СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Наше сегодняшнее мероприятие мы посвятили Михаилу Васильевичу Ломоносову - великому гражданину, учёному, прославившему Россию. Вероятно, может возникнуть вопрос, почему мы обращаемся к этой теме. В истории человечества от седой античности до наших дней немного найдется личностей, подобных ему. Так кто же он – Михайло Васильевич Ломоносов?

Просмотр содержимого документа
«К 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова»

« Судьба и слава великого помора»

( к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова)

Сценарий мероприятия ко Дню науки и творчества секции русского языка и литературы.

С Ломоносова начинается наша литература;

он был её отцом…, он был её Петром Великим.

В.Г.Белинский

Ход мероприятия.

1.Вступительное слово.

Чтец:

…Да, велико его значенье-

Он, верный русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему,-

Как тот борец ветхозаветный,

Который с силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной.

Ф.И.Тютчев

Наше сегодняшнее мероприятие мы посвятили Михаилу Васильевичу Ломоносову - великому гражданину, учёному, прославившему Россию. Вероятно, может возникнуть вопрос, почему мы обращаемся к этой теме. В истории человечества от седой античности до наших дней немного найдется личностей, подобных ему. Так кто же он – Михайло Васильевич Ломоносов?



Ведущий 1. Дорогие гости Земли поморской, родины Ломоносовской, примите от земляков Михайлы Ломоносова. Великого сына Отечества, низкий поклон от сердца чистого. Хлеб-соль от радушия искреннего, слова приветливые от помыслов пламенных.



Ведущий 2. Примерно в 80 км от города Архангельска река Северная Двина делает поворот, образуя рукава и протоки, которые огибают многочисленные острова. На берегу самого большого из них – Курострова, почти напротив Холмогор, в начале 18 века располагались деревеньки – Денисовка, Мишанинская, Афанасьевская и Григорьевская (сейчас они слились в одно село – Ломоносово). В одной из этих деревень – деревне Мишанинской - жило семейство Ломоносовых.

Ведущий 1. Поморье, явившееся колыбелью великого учёного и писателя, было особым местом в России, оно почти избежало крепостного права. Здесь испокон веков жили вольные, сильные, мощные люди. Здешние крестьяне, в отличие от крепостных, назывались «черносошными», то есть были государственными. Такие крестьяне платили «подушный оклад» - налог с каждой крестьянской души мужского пола.



Ведущий 2. На Севере рано началось расслоение крестьянства, и потому уже в начале 17 века здесь можно было встретить весьма зажиточных крестьян. Таким зажиточным «черносошным» крестьянином был и Ломоносов Василий Дорофеевич. Он, как и многие жители Поморья, занимался морским и рыбным промыслом. У Василия Дорофеевича была земельная собственность и морские суда, на них он занимался рыбной ловлей и совершал далёкие морские разъезды, с казённой и частной кладью.



Ведущий 1. Женился Василий Дорофеевич поздно на молодой девушке, дочери дьякона, Елене Ивановне Сивковой. Первенец и единственный сын Михайло родился 8 (по новому стилю 19) ноября 1711 года.



Инсценировка. Звучит русская лирическая песня. Выходит мальчик лет 8-9, смотрит на всё с интересом по сторонам. На переднем плане сидит отец, чинит рыбацкую сеть. На фоне музыки:



Чтец: …дитятко, поморский сын!

Ты был как кораблик белопарусный!

Как чаечка был белокрылая ,

…дитятко, поморский сын!

Белопарусный кораблик ушёл за море,

Улетела чаица за синее…

Мальчик идёт, внимательно вглядываясь во всё, что окружает его.

Мальчик. Татка, у солнца свет самородный?.. А звёзды?... А край земли близко?... А пошто немцы говорят несходно с нами?

Отец. Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.

Мальчик уходит за ширму. Песня звучит громче. Выходит юноша – повзрослевший мальчик.

Юноша. Татко, а латинскому языку где учат?

Отец. В Москве, в Славяно-греко-латинской академии. Только принимают детей дворянского и духовного звания. Тебе, крестьянскому сыну, латыни не нюхать…

Юноша. Ну…Сей день не без завтра…

Отец. Слава Богу, достаток имею, могу позволить единственному сыну и побаловаться. Остарею, всё на него опрокинется, не до книг будет…

Юноша. Татенька! А все господа многограмотны.

Отец. Ври больше! На что благородному господину читать и писать самому?! Он писца да чтеца нанять может. Всё равно как «Иван, сошей башмаки! Марья, пеки пироги!»

Юноша. Государь мой татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!

Отец. Эх, думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.

Юноша. Татенька, государь, благослови в Москву учиться…

Отец. Ну, сын… Воля твоя… Люди-те, люди-те скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл, скитаться…»

Юноша. Татенька, не плачь!..Воля твоя…

Юноша кланяется отцу в пояс, берёт мешок, надевает шапку, уходит. На фоне видеоролика.



