СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение практик тьюторского сопровождения по развитию математических представлений обучающихся с тяжелой умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение практик тьюторского сопровождения по развитию математических представлений обучающихся с тяжелой умственной отсталостью»

Изучение практик тьюторского сопровождения по развитию математических представлений обучающихся с тяжелой умственной отсталостью


Понятие математических представлений включает в себя представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Приобретая математические представления, ребенок получает необходимый чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает способами и приемами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Для математической деятельности детей с тяжелой умственной отсталостью характерны отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность, низкий уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, недостаточное внимание к содержанию заданий. У этих детей отмечается своеобразие формирования количественных представлений и способов решения арифметических задач. Они могут правильно выделяют большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд, но только в пределах пяти, а далее допускают ошибки. На обучении математике не могут не сказаться такие особенности этих детей, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятельности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации). Например, несовершенство зрительного восприятия приводит к тому, что дети не узнают знакомые предметы и геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, при плохом освещении, нечетком графическом изображении или, когда объекты перечеркнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объема внимания, его недостаточная концентрированность, повышенная отвлекаемость этих детей приводят к тому, что они многого не видят из того, что показывает педагог. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций препятствует выделению основных, существенных признаков объектов, установлению связей и зависимости между явлениями. Без специального обучения они значительно хуже, чем нормально развивающиеся дети, умеют решать простые арифметические задачи, не всегда могут представить изображенную в них жизненную ситуацию и перевести ее в план арифметических действий. Дети данной категории имеют слабые вычислительные навыки. Они в отличие от своих нормально развивающихся сверстников не умеют использовать при этом наглядный счетный материал. Многие ошибки этих детей обусловлено их невнимательностью и неумением удерживать в памяти все задание, контролировать себя в ходе работы, а также поспешностью.

При подготовке к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений с учащимся с тяжелой умственной отсталостью тьютору необходимо учитывать следующие рекомендации:

1. При проведении любого коррекционно–развивающего занятия по математике необходимо учитывать индивидуальные психофизические особенности конкретного ребенка (его двигательные, зрительные, слуховые способности).

2. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.

3. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.

4. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.

5. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.

6. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые.), так и нетрадиционные, инновационные подходы (компьютерные развивающие игры, мультфильмы интерактивные доскии т.д.).

7. Грамотно использовать наглядность.

8. Задействовать возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.

9. Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.

10. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Проанализировав практический опыт коллег по особенностям формирования элементарных математических представлений у детей с тяжелой умственной отсталостью, можно сделать вывод, что у детей замедлен процесс формирования общей способности к учению: для них характерны снижение интереса к занятиям, трудности в осознании предъявляемых требований, в прогнозировании характера выполнения задания, тяготение к "бездумному" стилю работы, неумение планомерно анализировать объект, планировать предстоящую работу, аккуратно и последовательно ее выполнять.

Проводить работу по развитию элементарных математических представлений с детьми необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие элементарных математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятия у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. С этой целью на занятиях можно использовать набор материалов для обследования сенсорных возможностей ребенка, а также давать задания (картинный материал) для определения предметов во времени и пространстве.

Для стимулирования процессов анализа и синтеза, сравнения, обобщения и абстрагирования детям даются:

а) задания, способствующие развитию умения сравнивать предметы по определенным признакам, с противоположными по значению понятиями («широкий - узкий», «длинный - короткий», «высокий - низкий», «начало - конец» и др.);

б) задания, способствующие формированию умений устанавливать сходство и различие в предметах, умение выделять главные признаки предметов, классифицировать предметы, сравнивать и анализировать;

в) задания, развивающие творческое мышление, воображение, а заодно и знание геометрических фигур (дорисовать предметы: круг -солнышко, квадрат, треугольник, прямоугольник - дом, трапеция -цветочный горшок, юбка, овал - озеро, огурец и т. д.).

Также очень эффективный метод в процессе формирования элементарных математических представлениях у детей с тяжелой умственной отсталостью это использование дидактических игр.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения. Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников.

   Можно выделить следующие особенности игры данной категории детей:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей;

2.Игра также является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств;

3.Все психологические новообразования берут начало в игре;

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике;

5.Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где активность связана с работой всех психических процессов;

Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая)подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний. На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, педагоги должны широко использовать дидактические игры. Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение педагога к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у школьников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Игры интегрируют, мобилизуют внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Занимаясь с детьми с тяжелой умственной отсталостью, коррекционные задания, дидактические игры должны быть обязательно доступными и вызывающими интерес у детей. Усложнять задания следует с большой осторожностью, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его настроение и состояние на момент занятий с ним. И тогда работа обязательно достигнет положительного результата.

Многочисленные исследования подтверждают оптимистическую идею о том, что ребенок с тяжелой умственной отсталостью, может овладеть элементарными математическими представлениями при наличии адекватной коррекционной помощи. В этой связи введение основных подходов в процесс формирования элементарных математических представлений у данной категории детей может способствовать более успешному обучению.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1.Для эффективного повышения уровня математических знаний детей с тяжелой умственной отсталостью необходимо применение практических методов обучения.

2. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего школьного периода.

3. Использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у школьников с тяжелой умственной отсталостью.

Целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности в освоении элементарных математических представлений.