СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение биоритмов и их влияние на физическую работоспособность обучающихся

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтобы рассмотреть – действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, было решено провести исследование биологического профиля учащихся, так как именно в школьные годы формируется режим дня, приближенный к режиму взрослой жизни, и именно в этот период человек сам осознает и может контролировать его.

Просмотр содержимого документа
«Изучение биоритмов и их влияние на физическую работоспособность обучающихся»

XХ региональная научная конференция молодежи и

«НАУКА. ТВОРЧЕСТВО. РАЗВИТИЕ»










ИЗУЧЕНИЕ БИОРИТМОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

(направление «Биология»)






Автор:

Чапурина Александра Михайловна,

Ученица 8 ‹‹А›› класса

МБОУ ‹‹СОШ №18›› г. Чебоксары


Руководитель:

Васильева Ирина Николаевна,

учитель биологии

МБОУ ‹‹СОШ №18›› г. Чебоксары













г. Чебоксары - 2017

Содержание

Введение …………………………………………………………………

3

Глава I . Литературный обзор ………………………………………….

5

1.1. Классификация биоритмов …………………………………..

5

1.2. Механизм возникновения биоритмов. Биоритмы внутри нас.

6

1.3. Значение биоритмов…………………………………………..

7

Глава II. Практическая часть исследовательской работы ………………

8

2.1. Контингент и методы исследования………………………………..

8

Глава III. Анализ и обобщение результатов …………………………..

9

Выводы ……………………………………………………………………

10

Список использованных источников …………………………………..

11

Приложения ………………………………………………………………

12



Введение

 

В настоящее время для того, чтобы быть успешным человеком, необходимо много работать, совершенствовать свои знания, общаться с людьми. Но чтобы всё это для нас было не в тягость, а доставляло удовольствие и приносило успех, необходимо хорошо себя чувствовать, нас не должны отвлекать усталость, головные боли и прочие недуги. У каждого есть свои биологические часы, которые указывают нам, когда вставать, когда ложиться спать, когда выполнять ту или иную работу. Изучением ритмов активности и пассивности, протекающих в нашем организме, занимается особая наука – биоритмология. Биологические ритмы или биоритмы – это более или менее регулярные изменения интенсивности различных биологических процессов.

С древних времён ритмикой жизни, природы и общества занимались различные специалисты: астрономы, философы, музыканты, механики, архитекторы, моряки, поэты, агрономы и, конечно, врачи. В результате, на сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не сложилась своя ритмологическая направленность. Она имеет разные проявления. В одних случаях это природные ритмы, в других – рождённые человеческой деятельностью ритмы процессов труда, производственные циклы. Биоритмология занимает особое место в системе научных изысканий, она касается главного – здоровья и жизни людей, ритмов окружающей их природы и биосферы.

Вопросы биоритмологии вплотную смыкаются с важнейшей проблемой современного естествознания – проблемой адаптации – одно из фундаментальных качеств живой материи. Это качество присуще всем формам жизни и настолько всеобъемлюще, что его, как и биоритм, можно отождествлять с понятием самой жизни. Без адаптационных способностей невозможно совместить свою жизнедеятельность с ритмами окружающей среды. Биоритм является частью процессов адаптации. Наиболее выразительной их частью.

Напряжение физических и духовных сил человека при повседневной деятельности (учёба, работа, спорт и другое) требует самого пристального внимания со стороны профилактической медицины. Производительность труда – физического и умственного – во многом зависит от организации его ритма, от учёта циклов жизнедеятельности, адаптационных возможностей человека. Вот почему истинным критерием, главным ориентиром здравоохранения должно стать здоровье здорового человека. За здоровье людей нужно бороться не только, когда они больны, но, прежде всего, пока они здоровы.

Существование организмов с ослабленными биосистемами, нарушенными биоритмами и адаптационными возможностями стало сейчас обычным. А это требует особого внимания к функциональным изменениям организма. Новые задачи диктуют необходимость совершенствования работы многих служб здравоохранения, охраны труда, бытового, продовольственного и других видов обслуживания населения.

Исключительно важно исследование роли биоритмов в повышении производительности труда – физического и умственного, а также их влияния на самочувствие и здоровье людей. И конечно, весьма интересна связь биологических циклов с ритмами творческой деятельности в науке и искусстве.

