Школа № Дата ____________ _____________ _____________
Предмет урока: Русский язык Класс 12 ____________ _____________ _____________
| Тема урока: | К. Чолиев. «Шофёры». Разряды сложных предложений. |
| Цель урока: | формирование знаний о жизни и творчестве К. Чолиева развитие умения работать с текстом, выразительно читать умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений Воспитание любви к Президенту, к своей Родине, к родной природе. |
| Вид урока: | комбинированный |
Оборудование урока: | мультимедийный проектор, экран, компьютер. | |
Ход урока.
1. Организационный период урока:1) Приветствие; Дата; Проверка посещаемости и запись в журнале;
2) Проверка готовности учащихся к уроку и наличия учебных принадлежностей;
2. Проверка выполнения домашнего задания. Расскажите о сложном предложении по таблице
Проверка выразительного чтения стихов
Фронтальный опрос:
1. Какое предложение является сложным?
2. Какие бывают сложные предложения по способу связи частей?
3. Как связываются части союзного сложного предложения?
4. Как связываются части бессоюзного сложного предложения?
5. Расскажите о строении сложного предложения.
3. Подведение итогов пройденной темы: Обобщение пройденной темы.
4. Объяснение новой темы: План урока:
1. краткая информация о К. Чолиеве
2. Разряды сложных предложений.
3. Выполнение заданий
К концу урока учащиеся будут знать:
1. о К. Чолиеве
2. о профессии шофёра
3. разряды сложных предложений.
К концу урока учащиеся будут уметь:
- отличать типы сложных предложений
- анализировать прочитанное
Слово учителя. Курбан ЧОЛИЕВ (1937-2002г)- известный туркменский поэт. Он родился в селе Мекан Ходжамбазского этрапа Лебабского велаята
После окончания школы поступил в Туркменский государственный университет имени Махтумкули. В литературу пришёл в 60-е годы
Чтение стихотворения «Шофёры», (Курбан Чолиев)
Шуршат по дорогам веселые шины.
Спешат по дорогам машины, машины ...
А в кузове - важные, срочные грузы:
Кирпич и железо, дрова и арбузы.
Работа шоферов трудна и сложна
Но, как она людям повсюду нужна.
- Что шуршит по дорогам? - Веселые шины
-Что спешит по дорогам?- Машины, машины
- Что везут машины в кузове? - А в кузове - важные, срочные грузы
-Какие грузы вы запомнили?- Кирпич и железо, дрова и арбузы
-Какая работа у шофера?- Работа шоферов трудна и сложна
- Это важная профессия? - Но, как она людям повсюду нужна.
- О чём эти стихи?
- К чему призывает поэт?
- О чём мечтает поэт?
На доске записана тема урока. Давайте прочитаем её, и скажете мне, чем же мы будем сегодня заниматься на этом уроке. (Учащиеся читают тему, определяют цели урока.)
Союзное сложное предложение, части которого грамматически не зависят друг от друга, равноправны и связаны сочинительными союзами, называют сложносочиненными.
Свет уже не мелькал, и красное пятно сузилось, потускнело.
Союзное сложное предложение, в котором одна часть подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом, называется сложноподчиненным.
Не могу точно сказать, когда случилось это чудо.
Разряды сложных предложений.
5. Закрепление. Найдите сложные предложения
1.Человек трудом велик. 2. Славен человек не словами, а славен делами. 3. Родина славит тех, кто трудится для всех. 4. Кто любит труд, того люди чтут. 5. Кто в труде впереди, у того орден на груди. 6. Герои рождаются в труде. 7. Птицу узнают в полёте, а человека – в работе. 8. Всякое дело человеком ставится, человеком и славится.
Задание. Вставьте слово вместо пропуска. генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно
естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их
работать на себя.
повиновения, осуждая чрезмерную покорность и неистощимое терпение.
6.Задание на дом: выучить стихи выучить стихи К. Чолиев. «Шофёры».
Спишите. Определи разряды СП
1. Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.2. Дело мастера боится.3. Языком не торопись, а делом не ленись.4. Хвались не тем, что можешь сделать, а тем , что уже сделал. 5. Умение везде найдёт применение. 6. Для кого труд – радость, для того жизнь – счастье.7. Умелые руки не знают скуки.8. Где труд, там и счастье.
7. Подведение итогов урока и оценка знаний учеников.
1) Обобщение; 2) Оценить знания учеников.
Подготовил учитель русского языка:
Примечание: _______________________________________________________
Завуч средней школы №