СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение рассказов В.Шукшина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказов В.Шукшина»

Тема урока «Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе».


  1. Ознакомьтесь с краткой биографией Шукшина. Ответьте письменно на вопрос: в чем заключаются особенности творческого наследия Василия Макаровича (5-7 предложений)

В.М. Шукшин. Жизнь и творчество.

Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).

Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.

Нужда заставила подростка идти в город. Сначала он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены.

Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.

В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.

Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист.

Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).

О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».

В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972г., «Калина красная» 1974г.).
В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах.

Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.

Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».

  1. посмотрите мультфильм «Чудик:

https://www.youtube.com/watch?v=lz7aa7eAIng

или прочитайте рассказ

https://likorg.ru/post/chudik-v-m-shukshin

и ответьте на вопросы по тексту:

1. Почему имя героя раскрывается только в конце рассказа? Выясните значение имени, отчества, фамилии, сделайте выводы: попробуйте проанализировать символическое значение этого сочетания

2. Героев рассказа можно поделить на 2 тематические группы: «родственники» и «чужие» (преимущественно эпизодические персонажи в городе и в деревне). Каково отношение этих персонажей к главному герою? В чем сходство и различие этих групп между собой?

3. Попробуйте интерпретировать содержание рассказа. Поразмышляйте, почему Шукшин обращается к образу человека, непохожего на других? (10-15 предложений)

4. В данном рассказе представлен образ маленького человека. К этому образу уже обращались писатели 19 и 20 века (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, М.А.Булгаков, ММ.Зощенко и др). В чем их можно сравнить? Ответ обоснуйте (8-10 предложений)