Это особенно актуально, на наш взгляд, в настоящее время, когда значительная часть населения земного шара живет каждый по своему графику. И знание своего внутреннего «графика» поможет выбрать правильный ритм. Управление внутренними ритмами человека имеет важное значение не только для нормализации ночного сна, но и для устранения ряда заболеваний. Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при болезненных состояниях искажаются. По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма.

Проблема исследования заключается в необходимости определять влияние биологического ритма на физическую работоспособность обучающихся для построения оптимального режима дня без вреда для здоровья.

Гипотеза: если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов.

Объект исследования: обучающиеся 8А класса МБОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары.

Предмет исследования: влияние биологического ритма на физическую работоспособность обучающихся.

Цель нашего исследования – как влияют биологические ритмы на физическую работоспособность.

В связи с вышесказанным, задачами работы являются:

  1. Определить индивидуальный биологический профиль каждого из исследуемых;                                                                                                

  2. Для выявления влияния биоритмов на физическую работоспособность, зафиксировать результаты приседания за 30 секунд в первой и второй половине дня;

  3. Сравнить изменение физиологических  процессов до и после физических упражнений у представителей разных биологических профилей;

  4. Выявить какое время суток является наиболее благоприятным в отношении физической работоспособности для детей с разным биологическим профилем;

  5. Выявить более адаптированный биологический профиль обучающегося.
































Глава I . Литературный обзор

 

     Все живые организмы, от простейших одноклеточных до таких высокоорганизованных, как человек, обладают биологическими ритмами, которые проявляются в периодическом изменении жизнедеятельности и, как самые точные часы, отмеряют время. Организмы развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления организма к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью.

Многочисленные исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, показали, что во время наибольшей активности Солнца возникает резкое ухудшение состояний больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период времени происходят нарушения функционального состояния центральной нервной системы, возникают спазмы кровеносных сосудов.

Французские ученые Г. Сандау и Г. Ваило установили, что момент происхождения  пятен через центральный меридиан Солнца в 84 % случаев совпадает с внезапными смертями, инфарктами, инсультами и другими осложнениями. Советский ученый В. П. Девятов подсчитал, что впервые же дни после появления пятен на Солнце количество автомобильных катастроф возросло.

С каждым годом ученые находят новые внутренние ритмы. В настоящее время их насчитывается более ста, в организме человека насчитывают около трехсот биоритмов.


1.1. Классификация биоритмов

 

Жизнедеятельность организма человека происходит ритмично. Ритмы подчиняются общему принципу иерархичности строения животного. В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов. Биоритмов огромное количество (на клеточном уровне, органом, всего организма) наиболее важные: суточные, недельно-месячные и сезонные колебания активности органов и систем. Каждая клетка тела человека представляет собой самостоятельную функциональную единицу, а активность организма как целого слагается из активности и взаимодействия отдельных клеток. Поэтому логично начать рассмотрение биоритмов с клеточного уровня. Содержимым клетки является протоплазма, в которой постоянно идут два противоположных процесса: анаболизма и катаболизма. Светлое время суток способствует активизации катаболических процессов в каждой клетке человеческого организма. С уменьшением освещения и понижением температуры уменьшается и физическая активность. Восход и заход Солнца, день и ночь, цикл сна и бодрствования, с которыми синхронизированы многие другие, например, суточные колебания температуры тела, выделения многих гормонов, мочеотделения, подъёма и спада умственной и физической работоспособности - это суточный цикл – удивительное, глобальное явление. Недаром один из основателей хронобиологии Э. Бюннинг, открывая первый симпозиум по биологическим часам, говорил, что этот форум вполне мог бы называться «Приспособление организма к вращению Земли». Прямо или косвенно, явно или скрыто фактически все суточные изменения в живых организмах, в том числе и у людей, обусловлены эволюционно и синхронизируются повседневно в любой данный момент суточными изменениями положения нашей планеты, ее ближайшего спутника Луны и, конечно, Солнца.

