Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается
как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в тоже время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цель художественного образования в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми учебного материала. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения. На уроках изобразительного искусства в 6 и 7 классах формируются основы грамотности художественного изображения, понимание основ изобразительного языка. Изучение портретного жанра в его историческом развитии позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя живописного портрета.
Для ребенка это своего рода учебная «лаборатория», в которой он познает тайны и законы изобразительного искусства. Таким образом, портрет, как тема и источник познания был и остается основным при изучении сущности человека.