К 205 – ю со дня рождения Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880), русского филолога, этнографа, палеографа.
Измаил Иванович Срезневский – крупный исследователь славянской филологии.
Презентацию подготовила учитель литературы и русского языка
МОУ Середневской ООШ Рыбинского МР Ярославской области
Е.В. Исайчева, 2017 г.
Родился Срезневский И.И. за десять дней до начала войны 1812 года в Ярославле, в здании Демидовского лицея, где преподавал (и жил с семьёй) его отец.
Измаил Иванович из рязанского рода (отец и дед у него — рязанцы).
17 июня мальчик был крещён по святцам с именем Исмаил - в память персидского посла, ставшего христианским мучеником. В августе 1812 года семья переезжает в Харьков, где отцу предложили занять кафедру российского красноречия и поэзии.
Иван Евсеевич, профессор Харьковского университера, также исполнял должность инспектора казённокоштных студентов.
Главная роль в воспитании ребёнка принадлежала его доброй и умной матери , так как отец умер, когда мальчику было всего семь лет.
Учёно-литературные наклонности сказались у Срезневского очень рано: в 8 лет он начал писать стихи, а в 16 лет уже высказывал в письмах к родным желание посвятить себя учёным занятиям .
Получив начальное и среднее образование дома, под руководством матери, Срезневский, 14 лет от роду, поступил в Харьковский университет на факультет этико-политических наук и через три года получил степень кандидата, представив диссертацию «Об обиде». Из университетских профессоров Срезневского (очень немногочисленных) особое влияние оказал на него И.Н. Данилович, читавший русское гражданское, уголовное право и судопроизводство в России.
В 17 лет (1829 г.) он заканчивает университет со степенью кандидата, представив к защите диссертацию «Об обиде».
После университета некоторое время служил в разных присутственных местах Харькова (дворянское депутатское собрание, совестный суд), был б иблиотекарем в харьковской городской библиотеке, преподавал русский язык и словесность , а также историю и географию в частных училищах и семействах.
При этом Срезневский продолжал юридические занятия; в 1835 сдал экзамен на степень магистра политической истории, статистики и политической экономии; в 1837 защитил магистерскую диссертацию «О сущности и содержании теории в науках политических» и был назначен адъюнкт-профессором Харьковского университета по кафедре политической экономии и статистики.
Занятия юриспруденцией Срезневский совмещал с изучением народной малороссийской поэзии.
Был одним из издателей «Украинского альманаха» (1831), где напечатал под псевдонимом и несколько своих стихотворений.
Работая домашним учителем в семье помещиков Подольских, начал собирать думы и песни запорожских казаков и опубликовал их в нескольких сборниках «Запорожская старина» (1833—1838).
С середины 1830-х Срезневский начал публиковать статьи по различным вопросам украинской истории, этнографии и фольклора в журналах «Сын отечества», «Северная пчела», «Телескоп», «Московский наблюдатель», в Учёных записках Московского университета и в Журнале Министерства народного просвещения.
В декабре 1837 Совет Харьковского университета предложил Срезневскому отправиться в путешествие по славянским землям для приготовления к кафедре славяноведения.
Первое время он колебался, поскольку работал над книгой «Опыт о предмете и элементах статистики и политической экономии сравнительно», которую намеревался представить для соискания докторской степени (1838), но после того, как эта его диссертация была сочтена противоречащей общепринятым взглядам и отклонена, принял предложение университета и в 1839 отправился за границу, где провел три года : занимался в Берлине санскритом под руководством Ф. Боппа, путешествовал по славянским странам, изучал славянские языки, собирал образцы устного народного творчества, познакомился со многими виднейшими деятелями славянского возрождения .
Вернувшись в 1842 в Харьков, занял в университете кафедру истории и литературы славянских наречий. Срезневский разработал курс нового для России предмета: славянской филологии , и в течение следующих четырёх лет, наряду с чтением лекций, опубликовал ряд статей по славянским литературам и славянской мифологии, а также написал обширное исследование «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (1846), которое принесло ему, первому в России, степень доктора славяно-русской филологии, а с ней и должность экстраординарного профессора Харьковского университета.
