СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение позиций на скрипке и их соединение

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение позиций на скрипке и их смена является важным этапом овладения техникой левой руки скрипача

Просмотр содержимого документа
«Изучение позиций на скрипке и их соединение»

Изучение позиций на скрипке и их соединение

Одной из главных проблем музыкально-педагогического воспитания является техническое развитие учащихся. Без овладения определёнными техническими приёмами невозможно добиться художественной выразительности в игре, нельзя решить задачу формирования исполнительского мастерства. Изучение позиций на скрипке и их смена – важный этап овладения техникой левой руки скрипача. Позиционная техника как средство художественной выразительности в искусстве игры на скрипке основано на возможности извлекать звук одной и той же высоты на разных струнах, напевно соединять звуки разной высоты при помощи плавного скольжения пальца по струне (портаменто и глиссандо) и использовать тембровые краски каждой струны.

При игре на инструменте скрипач всё время перемещает левую руку то вверх по грифу, доходя до самых высоких регистров звучания, то вниз, опуская руку к порожку. Каждое из возникающих при этом положений руки носит название позиции. Позиция – это положение левой руки на грифе, которое определяется расположением первого пальца (и связанного с ним большого) по отношению к порожку, позволяющее, не сдвигая кисти, исполнять последовательность звуков. Объём позиции на одной струне определяется интервалом кварты между 1-м и 4-м пальцами. Он может быть расширен до интервала чистой квинты путём отведения 1-го пальца к порожку и растяжения 4-го, но интонационную основу и естественное положение левой руки скрипача составляет квартовый объём позиций.

В программе обучения скрипача раздел «Изучение позиций и их соединение» является одним из основных. К изучению второй и третьей позиций можно приступать лишь тогда, когда хорошо усвоены основные навыки игры в первой позиции. К этим навыкам относятся постановка обеих рук, свобода их движений, достаточная подвижность пальцев, чистота интонации. Последовательность изучения второй и третьей позиций принципиального значения не имеет, лишь бы они обе изучались тщательно. Первоначальное ознакомление с игрой в трёх позициях должно быть тесно увязано с материалом, ранее усвоенным при игре в первой позиции. Таким материалом для упражнений могут быть фигурированные тетрахорды, однооктавные гаммы, песенки, транспонируемые по ступеням звукоряда, по позициям. Целью таких упражнений является выработка ощущения позиций одной относительно другой. Изучение позиций должно подкрепляться чёткими пояснениями и достаточным количеством упражнений, иначе ученик с трудом овладевает необходимыми техническими навыками, что тормозит его дальнейшее развитие.

Вторая позиция. Изучение второй позиции целесообразно начинать с однооктавной гаммы Фа мажор. Новое местонахождение руки на грифе ученик ощутит лучше путём сравнения с хорошо знакомым ему положением руки в первой позиции. Для этого он должен взять в первой позиции звук фа вторым пальцем, а затем на его место поставить первый и передвинуть всю руку, вместе с большим пальцем, в новую позицию.

Для лучшего запоминания аппликатуры ученику можно объяснить, что во второй позиции вся аппликатура будет читаться на единицу меньше, чем в первой, т.е. четвёртый палец заменится третьим, третий – вторым, второй – первым и лишь первый палец будет заменяться четвёрым.

Обычно однооктавную гамму фа мажор ученик играет без затруднений, далее изучаются трезвучие и квартсекстаккорд. Транспонируя эту гамму на квинту вверх или вниз, ученик исполнит однооктавные гаммы до и си-бемоль мажор. Для лучшего усвоения интонации во второй позиции целесообразно далее пройти с учеником аналогичные однооктавные гаммы во всех возможных тональностях, начиная от каждого пальца. Параллельно с каждой гаммой изучаются упражнения и этюды во второй позиции, затем добавляются пьесы. После хорошо освоенной таким образом второй позиции можно переходить к изучению третьей.

Третья позиция.

