№ п/п | Тема занятия | Нетрадиционная техника | Программное содержание | Оборудование |
| Раздел №1 «Осенняя фантазия» Летнее небо | Сентябрь Рисование восковыми мелками | Учить детей рисовать восковыми мелками солнышко, состоящее из круга и коротких линий, тонировать бумагу | Альбомный лист, восковые мелки, акварельные краски |
| Виноград | Рисование пальчиками | Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость | Картинки с ягодами, половина альбомного листа, гуашь, кисть, мисочка с водой, тряпочка |
| Грибы прячутся в траве | Рисование цветными карандашами | Учить детей правильно держать карандаш, не сильно его сжимая, рисовать карандашом короткие штрихи, располагая их по всей поверхности листа. Учить находить большие и маленькие предметы | Большая и маленькая корзины, вырезанные из картона грибы разного размера, альбомный лист, на котором нарисованы грибочки, цветные карандаши |
| Созрели яблочки в саду | Пластилинография | Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики по всей поверхности силуэта (крона дерева) Развивать образное восприятие | Плотный картон с силуэтом дерева, размер ½ А4 , пластилин красного или жёлтого цвета, яблоки для рассматривания и угощения детей, салфетка для рук. |
| Игровое занятие «Осенние листья» | | Учить замечать в оттенке цвета его составные: жёлто-зелёный, жёлто-коричневый, жёлто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-коричневый и др. | Два стаканчика с жёлтой краской. Немного зелёной и оранжевой или коричневой акварельной жидкой краски, Листочки (дубовые, кленовые, берёзовые и др.), вырезанные из плотной бумаги или тонкого картона и окрашенные в жёлтый, красный цвет разных оттенков, карточки с прорезанными силуэтами листьев и квадратики таких же цветов и оттенков, как картонные листики, сюжетная картина с изображением осенней природы. |
| Осенний дождик | Рисование цветными карандашами | Учить детей рисовать цветными карандашами короткие линии, передавая падающие капельки дождя, закрепить умение правильно держать карандаш. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. | Игрушечный заяц, альбомный лист, на котором нарисованы или приклеены тучки и изображён заяц, сидящий на скамейке, цветные карандаши. |
| Что нам осень принесла /овощи/ | Аппликация /коллективная работа/ | | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки |
| Мы рисуем, что хотим | | | |
| Что нам осень принесла /фрукты/ | Октябрь Аппликация /коллективная работа/ | | Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки |
| Мы делили апельсин | Пластилинография | Продолжить учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. Закрепить умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином. | Плотный картон с силуэтом вазы, размер ½ А4, пластилин жёлтого и оранжевого цветов, стержень отработанной шариковой ручки, салфетка для рук, доска для лепки, коробка – посылка с фруктами: апельсином, бананами и вложенным письмом для создания игровой ситуации, муляжи или натуральные фрукты: яблоко, слива, груша |
| Радуга-дуга | Пластилинография | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного. | Плотный картон с изображением солнышка, облака с дождём, с контуром дуги, размер ½ А4, пластилин красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов, салфетки для рук, стека, иллюстрация с изображением радуги. |
| Солнышко проснулось, деткам улыбнулось. | Пластилинография | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приёму сплющивания шарика нп горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | |
| Игровое занятие «Клякса» | | Снятие агрессии и страхов, развитие воображение. | Альбомный лист, краски |
| Раздел №2 «Мир животных» Угостим мышку сыром | Рисование цветными карандашами | Учить детей рисовать цветными карандашами полукруглые предметы и аккуратно их закрашивать. Обогащать речевой словарь. Воспитывать отзывчивость и доброту | Игрушечный мышонок, маленький кусочек сыра, вырезанного из жёлтого картона. Альбомный лист, на котором нарисована мышка, цветные карандаши |
| Козлёнок | Рисование пальчиками | Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, располагая их близко друг к другу. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей описывать внешний вид животных. | Альбомный лист, на котором на зелёном фоне нарисован силуэт козлёнка, гуашь, мисочка с водой, тряпочка. |
| Мы рисуем, что хотим. | | | |
| Лебедь | Ноябрь Рисование ладошкой | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать воображение. | Предметная картинка с лебедем. Широкие мисочки с разведённой гуашью белого цвета, гуашь, кисть, цветная бумага |
| Клубочки для котёнка | Пластилинография | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. Упражнять в раскатывании пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приёму сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. | Плотный картон с силуэтом котёнка, размер 1,2 А4. Пластилин ярких цветов, салфетка для рук, доска для лепки, картина «Кошка с котятами» |
| Золотая рыбка | Рисование простым карандашом | Научить детей вырезанию-вырыванию силуэта из листа бумаги | ½ альбомного листа, простой карандаш |
