СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение советской пропаганды в рамках школьного курса истории в 10 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная и Вторая мировая войны в российских учебниках по истории ХХ века традиционно являются главными историческими событиями прошедшего столетия. Од­нако нельзя сказать, что на их изучение отведено значительное число часов.В разработке даеться характеристика учебникам нового поколения, анализируеться как данная тема освещена авторами.  В учебниках нового поколения узко освещается пропаганда среди мирного населения. Великая Отечественная и Вторая мировая войны в российских учебниках по истории ХХ века традиционно являются главными историческими событиями прошедшего столетия. 

Просмотр содержимого документа
«Изучение советской пропаганды в рамках школьного курса истории в 10 классе»

Изучение советской пропаганды в рамках школьного курса истории в 10 классе

В феврале 2013 года Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации отметил «исключительную роль школы в формировании культуры взаимоотношений между людьми разных национальностей, укреплении атмосферы взаимоуважения между ними» и выступил с предложением о создании «единых учебников истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывности российской истории, взаимосвязи  всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого… нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур». С 2015/2016 учебного года начался этап перехода с концентрической на линейную систему изучения учебного предмета «История». Каждая образовательная организация самостоятельно определяет сроки переходного периода. 1

В соответствии с Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена модель, при которой изучение истории России будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более детального изучения исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа. Переход на новую структуру и содержание исторического образования началось осенью 2015/2016 учебного года с 6 класса. В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники пользуются свободой выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.2

Таким образом, в федеральном перечне учебников оказались три линейки учебников по истории России:

  1. от издательства «Дрофа» (6-10 класс) под редакцией И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, Л.М. Ляшенко и др.;

  2. от издательства «Просвещение» (6-10 класс) под редакцией А.В. Торкунова;

  3. от издательства «Русское слово» (6-9 класс) под редакцией Ю.А. Петрова.3

Итак, познакомимся более подробно с учебником истории России под редакцией А.В.Торкунова. Учебник авторов М. М. Горинова, А. А. Данилова, М. Ю. Морукова, А. Я. Токаревой, И. С. Семененко, В. Н. Хаустова, О. В. Хлевнюка, В. А. Шестакова «История России. 10 класс» продолжает УМК по отечественной истории и освещает ключевые вопросы истории России XX—XXI вв. Учебник создан в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта и системно решает задачи изучения истории в школе, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом. Содержание курса учебник излагает в пяти главах: «Россия в годы «великих потрясений», «Советский Союз в 1920— 1930-х гг.», «Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.», «Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.», «Российская Федерация». Кроме того, предлагается материал, посвящённый вопросам национальной политики и истории повседневности, для самостоятельного изучения школьниками вопросов истории.

Структура учебника содержит следующие рубрики: «Вопросы перед параграфом», «История в лицах: современники», «Подведём итоги», «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа», «Работаем с картой», «Изучаем документ», «Думаем, сравниваем, размышляем», «Историческая хроника», «Запоминаем новые слова». В конце каждой главы расположена рубрика «Повторяем и делаем выводы», в которой предлагаются вопросы и задания для повторения и обобщения изученного материала главы. В конце учебника представлены: «Темы проектов», «Словарь персоналий», «Словарь понятий», «Источники по истории России XX в.», «Список литературы», «Список Интернет-ресурсов». 4

Тема стать раскрывается в разделе «Великая Отечественная война.1941-1945 гг.», куда входят следующие параграфы: «СССР накануне ВОВ. Начало ВОВ. Первый период войны (22 июня 1941-ноябрь 1942 г)», «Поражение и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелом». «Человек и война: единство фронта и тыла». «Второй период ВОВ. Коренной перелом (ноябрь 1942-1943 г)», материал для самостоятельной работы и проектной деятельности «Народы СССР в борьбе с фашизмом». О советской пропаганде в годы ВОВ идёт речь в параграфе «Человек и война: единство фронта и тыла». Но стоит отметить, что освещена не полно, поэтому целесообразно вынести ее на индивидуальное задание ученикам, например, подготовить доклад на тему «Советские плакаты и листовки в военное время».