Изучение третьей позиции можно начинать, по аналогии со второй, с однооктавных гамм До мажор, Ре мажор. Взяв звук до или ре третьим пальцем в первой позиции, ученик передвигает всю руку так, чтобы первый палец занял место третьего. Это и будет третья позиция. Ладонь и большой палец в этой позиции не должны прикасаться к корпусу скрипки. Так же как и во второй позиции, в третьей изучаются однооктавные и двухоктавные мажорные и минорные гаммы и арпеджио от каждого пальца, упражнения разнообразными штрихами. Постепенно переходят к этюдам и песенному материалу. Параллельно полезно давать ученику такие задания: записать гамму и проставить аппликатуру соответственно позиции; в ранее пройденных этюдах и пьесах применить позиционные переходы, проставить новую аппликатуру. Параллельно с прохождением материала следует систематически упражняться в чтении нот с листа в изучаемой позиции. Позицию можно считать усвоенной, когда чтение нот с листа не вызывает затруднений. При изучении позиций необходимо достаточную роль отводить пояснениям и чёткому показу педагога, чтобы у ученика не вырабатывались неправильные двигательные навыки, зажатость рук. В процессе овладения позициями педагог должен строго дозировать материал и без усвоения учеником одного навыка не приступать к выработке другого; тщательно подбирать как технический материал, так и художественный репертуар.

Изучение смены позиций. Под соединением или сменой позиций понимают движение левой руки вдоль грифа на то или иное расстояние, совершаемое при помощи лёгкого и быстро скольжения пальца по струне, называемого глиссандо. Основа для плавных и лёгких соединений позиций должна закладываться с первых дней занятий с учеником. Необходимо выработать у ребёнка ясное представление о правильных игровых движениях, связанных с соединениями позиций, воспитать культуру этих движений – их свободу, плавность, лёгкость, пластичность, зависящие от общего раскованного состояния ученика.

Прежде всего осваивается свободное скольжение все руки вдоль грифа. Сначала используется следующее упражнение: рука ученика скользит вдоль шейки скрипки с приподнятыми над грифом пальцами. Затем к этому движению добавляется ведение смычка по средней струне (Ля или Ре), причем его направление меняется одновременно с направлением движения левой руки.

Целесообразно прорабатывать с учеником элементы скольжения пальца по струне без смычка. Подобно самолёту, поднимающемуся после разбега со взлётной полосы, палец скользит небольшое расстояние и легко поднимается со струны. Проделать это упражнение несколько раз в I позиции, потом – в IV. Если ученик быстро освоит описанные движения, можно приступить к следующим: попадать на звук в позиции через открытую струну без фиксации внимания на определении позиции. Эти упражнения помогают освободить левую руку от напряжения, приучают не бояться больших скачков на звуки в высоких позициях.

В подобных упражнениях надо следить за тем, чтобы шейка скрипки не зажималась большим пальцем и основанием указательного, чтобы движения были свободными и плавными, а скрипка не меняла своего положения. При этом необходимо на ощупь проверять состояние мышц всех частей руки. Кроме того, важно следить, чтобы соотношение большого пальца и пальцев над струнами при движении руки сохранялось: он не должен ни опережать, ни отставать от остальных пальцев. На основе формируемого таким образом навыка осваивается перенос руки в позицию.

Каждый позиционный переход требует предварительной слуховой подготовки и предощущения движения руки в сторону последующей позиции. Учиты-вая это, рекомендуется вначале исполнить требуемый интервал в I позиции, чтобы у ученика возникло его чёткое слуховое представление, а затем отрабатывать, сам переход. По мере развития двигательных навыков движения уточняются, постепенно вырабатываются ощущения расстояний между позициями.

В современной методике принято выделять четыре типа переходов: 1) во время звучания открытой струны; 2) скольжением одного и того же пальца; 3) с нижележащего пальца на вышележащий (1-2, 1-3, 1-4, 2-3 и т. д.) и обратно; 4) с вышележащего пальца на нижележащий (2-1, 3-2,4-3 и т. д.) и обратно. Учащихся нужно знакомить с ними последовательно, в порядке возрастания их трудности. На первоначальном этапе изучения смен позиции следует уделить внимание детальному освоению переходов первого и второго типа, так как эти навыки являются предпосылкой овладения более сложными (третьим и четвертым) типами переходов.

