СЛАЙД 1 В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году была начата разработка стандарта общего образования второго поколения, который впоследствии получил название «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования».
Как утверждают авторы стандарта, он является одним из ключевых элементов модернизации российской школы.
СЛАЙД 2 Мысль, представленная в стандарте весьма актуальна. Образование старого формата во многом было нацелено на формирование предметных знаний, умений и навыков. Сегодня же, акцент передвигается с привычных результатов образования (предметных) на развитие личностных и метапредметных результатов.
СЛАЙД 3 Однако, несмотря на меняющиеся требования к уровню подготовки учителей и учащихся, к их деятельности история остается наукой, прежде всего, знаниевой, а не деятельностной.
СЛАЙД 4 Изучение истории на ступени основного общего образования, по-прежнему, направлено на освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
Однако, на текущий момент, существует огромное количество «спорных моментов» отечественной и мировой истории, трактуемых двояко.
СЛАЙД 5 Например, все мы прекрасно помним картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына». На картине царь предстает перед нами жестоким тираном.
Однако, дети должны знать, что Иван Грозный не был "людоедом". Мало того, что он увеличил территорию России на сто (!) процентов: с 2,8 до 5,4 миллионов квадратных километров. За все пятьдесят лет правления он казнил гораздо меньше людей, чем в одну (!) только парижскую Варфоломеевскую ночь, где гугенотов погибло за несколько часов гораздо больше. СЛАЙД 6 И тот же Кристиан II за два дня (!) Кровавой бани в Стокгольме перебил подданных в десять раз больше. Но одновременно нужно сказать, что в Англии повесили безземельных крестьян в двадцать раз меньше (Закон о бродяжничестве), да и голландцев погибло не так много в течение Нидерландской революции. И напоследок ещё один факт. После написания картины, где царь убивает сына своего Ивана, у Ильи Репина отсохла рука.
СЛАЙД 7 Развитие исторической науки в мире и накопление новых знаний в области истории, а также возросший общественный интерес к прошлым событиям продиктовали необходимость создания в России учебника истории нового формата, свободного от двойных толкований и выверенного стилистически. Созданный историко-культурный стандарт включил в себя принципиально новые оценки всех ключевых событий и показал иные подходы к преподаванию в современной школе отечественной истории, обозначил обязательный перечень терминов, тем, понятий, персоналий и событий и выделил, так называемые, «трудные вопросы» - варианты интерпретации исторического прошлого. Всего таких вопросов выделяют 31.
СЛАЙД 8 Среди них и образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе, роль Ивана IV Грозного в российской истории, причины, последствия и оценка падения монархии в России и многие другие.
СЛАЙД 9 При изучении «трудных» тем истории каждый учитель занят отбором тех методов и приёмов преподавания, которые бы позволяли учащимся самостоятельно глубоко и качественно усваивать предметные знания и умения. Одним из таких приёмов является применение алгоритмов.
СЛАЙД 10 В истории алгоритмы можно разделить на две группы: первая часть – это алгоритмы приобретения УУД (составление простого плана, сложного плана, и т.д.) и вторая группа – это алгоритм достижения предметных результатов по истории (алгоритм изучения революций, войн и т.д.).
Любой прием или метод преподавания будет иметь успех и давать ожидаемые результаты только в том случае, если эта работа носит системный характер, и учащиеся могут самостоятельно пользоваться этим приёмом без учителя. Для этого необходимо переработать тематическое планирование с целью выделения тех уроков для изучения трудных тем, которые вы будете преподавать с использованием алгоритма. Не нужно перенасыщать, но и нельзя делать их использование редким. Если отталкиваться от тех алгоритмов, которые находятся на вооружении у моих коллег, то можно выйти на системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС.
СЛАЙД 11 Еще одним средством обучения, позволяющим организовать изучение дискуссионных вопросов истории в школе, выступают историографические материалы – суждения-цитаты, комплексы фрагментов работ историков, отражающие основные позиции исследователей по обсуждаемому вопросу, историографические очерки, раскрывающие основные этапы обсуждения историками того или иного вопроса истории.