Перед обучающимися авторы ставят проблемный вопрос, на который им предстоит ответить, изучив материал. Организовать беседу о советской пропаганде можно по иллюстрациям в параграфе «Школьники развешивают плакаты .1941 г.» с призывом «Будь героем» и «Плакат «Так будет с фашистским зверем!». Также отмечено, что широко освещались в печати и радио подвиги героев тыла и фронта. Раскрывается роль церкви в военное время, которая заняла патриотическую позицию. В пункте «Культурное пространство войны» освещена деятельность деятелей культуры, роль произведений героико-патриотической тональности. Особой популярностью пользовалось песенное творчество, перечислены имена эстрадных исполнителей. Отличительной особенностью материала является то, что упоминается про помощь соотечественников за рубежом в борьбе с фашизмом. Для активизации познавательной деятельности размещены вопросы и задания к тексту. Например, к пункту «Летопись культурных утрат», в котором говорится о потери отечественной культуры от гитлеровского нашествия, авторы дают задание «Объясните мотивы подобных действий оккупантов». После параграфа с помощью рубрики «Вопросы и задания для работы с текстом параграфа» можно закрепить изученный материал. Стоит отметить, что вопросы разноуровневые (Какие изменения произошли в повседневной жизни советских людей после начала ВОВ?», «Приведите примеры, раскрывающие лозунги «Фронт и тыл едины»). Для организации работы с картой есть задание «Показать на карте регионы, куда эвакуировалось наибольшее число промышленных предприятий». 5

В целом, можно сделать вывод, что в учебнике под редакцией А.В.Торкунова пропаганда направлена на поднятие патриотического духа, патриотических настроений, идеализирование российского солдата, убеждение населения в победе на всех фронтах, поднятие боевого духа. Имеет такие преимущества как:

-после каждого параграфа есть рубрика запоминаем новые слова

-наличие рубрики «история в лицах: современники», что способствует формированию абстрактного мышления ребёнка

-список исторических источников, используемых на уроке

-значительное внимание уделяется культуре

Из недостатков можно выделить следующие: ненадежный переплет учебника, состоит из нескольких частей, это неудобно для повторения пройденного материала находящийся в первой части, для учителя также неудобство составляет при составление рабочей программы. Учебник построен на синхронизации исторического процесса. Слабым классам тяжеловато будет даваться этот материал.

Рассмотрим следующий учебник, который входит в новый УМК, разработанный учёными и методистами-практиками под руководством И.Л.Андреева и О.В.Волобуева. Учебники этой линейки также подготовлены в соответствии с историко-культурным стандартом. Содержание учебника направлено на развитие познавательных интересов учащихся. В основе методики учебника - системно-деятельностный подход, способствующий формированию умений самостоятельно работать с информацией и использовать ее в практической деятельности. В учебнике материал изучается крупными дидактическими единицами –темами. Перед каждой новой темой находится рубрика, где указаны какие новые термины встретятся в параграфе, лента времени помогает учащимся разобраться в хронологии событий. После изучения каждой темы полученные знания помогают закрепить такие рубрики, как «Итоговые вопросы к главе», «Подведение итогов главы», «Темы проектной деятельности». В конце параграфа имеются рубрика «Итоговые вопросы и задания», словарь терминов и понятий. Как одна из форм закрепления материала являются работа с источниками, выполнение заданий для закрепления. Для учёта метапредметных действий учащимся предлагается проследить взаимосвязь развития различных процессов, явлений и событий. Учебник оснащён иллюстративным материалом, историческими картами и схемами с вопросами и заданиями к ним.

Великой Отечественной войне посвящена третья глава, куда входят следующие параграфы: «Трагическое начало», «Коренной перелом», «Человек и война: по обе стороны фронта», «1944-й год победы: капитуляция Германии и Японии». Для введения обучающихся в новую тему, новая глава начинается с эпиграфа. В отличии от учебника под редакцией А.В.Торкунова, в данном учебнике о советской пропаганде даётся больше информации. В параграфе «Трагическое начало» в пункте «Мобилизация сил на отпор врагу», говорится об обращении наркома иностранных дел В.М. Молотова 22 июня, патриотическом послании к верующим главы РПЦ митрополита Сергия, речи И.В.Сталина «Братья и сестры!». Здесь же наглядно представлена схема главных органов управления СССР в военное время. В этом же параграфе можно рассмотреть плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Рассмотрим на примере параграфа «Человек и война: по обе стороны фронта» каким образом помогает в изучении материала и в организации учебной деятельности методический аппарат учебника О.В.Волобуева.

