СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Известные люди Донбасса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Известные люди Донбасса»

9


Урок

по предмету: «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»

Тема: « Известные люди Донбасса»

Цели: - углубить знания об известных людях Донбасса;

  • использовать дополнительную литературу, интернет ресурсы для подготовки сообщений;

- развивать умение анализировать информацию, выделять главное, решать хронологические задачи;

- воспитывать гордость за принадлежность к Донбассовцам;

- контролировать правильность произношения контрольных звуков Ш-Ж.

Тип: урок усвоение новых знаний.

Словарь: Донбасс, земляк, эммиграция, революция, реконструкция, помещик, предприниматель, крепостное право, банкир, геолог.

Оборудование: карта, сообщения, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный этап.

  1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

  2. Проверка наличия индивидуальных аппаратов.

  1. Психолого-эмоциональный настрой.

На улице – весна. Все пробуждается. Народная мудрость гласит: «Улыбка-это поцелуй души».

Сейчас я улыбнусь, а вы поймаете мою улыбку и украсьте ею своё лицо. Запомните себя таким. А теперь подарите улыбку своему соседу.

Я желаю всем нам хорошей работы на уроке и отличного настроения.

Для работы мы разделились на две команды.

  1. Фонетическая зарядка.

    1. Фразы на слух. Наша родина – Донбасс.

Я люблю эту землю.

    1. Какие контрольные звуки Ш – Ж.

    2. Прочитайте слоги с Ш-Ж.

    3. Найдите на карте Донбасса названия населённых пунктов, в которых есть контрольные звуки:

Шахтерск – Дзержинск

Вахрушево – Рубежное

Мангуш – Снежное

Старобешево – Дружковка.

    1. Составьте предложения:

Шахтерск, Дзержинск, Мангуш, Дружковка – города Донецкой области.

Шульгинка, Рубежное – это города Луганской области.

    1. Итоги фонетической зарядки.

  1. Этап усвоения новых знаний.

    1. Ответьте на вопросы:

  • Какой у нас сейчас урок?

  • Какую территорию охватывает Донбасс?

  • С чем у вас ассоциируется понятие Донбасс?

    1. Ассоциативный куст.

















Как вы думаете, что из выше названного самое важное? Ответить нам на этот вопрос поможет содержимое шкатулки. Кто это?

    1. Давайте посмотрим, что находится в этой шкатулочке.

Фотографии людей.

Тема нашего урока: «Известные люди Донбасса».

    1. Условия оценивание.

Подготовка сообщения

2,5

Работа с картой

0,5

Словарная работа

0,5

Выполнение проблемного задания

0,5

Работа с документами

0,5

Решение задач

0,5

За урок вы можете заработать

5 баллов



    1. Задачи урока:

  • больше узнать об известных людях Донбасса, в честь которых названы города;

  • учиться презентовать материал, выступать перед аудиторией;

  • развивать умение работать в группе;

  • контролировать произношение звуков Ш-Ж.

  1. Этап усвоения новых знаний.

    1. Словарная работа.

Соотнесите понятия и их определения.

Помещик – владелец земли.

Предприниматель – человек, который систематически на свой риск занимается деятельностью по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг с целью получения прибыли.

Реконструкция – обновление.

Крепостное право – положение, при котором крестьяне не могли уйти от своего помещика.

Земляки – люди, родившиеся в одной местности.

Эмиграция – выезд за границу.

Банкир – владелец банка.

Геолог – специалист по изысканию полезных ископаемых.

Революция – переворот в жизни общества, приводящий к смене одного строя другим.

  1. Круглый стол.

Начинает работу наш круглый стол, посвященный известным людям Донбасса, именами которых названы города, населенные пункты.

После отмены крепостного права в 1861г., когда крестьяне получили личную свободу и могли уходить в города , наш край бурно развивался, развивалась угледобывающая промышленность.

Кто же эти люди, которые внесли определенный вклад в развитие угольной промышленности Донбасса.

    1. Проблемное задание

Прежде чем вы представите свои сообщения, хочу попросить вас внимательно слушать и в конце выступлений ответить на вопросы:

  • Может ли простой человек стать известным?

  • Что нужно делать, чтобы стать известным?

  • Какими качествами обладали эти люди?

Откройте тетради, запишите число, тему и внимательно слушаем друг друга.

    1. Слово представляется Давыдову Игнату. Он расскажет об Иване Григорьевиче Иловайском.

    2. Слово предоставляется Кобцу Виталию об Алчевском Алексее Кириловиче.

    3. Слово предоставляется Шигаеву Александру о Енакиеве Фёдоре Егоровиче.

    4. Слово предоставляется Самойловой Юлии о Горлове Петре Николаевиче.

    5. Памятка.

Как работать с историческими документами.