| Занятие по сказкотерапии | Сказка «Колобок» Игра «Ветер дует на…» | Создание доверительной атмосферы. | Зажженная свеча, цветные квадратики, разные игрушки, «волшебный» сундучок, |
| Божья коровка | | | |
| Улитка, улитка, выпусти рога. | Пластилинография | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Учить лепить улитку путём сворачивания колбаски по спирали. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приёмы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. | Плотный картон с силуэтом листочка, размер ½ А4, пластилин чёрного и коричневого цветов, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрации с изображением улитки. |
| Игровое занятие «Узнай по описанию» | | Учить детей узнавать птицу, принадлежащую к конкретному виду по перечисленным характерным признакам, сопоставлять форму птицы с формой листа бумаги и его расположением | Картинки и изображением лебедя, журавля, аиста, дятла, летящей ласточки, 25 фишек, ширма, пять значков «Зоркий глаз» |
| Мы рисуем, что хотим. | | | |
| Цыплята | Декабрь Комкание бумаги или обрывание | Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали. Развивать чувство композиции | Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки жёлтые, целые и половинки, клей ПВА на блюдечке. |
| Мышка-норушка и золотое яичко | Пластилинография | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание | Плотный картон светлого тона, размер ½ А4, пластилин серого, жёлтого, белого цветов, 2 горошины чёрного перца, салфетки для рук, доска для лепки, стека, 2 верёвочки для игры, шапочка кота |
| Уточка с утятами | Пластилинография | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму. Развивать чувство формы и композиции. | Плотный картон синего (голубого) цвета с силуэтом плавающей утки, размер ½ А4, пластилин жёлтого и красного цветов, 2 горошины чёрного перца, салфетки для рук, стека, утёнок-игрушка. |
| Животные, которых я сам придумал | Кляксография, обведение ступни, кисти руки | Развивать фантазию при выборе содержания и способов изображения разными художественными техниками. | Чёрная или цветная тушь в мисочке, белый лист (20*20 см) – для кляксографии можно два листа, пластмассовая ложечка, простой карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки или фломастеры, эскизы с изображениями реальных животных разными техниками для стимуляции способности к комбинированию способов рисования. |
| Игровое занятие «Дракон» | | Снятие напряжённости, невротических состояний, страхов. | |
| Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки | Пластилинография | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. Закрепить приёмы раскатывания пластилина между ладонями круговыми движениями. Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела. Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Плотный картон зелёного цвета с силуэтом курицы, размер ½ А4, пластилин жёлтого и красного цветов, доска для лепки. 2 горошины чёрного перца, стека, иллюстрации с изображением курицы с цыплятами. |
| Дружок | Аппликация | | Детали для аппликации (лапы, голова, уши, зрачки, хвост, туловище), альбомный лист, клей, салфетки. |
| Раздел №3 «Зимние мотивы» Мы рисуем, что хотим | | | |
| Звёздное небо | Январь Пластилинография | Учить детей передавать образ звёздного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочков прямыми движениями, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Развивать композиционное и пространственное восприятие. | Плотный картон чёрного (тёмно-синего или фиолетового) цвета, размер ½ А4, пластилин жёлтого, белого цветов, стека, салфетка для рук, доска для лепки |
| Ёлочная игрушка | Лепка из солёного теста (тестопластика) | Учить детей создавать образы животных, игрушек, бытовых предметов: лепить из солёного теста вырезанием формочками для выпекания. | Солёное тесто, формочки для выпекания, салфетки, скалка для раскатывания теста, цветная бумага, тесьма для петелек |
| Первый снег | Монотипия. Рисование пальчиками. | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Лист формата А4 тёмно-голубого, тёмно-серого, фиолетового цветов, чёрная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации. |
| Зимняя ночь | Рисование кистью | Показать приёмы смешивания красок | Бумага, гуашь, кисти. |
| Занятие по сказкотерапии | | Несколько заданий, с целью снятия мышечных зажимов, эмоционального напряжения, чувства страха и неуверенности в себе. | |
| Волшебные картины | | | |
| Игровое занятие «Тень» | | Развивать наблюдательность, память, внутреннюю свободу и раскованность. | |
| Мы рисуем, что хотим | | | |
| Раздел №4 Игрушечный магазин Цветочные снежинки | Февраль Аппликация декоративная с элементами конструирования | Вырезывание ажурных снежинок из фантиков и цветной фольги с опорой на схему. Формирование планировать работу. | Красивые фантики, ножницы, клей. |
| Чашка | Оттиски печатками из картофеля | Продолжать работу над формированием умений печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов. | Предметы посуды. Печатки из картофеля в виде маленьких треугольников, кругов, квадратов, мисочки с вложенным в них тонким поролоном, пропитанным гуашью, шаблон чашки, вырезанной из бумаги |