Интенсивность большинства физических процессов на протяжении суток имеет тенденцию повышаться в утренние часы и падать в ночное время. Примерно в эти же часы повышается чувствительность органов чувств: человек утром лучше слышит, лучше различает оттенки цветов. Изучение биоритмов организма человека позволит научно обосновать применения лекарственных препаратов при лечении больных. В течение семи дней организм человека пребывает то в фазе повышенной активности, когда легко даются физические и интеллектуальные нагрузки, в другую неделю и наоборот – это недельные биоритмы. Хорошо изучены сезонные и годовые ритмы животных. У многих спортсменов достижения подчиняются трёхлетним ритмам, у многих художников, поэтов, композиторов, писателей творческие подъёмы и спады подчиняются семилетним ритмам. В 20 веке открыты 23 физические, 28 эмоциональные и 33 интеллектуальные дневные ритмы.


1.2. Механизм возникновения биоритмов.

Биоритмы внутри нас.

 

В принципе возможны три основных механизма возникновения биоритмов.

  Ритмы самого различного масштаба и разной сложности могут формироваться повседневно под влиянием внешних раздражителей.

Именно днем или при освещении происходит освобождение серотонина из депо. На суточные колебания серотонина в эпифизе оказывают влияние также стрессовые воздействия, но наибольшая роль в регуляции его уровня все же принадлежит световому периодизму. Таким образом, центральные звенья временной структуры позвоночных – нервная и эндокринная системы. Они – основа биологических часов организма в целом. Ритмикой определённых гормональных изменений можно объяснить также околомесячные лунные и сезонные циклы.

Ночью организм человека охлаждается, а большинство ферментов оптимально активны при температуре 37 – 38ºС, понижение температуры значительно снижает их активность, следовательно, жизнедеятельность организма снижается в ночное время. Выделяют три периода, которые в течение суток повторяются дважды, примерно по четыре часа каждый.

Ночью у человека самая низкая температура тела. К утру, она повышается и достигает максимума во второй половине дня. На протяжении суток она изменяется с амплитудой до 1,3 ºС. Поскольку температура тела определяет скорость биохимических реакций, то ее повышение  свидетельствует о том, что днем обмен веществ идет наиболее интенсивно, и это обеспечивает человеку возможность активной деятельности в светлую часть суток.

Достаточно не соблюдать режим – не вовремя ложиться и встать, взваливать на плечи чрезмерную нагрузку пережевать, сделав себя легкой мишенью для стрессов, часто простужаться и не долечившись приступать к работе или учебе. Все это сбивает биоритмы с четкого графика, заставляет наши биологические часы спешить. Вероятность подхватить десинхроноз больше весной. Ослабленный за зиму организм перестраивается на летний режим, быстро прибавляющийся день подгоняет внутренние ходики и биоритмам трудно не сбиться. Вот почему весной так много утомленных лиц. Существует даже особый синдром весенней усталости.

Примерно треть человечества живет, осуществляя жесточайшую диктатуру над своими биоритмами. Просыпаясь утром под звон будильника, эти тираны собственного организма совершают поистине героические усилия, чтобы оторвать голову от подушки, и все равно опаздывают. Преподаватели и начальники их ругают, одноклассники и коллеги по работе смеются, но опоздание не прекращаются. И не могут прекратиться, потому что у таких людей биоритмы настроены на позднее пробуждение и поздний отход ко сну. Заставлять «сову» просыпаться в шесть утра – настоящее насилие. Есть гипотеза, что «совы» произошли от древних охотников, которые подстерегали добычу в вечернее время. Виновников «диктата», по чьей прихоти работа и учеба начинаются рано поутру, примерно шестая часть человечества. Их биологические часы настроены на ранний подъем и столь же ранний отбой, за что таких людей прозвали «жаворонками». Проспать они просто не могут. По той же гипотезе, «жаворонки» ведут свой род от древних земледельцев, которые были вынуждены вставать с первыми лучами солнца, чтобы управиться в поле засветло. Большинство же людей относятся к промежуточному типу – их биоритмы могут подстраиваться и под «сов», и под «жаворонков».

Много споров вызывал ежегодный переход с «зимнего» времена на «летнее» и обратно. Одни специалисты говорят, что, и организм к переводу стрелок приспосабливается быстро, и электроэнергия экономится. Другие возражают: экономия составляет не более 1%, а биоритмы сбиваются, вызывая стресс. Канадские ученые даже установили, что в первые дни после таких переходов на новое время вдвое увеличивается число автомобильных аварий.

 

1.3. Значение биоритмов.