  1. Прочитайте название документа.

  2. Определите время написания документа.

  3. Подумайте над заданиями ,которые вы должны выполнить?

  4. Прочитайте текст документа.

  5. Ответьте на вопросы.

    1. Вопросы к документу.

  1. Каким было положение рабочих?

  2. Почему?

  3. А справедливые требования к рабочим были?

  4. А сегодня, какие требования к рабочим сохраняются?

  5. К чему приводило недовольство жизнью?

Из правил работы рабочих на заводе

Новороссийского общества. 1886г.

«Рабочий не имеет права оставлять завод до истечения условленного времени, а директор может уволить рабочего за неисправность и дурное поведение.

За опоздание, т.е. неявку в 5 с половиной часов (хотя работы должны начинаться ровно в 6 часов) вычет из жалования, свыше 15 минут – дневная плата, за прогул же целого дня – трехдневная плата.

Болезнь должна быть засвидетельствована заводским врачом, в противном случае – штраф как за неявку, при свидетельстве же только не выдается плата за время болезни.

Явка на работу в нетрезвом виде или с водкой – штраф, и он (рабочий), кроме того, подвергается всем штрафам, установленным в сих правилах за отлучку, за упущение по работе.

За курение табаку в местах, где может произойти пожар, штраф.

За небрежную работу, ненужную трату материалов и т.п. штраф, смотря по стоимости (вычет стоимости) причиненного вреда, а второй раз по усмотрению и увольнение. За отлучку от нагруженной чугуном или железом печи – штраф 25 рублей.

Уличенный в краже на заводе увольняется без расчета или отсылается в полицию, за поимку вора и открытие кражи – награда от 3 рублей.

За недобропорядочное поведение, ослушание и грубость против начальства штраф и увольнение или отправляется в полицию для законного преследования».


Недовольство существующими порядками приводило рабочих к революционной борьбе.

    1. Слово предоставляется Филахтовой Дарье об Артеме (Сергееве Федоре Андреевиче).

    2. Физминутка.

Во второй половине XIX в. закладывался фундамент развития угольной отрасли.

    1. В советское время шахтеры боролись за увеличение выработки угля.

Слово предоставляется Кузьмину Богдану о Стаханове Алексее Григорьевиче.

    1. Не только люди, занимавшиеся добычей угля стали известными. А кто еще?

Слово предоставляется Тристан Михаилу о Докучаеве Василии Васильевиче.

    1. Слово предоставляется Мирошниченко Валерию о Седове Георгии Яковлевиче.

    2. А теперь проанализируем выступления и ответим на вопросы:

  • Может ли простой человек стать известным?

  • Что нужно делать, чтобы стать известным?

  • Какими качествами обладали эти люди? Целеустремленность

Желание учиться

Трудолюбие

Решительность

Настойчивость

Инициативность

Ответственность

Умение преодолевать трудности

  1. Решите хронологические задачи.

    1. Посчитайте, сколько лет прожил каждый человек, о котором вы рассказали?

    2. Определите, в каком веке родились герои ваших рассказов?

Эти люди прожили недолгую жизнь, но оставили яркий след.

Наш земляк Седов работал в России ,россияне: Докучаев, Горлов, Енакиев, Алчевский, Артем, Стаханов развивали наш край.

  1. А вам в будущем, какие качества понадобятся, чтобы достичь поставленной цели?

В заключении мне хочется сказать:

Страны ты патриотом будь,

Легендой выстлан славный путь!

Историю ты не забудь,

Победы славные, большие

И для себя сумей понять –

С кого пример для жизни брать.

  1. Скажите, где вы взяли материал об известных донбассовцах: в Интернете, в книгах, в словаре.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

  1. Выполнили ли мы с вами задачи урока:

  • мы узнали больше о людях, в честь которых названы города и поселки;

  • подготовили материал об известных людях;

  • выступили с сообщениями;

  • работали в группах;

  • старались четко и правильно произносить контрольные звуки Ш-Ж.

  1. Домашнее задание.

Вы получили фотографии спортсменов. Прошу вас подготовить о них сообщения.

  1. Итоги.

А теперь посчитаем, сколько баллов вы заработали.

XIII. Релаксация.

Пока я выполняю эту работу подумайте, что вам дал этот урок?

  • Сегодня мне удалось………

  • Я поняла(л), что ……………

  • У меня хорошее настроение.

  • Теперь я знаю, что мне надо воспитывать уверенность в себе.

  • После урока мне захотелось…………………..

  • Я мечтаю………………………………………..

  • Сегодня мне удалось преодолеть страх……….

  • Я похвалил бы себя за………………………….

Откройте дневники.

XIV. В завершении урока я предлагаю вам оформить раздел журнала «Ровесник» «Известные люди Донбасса»

Спасибо за урок.