Важно при изучении истории уделять большое внимание датам, новым терминам и персоналям. В начале параграфа вынесены термины эвакуация, ленд-лиз, антигитлеровская коалиция, коллаборационизм, холокост, «власовцы», личности Н.А. Вознесенский, М.И.Кошкин, А.Т.Твардовский, Д.Д.Шестакович, И.Г.Эренбург и др. На ленте времени расположены основные даты изучаемой темы. Это заостряет внимание обучающихся и помогает лучше усвоить материал. Параграф насыщен иллюстративным материалом, который способствует визуализировать элементы содержания материала параграфа. Иллюстрации и карта, на которой отображены основные сражения войны, имеют прямую связь с содержанием основных тем и сюжетов параграфов, что способствует лучшему восприятию и усвоению школьниками учебного материала. Обучающиеся могут познакомится с изображениями орденов и медалей, которыми награждали героев ВОВ, рассмотреть плакаты «Всё для фронта! Всё для Победы!» художника Л.М. Лисицкого и «Партизан! Мсти за Родину!» художника П.А. Кривоногова.

В данном школьном учебнике пропаганда направлена на поднятие патриотического духа, патриотических настроений, идеализирование российского солдата, убеждение населения в победе на всех фронтах, поднятие боевого духа. После каждого пункта параграфа находятся вопросы для закрепления и актуализации знаний, полученных ранее. Например, после пункта «Вклад творческой интеллигенции» предлагается ответить на вопрос «В чём заключались особенности духовной жизни в годы войны?» В конце параграфа мы видим рубрику «Вопросы для тех, кто хочет больше знать», в которой представлены разноуровневые вопросы и задания, это поможет организовать работу как с сильными, так и с слабыми обучающимися. В приложениях приводятся списки литературы для дополнительного чтения, адресованные учащимся, желающим больше знать об истории Отечества. Учебный материал изложен с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет четко выстроенную структуру: деление на главы, параграфы, пункты. 6 К плюсам данного учебника можно отнести:

-наличие тематического методического аппарата

-в заданиях предполагается выбор и обоснование ответа на главный вопрос урока.

- каждый параграф начинается с эпиграфа и визуального ряда, что помогает лучше запомнить материал, замотивировать учащихся.

-на форзаце учебника указана хронология событий.

Недостатки:

-определение термина нужно смотреть в конце учебника, а не после параграфа.

Итак, можно сказать, что учебный материал в школьных учебниках нового учебного методического комплекса изложен в яркой и доступной форме, с учетом возрастных особенностей школьников. Линия пособий по истории России разработана ведущими российскими специалистами и полностью соответствует требованиям историко-культурного стандарта. Организовать работу помогут вопросы и задания к каждому пункту параграфа, рубрика «Работа с документом», списки дополнительной литературы и интересных сайтов. Особое внимание авторы уделяют иллюстрациям, картам и схемам: они органично дополняют текст и помогают легко понять и запомнить факты и события отечественной истории. В учебниках вопросы различных уровней сложности, темы для проектных работ. Но отличительной чертой линейки учебников Андреева-Волобуева- компактность изложения материала, курс истории России изложен в одном учебнике, тогда как под редакцией Торкунова в трёх частях.

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Великая Отечественная и Вторая мировая войны в российских учебниках по истории ХХ века традиционно являются главными историческими событиями прошедшего столетия. Од­нако нельзя сказать, что на их изучение отведено значительное число часов. В учебниках нового поколения узко освещается пропаганда среди мирного населения. Данную тему можно выносить на проектную деятельность учащихся, тематические классные часы, уроки мужества. Для более полного раскрытия темы «Человек и война: единство фронта и тыла» в 10 классе, учитель может дать ученику задание подготовить сообщение «Советская пропаганда среди мирного населения в годы ВОВ»

1Вниманию учителей истории //Институт повышения квалификации работников образования[Электронныйресурс]/Режимдоступа: http://www.govzalla.ru/, (дата обращения 21.03.218)

2 Методические рекомендации по вопросам преподавания истории в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования http://www.apkpro.ru/ ФГАО УДПО и ППРО

3 Вниманию учителей истории//Институт повышения квалификации работниковобразования[Электронныйресурс]/Режимдоступа: http://www.govzalla.ru,(дата обращения 21.03.218)

4 Андреевская Т. П. История России. Поурочные рекомендации. 10 класс: пособие для учителей. М., Просвещение, 2015. С.4-5


5 История России .10 класс. Учеб.для общ.организаций. В 3 ч.Ч.2/М.М.Горинов, А.А.Данилов, и др. Под ред. А.В.Торкунова. М., Просвещение,2016.С.16-19

6 Волобуев О.В. История России: начало XX-XXI в.10 кл. учебник. М., Дрофа, 2016.С.211-216