Просмотр содержимого документа
«Изучение рассказа И.Бунина "Антоновские яблоки" в 11 классе»
Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского
Антоновские яблоки
И.А.Бунин
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Грачёва Е.Л., учитель русскогоязыка и литературы
История создания
Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского
- Задуман ещё в 1891 году; написан и напечатан в 1900 году в журнале «Жизнь».
- Этот рассказ был написан после двух драматических событий в личной судьбе писателя. В1894году от него бежала, оставив короткую записку Вера Пащенко: от самоубийства писателя спасли братья, увезя его из Орла на отцовский хутор Огнёвку.
- В 1898 году в Одессе познакомился с дочерью издателя газеты «Южное обозрение Анной Цакни. Поражённый внешностью девятнадцатилетней красавицы, сразу же сделал её предложение. Но это мгновенное ослепление скоро прошло: в 1900 году, уже после рождения сына, писатель оставляет и жену, и пустую богемную среду, к которой она была привязана.
- Хотя прямой связи с личными переживаниями в «Антоновских яблоках» нет, пережитое не забылось: оно придало рассказу светлый, элегический, осенний колорит.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Грачёва Е.Л., учитель русскогоязыка и литературы
- «Антоновские яюлоки» продолжают серию новелл об увядании, угасании дворянских гнёзд, начатую рассказами «Танька»(1892), «На край света»(1895), «В деревне» (1897), «Кукушка» (1898). Рассказ углубляет также многие мотивы лирики Бунина этих лет.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Особенности построения. Сюжет
- Рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде. Форма воспоминаний нужна Бунину для раскрытия единства двух сторон: того, что видит глаз, и того, что живёт в сердце.
- Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, «сращённости» жизни человека с природой, её естественности, спаянности жизни дворян и крестьян. Таковы описания прочных изб, садов, сцен охоты, разгульных пирушек, крестьянского труда, трепетного приобщения к редкостным книгам, любование старинной мебелью, неистощимыми обедами, женщинами былых времён.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Особенности построения. Сюжет
- Патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете. Автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника».
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Особенности композиции
- Старая жизнь дробится, и это сказывается в самой композиции («монтажная») рассказа, приглушённый сюжет которого составлен из ряда «раздробленных» картин действительности. Их перемена отражает постепенное исчезновение старого быта. Каждый из этих «кадров» жизни имеет свою особую окраску, передан на основе субъективного впечатления, с подбором меняющегося освещения и красок («прохладный сад, наполненный лиловатым туманом» и т.п.), и это роднит прозу Бунина с живописью импрессионистов
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Особенности композиции
- … Вспоминается мне ранняя погожая осень
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- Всюду сильно пахнет яблоками…
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- «Ядрёная антоновка – к весёлому году». Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению, круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи …
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- Сад у тётки славился своею запущенностью, соловьями, горлинками и яблоками…
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- Запах антоновских яблок
- исчезает из помещичьих усадеб…
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б.Ольбинского
Основные образы рассказа
- С чего начинается рассказ? Никаких описаний места и времени Бунин не предлагает: на первый план сразу же выдвигается подлинный герой рассказа – прекрасная русская осень с её смешением тепла и прохлады, красок уходящего лета и увядания, с особым, радостно-тревожным настроением. Сразу же сообщается и о той детали в этом осеннем пейзаже – запахе антоновских яблок, - которая станет отправной точкой для воспоминаний, для развития сюжета.
- Взгляд автора свободно перемещается в пространстве между мужицкой избой, дворянской усадьбой, костром в саду и эпизодами охоты мелкопоместных дворян. Где-то мелькнёт «молодая старостиха» или сторож Николай , соберутся охотники у Арсения Семёновича… Эти фигуры воссозданы бегло, и внимания им уделено не больше, чем описанию библиотеки. Однако всё это собирательный герой рассказа - усадьба с её атмосферой непрактичности. Вольности, поисками острых ощущений.
- Как объединить единым сюжетом этих двух героев – великолепную русскую осень и «остывающую усадьбу» с её бессмертной атмосферой далёкой эпохи? Выясняется, что именно образ антоновских яблок имеет огромный объединяющий смысл.Запах антоновских яблок перестаёт быть частностью, подробностью усадебного детства. Этот мыслеобраз становится выражением любви Бунина не к одной усадьбе, но к России – ушедшей, нынешней, вечной.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Грачёва Е.Л., учитель русскогоязыка и литературы
Особенности поэтики .
- Весь рассказ в целом представляет собою разработку двух музыкальных партий – ведущей(элегической) и сопровождающей(просветлённой и мажорной). Важную роль в нём играет ассоциативность мотивов, поэтому такое значение придано запахам, которые вызывают по сходству родственные обонятельные ощущения других сторон быта. Рассказ отличается особой лирической взволнованностью, что сказывается на лексике, яркости эпитетов, на ритме и синтаксисе бунинского текста, и в ряде мотивов оказывается очень близко к поэме «Листопад».
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
- Яблоки – это завершённые объёмы, круглые, как формы самой гармонической жизни (вспомним мотив «круглости» в связи с толстовским образом Каратаева), это дары самой природы. Вот почему наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского
Источники
- 1.Чалмаев В.А.,Зинин С.А.Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях, часть1. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012
- 2. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту. – «Паритет», 2010
- 3. Фотоматериалы для слайдов выполнены Грачёвой Е.Л.
Грачёва Е.Л., учитель русского языка и литературы Сергиево-Посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского