СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Известные люди, связанные с малой родиной

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Известные люди, связанные с малой родиной»



Внеурочное мероприятие : «Известные люди, связанные с малой родиной» 4 класс


Цель: формирование у обучающихся интереса к знаменитым людям, прославившим Чувашию.

Задачи:

- повышение интереса к изучению родного края;

- ознакомление с людьми, которые прославили Чувашию;

- расширение кругозора обучающихся;

-формирование чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания;

- воспитание чувства любви к родному городу, чувство гордости за своих земляков.

Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись песни «С чего начинается Родина»; чувашская азбука, карточки с надписями, изображения с достопримечательностями города, фрагменты картинок, проектор, ноутбук.



Ход занятия.

1 Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

2. Актуализация знаний.

Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается родина».

- О чём поётся в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? (ответы учеников)

- Верно ребята, Родина – это место где человек родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия).

- Есть ещё такое понятие, как малая Родина – это небольшой кусочек нашей огромной страны. Как называется наша малая Родина? (Чувашия). Живём мы в Чувашской республике.

3.Постановка учебной проблемы.

-Ребята, как называются люди, которые живут в Чувашии? (Чуваши).

-Чтобы крепло наше могучее государство, чтобы процветала наша Чувашия, какими должны быть граждане России?

-Добрыми (помогать друг другу), воспитанными (уважать окружающих вокруг себя людей), грамотными(стремиться получить образование), трудолюбивыми, умными(осваивать компьютерные технологии), культурными(читать книги, ходить в музеи и театры), трудится во благо страны, республики.

4. .Формулирование темы и цели занятия.

- Чувашия славиться своими песнями, вышивкой, национальной кухней, но самое главное богатство –это наши люди. Много есть пословиц и поговорок о родном крае «Главное в жизни – служить Отчизне», «Живем не тужим, своей Родине служим», «Где родился – там и пригодился». В нашей республике много выдающихся людей. Почему их так назвали?

(Это люди, которые своими добрыми делами прославили всю Чувашию)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О знаменитых, выдающихся людях Чувашии).

- С некоторыми из них мы сегодня с вами познакомимся. Мы отправимся с вами в путешествие по станциям.


II. Основной этап.


-Встаньте, руками изобразите движение колес паровоза.

Едет, едет паровоз,

Слышен громкий стук колес.

Паровоз гудит, гудит

И стрелой вперед летит.

Станция «Просветитель»       (На доске показывается слайд - эмблема «Чувашская азбука»)

- Посмотрите на азбуку, которая висит перед вами. Что особенного в ней? (Есть чувашские буквы). Верно, это чувашская азбука. Вы знаете кто написал чувашскую азбуку? (Яковлев Иван Яковлевич).

-Яковлев Иван Яковлевич (1848–1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья. Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В столице Чувашской республики, Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).

- На доске записаны слова на чувашском и русском языке. Соедините слова так, чтобы чувашские слова стали переводом русских слов.

Станция «Космонавт»       (На доске показывается слайд - эмблема «Космонавт»)

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете название следующей станции.

Он не лётчик, не пилот,

Он ведет не самолёт,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

- Ребята, вы знаете, кто из наших земляков полетел в космос? (Андриян Григорьевич Николаев)

- Андриян Григорьевич Николаев-легендарный космонавт из Чувашии, который вошел в первую тройку советских людей, покоривших космос. Он стал первым космонавтом СССР, который парил в невесомости без скафандра, совершил два полета в просторы космоса. Это был человек большой силы воли и мужества, настоящий профессионал.

- А вы хотели быть космонавтами? А как вы думаете легко быть космонавтами? Каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным).

- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугались поступить в отряд космонавтов? Чтобы быть готовыми к полёту проведём тренировку.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
А теперь назад прогнулись
Как пружинки мы присели
И тихонько рядом сели.

