Тема урока «Рассказы Шукшина В.М. Образ «чудика» в современной прозе».
Ознакомьтесь с краткой биографией Шукшина. Ответьте письменно на вопрос: в чем заключаются особенности творческого наследия Василия Макаровича (5-7 предложений)
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество.
Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Нужда заставила подростка идти в город. Сначала он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены.
Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.
В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.
Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.
Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист.
Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».
В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972г., «Калина красная» 1974г.).
В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах.
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
посмотрите мультфильм «Чудик:
https://www.youtube.com/watch?v=lz7aa7eAIng
или прочитайте рассказ
https://likorg.ru/post/chudik-v-m-shukshin
и ответьте на вопросы по тексту:
1. Почему имя героя раскрывается только в конце рассказа? Выясните значение имени, отчества, фамилии, сделайте выводы: попробуйте проанализировать символическое значение этого сочетания
2. Героев рассказа можно поделить на 2 тематические группы: «родственники» и «чужие» (преимущественно эпизодические персонажи в городе и в деревне). Каково отношение этих персонажей к главному герою? В чем сходство и различие этих групп между собой?
3. Попробуйте интерпретировать содержание рассказа. Поразмышляйте, почему Шукшин обращается к образу человека, непохожего на других? (10-15 предложений)
4. В данном рассказе представлен образ маленького человека. К этому образу уже обращались писатели 19 и 20 века (А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Н.В.Гоголь, А.П.Чехов, М.А.Булгаков, ММ.Зощенко и др). В чем их можно сравнить? Ответ обоснуйте (8-10 предложений)