 

 Благодаря биоритмам живой организм гораздо легче приспосабливается к условиям внешней среды, которые регулируют деятельность циклов и отдельных их фаз. Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, и, прежде всего физиологов, врачей, биологов. Знание динамики изменения физиологических функций организма в определенный момент позволяет применить более целесообразный и эффективный метод лечения при заболевании. Физиологические функции постоянно изменяются на фоне бодрствования и сна, активной деятельности и покоя. Интенсивность их проявления различна в разное время суток. В одно время она максимальна, в другое – имеет минимальное значение.

Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, их взаимодействие проявляется в организме человека в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток. А объясняется это тем, что характер проявления физиологических реакций организма в разное время суток различен и в основном зависит от факторов внешней среды. Благодаря приспособлению к ритмически изменяющимся условиям внешней среды в организме человека происходит физиологическая подготовка к активной деятельности даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.

Исходя из сказанного, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой работоспособности. Но из правил есть исключения. Бывают случаи, когда время наибольшей продуктивности в труде приходится на ночные и вечерние часы. Таких людей принято называть «совами», в отличие от «жаворонков» – людей, имеющих наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. «Жаворонки», как правило, просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, и они рано ложатся спать. «Совы» засыпают поздно ночью, встают также поздно утром и работоспособны, бывают во второй половине дня.

 










Глава II. Практическая часть исследовательской работы

 

Чтобы рассмотреть – действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, было решено провести исследование биологического профиля учащихся, так как именно в школьные годы формируется режим дня, приближенный к режиму взрослой жизни, и именно в этот период человек сам осознает и может контролировать его.

2.1. Контингент и методы исследования

 

Исследование проводилось в 8А классе МБОУ «СОШ № 18» г. Чебоксары в утренние и вечерние часы. Утром – перед учебными занятиями, вечером – перед тренировками у спортсменов или перед факультативными занятиями. Цель – узнать, какое время суток является наиболее благоприятным в отношении физической работоспособности для детей с разным биологическим профилем.

В исследовании приняли участие 17 человек, учащихся 8А класса, которые условно были разделены на 2 группы – учащиеся, которые занимаются в спортивных секциях, и учащиеся не занимающихся спортом. С помощью теста определялся биологический профиль каждого наблюдаемого. Был использован тест (Приложение 1) для определения индивидуального биологического профиля по Доскину В. А. Испытуемым предлагалось ответить на 18 вопросов, выбрав ответы, наиболее подходящие для своего профиля. Данный тест позволил выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Выделяют следующие типы биологического профиля: четко выраженный утренний тип, слабо выраженный утренний тип, аритмичный тип, слабо выраженный вечерний тип, четко выражен вечерний тип. Нами для удобства были взяты основные типы – утренний тип (тип «Жаворонок»), вечерний («Сова»), промежуточный («Голубь»).

На протяжении двух недель (со 11.01.2017 – 24.01.2017 г.) у обучающихся определяли пульс и артериальное давление, как показатели функционального состояния организма. Результаты фиксировались до физических упражнений, сразу после упражнений, и после трех минут отдыха. Результаты фиксировались с целью выявления закономерностей, и сравнения реакций организмов учащихся утреннего и вечернего типов, тренированных и не тренированных. Для выявления влияния биоритмов на физическую работоспособность фиксировались результаты приседаний за 30 секунд в первой и второй половине дня во время уроков физкультуры и секций. Наблюдение вели в течение двух недель. Вычислили среднее значение каждого показателя (Приложение 2)

В проделанной работе использовались методы тестирования, наблюдения и анализа. В исследовании фиксировались результаты и заносились в таблицу.

 
















Глава III. Анализ и обобщение результатов

 

В результате тестирования выявили, что в исследуемой группе «жаворонки» занимают 12 %, «совы» – 23 %, «голуби» - 65 %.

Сравнив данные вечернего и утреннего типов, выявили ряд закономерностей.