Станция «Полководец»       (На доске показывается слайд - эмблема «В. Чапаев на коне»)

- А сейчас мы познакомимся с одним из героев Гражданской войны, Василием Ивановичем Чапаевым (портрет В. Чапаева). Василий Чапаев-участник Первой мировой и Гражданской войны, начальник дивизии Красной армии. Он был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Чапаев оставил яркий след в отечественной истории и по сей день занимает особое положение в массовой культуре. Его имя живо в памяти современников— о нем пишут книги, снимают фильмы, поют песни. В честь него названа улица, парк нашего города, открыли музей и поставили памятник.

Командная игра «Подбери недостающий фрагмент».

- перед вами изображения достопримечательностей нашего города, связанные с В Чапаевым. На картинах не хватает фрагментов изображений. Подберите среди карточек подходящие картинки и соберите целый образ.

Станция «Врач»       (На доске показывается слайд - эмблема «Врач»).

- Федоров Святослав Николаевич– известный хирург-офтальмолог России. Заведовал клиническим отделением Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней им. Гельмгольца, где впервые в мире провел операцию по пересадке хрусталика. По его инициативе в г. Чебоксары был открыт первый в России филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза».

- Предложил для замены помутневшего хрусталика искусственный протез, разработал способ хирургической коррекции глазных болезней (близорукости и астигматизма), принимал участие в создании отечественных моделей инструментов, предназначенных для проведения операций на глазах, разработал способы лечения тромбоза вен сетчатки.

Именем С. Федорова названы улица в г. Чебоксары, Чувашский филиал МНТК «Микрохирургия глаза», на территории клиники установлен мраморный монумент.

- Для укрепления мышц глаз проведем гимнастику для глаз.

Раз-налево, два -  направо,

Три - наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируя мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше,

Убедитесь вы сейчас!

А теперь нажмём немного

Точки возле своих глаз.

Сил дадим им много- много,

Чтоб усилить в тыщу раз!

(По показу учителя, дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).

Станция «Артист»       (На доске показывается слайд - эмблема «Артист балета»)

- Павлова Надежда Васильевна – известная всему мира балерина. Родилась в г. Чебоксары. Танцевала в большом театре. Исполняла главные роли в балетах «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак». Награждена орденом «Знак Почета».

Игра «4 лишний»

  1. В.И. Чапаев, А.Г. Николаев, А.С. Пушкин, Н.В. Павлова. (А.С. Пушкин – выдающийся человек России, остальные – выдающиеся люди Чувашии)

  2. Балерина, врач, полководец, конь. (конь – животное; профессии выдающихся людей Чувашии)

  3. Улица И.Я. Яковлева, улица Фруктовая, сквер В.И.Чапаева, парк А.Г.Николаева (ул. Фруктовая – названа в честь фруктового сада, где находится улица; части города, посвященные выдающимся людям Чувашии)

Станция «Поэт»  (На доске показывается слайд - эмблема «Поэт»)

- Я вам хочу представить великих чувашских поэтов и писателей.

Иванов Константин Васильевич (1890–1915) – ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы. Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, драматический театр, установлены памятники.

«Кластер»

-Подберите к слову «Патриотизм» ассоциации и понятия, связанные с этим словом. Я запишу ваши слова, и мы прочитаем, что у нас получилось.

Итог занятия.

- Главная ценность любой земли – это люди, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству.

- Хочется, чтобы вы обращали внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь в меру своих возможностей. И на том держатся наша душа, наша культура, наша красота, в конце концов – наше земное существование. В заключение я хочу пожелать всем нам никогда не терять своей народности, без неё мы – «перекати-поле», ничего не имеем, нас как бы и нет. Если есть почва, значит, будут мощные корни, затем – крепкий ствол, имеющий могучую крону, а крона будет зеленеть, цвести и приносить плоды. Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Понимать надо, что мы за народ. Великий. Русский. И величие наше не гордости, а в служении народу.


Рефлексия.

- О ком мы сегодня говорили?

- Чем все эти люди заслужили уважение и почет всего чувашского народа?

Давайте проанализируем увиденное и услышанное. Предлагаю взять любую карточку и продолжить предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Меня удивил…

Меня заинтересовал…

Мне захотелось…

Я горжусь…