Ведущий 2. Страстная жажда знаний побудила Михайло Ломоносова уйти из дома в морозную ночь в декабре 1730 года. Ушёл в Москву вместе с проходящим мимо рыбным обозом. Имел на себе шубу да кафтан, да три рубля денег.(Демонстрируется кадр из фильма о Ломоносове.)



Ведущий 1. В начале января 1731 года М.В.Ломоносов прибыл в Москву, где поступил в единственное высшее обучение того времени – Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Жить и учиться было очень трудно. Он писал о несказанной бедности: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и денежку кваса, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил».



Чтец.

Над Москвой первопрестольной звоны колоколен,

Облака да ветер перекрёстный.

День стоит великопостный.

Под Блаженным в луже талой –

Голуби купаются.

Михаил идёт усталый, мыслям улыбается:

«Ох, строги, строги монахи!

Учим греков да латынь.

Локти рваны у рубахи –

Поживи-ка на алтын!

Дома батя в тёплой хате,

Аки блудному сынку простирает мне объятья,

Нет, вернуться не могу!

Кем я стану? Сам не знаю!

Может, в Азии попом?

Академию кончаю, а мечтаю не о том…

Мне бы в море! Запах соли,

Паруса, смола, канат…»

Встречный ветер щёки колет,

Да гудит охотный ряд.

Шёл с толпой, снег тёр –

Оттепель настала вдруг.

В этот день направил ректор

В «Академию наук».



Ведущий 2. В 1735 году в числе лучших учеников Ломоносов был отправлен в Петербургскую академию наук, учреждённую Петром 1. Здесь Михаил Васильевич начал обучаться немецкому языку, латыни, математике, риторике, географии, истории и танцам. Занятия по математике включали и физику. Через год в числе трёх более способных студентов он командируется в Германию для изучения горного дела.



Ведущий 1. Философ Христиан Вольф, у которого Ломоносов изучал физико-математические науки, так аттестовал его: «Молодой человек с прекрасными способностями… Нисколько не сомневаюсь, что… со временем, по возвращении в отечество, может принести пользу государству…»

В 1741 году Ломоносов вернулся в Петербург. В 1742 году его зачисляют в штат сотрудников Петербургской академии наук, а в 1745 году утверждают профессором химии.



Ведущий 2. До Ломоносова химия, в противоположность физике, многим не считалась даже наукой, а относилась к категории искусств. Ломоносов впервые определил химию как науку о превращении веществ.

В 1748 году после ожесточённых столкновений с академическим начальством он добивается открытия первой в России научной и учебной химической лаборатории.



Ведущий 1. Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия.



Ведущий 2. Свыше 17 лет своей жизни Ломоносов посвятил исследованиям в области стеклоделия. Он раскрыл секреты изготовления непрозрачных окрашенных стёкол (смальты). На специально построенной фабрике им была выполнена мозаичная картина «Полтавская баталия» (эта картина находится в старинном здании Академии наук в Санкт-Петербурге).







Ведущий 1. Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые стекло чтут ниже минералов,

Приманчивым лучом блистающих в глаза:

Не меньше польза в нём, не меньше в нём краса.

…Пою перед тобой в восторге похвалу

Ни камням дорогим, ни злату, но стеклу.



Ведущий 2. М.В. Ломоносов был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом.



Ведущий 1. Почти три столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В. Ломоносов. Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог и мечтать.



Ведущий 2. По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории человечества, да и на протяжении последующих веков. В его жизни и делах воплощены лучшие черты русского народа.



Ведущий 1. Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».



Ведущий 2. Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России.

Звучит торжественная музыка. Выходит юноша – Михаил Ломоносов, читает строки из оды:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.





Ведущий 1 (на фоне « Гаудеамуса»). 25 января 1755 года Ломоносовым был основан первый Российский университет – ныне Московский университет имени М.В.Ломоносова. В год открытия университета в нём было всего 3 факультета: юридический, философский и медицинский. Сегодня их 41! Имя Ломоносова, Московский университет - это символы эпохи Просвещения в России. Да здравствует Просвещение! Да здравствует Россия!



Голос Ломоносова ( на фоне колокольного звона) .

« За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились Россияне, чтобы показали свое достоинство… Восстани и ходи, Россия; восстании и уходи! Отряси свои сомнения и страхи; и радости, и надежды сполнена, красуйся, ликуй, возвышайся!»



Ведущий 2. М.В.Ломоносов был ученым-энциклопедистом своего времени. Поражает не только глубина и широта его мыслей и идей, но необъятный круг вопросов, научных исследований. Не обошёл стороной он и филологию с литературой.



Ведущий 1. Труды М.В.Ломоносова в области литературы, филологии ознаменовали новый подъём национальной культуры России. В.Г.Белинский отмечал, что с Ломоносова начинается наша литература, что он был её «отцом и пестуном, он был её Петром Великим, ибо дал направление «нашему языку и нашей литературе».