| Маска клоуна | Рисование кистью | Учить детей рисовать простым карандашом лицо клоуна, состоящее из кругов разного размера, ориентироваться в частях тела и лица. | Картинки с клоуном, альбомный лист. Простой карандаш, акварельные краски, баночка с водой, ножницы. |
| Железная дорога для доктора Айболита | Рисование кистью | Учить детей рисовать длинные и короткие пересекающиеся линии с помощью кисточки. Формировать желание помогать тем, кто нуждается в помощи. | Игрушки –сова, паровоз, деревья. Прямоугольная карточка, гуашь кисть |
| Забор возле дома | Рисование кистью | Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. | Игрушки – герои сказки «Заячья избушка», альбомный лист, на котором нарисована избушка, гуашь, кисть, баночка с водой. |
| Воздушные шары | Пластилинография | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальную прямыми движениями ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путём равномерного расплющивания по поверхности основы. | Картон с нарисованными контурами разноцветных ниточек для шариков, размер ½ А4, пластилин красного, синего, зелёного цветов, воздушный шар красного цвета для организации игровой ситуации, салфетка для рук, доска для лепки. |
| Занятие по сказкотерапии | | Развитие коммуникативности, снятие эмоционального напряжения, развитие наблюдательности, умение видеть другого, развитие пластики движений., снятие мышечного напряжения, развитие инициативы, соперничества, желания побеждать, развитие быстроты реакции, создание эмоциональной положительной атмосферы в группе. | |
| Мы рисуем, что хотим | | | |
| Волшебные цвета | Март | Познакомить с основными, дополнительными, белым и чёрным цветами, их получением. | Альбомный лист , краски, кисть. |
| Игровое занятие «Потрогай и нарисуй» | Рисунок своих ощущений. | | |
| Избушка для солнышка | | | |
| Расписные яйца | Рисование кистью и пальчиками | Совершенствовать умения и навыки детей в комбинировании различных техник | Альбомный лист, на котором нарисован куст, альбомный лист, на котором нарисовано дерево, альбомный лист, гуашь, кисть. |
| Бусы для Люси | Пластилинография | Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко к друг другу, а определённом порядке, чередуя по цвету. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить её на мелкие равные части при помощи стеки. Уточнять знания детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев рук. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. | Плотный картон с контуром нитки для бус. Размер ½ А4, пластилин жёлтого и красного цветов, стека, салфетка для рук, доска для лепки, разные бусы для образца. |
| Тёплое и холодное царства | | Познакомить с холодными и тёплыми цветами. | |
| Моя буква | Рисование фломастерами или цветными карандашами. | Показать возможные приёмы украшения буквы. | Фломастеры, бумага. |
| Мы рисуем, что хотим | | | |
| Весёлая пирамида | Апрель Аппликация | Показать приёмы составления и приклеивания разноцветных больших и маленьких прямоугольных звеньев пирамид, уменьшающихся в размере кверхе. | Цветная бумага, клей |
| Игровое занятие «Возьми и передай» | | Развитие воображения | |
| Картинки на песке | | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Листы бумаги жёлтого, светло-оранжевого, бежевого цветов, цветные карандаши, фломастеры, чистый песок или манка, клей, газеты или клеёнки. |
| Зачем человеку зонт | | | |
| Самолёт летит | Пластилинография | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. Дополнять изображение характерными деталями. Используя знакомые приёмы работ: раскатывание, сплющивание. | Плотный картон синего (голубого) цветов с силуэткми облаков, солнца, размер ½ А4, пластилин серого и жёлтого цветов, салфетка для рук, доска для лепки, стека, иллюстрация с изображением самолёта. |
| Шляпы, короны, кокошники | Аппликация декоративная с элементами дизайна | Конструирование головных уборов для самодельных праздничных костюмов и оформление декоративными элементами. | Головные уборы, изготовленные из бумажных конусов. Краски гуашевые, фантики, фольга, кусочки ткани, кружева, тесьма, блёстки, бусины, пуговицы, нитки и т.д. |
| Мы рисуем, что хотим | | | |
| Раздел №5 «Мир растений» Хвойный лес | Май Рисование цветными карандашами | Учить детей рисовать предметы, состоящие из сочетания линий, создавать композицию. Объяснить понятие «хвойный лес» | Предметная картинка и изображением ёлки, альбомный лист, цветные карандаши. |
| Зелёные кусты | Рисование кистью и пальчиками. | Совершенствование умения и навыки детей в комбинировании различных техник (рисование кистью и пальчиками) | Альбомный лист, на котором нарисован куст, альбомный лист, на котором нарисовано дерево, гуашь, кисть. |
| Игровое занятие «Нарисуй страх» | | Снятие страхов. | Альбомный лист, краски или другие инструменты |
| Тюльпан | Аппликация | Отработать умение склеивать заготовки, наклеивать на лист бумаги. | Цветная бумага, клей, салфетка. |
| Укрась вазу для цветов | | | |
| Занятие по сказкотерапии | | | |
| Цветы на лугу | Рисование кистью | Познакомить с названиями различных цветов | Альбомный лист формата А4, ножницы, клей, гуашь, иллюстрации цветов. |
| Итоговая выставка | | | |