Внеурочное мероприятие : «Известные люди, связанные с малой родиной» 4 класс
Цель: формирование у обучающихся интереса к знаменитым людям, прославившим Чувашию.
Задачи:
- повышение интереса к изучению родного края;
- ознакомление с людьми, которые прославили Чувашию;
- расширение кругозора обучающихся;
-формирование чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания;
- воспитание чувства любви к родному городу, чувство гордости за своих земляков.
Материалы и оборудование: презентация, аудиозапись песни «С чего начинается Родина»; чувашская азбука, карточки с надписями, изображения с достопримечательностями города, фрагменты картинок, проектор, ноутбук.
Ход занятия.
1 Организационный момент
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
2. Актуализация знаний.
Звучит песня М. Бернесса «С чего начинается родина».
- О чём поётся в этой песне? Как вы думаете, что такое Родина? (ответы учеников)
- Верно ребята, Родина – это место где человек родился и живёт. Как называется наша Родина? (Россия).
- Есть ещё такое понятие, как малая Родина – это небольшой кусочек нашей огромной страны. Как называется наша малая Родина? (Чувашия). Живём мы в Чувашской республике.
3.Постановка учебной проблемы.
-Ребята, как называются люди, которые живут в Чувашии? (Чуваши).
-Чтобы крепло наше могучее государство, чтобы процветала наша Чувашия, какими должны быть граждане России?
-Добрыми (помогать друг другу), воспитанными (уважать окружающих вокруг себя людей), грамотными(стремиться получить образование), трудолюбивыми, умными(осваивать компьютерные технологии), культурными(читать книги, ходить в музеи и театры), трудится во благо страны, республики.
4. .Формулирование темы и цели занятия.
- Чувашия славиться своими песнями, вышивкой, национальной кухней, но самое главное богатство –это наши люди. Много есть пословиц и поговорок о родном крае «Главное в жизни – служить Отчизне», «Живем не тужим, своей Родине служим», «Где родился – там и пригодился». В нашей республике много выдающихся людей. Почему их так назвали?
(Это люди, которые своими добрыми делами прославили всю Чувашию)
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О знаменитых, выдающихся людях Чувашии).
- С некоторыми из них мы сегодня с вами познакомимся. Мы отправимся с вами в путешествие по станциям.
II. Основной этап.
-Встаньте, руками изобразите движение колес паровоза.
Едет, едет паровоз,
Слышен громкий стук колес.
Паровоз гудит, гудит
И стрелой вперед летит.
Станция «Просветитель» (На доске показывается слайд - эмблема «Чувашская азбука»)
- Посмотрите на азбуку, которая висит перед вами. Что особенного в ней? (Есть чувашские буквы). Верно, это чувашская азбука. Вы знаете кто написал чувашскую азбуку? (Яковлев Иван Яковлевич).
-Яковлев Иван Яковлевич (1848–1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья. Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В столице Чувашской республики, Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).
- На доске записаны слова на чувашском и русском языке. Соедините слова так, чтобы чувашские слова стали переводом русских слов.
Станция «Космонавт» (На доске показывается слайд - эмблема «Космонавт»)
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете название следующей станции.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведет не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
- Ребята, вы знаете, кто из наших земляков полетел в космос? (Андриян Григорьевич Николаев)
- Андриян Григорьевич Николаев-легендарный космонавт из Чувашии, который вошел в первую тройку советских людей, покоривших космос. Он стал первым космонавтом СССР, который парил в невесомости без скафандра, совершил два полета в просторы космоса. Это был человек большой силы воли и мужества, настоящий профессионал.
- А вы хотели быть космонавтами? А как вы думаете легко быть космонавтами? Каким должен быть космонавт? (Здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным).
- Ребята, после моего рассказа вы, наверное, испугались поступить в отряд космонавтов? Чтобы быть готовыми к полёту проведём тренировку.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
А теперь назад прогнулись
Как пружинки мы присели
И тихонько рядом сели.