1) В покое (Приложение 3):

– у учащихся, относящихся к вечернему типу частота сердечных сокращений выше, чем у представителей утреннего типа, как в утренние, так и в вечерние часы, у аритмичного типа показатели средние между вечерним и утренним типами;

– при этом видно, что у спортсменов пульс равный в вечерние и в утренние часы;

– у учащихся, не занимающихся спортом таких закономерностей не наблюдается;

– показатели артериального давления вечернего и аритмичного типов выше в утренние часы, а у утреннего типа оно не изменяется;

– у спортсменов вечернего типа утром артериальное давление выше, чем вечером, а у спортсменов утреннего и аритмичного типов наоборот, утром ниже, чем вечером;

– у учащихся, не занимающихся спортом таких закономерностей не наблюдается.

2) После нагрузки:

– у всех типов показатели пульса и артериального давления в утренние часы выше у спортсменов и ниже у нетренированных учащихся;

– при этом показатели пульса и артериального давления в среднем выше у утреннего типа, по сравнению с вечерним.

Таким образом, можно сделать вывод, что у представителей утреннего и аритмичного типов в вечерние часы происходит снижение физиологических процессов, как в покое, так и после нагрузки. У вечернего типа наблюдается такая же картина у спортсменов, что возможно связано с адаптацией данного типа к внешним условиям среды и физическим нагрузкам в большей степени, по сравнению с нетренированными, у которых пульс выше в вечерние часы после нагрузки.

При этом у спортсменов  показатели пульса и артериального давления изменяются не значительно в течение дня, что может свидетельствовать об их большей выносливости и более легкой адаптации к смене деятельности не зависимо от времени суток.

Результаты данной работы фактически подтвердили биотип каждого ученика и определили их период активности по субъективным ощущениям.

В результате выяснилось, что физическая активность (работоспособность) выше в утренние часы у жаворонков и голубей, (25 приседаний – утром, 23 – вечером). У сов физическая активность наоборот выше в вечернее время (29 приседаний – вечером, 26 – утром). Следовательно, биоритмы оказывают положительное воздействие у «жаворонков» и «голубей» в первой половине дня, а у «сов» во второй половине дня.
















Выводы

  Как мы могли убедиться, биологические часы живых организмов, в том числе и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них невозможна была бы жизнь. Поэтому при изучении биологических часов важно не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию и роль в жизни.

1. Существуют биотипы «жаворонок», «сова» и «голубь», причем в данном исследовании доминируют «голуби» - на наш взгляд, самый адаптированный вид биоритмов.

2. При равной двигательной активности на протяжении дня, большую нагрузку подростки с утренним типом выполняют в утренние часы, при этом организм тратит меньше усилий на выполнение работы как раз в утренние часы, а вечером учащается сердцебиение и увеличивается артериальное давление при выполнении такой же программы упражнений.

3 . Для вечернего типа характерна такая же закономерность: вечером   активность функциональных систем ниже при выполнении упражнений по сравнению с утром.

4. «Жаворонки» быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня.

5. «Совы» в большей степени адаптированы к влиянию биологических ритмов.

6. Комфортное пробуждение у голубей наступает несколько позже, чем у жаворонков, а период наибольшей физической активности длится с 10 до 18 ч. Ко сну такие люди отходят около 23 ч.

Заявленная гипотеза: если знать собственные биоритмы, то можно скорректировать режим работы в течение дня так, чтобы достичь наилучших результатов – доказана.




























Список использованных источников

 

1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967. – 215 с.

2. Билич Г. Медицинская популярная энциклопедия. Человек и его здоровье / Г. Билич, Л. Назарова. – М.: Просвещение, 1980. – с. 123 – 124.

3. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. – М.: Мир, 1969. – 75 с.

4. Голиков А. П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии – М.: Медицина, 1973. – 120 с.

5. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш – М.: Мир, 1984. – 160 с.

6. Доскин В. А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин,  Н. Н. Куинджи. – М.: Медицина, 1989. – 224 с.

7. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. – М.: Наука, 1976. – 66 с.

8. Малахов Г. П. Практическая энциклопедия оздоровления. – Д.: сталкер, Генеша, 2001. – с. 61 – 87.

9. Физиология человека / Под ред. Г. И. Косицкого. – М.: Медицина, 1985. – 544 с.

10. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. – М.: Знание, 1976. – 144с.

11. Шапошникова В. И. Биоритмы. – часы здоровья. – М.: «Советский спорт», 1991. – 68 с.

12. Ягодинский В. Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. – М.: Знание, 1985. – 192 с.

