Просмотр содержимого документа
«Изучение гидрологических условий своей местности»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИИСТРАЦИИ ТИСУЛЬСКОГО РАЙОНА
МБОУ ТАМБАРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬАЯ ШКОЛА


Составитель
Соловьева Нина Васильевна
учитель МБОУ Тамбарской ООШ
Тисуль, 2010
Вода – наше богатство. Вода – это миллионы пудов хлеба, тысячи центнеров рыбы. Не зря говорят: где вода, там жизнь…
Земная жизнь зародилась в воде. Все, что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей, и все, что роется под землей, все когда-то вышло из воды. И мы, люди, тоже «начинались» в воде. Наше тело более чем наполовину состоит из воды. Наверное, поэтому нет людей, равнодушным к рекам и озерам.
Наш родной край обладает огромным количеством водных артерий, озер, болот, снежников и ледников, подземных вод.
Краеведческое изучение школьниками местных вод тесно связано с усвоением ими гидрологических понятий, содержащихся в курсах физической географии. Научные понятия о реках и их частях, озерах, болотах, ледниках, водохранилищах даются ученикам в 6 классе, а в 7 и 8 классах эти понятия углубляются, даются новые.

Основными источниками водных ресурсов Кемеровской области являются реки. В нашей области их насчитывается 21 366 больших, средних и малых.
Реки Кузбасса относятся к бассейну Оби, которая занимает первое место по площади водосбора и третье место по водоносности.
Питание рек в основном смешанного типа; оно идет главным образом за счет талых сезонных вод и высокогорных снежников и ледников и в меньшей степени за счет дождевого стока и подземных вод. На долю весенне-летнего снеготаяния приходится около 45% среднегодового стока; на долю дождей – от 30 до 35% и на подземное питание – 20%. В зимний период питание наших рек осуществляется исключительно за счет подземных грунтовых вод.
Самая крупная река нашего района – красавица река Кия. Она берет начало в районе гольца Чемодан (второй исток находится на горе Медвежий голец). Ее длина 548 км, ширина от 20 до 100 м. Впадает в реку Чулым.
ОПИСАНИЕ РЕКИ
Название.
Происхождение названия.
Бассейн (к какой речной системе относится, к морю, океану).
Местоположение истоков и устья (определяется с помощью карты).
Направление течения (определяется с помощью компаса).
Морфологические данные реки и отдельных ее отрезков: длина, ширина, глубина, какими породами сложены берега и русло. (Ширину и глубину у небольшой речки измеряют, если через нее есть мост. Ширину измеряют с помощью размеченной веревки, глубину – водомерной рейкой в разных частях русла – у берегов и посередине реки.)
Гидрологические показатели: скорость течения, падение и уклон. (Для измерения скорости поверхностного течения надо выбрать прямолинейный участок реки, бросить поплавок, отметив место и время. Затем с часами в руке идти вдоль берега. Расстояние, которое поплавок проплыл за 1 минуту, измеряют с помощью рулетки (или с помощью размеченной веревки) или шагами. Расстояние, разделенное на 60 секунд, даст скорость поверхностного течения в м/с. Падение и уклон определяется с помощью карты).
Источники питания и режим (колебания уровня воды по сезонам года).
Время ледостава и ледохода.
Характер русла. Описание поверхностного потока. ( Для описания русла и берегов определяют характер и извилистость русла, размыв берегов, отложения водой пород и образование отмелей, наличие притоков, перекатов, порогов, водопадов, плесов, омутов. При описании поверхностного потока (гладкий, рябь, волны) необходимо учитывать силу ветра и его направление. Сделать вывод о зависимости направления и характера течения реки от рельефа).
Свойства воды. (Определить цвет и запах. Проверьте наличие пленки на поверхности воды, которая может говорить о наличие металлов. Определите мутность воды следующим образом. Налейте воду в бутылку, закройте пробкой, посмотрите на свет – мутная она или нет. Для определения прозрачности воды в реке можно использовать диск. Диск опускают на веревке, имеющий на конце груз. Глубина, на которой диск становится невидимым, показывает прозрачность воды.)
Животный мир (рыбные богатства, редкие и особо ценные охраняемые животные в бассейне реки).
растительность водная и припойменная, выделить растения охраняемые.
Хозяйственное использование в прошлом, настоящем и планы на будущее по использованию реки (ваши предложения).
Охрана и рациональное использование ресурсов реки. Проблемы экологии.
Составить картосхему изучаемой реки и ее бассейна.
ОПИСАНИЕ ОЗЕРА

Название озера.
Топонимика
Географическое положение.
Величина (протяженность с севера на юг и с запада на восток, площадь, глубина, объем воды).
Происхождение котловины.
Рельеф берега, какими горными породами они сложены.
Питание и режим вод (родники, сточное или бессточное – какие реки, ручьи впадают и вытекают, проточное).
Колебания уровня воды по сезонам.
Время ледостава и вскрытия ото льда.
Свойства воды: температурный режим, соленость, прозрачность, цвет. (методику определения см. в описании реки).
Описание водной растительности, животного мира и его прибрежной зоны.
Оценка хозяйственного использования озера и его ресурсов.
ОПИСАНИЕ БОЛОТА

Название болота
Топонимика
географическое положение.
Тип болота (верховое или низинное).
Условия его образования и питания.
Протяженность с севера на юг и с запада на восток; площадь, границы.
Оценка значения в водном режиме своей местности.
Минеральные богатства (торф, сапромикситы, сапропели, руды и т.п.).
Растительность и животный мир.
Хозяйственное значение болота.
Вопросы рационального использования охраны его ресурсов.
ОПИСАНИЕ РОДНИКА

Название родника.
Топонимика.
Условия образования (определить форму рельефа в месте выхода подземных вод на поверхность, какими породами сложена местность).
Дебит (количество воды, выходящее на поверхность за 1 час). (Для этого надо посчитать, сколько литровых банок нальется за 1 мин, затем это количество умножить на 60. Умножив полученное число на 24, узнаете, сколько воды дает источник за сутки)
Свойства воды: температура, цвет, запах, состав, целебные свойства. (При измерении температуры подземной воды термометр надо держать до тех пор, пока не остановится столбик ртути (спирта). Температуру воды сравнить с температурой окружающего воздуха. Далее см. п.11 в «Описании реки»)
Работа родника (осмотрите место выхода воды, направление ее течения; выясните, как вода влияет на рельеф; где размывает и где откладывает вымытые породы).
Хозяйственное использование данного источника местным населением, состояние в настоящее время.
Ваши предложения по сохранению и охране источника (например, подходы к нему, очистить территорию, сделать ограждения и т.д.)
ЛИТЕРАТУРА.
А.И.Ильичев, Л.И.Соловьев. География Кемеровской области. АО Кемеровское книжное издательство. 1994 г.
Л.И.Соловьев. Живи, Кузнецкая земля! Кемерово. Кемеровский полиграфический комбинат. 1997 г.
Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 6 класс. «Вако», Москва, 2004 г.