Изучение правил дорожного движения на уроках чтения и русского языка в специальной коррекционной школе YIII вида
в рамках интегрированного курса.
Учитель-дефектолог Дюкова Л.А.
Учитель-дефектолог Пузанова О.А.
ГБОУ СКОШ YIII вида №804
Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на дорогах таким образом, чтобы у каждого учащегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении этих правил.
Ежегодно на дорогах страны погибают тысячи человек. Практически половина ДТП совершены по вине пешеходов. Поэтому большое социальное значение приобретает процесс приобщения школьников к среде обитания современного человека, к сознательному определению своих действий как участника дорожного движения. Статистические данные о детском травматизме и несчастных случаях свидетельствуют о том, что необходимо более углубленно работать по проблеме обучения школьников правилам дорожного движения, особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках экспериментальной площадки «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» были разработаны материалы к урокам русского языка и чтения в 5-7 классах. Эти задания позволяют систематически повторять и закреплять правила поведения на дороге, и предупреждать их нарушения.
На уроках русского языка в коррекционной школе детям предлагаются такие задания, которые дадут возможность уточнить, расширить и обогатить активный словарь учащихся по данной теме, правильно понимать и соблюдать правила безопасности и поведения в транспорте, помогут вступать в социальные взаимодействия , находить помощь.
Тематический словарный диктант.
Словарь к теме: Переход, пешеход, правонарушение, автомобиль, перекресток, тротуар, трамвай, автобус, троллейбус, инспектор, автомобиль, мостовая, сигнал, светофор, регулировщик, касса, билет.
С этими словами составляются предложения, небольшие рассказы, а на дом задаются задания сочинить сказку по теме транспорт вместе с родителями. А также сделать рисунок к этой сказке. Этот вид работы очень нравится детям.
Более слабым детям предлагаются следующие задания:
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Б…гаж, б…лет, в…гон, п…ссажир, пл…тформа, а…тобус, м…тро, тра…вай, пр…езд.
Крылатые выражения.
Тише едешь, дальше будешь. Сэкономишь минуту - потеряешь жизнь.
Прочитать. Объяснить их значение. Списать.
Спишите предложения, вставляя слово автобус в нужном падеже.
Я еду на……………….. Я подошел к остановке…………………..Я умею пользоваться…………………………………
Проспрягайте глаголы: ехать, ждать, спешить, пользоваться.
Закончить предложения, используя слова для справок.
Каждый день тебе приходится ездить на………………………….Ты пользуешься………………………….,……………………………, или………………………………
Помни и выполняй правила поведения на………………………………
Стой у двери, только когда готовишься выходить. Разговаривай …………..и не размахивай руками. Помоги и уступи место…………………….,……………………………………….., и……………………………………
Готовься к выходу заранее. Не расталкивай людей, а культурно……………..пропустить тебя. Будь…………………………….и……………………………..к окружающим.
Слова для справок: тихо, инвалид , автобус, женщина с ребенком, метро, трамвай ,пожилой человек, попроси, вежлив и внимателен.
Возможные тексты диктантов.
Москва.
Москва имеет давнюю историю дорожного движения. Мчатся по булыжной мостовой пролетки. Извозчик кричит пешеходам «Поберегись!». Какие уж тут правила движения.
Прошли годы, Москва изменилась. Вместо извозчиков по дорогам едут автомобили, автобусы, троллейбусы, трамваи. Они тоже представляют опасность. Но нам помогает светофор. Все знают красный цвет – стой! Зеленый - можно идти, но убедись в отсутствии транспорта.
Зима.
На улице морозная погода. Стекла автомобилей всегда покрыты изморозью, и водителям трудно наблюдать за дорогой.
Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а зимой – особенно. Не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. После этого переходите улицу, тогда с вами не случится беды.
Весна.
Наступила весна. По улицам и тротуарам бегут веселые ручьи. Ярко светит солнце. Так хочется поиграть с друзьями на улице.
Но будь осторожен, не выбегай на проезжую часть. Дорога скользкая и водитель не успеет быстро затормозить.
Играйте только во дворе или на детской площадке.
На уроках внеклассного чтения в 5-6 классах учащиеся читают произведения, в которых встречаются различные дорожные ситуации, происходящие с героями и обсуждают их: Ю.Коваля «Приключения Васи Куролесова», Н.Носова «Незнайка», «Фантазеры», В. Драгунского « Денискины рассказы».
Учащиеся делают выводы о том, какие правила дорожного движения нарушили герои рассказов. Высказывают свои суждения, дают оценку поступкам героев.
Данные виды работы на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе, значительно активизируют познавательную деятельность учащихся по изучению правил дорожного движения и формированию транспортной культуры