В эти же годы Срезневский начал изучать древнерусский язык.
В 1846, после смерти П. И. Прейса, в Петербургском университете освободилась кафедра славяноведения, которую Срезневский занял в 1847. В Петербургском университете , где он с 1847 был экстраординарным, а с 1855 — ординарным профессором, Срезневский читал курсы «Введение в славянскую филологию» (иначе — «Общее филологическое обозрение славян»), «Славянские древности», «История и литература славянских наречий» (позднее разделил этот курс с В. И. Ламанским, передав ему часть, касающуюся историю литературы и оставив себе только историю языков) и «Древности русского языка и словесности».
Впоследствии к этим четырём курсам были присоединены еще два: «Грамматика наречия старославянского сравнительно с другими наречиями» и «Чтение замечательных памятников западнославянских наречий, особенно сербского, польского, чешского».
в Петербургском университете Измаил Иванович встречает свою любовь - Катю Тюрину.
С 1859 по 1880 был деканом историко-филологического факультета Петербургского университета; в 1861 исполнял обязанности ректора университета.
В 1848—1859 он также состоял профессором по кафедре славянских наречий в Главном педагогическом институте.
С 1847 по 1850 был цензором в Санкт-Петербургском цензурном комитете. Был избран в члены Императорского Русского географического общества (1847) и Императорского Русского археологического общества (1850).
В 1848 Срезневский был избран адъюнктом Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, в 1851 — экстраординарным академиком, в 1854 — ординарным академиком ; впоследствии — председателем Второго отделения Академии наук .
По предложению Срезневского и под его редакцией стали выходить повременные издания Второго отделения Академии наук : «Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности» (т. 1—10, 1852—63), и «Учёные записки 2-го отделения Императорской Академии наук» (т. 1—7, 1854—63).
С переездом в Петербург филологические исследования Срезневского сосредоточились на изучении истории русского языка.
В 1849 он выступил с актовой университетской речью «Мысли об истории русского языка», в которой высказано убеждение в необходимости исторического изучения языка и поставлены задачи для дальнейшего развития русской филологии.
К середине 1850-х постепенно определяется главное направление научной деятельности Срезневского, заключающейся в филологическом и палеографическом изучении и издании письменных памятников старославянского и древнерусского языков. древней письменности, истории древнерусской литературы, историографии русского славяноведения и прочее.
В конце 1840-х — начале 1850-х он приступил к работе над главным трудом своей жизни — составлением словаря древнерусского языка по памятникам XI—XIV (позднее отчасти также XV и XVI) веков.
Измаил Иванович описал 2700 памятников древнерусской письменности и разъяснил в своём знаменитом словаре (он скромно именовал его "Материалами для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" ) 39 000 древнерусских слов.
Его домашняя картотека состояла из 100 тысяч карточек.
Перу Срезневского принадлежит свыше 300 работ по истории и географии русского и других славянских языков, вопросам преподавания языка, исследованию памятников древней письменности, истории древнерусской литературы, историографии русского славяноведения и прочее.
Основные работы:
Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям. Харьков: Унив. тип., 1846. [4] + 107 с.
Древние письмена славянские // Журнал Министерства народного просвещения. 1848. Ч. LIX. Отд. II. С. 18—66.
- Мысли об истории русского языка. (Чит. на акте С.-Петерб. ун-та 8-го февр. 1849 г.). СПб.: тип. воен-учеб. заведений, 1850. 210 с.
Повесть о Цареграде // Учёные Записки II-го отделения Императорской Академии наук. 1854. Кн. I. Отд. III. С. 99—137. (Отдельный оттиск: Повесть о Цареграде. СПб., 1855).
Хожение за три моря Афанасия Никитина // Учёные Записки II-го отделения Императорской Академии наук. 1856. Кн. II. Вып. II С. 225—307. (Отд. оттиск: СПб., 1857).
Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его Володимера Ондреевича // Известия Императорской Академии наук. 1857. Т. VI. Стб. 337—362. (Отд. оттиск: СПб., 1858).
Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках // Записки Императорской Академии наук. 1865. Т. VII. Кн. II. С. 134—194. 1866. Т. IX. Кн. I. С. 1—96. Кн. II. С. 1—88. 1867. Т. XI. Кн. I. С. 11—100.
Древние славянские памятники юсового письма, с описанием их и с замечаниями об особенностях их правописания и языка. СПб.: типография Имп. Акад. наук, 1868. 7 + 192 + 416 + 24 с.
Переписка А. Х. Востокова в повременном порядке / С объяснит. примеч. И. Срезневского. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1873. 504 с.
Славяно-русская палеография XI—XIV вв. Лекции, читанные в С.-Петербургском университете в 1865—1880 гг. СПб.: тип. В. С. Балашева, 1885. VIII, 261 с.
Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам. СПб: тип. Имп. Акад. наук, 1893—1912. Т. 1—3.
Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1899. 185 с.
После смерти академика Измаила Ивановича один из его коллег говорил, что "трудов его было бы достаточно для прославления нескольких учёных".
У Срезневского И.И. было восемь детей - четыре сына и четыре дочери. Очевидно, что при такой занятости отец вряд ли мог уделить им серьёзное внимание. Но когда читаешь недавно опубликованные воспоминания о Измаиле Ивановиче его сына Всеволода, то возникает впечатление, что великий учёный только детьми и занимался. Как это ему удавалось?
«Как хороша и глубока была мысль отца…»
«… Отец дал мне Евангелие от Иоанна. Я вникал в параллельные тексты, латинский и греческий, понемногу переводил стих за стихом; осилив несколько стихов, я читал их с отцом... И чувствую теперь, как хороша и глубока была мысль отца учить меня языку, научить вникать в его тайну при посредстве такого творения, которое само по себе должно было стать основой моей будущей жизни и будущих отношений к людям…Когда мне было лет 10–11, отец начал знакомить меня с русской историей . Это ознакомление мое, как многое, что делал отец, было чрезвычайно оригинально… Мы с ним никогда не читали учебников, мы погружались прямо в источники, которые он комментировал и объяснял попутно…Я припоминаю еще уроки географии , тоже своеобразные, как все, что делал мой отец! Я никогда не зубрил названий, таких мудрёных, легко забываемых, которые отвращают от предмета; я только изучал и чертил карты. Иногда эти чертежи связывались с чтением путешествий…Хочу ещё вспомнить об уроках одного предмета – об уроках рисования. Отец высоко ставил искусства, умел проникаться ими; в молодости он и сам рисовал…
Все восемь его детей прославили свой род в физике, литературе, лингвистике, медицине, живописи, фотографии. Так, например:
Умер Измаил Иванович 9 (21) февраля 1880 г. в Санкт - Петербурге, а похоронен по своему завещанию в родовом имении Срезнево Спасского уезда Рязанской губернии (ныне Шиловский район Рязанской области).
Дети продолжили дело жизни отца: разобрали и подготовили к печати два больших сундука его рукописей, а в 1912 году завершили издание «Словаря древнерусского языка» .
« Русский язык - сокровищница умственных, духовных и нравственных богатств нашего народа. Будем любить и беречь его для наших потомков ». (И.И. Срезневский).
О Срезневском Измаиле Ивановиче
Обозревая учёную деятельность Срезневского, академик Игнатий Викентьевич Ягич писал, что «она внушает большое уважение широким размахом многочисленных его трудов... Совокупность трудов его представляет собою великолепную мозаику в древнерусском стиле. Срезневский не был славянофилом в русском значении этого названия, а славистом с решительным перевесом в петербургский период своей деятельности в сторону русскую».
(И.В. Ягич - выдающийся австрийский и российский филолог-славянист, лингвист, палеограф и археограф. Академик Петербургской Академии наук. Один из крупнейших экспертов в области славянского языкознания во второй половине XIX века).
«Вклад И.И. Срезневского в славянскую культуру огромен. Измаил Иванович – автор более 800 работ. Современники считали его человеком, к которому стекались учёные силы России и славянских земель. С фольклорными и филологическими экспедициями он объехал многие страны. Но особенно хорошо знал славянский мир от Балтийского моря до Адриатики, его историю, и конечно, все славянские языки. Он был глубоким знатоком украинского фольклора и собирателем молдавских песен.