Станция «Полководец» (На доске показывается слайд - эмблема «В. Чапаев на коне»)
- А сейчас мы познакомимся с одним из героев Гражданской войны, Василием Ивановичем Чапаевым (портрет В. Чапаева). Василий Чапаев-участник Первой мировой и Гражданской войны, начальник дивизии Красной армии. Он был удостоен звания Героя Советского Союза четырежды. Чапаев оставил яркий след в отечественной истории и по сей день занимает особое положение в массовой культуре. Его имя живо в памяти современников— о нем пишут книги, снимают фильмы, поют песни. В честь него названа улица, парк нашего города, открыли музей и поставили памятник.
Командная игра «Подбери недостающий фрагмент».
- перед вами изображения достопримечательностей нашего города, связанные с В Чапаевым. На картинах не хватает фрагментов изображений. Подберите среди карточек подходящие картинки и соберите целый образ.
Станция «Врач» (На доске показывается слайд - эмблема «Врач»).
- Федоров Святослав Николаевич– известный хирург-офтальмолог России. Заведовал клиническим отделением Чебоксарского филиала Государственного института глазных болезней им. Гельмгольца, где впервые в мире провел операцию по пересадке хрусталика. По его инициативе в г. Чебоксары был открыт первый в России филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза».
- Предложил для замены помутневшего хрусталика искусственный протез, разработал способ хирургической коррекции глазных болезней (близорукости и астигматизма), принимал участие в создании отечественных моделей инструментов, предназначенных для проведения операций на глазах, разработал способы лечения тромбоза вен сетчатки.
Именем С. Федорова названы улица в г. Чебоксары, Чувашский филиал МНТК «Микрохирургия глаза», на территории клиники установлен мраморный монумент.
- Для укрепления мышц глаз проведем гимнастику для глаз.
Раз-налево, два - направо,
Три - наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмём немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много- много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
(По показу учителя, дети выполняют упражнение в соответствии с текстом).
Станция «Артист» (На доске показывается слайд - эмблема «Артист балета»)
- Павлова Надежда Васильевна – известная всему мира балерина. Родилась в г. Чебоксары. Танцевала в большом театре. Исполняла главные роли в балетах «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак». Награждена орденом «Знак Почета».
Игра «4 лишний»
В.И. Чапаев, А.Г. Николаев, А.С. Пушкин, Н.В. Павлова. (А.С. Пушкин – выдающийся человек России, остальные – выдающиеся люди Чувашии)
Балерина, врач, полководец, конь. (конь – животное; профессии выдающихся людей Чувашии)
Улица И.Я. Яковлева, улица Фруктовая, сквер В.И.Чапаева, парк А.Г.Николаева (ул. Фруктовая – названа в честь фруктового сада, где находится улица; части города, посвященные выдающимся людям Чувашии)
Станция «Поэт» (На доске показывается слайд - эмблема «Поэт»)
- Я вам хочу представить великих чувашских поэтов и писателей.
Иванов Константин Васильевич (1890–1915) – ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы. Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, драматический театр, установлены памятники.
«Кластер»
-Подберите к слову «Патриотизм» ассоциации и понятия, связанные с этим словом. Я запишу ваши слова, и мы прочитаем, что у нас получилось.
Итог занятия.
- Главная ценность любой земли – это люди, которые посвятили свою жизнь служению Отечеству.
- Хочется, чтобы вы обращали внимание на то, что рядом с нами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, люди, которые стараются сделать светлее нашу жизнь в меру своих возможностей. И на том держатся наша душа, наша культура, наша красота, в конце концов – наше земное существование. В заключение я хочу пожелать всем нам никогда не терять своей народности, без неё мы – «перекати-поле», ничего не имеем, нас как бы и нет. Если есть почва, значит, будут мощные корни, затем – крепкий ствол, имеющий могучую крону, а крона будет зеленеть, цвести и приносить плоды. Человек, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. Понимать надо, что мы за народ. Великий. Русский. И величие наше не гордости, а в служении народу.
Рефлексия.
- О ком мы сегодня говорили?
- Чем все эти люди заслужили уважение и почет всего чувашского народа?
Давайте проанализируем увиденное и услышанное. Предлагаю взять любую карточку и продолжить предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивил…
Меня заинтересовал…
Мне захотелось…
Я горжусь…