СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема «Деепричастный оборот» изучается в 7-м классе. Она входит в цикл занятий по теме «Деепричастие», на которую отводится 9 часов.

Педагогические цели, которые решаются в ходе данного урока, могут быть определены следующим образом:

•        создать условия для отработки навыков нахождения деепричастных оборотов в предложениях, употребления знаков препинания при них;

•             содействовать развитию грамматически правильной речи;

•             способствовать воспитанию культуры речи и развитию интереса к русскому языку.

В соответствии с данными дидактическими целями тип занятия определяется как урок введения новых для семиклассников теоретических сведений по предмету.

Просмотр содержимого документа
«ИЗУЧЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА»

ИЗУЧЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА В ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тема «Деепричастный оборот» изучается в 7-м классе. Она входит в цикл занятий по теме «Деепричастие», на которую отводится 9 часов [1].

Педагогические цели, которые решаются в ходе данного урока, могут быть определены следующим образом:

  • создать условия для отработки навыков нахождения деепричастных оборотов в предложениях, употребления знаков препинания при них;

  • содействовать развитию грамматически правильной речи;

  • способствовать воспитанию культуры речи и развитию интереса к русскому языку.

В соответствии с данными дидактическими целями тип занятия определяется как урок введения новых для семиклассников теоретических сведений по предмету.

Планируемые образовательные результаты, на достижение которых направлены данные дидактические цели, в соответствии с требованиями ФГОС, могут быть определены так:

  1. Предметные:

  • на базовом уровне учащиеся должны знать определение деепричастия и деепричастного оборота, распознавать данные единицы языка в предложении, понимать и объяснять роль деепричастного оборота в речи, правильно интонировать предложения с деепричастным оборотом, использовать деепричастия и деепричастные обороты в роли второстепенных членов предложения;


  • на продуктивном уровне уметь осуществлять синонимичную замену сложных предложений простыми с деепричастным оборотом, употреблять деепричастия с учетом речевой ситуации.

  1. Личностные:

  • понимать границы собственного знания и «незнания»;

  • осознавать необходимость самосовершенствования;

  • адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в изучении темы, связывать успехи с усилиями, трудолюбием;

  • проявлять положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу.

  1. Метапредметные:

  • познавательные - общеучебные: семиклассники

должны формулировать ответы на вопросы по изучаемой теме, внимательно слушать учителя, учиться строить речевые высказывания и структурировать знания;

  • логические: совершенствовать мыслительные операции, анализировать речевые высказывания на лингвистическую тему на основании выработанных критериев;

  • регулятивные - школьники должны формулировать проблему (тему) урока и цель своей деятельности в рамках урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

  • коммуникативные - учащиеся должны уметь конструктивно взаимодействовать в групповой работе; слушать друг друга.

Основное содержание темы, понятия и термины: деепричастие как часть речи, совмещающая в себе признаки глагола и наречия. Деепричастный оборот, знаки препинания при нем.

Образовательные ресурсы урока:

  1. Учебник «Русский язык. 7 класс» Л.М. Рыбченкова [2] и др.

  2. Раздаточный дидактический материал.

Оборудование: компьютер, организация столов для групповой

работы.

Микроструктура урока введения новых знаний включает в себя следующие элементы:

  1. Психологический настрой.

  1. Объявление концепта темы.

  2. Целеполагание, планирование урока.

  3. Станция ДЧЭМП (Для чего это мне понадобится?)


И. Проверка ранее усвоенных учениками знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вопросы к пройденному материалу.

  3. Практическая работа.

  1. Мотивация учебной деятельности учеников.

  1. Запись темы урока в тетрадь.

  2. Знакомство с планом урока, записанным на доске.

  1. Восприятие и усвоение учебного материала.

  1. Выполнение практических заданий.

  2. Физкультминутка для глаз

  1. Закрепление знаний, учений и навыков

  2. Подведение итогов

  1. Интерактивная игра «Микрофон»

  2. Рефлексия.

  1. Домашнее задание.

Данной микроструктура наполняется соответствующим каждому элементу содержанием.

I. Психологический настрой относительно изучения темы. Внутренняя мотивация обучающей и развивающей деятельности. Здравствуйте!

Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Возьмитесь за руки и пожелайте друг другу удачи.

Попрошу вас определить свое эмоциональное состояние с помощью смайликов вначале урока, а в конце мы проверим, изменится ли оно.

Для того, чтобы немного вас взбодрить, проведем аутотренинг.

Аутотренинг:

Я ученик

Я личность творческая

Я думаю, размышляю

Я хочу знать (Слайд 1)

А я хочу знать целеполагание

  1. Объявление концепта темы.

  2. Целеполагание, планирование урока.

  3. Станция ДЧЭМП (Для чего это мне понадобится?) (Слайд 2)

  1. Проверка ранее усвоенных учениками знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вопросы к пройденному материалу.

Что такое деепричастие?

Назовите признаки глагола у деепричастия Назовите признаки наречия у деепричастия

  1. Практическая работа


Задание 1

От глаголов, записанных на доске, образовать деепричастия, составить с ними 2-3 предложения.

Вылететь, познавать, недоумевать, радовать, чернеет, не согласился, опираться.

Задание 2

Придумать и записать словосочетания

«деепричастие + глагол», «деепричастие + существительное», «деепричастие + наречие».

