленная работа под руководством учителя , которая приведет учащихся от общего представления к пониманию художественного произведения.

Примерное описание урока.

Цели урока:

  • Обучающие: проверить уровень усвоения материала по литературе в XI классе по творчеству Н.В.Гоголя, углубить представление учащихся о «маленьком человеке».

  • Развивающие: развивать умения производить классификацию фактов, делать обобщенные выводы, сжато излагать прочитанный материал, устанавливать связи и отношения между явлениями действительности и содержания повести.

  • Воспитательные: воспитать любовь и уважение к личности человека, формировать неприятие к антигуманным поступкам.

Оборудование: портрет Гоголя, видеофрагменты из фильма «Шинель», иллюстрации, плакаты с высказываниями и интересными цитатами из повести «Шинель».

Цитаты из повести «Шинель»:

«…Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин)…»

«…как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным…»

«…ведь нельзя же залезть в душу человеку и узнать все, что он думает…» «…всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное…»

«…Так уж на святой Руси все заражено подражанием, всякий дразнит и корчит своего начальника…»

«…Сострадание было ему не чуждо; его сердцу были доступны многие добрые движения, несмотря на то, что чин весьма часто мешал ему обнаруживаться…»

«…За ужином выпил он стакана два шампанского-средство, как известно, недурно действующее в рассуждении веселости. Шампанское сообщило ему о расположении к разным экстренностям…»

«…оставался в том же приятном положении, лучше которого и не выдумаешь для русского человека, то есть когда сам ни о чем не думаешь, а между тем мысли сами лезут в голову, одна другой приятнее, не давая даже труда гоняться за ними и искать их…»

Вводное слово о создании повести.

Однажды при Н.В.Гоголе рассказан был канцелярский анекдот (под словом «анекдот» тогда понимали истинное происшествие) о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами в часы, свободные от службы, скопил он немалую по тем временам сумму – 200 рублей. Именно столько стоило в то время лепажевское (Лепаж был искуснейшим оружейным мастером), предмет зависти каждого заядлого охотника. Наступил долгожданный час. Счастливый обладатель новенького ружья выплыл на лодочке в Финский залив, предвкушая богатую добычу. Как же он был изумлен, когда обнаружилось, что его ружье исчезло. Очевидно, его стянуло в воду густым камышом. Как он мог хоть на миг выпустить из поля зрения свою драгоценность?! По его же словам, дорвавшись, до исполнения заветнейшего желания, он «находился в каком-то самозабвении». До позднего вечера он шарил по дну в тростниковых зарослях. Совершенно выбился из сил, но все поиски оказались тщетными. Ружье, из которого он не успел сделать ни единого выстрела, навеки было похоронено на дне Финского залива. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не встал: его охватила жестокая горячка (деталь, сохраненная в гоголевской повести). Сослуживцы пожалели его и вскладчину купили ему новое ружье. Так «возвращен он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице». Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником. Все смеялись. Все, исключая Гоголя. Один он выслушал рассказ «задумчиво и опустил голову». «Анекдот был первой мыслью чудной повести его, и она заронилась в душу его в тот же самый вечер». В анекдоте Гоголь услышал совсем не то, что другие. Беззаботных слушателей развеселило, что чиновник попал впросак по собственной рассеянности. Благополучный конец его совсем стер настигшую его беду. Гоголя рассказ погрузил в глубокую грусть: он был хорошо знаком со скудным существованием мелких чиновников. Он сам тянул в молодости канцелярскую лямку в чине коллежского регистратора (самом низшем в чиновничьей табели о рангах), в должности писца. В департаменте он получал 30 рублей в месяц, жалование поистине нищенское. Велик был Гоголя опыт живых впечатлений от жалких углов, где ютились бедные чиновники. В первом наброске повести, который назывался «Повесть о чиновнике, крадущем шинели», просматривались анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя.

На первом этапе работы мы выясняем, как понимают учащиеся одиннадцатого класса гоголевский текст. От целостного восприятия авторского мира, первоначального и эмоционального его ощущения к аналитическому изучению всех особенностей авторского построения и от этого к синтезу всех открытий на основе освоения авторской системы – вот путь разбора повести в классе.