 

 

 

 

 

 























 

 

 

 Приложение 1

 

Тест для определения индивидуального биологического профиля


Необходимо выбрать вариант ответа максимально подходящий к вашему профилю:


1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5

5.00 – 6.45

4.00 – 5.45

4

6.46 – 8.15

5.46 – 7.15

3

8.16 – 10.45

7.16 – 9.45

2

10.46 – 12.00

9.46 – 11.00

1

12.01 – 13.00

11.01 – 12.00

 

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее  время совершенно свободно.

Баллы

Часы

зимой

летом

5

20.00 – 20.45

21.00 – 21.45

4

20.46 – 21.30

21.46 – 22.30

3

21.31 – 00.15

22.31 – 1.15

2

00.16 – 1.30

1.16 – 2.30

1

1.31 – 3.00

2.31 – 4.00

 

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время?

                                                                     Баллы

  • совершенно нет потребности                         4

  • в определенных случаях есть                        3

  • потребность довольно сильная                     2

  • будильник мне абсолютно необходим          1

 

 

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий период времени с 23.00 до 2 часов ночи, насколько продуктивно была бы ваша работа в это время?

                                                                           Баллы

  • абсолютно бесполезной                                           4

  • была бы некоторая польза                                      3

  • работа была бы достаточно эффективной              2

  • работа была бы высокоэффективной                      1

 

5. Легко ли вам вставать в обычных условиях?

                             Баллы

  • очень трудно              1

  • довольно легко           2

  • очень легко                 3

 

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъема?

                                                   Баллы

  • очень большая сонливость          1

  • есть небольшая сонливость         2

  • довольно ясная голова                3

  • полная ясность мысли                 4

 

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

                                                 Баллы

  • аппетита совершенно нет            1

  • снижен                                         2

  • хороший                                      3

  • прекрасный                                 4

 

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени использовать для подготовки раннее утро (с 4.00 до 7.00), насколько продуктивной была бы ваша работа.

                                                 Баллы

  • абсолютно бесполезной              1

  • с некоторой пользой                  2

  • достаточно эффективной            3

  • высокоэффективной                    4

 

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

                                              Баллы

  • очень большая вялость               1

  • небольшая вялость                      2

  • незначительная бодрость            3

  • полная бодрость                          4

 

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

                                     Баллы

  • очень трудно                      1

  • довольно трудно                2

  • довольно легко                   3

  • очень легко                         4

 

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1часу 2раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7.00 до 8.00 утра. Является ли этот период наилучший для вас?

                                                                                    Баллы

  • в это время я бы находился в хорошей форме             4

  • я был бы довольно в хорошем состоянии                    3

  • мне было бы трудно                                                      2

  • мне было бы очень трудно                                            1

 

12.Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

                                             Баллы

                 20.00 – 21.00            5

                 21.01 – 22.15            4

                 22.16 – 00.45            3

                 00.46 – 02.00            2

                 02.01 – 03.00            1

 

 

 

 

13.При выполнении двух часовой  работы, требующей от вас полной мобилизации умственных   сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

                                                 Баллы

                  08.00 – 10.00               4

                  11.00 – 13.00               3

                  15.00 – 17.00               2

                  17.00 – 21.00               1

 

14. Как велика ваша усталость к 23ч.?

                                            Баллы

  • я очень устаю                       5

  • заметно устаю                      3

  • слегка устаю                         2

  • совершенно не устаю           1

 




15. По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости встать в определенное время. Какой из 4 вариантов вы бы выбрали?

                                                                            Баллы

  • проснусь в обычное время и больше не усну        4

  • проснусь в обычное время, и буду дремать           3

  •  проснусь в обычное время и снова засну              2

  • проснусь позже, чем обычно                                   1

 

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него 12.00 до 2.00. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

                                                                           Баллы

  • да, я был бы в хорошей форме                                1

  • был бы приемлемой форме                                      2

  • был бы в плохой форме                                            3

  • совсем не мог бы тренироваться                             4

 

 

 

 

17. В каком часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

                                                        Баллы

                           5.00 – 6.45                  5

                           6.46 – 7.45                  4

                           7.46 – 9.45                  3

                           9.46 – 10.45                2

                           10.46 – 12.00              1

 

18.Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?