Разноречивые мнения историков должны предлагаться ученикам действительно по ключевым проблемам курса истории.
Можно продемонстрировать практическое применение предложенной системы изучения «трудных тем истории».
На основе предложенного фрагмента исторического исследования ученикам можно предложить выполнить следующие задания:
СЛАЙД 12 Заполнить схему «Историографическая версия» (Слайд №)
-выявить проблему, допустим начальной истории Руси, обсуждаемую автором;
-сформулируйте доказываемое историческое положение (суждение)
-выпишите приводимые им аргументы;
-укажите круг источников исторической информации, из которых историк черпает доводы в пользу своей версии.
Если историк обсуждает несколько проблем, проанализируйте мнение автора по каждому вопросу.
СЛАЙД 13 2. выявите принадлежность автора текста к одному из историографических направлений (Дискуссия о происхождении Древнерусского государства «норманнист»-«антинорманнист»-«средняя позиция»).
3. Промаркируйте текст работы историка: выделите разными цветами предложенные автором оценочные характеристики варягов и славян (кто они? Какие они? Какие дела и поступки совершили?)
СЛАЙД 14 4. Выскажите суждение о том, как вывод по вопросу о происхождение государственности на Руси, сделанный историком в изученной вами работе, может влиять на современное восприятие России ее гражданами и мировым сообществом.
Историографическая версия позволяет выявить проблему, сформулировать суждение, привести аргументы, указать круг источников исторической информации. Итогом работы выступает обобщение суждений и аргументов историков. На основе полученных данных ученики делают вывод об оценочной составляющей историографических версий.
СЛАЙД 15 В 8-9 классах на основе алгоритмов можно проводить лабораторные работы, которые предполагают организацию самостоятельного изучения школьниками нового материала по учебнику или первоисточникам.
Можно использовать следующую структуру лабораторного занятия по учебнику:
1- й этап – организационный. Учитель сообщает тему занятия, выдвигает учебные проблемы или предлагает сделать это учащимся самостоятельно, называет средства и формы обучения.
2 – й этап – самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. Учитель выступает в роли консультанта и координатора совместной деятельности класса.
3 – й этап – коллективное обсуждение результатов работы учащихся.
4 – й этап – подведение итогов лабораторной работы, формулирование общего вывода, оценивание школьников.
СЛАЙД 16 Обучая детей истории при помощи алгоритмов, я столкнулся с такой трудностью как несоответствие текста учебника и алгоритма. Не на все пункты алгоритмов можно было найти ответы в тексте учебника, приходилось рассказывать этот пункт самому и под диктовку записывать в тетрадь. Там где материала не достаточно можно использовать другие учебники истории или печатать раздаточный материал.
Уроки с использованием алгоритмов не зрелищны, их очень сложно давать открытым уроком, но с точки зрения практической, на мой взгляд, это самые результативные уроки, они учат не бояться больших текстов, ориентироваться в море информации и находить главное. А в наш информационный век это один из самых главных навыков. Ещё одна особенность работы с алгоритмами заключается в том, что не все алгоритмы можно использовать при изучении нового материала.
Хочется уберечь коллег от перегрузки курса истории алгоритмами (достаточно 6-10 уроков в год при часовой нагрузке 2 часа в неделю), кроме алгоритмов существует много других методов и приёмов подачи учебного материала. Практика показывает, что если учитель ведёт уроки, используя один и тот же приём подачи материала, ученики быстро адаптируются, приспосабливаются и им становиться не интересно, уроки становятся «мертвыми», а процесс развития учащихся прекращается. Для того чтобы этого не происходило необходимо менять методы и приемы преподавания. Чем в больших методиках и технологиях поучился ребенок, тем лучше он будет развит.
СЛАЙД 17 В заключении хочется сказать, что учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Артура Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».