Таким образом, цель урока –заинтересовать учащихся в процессе познания художественного мира писателя, его оценки действительности, углубить представление читателей о произведении, добиться формирования их личностной оценки. Задачу будем считать выполненной в том случае, если на уроке возникнет потребность в поиске самостоятельных подходов к анализу текста или заинтересованный обмен различными точками зрения.

В начале урока анализ текста основывается на использовании уже сформированных читательских умений одиннадцатиклассников: выделить основные смысловые части произведения, найти описание внешности героя, его происхождения и образа жизни, сопоставить их с авторской характеристикой, высказанной прямо, представить и описать героя с помощью словесных, живописных, музыкальных иллюстраций, подобранных или созданных самими учащимися. Эти задания выполняются быстро и с удовольствием. Учащиеся, как им кажется, легко разобрались в тексте: Башмачкин беден, жаден, вызывает безусловное сочувствие, но и некоторое презрение, автор жалеет его, проявляя гуманность, и смеется над ним.

На следующем этапе урока мы обращаем внимание учащихся на ритм и интонацию повествования как особую и новую для них форму проявления авторской позиции в произведении. Сопоставляя проникновенный и в то же время «эпический» тон рассказа о приобретении имени младенцем Башмачкиным, с одной стороны, и, с другой - ничтожность мелочей быта, пошлость мышления, примитивность жизненных представлений и требований «чиновничьего племени» (оценка казенных служб как «сердитых», желание избежать неприятностей, не называя департамента, характеристика человека через его чин: «покойная матушка, чиновница и очень хорошая женщина», «кум, служивший столоначальником в Сенате», «кума, жена квартального офицера» и т. д.), учащиеся приходят к выводу, что ирония автора направлена не столько на героя, сколько на те обстоятельства, в которых ему пришлось жить. Убожество Акакия Акакиевича - это зеркальное отражение и следствие убожества действительности. Но ирония не единственная краска авторской палитры. Ироническое описание уродливых мелочей жизни на глазах учеников превращается в полный сочувствия, боли и надежды рассказ о нечеловеческом в человеке.

Этот процесс поиска и открытия глубинного пласта повествования вызывает в классе такие эмоции, которые задевают за живое даже тех учащихся, которые кажутся равнодушными к классической литературе.

Задания, направленные на выявление роли второстепенных персонажей в раскрытии авторской мысли, позволяют понять, что Гоголь в жалком, почти опустившемся портном для бедняков сумел увидеть глубоко человеческие, симпатичные черты, заставляя предположить в его характере скрытые богатые потенции труженика. Комментируя два отрывка из повести, посвященные Петровичу: 1) Петрович «вдруг показал в себе бездну, разделяющую портных, которые подставляют только подкладки и переправляют , от тех, кто шьет заново»; 2) Он вышел вслед за Башмачкиным «и, оставаясь на улице, долго смотрел еще издали на шинель и потом пошел нарочно в сторону, чтобы, обогнувши прямым переулком, забежать вновь», учащиеся выясняют, что подробный рассказ о том, как портной шьет шинель Акакию Акакиевичу, помогает нам понять глубокую мысль Гоголя о роли творческого труда в жизни человека. Захваченные поиском, ученики открывают для себя многозначность художественного образа.

Важнейшим моментом урока становится тот, когда учащиеся, просмотрев эпизод «Башмачкин у значительного лица» и самостоятельно поставив вопрос о роли «значительного лица», обращаются к тексту и выясняют, что и здесь есть над чем подумать: «значительное лицо» не всегда было грубым и бессердечным, а власть и безнаказанность испортили его также, как бесправие и страх Башмачкина и Петровича. Новая шинель сшита, и Акакий Акакиевич, сменив свой всегдашний наряд, идет в департамент «в самом праздничном расположении всех чувств».

Чрезвычайно важно пронаблюдать, насколько изменилась природа этих «чувств», также манера поведения героя. Его теперь радует возможность в своей обнове пройтись по петербургским улицам и даже стать участником светского вечера, куда до той поры его никогда не приглашали. После обеда, во время которого он чувствовал себя «весело», Акакий Акакиевич «уж ничего не писал… а так немножко посибаритствовал на постели».

Но утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна его спасти не только от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Последняя часть повести - фантастическая. Она также несет на себе идейно-смысловую нагрузку. Ее можно рассматривать и как некое предостережение «значительным» лицам, ведь в нашей реальной действительности «маленький человек» не имеет возможности заявить о себе, своих правах, требовать к себе внимания и уважения, потому и выбирает писатель фантастическую концовку для своей повести.

В конце урока учащимся предлагается кроссворд:

  1. Что могло бы помочь Башмачкину попасть в «статские советники»; (Награды)

  2. Место действия повести; (Петербург)

  3. Это насекомое упоминается в повести дважды. С ним сравнивается главный герой; (Муха)

  4. Какой мех был выбран на воротник шинели? (Кошка)

  5. «Подруга» жизни Башмачкина; (Шинель)

  6. Это окружает всю жизнь Акакия Акакиевича; (Бедствия)

  7. Сильный враг всех, кто получает 400 рублей жалованья в год; (Мороз)

  8. В каком департаменте служил Акакий Акакиевич? (Одном)

Обобщить и завершить урок помогут следующие вопросы:

  1. Как Акакий Акакиевич относился к своей работе? («…вряд ли где можно найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать, он служил ревностно, - нет, он служил с любовью.)

  2. Как реагировал Акакий на насмешки чиновников? («…Ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним: это не имело даже влияния на занятия его… Только уж если слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем обижаете?»…».)

  3. Как выбирали имя Акакию? (Было много сложных имен, которые мать Акакия не знала, поэтому решила назвать его в честь отца-Акакием.)

  4. Что часто случалось с Акакием на улице? ( Идя вдоль какого-либо дома, он часто уносил в шляпе какую-нибудь дрянь, выпавшую из окна.)

  5. Как звали Петровича? (Григорий)

  6. Почему Акакий был расстроен тем, что нужно покупать новую шинель? (У него не было денег. А новая дорого стоила.)

  7. Кого любил кольнуть Петров? (Немцев)

  8. Какая особенность разговорной речи была у Акакия? (Он говорил много частиц, предлогов и наречий, которые не имели никакого значения.)

  9. Почему Акакий думал, что, навестивши Петровича еще раз, тот починит шинель? (Он решил, что Петрович отказался шить шинель из-за плохого настроения.)

  10. Какие меры для накопления денег принял Акакий? (Не пить по вечерам чай, не зажигать по вечерам свечи, осторожнее ходить по улице, чтобы не истоптать сапоги, реже отдавать прачке мыть белье, чтобы не занашивалось.)

  11. Изменили ли эти меры Акакия? Как? (Раньше Акакий жил бесцельно, а затем у него появилась цель - заработать на новую шинель. Он стал более живой, характер стал твердым.)

  12. Изменилось ли отношение к Акакию после приобретения шинели? (Никто уже не усмехался над ним, его просили устроить вечер в честь такого события.)

  13. Кто пригласил Акакия и чиновников к себе в дом? Почему? Пошел ли Акакий? (У помощника столоначальника были именины, Акакий Акакиевич отговаривался, но чиновники уговорили его пойти.)

  14. Что было чудно в доме помощника для Акакия? (…Шум, говор, толпа людей - все это было как-то чудно Акакию Акакиевичу…)

  15. Почему Акакий ушел домой? (Ему пора было спать.)

  16. Зачем Гоголь ввел фантастический конец в «Шинель»? (Гоголь ввел фантастический конец для того, чтобы произведение заканчивалось справедливостью.)

Дома учащиеся должны написать письмо одному из героев гоголевской «Шинели».

Список использованной литературы:

  1. Гоголь Н. В. Шинель // Избранные сочинения: Т. 1. М., 1994

  2. Розанов В. В. Мысли о литературе. М., 1996.

  3. Калганова Т. А. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл./ 4-е изд, стереотип. М.: Дрофа, 2001.