СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Изучение лексики в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе дается объяснение понятию лексика и приводятся упражнения для закрепления.

Просмотр содержимого документа
«"Изучение лексики в начальной школе"»

Изучение лексики в начальной школе. Выполнила учитель начальных классов МБОУ школа № 71 Чернова Ирина Александровна

Изучение лексики в начальной школе.

Выполнила учитель начальных классов МБОУ школа № 71 Чернова Ирина Александровна

 Лексика -совокупность слов того или иного языка.   Наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значение слов и их употребление в речи, называется лексикологией .   Лексикология имеет свой объект изучения – слово , и свою систему понятий.

Лексика -совокупность слов того или иного языка. Наука, которая изучает словарный состав языка, устанавливает значение слов и их употребление в речи, называется лексикологией . Лексикология имеет свой объект изучения – слово , и свою систему понятий.

Изучение лексикологии в начальных классах. 1 класс Пропедевтика 2 класс Тема «Слово» Лексическое значение слова (общее понятие) Многозначность слова 3 класс Тема «Лексика» Лексическое значение слова Многозначность слова Слова в прямом и переносном смысле Синонимы, антонимы Устаревшие и новые слова 4 класс Совершенствование знаний и умений

Изучение лексикологии в начальных классах.

1 класс

  • Пропедевтика

2 класс Тема «Слово»

  • Лексическое значение слова (общее понятие)
  • Многозначность слова

3 класс Тема «Лексика»

  • Лексическое значение слова
  • Многозначность слова
  • Слова в прямом и переносном смысле
  • Синонимы, антонимы
  • Устаревшие и новые слова

4 класс

  • Совершенствование знаний и умений
Изучение лексики в начальной школе.   Темы лексикологии по учебнику русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 4 класс. Слово и его значение. Синонимы, антонимы и омонимы. Фразеологизмы.

Изучение лексики в начальной школе.

Темы лексикологии по учебнику русского языка В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого 4 класс.

  • Слово и его значение.
  • Синонимы, антонимы и омонимы.
  • Фразеологизмы.
1. Слова и его значение.   Слова служат для называния предметов, явлений, признаков и действий предметов, количества предметов и др. То, что обозначает слово,- это его лексическое значение. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях . Как мы видим, слово может иметь в языке не одно, а несколько значений. Свойства слова употребляться в разных значениях называется многозначностью.

1. Слова и его значение.

Слова служат для называния предметов, явлений, признаков и действий предметов, количества предметов и др.

То, что обозначает слово,- это его лексическое значение.

Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях .

Как мы видим, слово может иметь в языке не одно, а несколько значений. Свойства слова употребляться в разных значениях называется многозначностью.

Упражнения 1. Прочитайте. Определите по лексическому значению пропущенные слова (программный уровень). … - столица России. 2. … - перерыв в школьных занятиях в летнее время. 3. … - вечерняя еда. 4. … - плод яблони. 5. …- седьмой день недели. 6. … - упакованные в дорогу вещи. Запишите слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркните в корне слов буквы, написание которых надо запомнить.

Упражнения

1. Прочитайте. Определите по лексическому значению пропущенные слова (программный уровень).

  • … - столица России. 2. … - перерыв в школьных занятиях в летнее время. 3. … - вечерняя еда. 4. … - плод яблони. 5. …- седьмой день недели. 6. … - упакованные в дорогу вещи.

Запишите слова, соответствующие данным толкованиям. Подчеркните в корне слов буквы, написание которых надо запомнить.

2. Прочитайте (программный уровень). Клен, идти, золотой, дружба, дупло, альбом, салат, класс, чай, октябрь, бежать. Найдите многозначные слова. Объясните в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова. Назовите однозначные слова. Что они обозначают? 3. Подчеркните многозначные слова (уровень повышенной сложности). Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник. Проверьте себя по толковому словарю.

2. Прочитайте (программный уровень).

Клен, идти, золотой, дружба, дупло, альбом, салат, класс, чай, октябрь, бежать.

Найдите многозначные слова. Объясните в каких значениях они могут употребляться. Выпишите эти слова.

Назовите однозначные слова. Что они обозначают?

3. Подчеркните многозначные слова (уровень повышенной сложности).

Тетрадь, ручка, резинка, пенал, дневник, учебник.

Проверьте себя по толковому словарю.