Ведущий 2. Трудно представить развитие в России литературного языка, поэзии, наконец, русской грамматики без основополагающих работ Ломоносова. Под прямым или косвенным влиянием Ломоносова выросло целое поколение русских людей, которые восприняли его передовые филологические идеи и стремились развивать их дальше. Ломоносовскими традициями определялся весь ход формирования отечественного языкознания и русского литературного языка.

Ведущий 1. Литературное творчество великого учёного было весьма разнообразно. Это и поэтические произведения, оригинальные и переводные, и художественная проза, и научные по своему содержанию, богатые образами высокого словесного искусства речи.

Поэзия Ломоносова была встречена восторженно и создала ему громкую славу, которая как при его жизни, так и на протяжении многих десятилетий после смерти превосходила его популярность как учёного.



Чтение докладов «Роль М.В.Ломоносова в развитии русской поэзии», «Реформы Ломоносова в области литературного языка», «Образ Петра Первого в одах Ломоносова».



Ведущий 2.М.В. Ломоносов создает ряд практических пособий, необходимых для широкой литературной подготовке деятелей русской культуры. Первым пособием была «Риторика»- первое печатное руководство в России по теории литературы и ораторскому искусству.



Ведущий 1. Став настольной книгой для нескольких поколений русских людей, «Риторика» Ломоносова воспитывала в них чувства долга, справедливости и любви к Отечеству. Ещё большую роль в истории русской культуры сыграла составленная Ломоносовым «Российская грамматика», выдержавшая четырнадцать изданий и не потерявшая научного значения до нашего времени.

Ведущий 2. Белинский называл Ломоносова отцом русской поэзии. Н.В.Гоголь писал: « Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги».



Заключение.

Ведущий 1. Ломоносов был универсальным гением. Он работал в различных областях науки и искусства (17 областей), во всем опережая свое время иногда на десятилетия, иногда на столетия. Он был страстным борцом за передовую науку, которая ломает старое и открывает пути к новому.

Чем бы ни занимался Ломоносов – физическим или химическими опытами, поэзией или географическими исследованиями, всегда движущей силой его творчества было патриотическое стремление работать на благо родины.



Ведущий 2. В последние годы жизни слава Ломоносова распространялась далеко за пределами родины. В 1750 г. он был избран почётным членом шведской Академии наук. В 1763 г. 10 октября Ломоносов в торжественной обстановке был избран почётным членом Петербургской академии художеств. А в 1764г. 13 апреля он становится членом Болонской академии наук, которая отдавала должное заслугам Ломоносова в области мозаичного искусства.



Ведущий 1. Будучи уже больным, М.В. Ломоносов переживал за судьбу того, чему была посвящена вся его жизнь. За несколько дней до смерти он с грустью сказал своему другу академику Я.Я. Штелину, неотлучно находившемуся при нём: «Друг, я вижу, что должен умереть и спокойно и равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринимал я для пользы отечества, для приращения наук и для славы академии, и теперь, при конце жизни моей, должен я видеть, что все мои полезные намерения исчезнут вместе со мной».



Ведущий 2. 4 апреля 1765г. в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов умер. Он похоронен в Санкт-Петербурге на кладбище Александро-Невской лаврой.

Прав был Б.Н.Меншуткин, относя к самому Ломоносову сделанный им последний перевод Горация:

Я знак бессмертия себе воздвигнул

Превыше пирамид и крепче меди,

Что бурный Аквилон сотреть не может,

Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит

Велику часть мою, как жизнь скончаю...



Ведущий 1. «На берегах Ледовитого моря, - писал В.Г.Белинский, - подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказывало собою, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному».

Горячий патриот, Ломоносов всю жизнь боролся за честь и достоинство россиян. Он показал, какие гениальные силы и способности таились в русском народе.



Чтец:

Он, обнимавшийся с волною,

Как с яростным, гривастым львом,

Палимый холодом , что зноем,

Сквозь ветер шедший напролом,

Простой, земной, обыкновенный,

Он, самый рядовой в ряду,

Сбивавший об утес колена,

Отлично цену знал труду!

Он, помышлявший о высотах,

Чтобы в гостях побыть у звезд,

Мечтавший о воздухолетах,

Поймавший молнию за хвост ,

Он, услыхавший рокот гулкий

Подземных благоносных сил,

Где злато, словно бы в шкатулке,

Которое весь мир копил,

Где, приложив умело руки,

Получишь уголь, нефть, руду,

Он, съевший соли пуд в науке,

Отлично цену знал труду,

Он, распознавший атом-чудо,

Вперед взглянув на сотни лет,

Защитник крепостного люда,

Свидетель всенародных бед,

Был страшен тем, кого бывало,

С поличным за руку ловил.

Хлопот им доставлял немало,

За что и был всегда не мил.

И как не может побрататься

С врагами честный прокурор,

Так многим, многим тунеядцам

Не мог быть другом «злой помор».