  1. Мотивация учебной деятельности учеников.

  1. Запись темы урока в тетрадь

  2. Знакомство с планом урока, записанным на доске.

  1. Восприятие и усвоение учебного материала

Слово учителя.

Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. И деепричастные обороты, и одиночные деепричастия на письме выделяются запятыми: Идя рядом с ним, она молчала.

Чтение учебного материала по учебнику.

Не выделяются запятыми деепричастия, закрепившиеся во фразеологических оборотах и потерявшие значение добавочного действия. Такие фразеологизмы легко заменяются наречиями: работать спустя рукава (очень плохо, небрежно). [2, с. 80]

  1. Выполнение практических заданий.

Игра «Найди деепричастный оборот» (Слайд 3)

Я поднялся на невысокое крыльцо и походя к двери услышал веселые голоса и раскаты хохота. Открыв дверь я мельком увидел двух молодых людей, судя по одежде - фермеров, которые побледнели и разинули рты при моем появлении. Они с грохотом выскочили в окно разбив стекло. (М. Твен)

Задание: списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть деепричастные обороты.

Алгоритм работы с предложениями

  1. Найти деепричастие и зависимые от него слова.

  2. Определите, к какому сказуемому относится деепричастие, на какие вопросы отвечает.

  3. Поставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты.

Ответ:

Я поднялся на невысокое крыльцо и, подходя к двери, услышал веселые голоса и раскаты хохота. Открыв дверь, я мельком увидел двух молодых людей, судя по одежде - фермеров, которые побледнели и разинули рты при моем появлении. Они с грохотом выскочили в окно, разбив стекло.


  1. Физкультминутка для глаз

Ах, так долго мы писали,

Наши глазки так устали.

Раз, два, три - глаза закроем,

Три, четыре - вновь откроем,

Смотрим вправо, смотрим влево.

Прехорошенькое дело.

(Повторить несколько раз)

Работа со слайдом презентации «Деепричастный оборот»

Задание: выпишите сначала предложения с деепричастными оборотами, а затем - с одиночными деепричастиями, расставьте знаки препинания, подчеркните деепричастные обороты и одиночные деепричастия.

Он улыбаясь жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли (Щипачев). Радость вступая в один дом вводила в другой неизбывное горе (Шолохов). Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату (Чехов). Недоверчиво но все же улыбаясь всем своим существом он пошел к ней (Леонов). Отдохнув он собрался уходить (Федин).

Ответ:

Радость, вступая в один дом, вводила в другой неизбывное горе. Недоверчиво, но все же, улыбаясь всем своим существом, он пошел к ней.

Он, улыбаясь, жмурился от света, еще пропахший дымом, весь в пыли. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Отдохнув, он собрался уходить.

Слово учителя:

Деепричастия с зависимыми словами или без них на письме выделяются запятыми. Но вы еще не сталкивались с тем, что деепричастия так и хотят вам «подставить подножку». Не ошибайтесь, как ошибаются те, кто строит такие предложения:

Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.

Подходя к этой комнате, за дверью раздались странные звуки.

Приехав в Москву, машина будет разгружена.

Задание: перефразируйте предложения так, чтобы

деепричастные обороты были употреблены верно.

  1. Закрепление знаний, учений и навыков

Лексический тренинг (задания на карточках).

  1. Введите в предложения следующие устойчивые словосочетания.

Очертя голову, спустя рукава, сломя голову.

  1. Допишите пословицы, расставив знаки препинания

Не убив медведя (не продай шкуры). Не давши слова крепись, а давши (держись).


  1. Подведение итогов урока

  1. Интерактивная игра «Микрофон»

  • Деепричастный оборот - это...

  • Деепричастный оборот выделяется запятыми...

  • Деепричастный оборот не обособляется при условии...

  1. Рефлексия.

Задача. Написать на листе бумаги разноцветными фломастерами, которые находятся на столах, что нового узнали на уроке, что понравилось, что, возможно, на уроке обсуждалось не в полной мере.

Дети на листах бумаги записывают предложения - итог урока и прикрепляют к доске. После этого один из учеников, зачитывая записи, подводит итоги урока.

Оценивание знаний учеников.

Заключительное слово учителя.

  1. Домашнее задание

Обязательное задание для всех учеников.

Выучить материалы учебника на с. 78-80, упражнение 164.

Дополнительное задание.

Выписать из произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» пять предложений с деепричастным оборотом, подчеркнуть его.

Данный подход обеспечивает условия для освоения учебной информации и формирования не только предметных, как было ранее, но и личностных, метапредметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Современный урок строится на основе использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.


Список литературы

  1. Примерные Программы по учебным предметам. Русский язык, 5-9 классы: проект,- 3-є изд., дораб.-М.: Просвещение.

  2. Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций/ [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская и др.]-2-е изд.- М.: Просвещение, 2014.- 207 с.

  3. Современный русский литературный язык: Учеб. для филол. спец. пед. ин-тов/П.А.Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. А. Леканта.-2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 1988.-416 с.

Федеральные образовательные стандарты [http:// xn-80abuci iibhv9a.xn-p 1 ai/%D0%B4%D0%BE%D0%B A%D 1 %83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D 1 %8B/3361.