2. Синонимы, антонимы и омонимы . Синонимы   Антонимы     Омонимы

2. Синонимы, антонимы и омонимы .

Синонимы

Антонимы

Омонимы

Работа с синонимами. Подбор слов, близких по смыслу. Выделение слов (синонимов) в тексте. Выяснение понимания слов учащимися. Введение слов в другой контекст. Использование слов-синонимов в связной речи.

Работа с синонимами.

  • Подбор слов, близких по смыслу.
  • Выделение слов (синонимов) в тексте.
  • Выяснение понимания слов учащимися.
  • Введение слов в другой контекст.
  • Использование слов-синонимов в связной речи.
Работа с антонимами. Подбор антонимов к словам. Составление предложений с антонимами. Замена антонимов в предложении. Продолжение начатого предложения с антонимами. Подбор антонимов к многозначным словам.

Работа с антонимами.

  • Подбор антонимов к словам.
  • Составление предложений с антонимами.
  • Замена антонимов в предложении.
  • Продолжение начатого предложения с антонимами.
  • Подбор антонимов к многозначным словам.
Работа с омонимами. Объяснение лексического значения слова. Работа по словарю. Составление предложений с омонимами.

Работа с омонимами.

  • Объяснение лексического значения слова.
  • Работа по словарю.
  • Составление предложений с омонимами.
Упражнение 1. Прочитайте. Объясните смысл пословиц (программный уровень). Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Вьюги да метели под февраль полетели. В большом городе и маленькая радость велика. Кому честь, тому и почет. Ученье – свет, а не ученье – тьма. Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей. Прочитайте предложения и устно назовите: а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы.

Упражнение

1. Прочитайте. Объясните смысл пословиц (программный уровень).

  • Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
  • Вьюги да метели под февраль полетели.
  • В большом городе и маленькая радость велика.
  • Кому честь, тому и почет.
  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Мир лучше ссоры.
  • Мир не без добрых людей.

Прочитайте предложения и устно назовите:

а) синонимы, б) антонимы, в) омонимы.

2. Объясните значение омонимов в приводимых словосочетаниях и предложениях. Переведите их на родной язык (уровень повышенной сложности). Зажечь свет – объездить весь свет , стирать белье – стирать пыль со стола, чистота- залог здоровья – страдательный залог , здесь некогда протекала река – поговорить некогда , рана должна скоро зажить – зажить счастливой жизнью, успевать по всем предметам – успевать следить за новинками литературы.

2. Объясните значение омонимов в приводимых словосочетаниях и предложениях. Переведите их на родной язык (уровень повышенной сложности).

Зажечь свет – объездить весь свет , стирать белье – стирать пыль со стола, чистота- залог здоровья – страдательный залог , здесь некогда протекала река – поговорить некогда , рана должна скоро зажить – зажить счастливой жизнью, успевать по всем предметам – успевать следить за новинками литературы.

3. Фразеологизмы. В русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы . Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Выражение глаза на лоб полезли употребляется в разговорной речи тогда, когда человек очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль или испуг.

3. Фразеологизмы.

В русском языке есть устойчивые сочетания слов – фразеологизмы . Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов.

Выражение глаза на лоб полезли употребляется в разговорной речи тогда, когда человек очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль или испуг.

Работа с фразеологизмами. Нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре. Выяснение лексического значения. Подбор синонимов и антонимов. Замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом. Нахождение и исправление ошибок в управлении фразеологизмов.

Работа с фразеологизмами.

  • Нахождение фразеологических оборотов в тексте и словаре.
  • Выяснение лексического значения.
  • Подбор синонимов и антонимов.
  • Замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом.
  • Нахождение и исправление ошибок в управлении фразеологизмов.
Упражнение Прочитайте. Впишите пропущенные фразеологизмы (программный уровень). Глеб у доски …..  , Краснеет ….. . Он в этот час, как говорится, Готов ….. . О чем же думал он вчера, Когда ….. с утра?  А. Арсирий Слова для справок: повесил нос, баклуши бил, сквозь землю провалиться, до корней волос.

Упражнение

Прочитайте. Впишите пропущенные фразеологизмы (программный уровень).

Глеб у доски ….. ,

Краснеет ….. .

Он в этот час, как говорится,

Готов ….. .

О чем же думал он вчера,

Когда ….. с утра?

А. Арсирий

Слова для справок: повесил нос, баклуши бил, сквозь землю провалиться, до корней волос.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!