                                                                   Баллы

  • четко к утреннему                                        6

  • скорее к утреннему, чем к вечернему         4

  • скорее к вечернему, чем к утреннему         2

  • четко к вечернему                                        0

 

Результаты обрабатывались следующим образом – считалась сумма баллов всех ответов:


60 – 71: слабо выраженный утренний тип «жаворонки»

48 – 59: аритмичный тип «голуби»

35 – 47: слабо выраженный вечерний тип «совы»;







































Приложение 2

Таблица 1

 

Вечерний тип (показатели физической активности в покое)

 

№ п/п

ФИ ученика

Показатели физической активности

Утро

Вечер

Рs

АД

Рs

АД

1

Сорокина Анастасия

покой

после

ч/з 3мин.

98

113

94

128/78

104/63

109/70

70

117

113

112/70

117/73

113/71

2

Терентьева Ульяна*

покой

после

ч/з 3мин.

85

130

111

117/78

130/89

118/86

86

111

82

112/76

135/82

131/85

3

Пудейкина Дарья

покой

после

ч/з 3мин.

100

159

122

119/76

137/90

130/86

101

167

119

122/77

151/97

121/77

              * обозначены учащиеся, посещающие спортивные секции 3 – 4  раз в неделю



Таблица 2

Утренний тип (показатели физической активности в покое)

 

 

п/п

ФИ ученика

Показатели физической активности

Утро

Вечер

Рs

АД

Рs

АД

1

Тихонова Софья

покой

после

ч/з 3мин.

79

120

113

116/70

120/81

117/71

81

144

129

106/69

116/77

107/70

2

 

Чапурина Александра*

покой

после

ч/з 3мин.

70

89

76

112/70

151/97

116/77

76

98

72

108/71

149/95

143/90

3

Окунева Дарья*

 

покой после

ч/з 3мин.

81

144

128

112/76

118/81

115/75

70

110

81

116/70

117/78

109/70

* обозначены учащиеся, посещающие спортивные секции 3 – 4 раз в неделю

 















 Аритмичный тип (показатели физической активности в покое)

 

 

п/п

ФИ ученика

Показатели физической активности

Утро

Вечер

Рs

АД

Рs

АД

1

Кузьмина Ксения

покой

после

ч/з 3мин.

100

158

121

118/74

136/90

130/85

100

163

114

120/70

140/95

120/72

2

 

Иванова Екатерина

покой

после

ч/з 3мин.

100

136

102

123/74

148/80

130/70

104

120

84

120/74

124/70

120/70

3

Ильина Анастасия*

 

покой

после

ч/з 3мин.


98

142

120

117/82

142/82

124/70

98

135

124

115/70

120/82

130/80

* обозначены учащиеся, посещающие спортивные секции 3 – 4 раз в неделю

 



 













Таблица 3

Показатели физической активности (средние значения) утреннего и вечернего типов после нагрузки

 

 

Показатели физической активности

Вечерний тип

Утренний тип

Аритмичный тип

актив

пассив

общее

актив

пассив

общее

актив

пассив

общее

В покое

Ps

Утро

88

99

95

81

79

88

84

90

90

Вечер

88

89

88

81

77

80

85

85

85

АД

Утро

124/82

131/83

128/83

116/78

116/70

116/77

120/81

126/73

122/72

Вечер

116/74

117/72

117/73

121/77

107/67

117/70

118/70

110/70

115/64

Сразу после нагрузки

Ps

Утро

117

126

123

136

120

133

128

122

132

Вечер

102

131

107

121

113

117

126

113

111

АД

Утро

132/87

135/84

134/85

143/92

120/81

139/90

138/90

127/74

135/84

Вечер

131/85

131/78

133/82

138/85

111/68

129/79

135/84

130/80

129/80

Через 3 минуты

Ps

Утро

102

101

101

121

113

119

117

112

120

Вечер

95

95

91

95

101

97

97

100

98

АД

Утро

124/83

129/80

127/81

145/78

117/71

122/78

137/74

119/71

126/80

Вечер

123/81

124/78

124/79

129/78

107/65

122

131/76

117/68

122/82


Ps – пульс (удары в минуту), АД – артериальное давление (мм. рт. ст.)

Актив – активные учащиеся, спортсмены

Пассив – пассивные учащиеся, не спортивные.

 



 

 

 

 

 


25