Срезневский прожил яркую, интересную жизнь. В 34 года стал первым доктором славяно-русской филологии, а в 37 – академиком. Чехи, словаки, лужичане, словенцы, хорваты, черногорцы были в числе его искренних и верных друзей. Но всегда его тянуло на берега Оки, на землю своих дедов.
Увидев отчий край, он был очарован им, неоднократно бывал в Срезневе и там завещал себя похоронить».
( Леонид Васильевич Чекурин - кандидат исторических наук, доцент кафедры Отечественной истории РГПИ, организатор и первый директор, профессор Рязанского филиала Московского института культуры).
Память
К 190 – ю со дня рождения
И.И. Срезневского
9 мая 2002 года в здании бывшей церковно-приходской школы с. Срезнево Шиловского района был открыт отдел музея — Мемориальный комплекс академика И.И. Срезневского (на правах филиала Шиловского краеведческого музея), превратившийся в настоящий православный духовно-просветительский центр.
В экспозиции музея собраны старинные книги, рукописи, фотографии, иконы, картины, связанные не только с известным всей России родом Срезневских, но и посвященные новомученикам российским, прославленным на Рязанской земле – священномученику Филарету, преподобномученику Сергию и преподобноисповеднице Анне Срезневским. Ежегодно до 7 000 человек посещают Мемориальный комплекс , который включает :
- музей ;
- Казанский храм ;
- паломнический центр для поклонения трём священномученникам — Филарету, Сергию, Анне Срезневским и православной святыне — чудотворной иконе Божией Матери «Споручница грешных», которая свыше 90 лет находится в Казанском храме с. Срезнева;
- Часовню на месте алтаря старого Покровского храма;
- могилу И.И. Срезневского ;
- строящийся комплекс под открытым небом, воспроизводящий усадьбу священника начала 20-го века.
Уровень доступности
Можно добраться на машине
Как добраться
1. По территории Рязанской области до указателя «Шиловский район», далее до указателя на правой стороне «Мемориальный комплекс им. академика И.И. Срезневского. Паломнический центр иконы Божией Матери «Споручница грешных». 2. Шиловское направление, станция Шелухово. Поворот "д.Срезнево Музей" с федеральной трассы Москва-Челябинск после д.Фролово.
Часы работы
Экскурсию предварительно заказывать по телефону или эл. почте
Инфо
Адрес : Казанский храм, Срезнево
Координаты GPS : 54.362672,40.629085
Официальный сайт
Телефон : 8(920)9578260
E-mail : [email protected]
К 200 – ю со дня рождения И.И. Срезневского, 2012 г.
- В Петербургском университете прошла с 26 по 31 марта XLI Международная филологическая конференция и одно из пленарных заседаний (28 марта) было специально посвящено И. И. Срезневскому.
- В Ярославле прошла с 1 по 31 марта интернет-конференция, посвященная памятной дате, на сайте Ярославского педагогического университета им. К.Д. Ушинского публиковались доклады и сообщения.
- В поселке Шилово (на территории Шиловского р-на Рязанской области находится с. Срéзнево, где похоронен учёный) 18 апреля в рамках программы «Шиловский край — земля отцов» провели конференцию памяти Срезневского «Времён связующая нить».
- В Рязанском государственном университете 22-23 мая состоялся международный симпозиум «Наследие академика И.И. Срезневского и славянский мир: языки, культура, образование» (издан прекрасный сборник, свыше 70 докладов и статей), здесь же 26-28 сентября - конференция «И.И. Срезневский и русское историческое языкознание», которая проводится совместно с Институтом русского языка им. академика В. В. Виноградова РАН.
В Харьковском национальном университете им. Каразина 24-25 мая прошли XII Кирилло-Мефодиевские чтения, посвящённые 200 – ю со дня рождения И.И. Срезневского. На них, в частности, была представлена книга «Академик И.И. Срезневский в культурном пространстве России» (Рязань, 2011) рязанской исследовательницы Нины Васильевны Колгушкиной , директора единственного в мире музея Срезневского (РГУ).