Простейший вид перехода — через отрытую струну - даётся ученику при первом знакомстве с позициями и даже еще раньше, в процессе постановки рук. В дальнейшем следует последовательно совершенствовать этот навык, закрепляя его на разнообразном музыкальном материале. Точному интонированию упражнений помогает их предварительное сольфеджирование.

По мере освоения навыка перехода через открытую струну можно приступать к изучению переходов второго типа. Важнейшее условие их правильного выполнения - ослабление нажима пальца, осуществляющего переход в новую позицию, чтобы глиссандо получалось мягкое, певучее, а также отсутствие «схватывания» шейки скрипки большим пальцем. Полезно сначала предложить учащемуся беззвучно выполнить движения руки с установленными на струну 1-м или 2-м пальцами (примерно до третьей-четвертой позиции). Воспитание правильных мышечно-двигательных ощущений при сколь-жении пальца надо сочетать с формированием соответствующих слуховых представлений о соединении двух звуков. Этому помогает сольфеджирование, при котором внимание ученика следует привлекать к певучему связыванию звуков, образующих соответствующий интервал.

Начинать изучение переходов скольжением следует с простейших упражнений, выполняемых каждым пальцем в отдельности. Желательно, однако, поскорее заменять чисто техническую тренировку воспроизведением элементов музыкальной речи - мотивов, фраз, предложений и т. д.

Переходы III типа - с нижележащего пальца на вышележащий выполняются путем скольжения исходного пальца по струне и опускания того пальца, который берет последующий звук.

Особенность выполнения переходов III типа заключается в том, что нажим скользящего пальца усиливается по мере приближения к последующему звуку. Если переход осуществляется на разных струнах, то соединение производится скользящим пальцем на той струне, на которой нужно взять последующий звук.

Переходы IV типа — с вышерасположенного пальца на нижерасположенный при движении по грифу вверх и с нижерасположенного на вышерасположенный при движении вниз являются основными во время исполнения гамм и гаммообразных пассажей. Совершать их достаточно сложно, поэтому на каждом уроке следует работать с учеником над их разновидностями, выполняемыми различной аппликатурой. При переходе данного типа подмена одного пальца другим совершается во время самого скольжения и основана на вытеснении исходного пальца. Изучение таких переходов следует начинать с примеров, в которых позиции соединяются смежными пальцами. В переходах этого типа, совершаемых в нисходящем направлении, скольжение производится исходным пальцем, причем последующий палец падает на требуемое место грифа. Характер скольжения исходного пальца в данном случае отличается тем, что палец не прижимает плотно струну до окончания перехода, а, ослабляя нажим, нередко даже приподнимается над струной. Примеры упражнений на переходы данного типа содержатся в любой гаммообразной восходящей и нисходящей мелодии.

При работе над переходами необходимо следить за движениями смычка и приемами звукоизвлечения. Очень важно играть плотным смычком (несмотря на переходы и скачки в левой руке) и следить за тем, чтобы каждый звук выдерживался полностью, т.е. палец снимался со струны в последний момент. Что касается степени нажима пальцев на струну, то при соединении позиций она прямо зависит от характера соединения звуков, расстояния между ними, темпа, динамики исполнения и общей художественной задачи.

Переходы из первой во вторую и из второй в третью позиции принципиально ничем не отличаются от переходов из первой в третью позицию. Не следует откладывать ознакомление учащегося с четвертой позицией, которая с точки зрения техники переходов аналогична предшествующим. Когда ученик в какой-то мере освоил подобные переходы, следует приступать к систематическому изучению однооктавных гамм, исполняемых на одной струне, что является необходимым этапом работы над сменами позиций.

Приемы смен позиций составляют настолько важную область искусства игры на скрипке, что им необходимо уделять большое внимание на всех этапах воспитания скрипача - от самых первых уроков до его завершающей стадии.











































Используемые материалы:

В.Зельдис «Изучение позиций и переходов»

Т.Погожева «Вопросы методики обучения игре на скрипке»