Книга уникальна не только по тем материалам, многие из которых впервые представлены на её страницах (например, переписка Срезневского с о. Василием Катинским, настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в Срéзневе, или рассказ о «субботах Срезневского», записанный его дочерью), но, увы, и по объёму тиража: всего 500 экземпляров. А книга очень интересная, её бы да на стол каждому учителю-словеснику. Нина Васильевна почти 20 лет работала над ней,
одновременно сооружая и музей Срезневского: сначала в обычной средней школе № 31 г. Рязани (открыт в мае 1992 г.),
в 2007 г. музей переведён в Рязанский государственном университете им. С.А. Есенина.
В экспозиции музея отражены периоды жизни и направления научной и педагогической деятельности И.И. Срезневского. Университетский музей проводит музейные гостиные, дни словаря и научные чтения, литературные вечера по актуальным духовно-нравственным проблемам жизни современной молодёжи.
История названия с. Срезнево
Первое предположение. На Оке и в других близлежащих местах в XVI-XVII веках встречались сёла с такими же названиями. Известно, например, Срезнево недалеко от Каширы. Название могло быть связано с особенностями рельефа реки, округлостью её берега. Хлебную краюшку, горбушку в говорах и сейчас ведь именуют «срезнем».
Второе предположение относительно слова «срезень» могло касаться древнего пограничного положения этих мест, необходимости держать оборону от печенегов, половцев и других кочевников. Может быть, мещёрские леса за Окой - сосна, ель, берёза - давали хороший материал для луков и стрел? Во всяком случае, стрелы, называемые срезни, были широко распространены на Руси в XII-XVIII веках. Так в архивных бумагах Петра I читаем: «Куплено из ряду 10 гнезд стрел томаров и срезней, 8 гнезд стрелъ северегъ».
Третье предположение. История с. Срезнево неразрывно связана с именем выдающегося учёного, крупнейшего русского филолога академика И.И. Срезневского.
Практически весь ХХ век его имя находилось в забвении. Причина забвения проста. Богом данный талант учёного неразрывно связан с Православием, с любовью к Отчизне, к родине предков. К тому же он был выходцем из священнического рода. Начиная с 1676 г. в течении 190 лет, из поколения в поколение род Срезневских нёс пастырское послушание в с. Срезнево при Покровском храме.
Источники:
- http://www.history-ryazan.ru/node/14611
- http://ps.1september.ru/article.php?ID=201202029
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1287559
- http://852.ru-wiki.ru/wiki/Срезнево_(Шиловский_район)
- https://culturelandshaft.wordpress.com/великий-и-могучий/2689-2/
- http://ruskline.ru/analitika/2012/06/15/k_200letiyu_izmaila_ivanovicha_sreznevskogo_18121880/
- http :// sreznevokazan.moy.su / blog / i_i_sreznevskij_i_selo_sreznevo_istorija_vozniknovenija_muzeja_ak_i_i_sreznevskogo_i /2012-08-14-1
- http://www.rsu.edu.ru/vystavka-fotografii-iz-fondov-muzeya-akademika-ii-sreznevskogo
- http://vezdekultura.ru/8373-articles-205-letie-so-dnya-rojdeniya-i-i-sreznevskogo
- http://feb-web.ru/feb/person/person/feb/sreznevsky_i.htm?cmd=2&istext=1
- http :// sreznevokazan.moy.su / blog / i_i_sreznevskij_i_selo_sreznevo_istorija_vozniknovenija_muzeja_ak_i_i_sreznevskogo_i /2012-08-14-1
- http://www.rsu.edu.ru/vystavka-fotografii-iz-fondov-muzeya-akademika-ii-sreznevskogo
- https://agentika.com/ru/encyclopedia/e2b80159-931b-47b0-bc5a-0956a4e487c0/places/root/2491925c-758f-4d66-bb07-8663cc17e061?version=fjs-2
- Интернет – ресурсы (фото)